Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 23 сентября 2009 г. N А33-5449/2009
(извлечение)
Прокурор города Дивногорска (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении Муниципального учреждения "Комплексный Центр социального обслуживания населения" (далее - учреждение) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 апреля 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2009 года решение суда от 27 апреля 2009 года отменено. Принят новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, прокурор города Дивногорска обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, решение суда оставить в силе.
По мнению заявителя кассационной жалобы, несмотря на установленный факт оказания учреждением платных медицинских услуг и получения денежных средств за из предоставление, суд необоснованно не усмотрел в действиях учреждения признаков предпринимательской деятельности.
Заявитель жалобы считает, что в действиях учреждения имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель прокуратуры подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Представитель учреждения считает судебный акт законным и обоснованным.
Прокуратура города Дивногорска о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 60932, N 60933).
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв 21 сентября 2009 года до 10 часов 00 минут 23 сентября 2009 года, о чем сделано публичное извещение.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено материалами дела, муниципальное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052464077654, является некоммерческой организацией, созданной по решению администрации города Дивногорска в результате реорганизации Комитета по социальной защите населения администрации города Дивногорска в форме выделения службы социальной помощи на дому в самостоятельное юридическое лицо.
В период с 17.03.2009 по 24.03.2009 прокуратурой города Дивногорска проведена проверка соблюдения учреждением законодательства о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, в ходе которой установлен факт осуществления предпринимательской деятельности без лицензии.
По данному факту 24.03.2009 прокурором вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, на основании которого, прокурор обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях учреждения вменяемого ему состава административного правонарушения, вины в его совершении.
Отменяя решение суда, и принимая новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления прокурора, суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, образуют действия по осуществлению предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с названным Законом.
Из содержания статьи 34 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в редакции от 22.08.2004) (далее Закон N112-ФЗ) следует, что право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Для оказания основных социально-бытовых услуг могут привлекаться граждане, не имеющие профессиональной подготовки, на условиях трудового договора, заключаемого с органами управления социальным обслуживанием населения или учреждениями социального обслуживания.
В соответствии с пунктом 1.8 Устава учреждение организуется и содержится за счет средств, предусмотренных краевым бюджетом, доходов, полученных в результате оказания платных услуг населению и других внебюджетных поступлений, разрешенных действующим законодательством.
Из Устава следует, что учреждение организуется и содержится за счет бюджетных средств, предназначенных для реализации целей деятельности учреждения, доходов от оказания платных услуг населению, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, основным источником финансирования государственного сектора системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются бюджеты субъектов Российской Федерации. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов являются: доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предприятий, учреждений и организаций системы социальной защиты населения, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации; средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги (статья 31 Закона N 122-ФЗ).
Следовательно, для учреждения по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов предусмотрены различные внебюджетные источники финансирования: средства, поступающие в качестве платы за социальные услуги и доходы от предпринимательской деятельности.
Из материалов дела следует, что учреждение имеет лицевой счет, на который зачисляются средства от стоимости социальных услуг, при этом доходов от предпринимательской деятельности лицевой счет не предусматривает в качестве источника финансирования учреждения.
Бюджетная роспись предусматривает только расходы за счет доходов от платных услуг (за счет средств, поступивших от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги) на 2008-2009 годы. Доходы от предпринимательской деятельности учреждения бюджетной росписью также не предусмотрены.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, согласно Уставу учреждение является некоммерческой организацией, созданной по решению администрации муниципального образования города Дивногорска в результате реорганизации Комитета по социальной защите населения администрации города Дивногорска в форме выделения службы социальной помощи на дому, состоящей из трех отделений, в самостоятельное юридическое лицо и в соответствии с Законом Красноярского края от 20.12.2005 N17-4312 "О наделении органов местного самоуправления края государственными полномочиями по социальному обслуживанию населения" исполняет государственные полномочия по социальному обслуживанию населения, то есть оказывает социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам гарантированные государством, в порядке и на условиях установленных уполномоченным органом, что является основной уставной деятельностью учреждения.
Для осуществления уставной деятельности учреждения ежегодно из бюджета Красноярского края выделяются денежные средства, необходимые для содержания и оплаты труда работников в размере 100%. Расходование денежных средств ведется в соответствии с Приложением 1 к Закону Красноярского края от 20.12.2005 N17-4312.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их обеспечению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что представленные суду доказательства не свидетельствуют о том, что учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что административный орган не доказал наличие в действиях учреждения состава вменяемого ему в вину административного правонарушения, а поэтому в соответствии с частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно отказал в удовлетворении требований о привлечении учреждения к административной ответственности.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств по делу, что в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2009 года по делу N А33-5449/2009 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2009 года по делу N А33-5449/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для осуществления уставной деятельности учреждения ежегодно из бюджета Красноярского края выделяются денежные средства, необходимые для содержания и оплаты труда работников в размере 100%. Расходование денежных средств ведется в соответствии с Приложением 1 к Закону Красноярского края от 20.12.2005 N17-4312.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их обеспечению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 сентября 2009 г. N А33-5449/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании