Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 18 сентября 2009 г. N А78-433/2008
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Иркутск-Нафта" (далее - ООО "Иркутск-Нафта", общество) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением к администрации городского округа "Город Петровск-Забайкальский", администрации муниципального района "Петровск-Забайкальский район" о признании недействительными акта проверки пункта приема и отгрузки древесины от 12.12.2007 и протокола N 1 совместного заседания КЧС и ОПБ от 24.12.2007 в части приостановления деятельности ООО "Иркутск-Нафта".
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил Прокурор Забайкальского края.
Дело рассмотрено с участием Правительства Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Читинской области от 5 ноября 2008 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2008 года, производство по делу по заявлению ООО "Иркутск-Нафта" об оспаривании акта проверки пункта приема и отгрузки древесины от 12.12.2007 прекращено. Решением признан недействительным протокол N 1 совместного заседания КЧС и ОПБ от 24.12.2007 в части приостановления деятельности ООО "Иркутск-Нафта".
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 апреля 2009 года судебные акты отменены с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Читинской области.
Решением Арбитражного суда Читинской области от 11 июня 2009 года производство по заявлению ООО "Иркутск-Нафта" об оспаривании акта проверки пункта приема и отгрузки древесины от 12.12.2007 прекращено. В удовлетворении заявления о признании недействительным протокола N 1 совместного заседания КЧС и ОПБ от 24.12.2007 в части приостановления деятельности ООО "Иркутск-Нафта" отказано.
В кассационной жалобе ООО "Иркутск-Нафта" обжалует решение суда в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным протокола N 1 совместного заседания КЧС и ОПБ от 24.12.2007. Заявитель жалобы ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного применения судом постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Представители Прокуратуры Забайкальского края, Правительства Забайкальского края считают судебный акт законным, просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы. Правительством Забайкальского края, администрацией городского округа "Город Петровск-Забайкальский" представлены отзывы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 69908, N 69909, N 69910). Администрация городского округа "Город Петровск-Забайкальский" просила рассмотреть кассационную жалобу без участия ее представителя.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебного акта.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал суду первой инстанции на необходимость установить:
- находится ли пункт приема и отгрузки древесины, принадлежащий ООО "Иркутск-Нафта", по адресу: г. Петровск - Забайкальский, ул. Металлургов, то есть в зоне чрезвычайной ситуации;
- вправе ли был орган, принявший оспариваемый акт, самостоятельно квалифицировать сложившуюся ситуацию как крайнюю необходимость в связи с выявленными нарушениями в работе пункта приема и отгрузки древесины (отсутствие лицензий на эксплуатацию пожароопасного объекта, на обращение с опасными отходами и другие);
- доказаны ли нарушения в деятельности пункта, отраженные в акте проверки от 12.12.2007, и, как следствие, основания для остановки деятельности этого пункта.
При новом рассмотрении дела, выполняя указания суда кассационной инстанции, судом первой инстанции установлено следующее.
11.12.2007 Губернатором Читинской области принято постановление N 192 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципальных районов "Карымский район", "Красночикойский район", "Петровск-Забайкальский район", "Улетовский район", "Хилокский район", "Читинский район", "Шилкинский район" и городского округа "Петровск-Забайкальский".
Данным постановлением:
- пунктом 1 в границах городского округа "Петровск-Забайкальский" и муниципального района "Петровск-Забайкальский район" с 11.12.2007 введен режим чрезвычайной ситуации;
- пунктом 4 главам муниципальных районов, в том числе "Петровск-Забайкальский район" и городского округа "Город Петровск-Забайкальский", рекомендовано ввести в границах соответствующих территорий с 11.12.2007 режим чрезвычайной ситуации;, создать из состава членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований постоянно действующие оперативные штабы для организации работы по ликвидации чрезвычайной ситуации;
- пунктом 5 областным и муниципальным группам по борьбе с незаконной заготовкой, транспортировкой и экспортом древесины в течение пяти дней с момента введения режима чрезвычайной ситуации следовало провести оперативные проверки исполнения всеми пунктами приема и отгрузки древесины требований Закона Читинской области от 19.09.2007 N 992-ЗЧО "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области";
- пунктом 6 предписывалось приостановить на территории указанных муниципальных образований деятельность пунктов приема и отгрузки древесины, не соблюдающих требований Закона Читинской области от 19.09.2007 N 992-ЗЧО "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области", до принятия судебного решения о запрете или разрешении дальнейшей деятельности данных пунктов.
Совместным постановлением глав городского округа "Город Петровск-Забайкальский" и администрации муниципального района "Петровск-Забайкальский район" с 11.12.2007 N 533/372 в связи с большим количеством незаконных рубок древесины, повлекших за собой значительный ущерб окружающей среде, в целях сохранения лесов от уничтожения, обеспечения экологической безопасности и охраны лесов, недопущения нарушений установленного порядка лесопользования на территории города и района от 11.12.2007 введен режим чрезвычайной ситуации, создан оперативный штаб по ликвидации чрезвычайных ситуаций, предписано провести оперативные проверки и принять меры к прекращению деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, не соблюдающих требований Закона Читинской области от 19.09.2007 N 992-ЗЧО.
12.12.2007 комиссия в составе работников городского округа проверила находящийся в зоне чрезвычайной ситуации пункт приема и отгрузки древесины ООО "Иркутск-Нафта", расположенный в г. Петровск-Забайкальский по ул. Металлургов, 1.
В ходе проверки комиссией установлено отсутствие у общества документа о закреплении обязанностей, установленных Законом области, за конкретным работником; копии документа о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; документов о постановке на налоговый учет; лицензии на эксплуатацию пожароопасного объекта; лицензии на обращение с опасными отходами; документа, подтверждающего право пользования земельным участком по приему и отгрузке древесины, что свидетельствует о несоблюдении требований Закона Читинской области от 19.09.2007 N 992-ЗЧО "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области". Составлен акт проверки пункта приема и отгрузки древесины от 12.12.2007.
24.12.2007 протоколом N 1 совместного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа "Город Петровск-Забайкальский" и муниципального района "Петровск-Забайкальский район" принято решение о приостановлении деятельности ООО "Иркутск-Нафта" в г. Петровске-Забайкальском по ул. Металлургов в виду несоблюдения требований Закона Читинской области от 19.09.2007 N 992-ЗЧО.
Суд пришел к правильному выводу о том, что городская комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утвержденная постановлением главы городского округа "Город Петровск-Забайкальский" от 10.12.2007 N 529, имела полномочия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории городского округа "Город Петровск -Забайкальский".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 7 Положения координационными органами единой системы на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 8 Положения образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Согласно пункту 33 Постановления Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 30.12.2003 N 794 в случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам, в том числе, остановке деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Следовательно, как правильно посчитал суд, комиссия имела полномочия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории этого городского округа и вправе была самостоятельно квалифицировать сложившуюся ситуацию как крайнюю необходимость в связи с выявленными нарушениями в работе пункта приема и отгрузки древесины, находящегося в зоне чрезвычайной ситуации.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что отсутствие у общества в момент проверки лицензии на эксплуатацию пожароопасного объекта и лицензии на обращение с опасными отходами не могло само по себе образовать состояние крайней необходимости и послужить основанием принятия оспариваемого протокола, проверен, однако не может быть учтен.
В соответствии с пунктом 6 постановления Губернатора Читинской области N 192 о введении режима чрезвычайной ситуации приостановление деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, не соблюдающих требования Закона Читинской области от 19.09.2007 N 992-ЗЧО, рассматривается как одна из мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Поскольку пункт приема находился в районе с объявленным режимом чрезвычайной ситуации, остановка деятельности пункта являлась одной из мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации вправе был принять решение об остановке деятельности пункта.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Читинской области от 11 июня 2009 года по делу N А78-433/2008 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Читинской области от 11 июня 2009 года по делу N А78-433/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 8 Положения образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
...
Согласно пункту 33 Постановления Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 30.12.2003 N 794 в случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам, в том числе, остановке деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
...
В соответствии с пунктом 6 постановления Губернатора Читинской области N 192 о введении режима чрезвычайной ситуации приостановление деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, не соблюдающих требования Закона Читинской области от 19.09.2007 N 992-ЗЧО, рассматривается как одна из мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 сентября 2009 г. N А78-433/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А78-433/2008
22.07.2009 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-675/08
29.12.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-675/08
22.12.2008 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-675/08
05.11.2008 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-433/08
02.04.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-675/08