Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 7 октября 2009 г. N А19-6588/09
(извлечение)
Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (ОАО "Иркутскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к государственному учреждению "8 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" (ГУ "8 ОФПС по Иркутской области") о взыскании (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) задолженности в сумме 94 219 рублей 86 копеек, составляющей сумму основного долга по счету-фактуре N 25357-219 от 31.12.2008, выставленной по государственному контракту N 219 от 01.04.2006 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде с потребителем, финансируемым из областного бюджета.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2009 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2009 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2009 года оставлено без изменения.
ГУ "8 ОФПС по Иркутской области" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2009 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2009 года отменить, производство по делу прекратить.
Заявитель кассационной жалобы утверждает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. По мнению ГУ "8 ОФПС по Иркутской области", надлежащим ответчиком должна быть Иркутская область, поскольку государственный контракт N 219 от 01.04.2006 заключен от ее имени для обеспечения нужд области.
ГУ "8 ОФПС по Иркутской области" считает, что арбитражными судами в нарушение части 1 статьи 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дана оценка доказательствам того, что ответчик не является получателем бюджетных средств Иркутской области, в связи с чем задолженность не может быть взыскана за счет средств федерального бюджета.
Как полагает ГУ "8 ОФПС по Иркутской области", арбитражным судам следовало применить к спорным правоотношениям нормы специального законодательства, регулирующего порядок заключения и исполнения государственного контракта, а именно: Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", постановления Правительства Российской Федерации N 382 от 22.05.2008 "Об утверждении соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Иркутской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасения людей на водных объектах".
ОАО "Иркутскэнерго" в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель ОАО "Иркутскэнерго" подтвердил позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
ГУ "8 ОФПС по Иркутской области" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 12207, N 12268), однако своего представителя в судебное заседание не направило.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.04.2006 между ОАО "Иркутскэнерго" и отрядом Государственной противопожарной службы МЧС России Братского района и г.Братска заключен государственный контракт N 219 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде с потребителем, финансируемым из областного бюджета, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию в горячей воде (пункт 1.1 контракта).
Ссылаясь на задолженность ответчика по оплате принятой в декабре 2008 года тепловой энергии, ОАО "Иркутскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим иском.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа обжалуемые судебные акты считает подлежащими отмене в вязи со следующим.
В силу положений части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены.
Согласно части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В силу требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на арбитражном суде лежит обязанность оценки доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд должен оценить доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство может быть признано арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Материально-правовым требованием иска является взыскание задолженности за оказанные по государственному контракту N 219 от 01.04.2006 истцом в декабре 2008 года услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде, правовым основанием - статьи 11, 309, 314, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь положениями действующего законодательства, арбитражные суды правильно квалифицировали спорные правоотношения (связанные со снабжением тепловой энергией) между сторонами как возникшие в связи с неисполнением ответчиком обязательств по контракту, и регулируемые параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и общими положениями гражданского законодательства об обязательствах и договорах.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 5.2 государственного контракта N 219 от 01.04.2006 количество тепловой энергии определяется по приборам коммерческого учета. У абонента приборы коммерческого учета не установлены.
Таким образом, исходя из содержания исковых требований и подлежащих применению норм материального права, регулирующих обязательственные отношения, обусловленные поставкой тепловой энергии, в предмет судебного исследования по данному делу входят: наличие заключенного между сторонами договора (контракта); определение объема отпущенной и фактически потребленной тепловой энергии за спорный период, ее стоимости.
Доказательства, подтверждающие фактически принятое ответчиком в декабре 2008 года количество тепловой энергии (акты приема-передачи тепловой энергии; иные документы, содержащие первичные данные для определения задолженности расчетным путем), в материалы дела истцом не представлены и судом не истребованы.
Судами не указано, какие доказательства подтверждают факт наличия принятого потребителем ресурса на основании вышеуказанного контракта и его количества.
Судами не исследована и не дана оценка счету-фактуре N25357-219 от 31.12.2008 с учетом требований статей 71, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет его относимости, допустимости, достаточности.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2009 года по делу N А19-6588/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2009 года по тому же делу подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Иркутской области необходимо устранить допущенные нарушения: установить объемы отпущенной истцом и фактически потребленной ответчиком тепловой энергии за спорный период; проверить расчет стоимости потребленной тепловой энергии; истребовать у истца доказательства, подтверждающие заявленные требования; оценить представленные сторонами доказательства с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности каждого в отдельности и взаимной связи их в совокупности; разрешить вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2009 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2009 года по делу N А19-6588/09 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Отменить меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2009 года, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2009 года по делу N А19-6588/09, установленные в определении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 сентября 2009 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как полагает ГУ "8 ОФПС по Иркутской области", арбитражным судам следовало применить к спорным правоотношениям нормы специального законодательства, регулирующего порядок заключения и исполнения государственного контракта, а именно: Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", постановления Правительства Российской Федерации N 382 от 22.05.2008 "Об утверждении соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Иркутской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасения людей на водных объектах".
...
Материально-правовым требованием иска является взыскание задолженности за оказанные по государственному контракту N 219 от 01.04.2006 истцом в декабре 2008 года услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде, правовым основанием - статьи 11, 309, 314, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 октября 2009 г. N А19-6588/09
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании