Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 октября 2009 г. N А78-1910/2009 Суд частично признал недействительным решение налогового органа, поскольку выставление счета-фактуры с выделением налога лицом, не являющимся плательщиком НДС, влечет лишь возникновение у него обязанности по перечислению в бюджет полученной от покупателей суммы налога (извлечение)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа.

Согласно подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.

По мнению налогового органа, согласно изменениям, внесенным в п. 5 ст. 173 НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, круг налогоплательщиков был расширен за счет лиц, не являющихся плательщиками налога, но выставивших покупателю счет-фактуру с выделением НДС. Поэтому, общество является налогоплательщиком НДС и подлежит привлечению к ответственности, а за неуплату налога должны быть начислены пени.

Однако, суд пришел к выводу, что позиция налогового органа не соответствует нормам налогового законодательства.

Так, суд указал, что выставление счета-фактуры с выделением налога лицом, не являющимся плательщиком НДС, влечет лишь возникновение у него обязанности по перечислению в бюджет полученной от покупателей суммы налога в значении, придаваемом главой 21 НК РФ.

При этом, суд отметил, что довод налоговой инспекции о том, что в силу п. 5 ст. 173, п. 2 ст. 346.11 НК РФ общество является налогоплательщиком НДС, несостоятелен.

Из содержания статьи 75 НК РФ, определяющей понятие, порядок начисления и уплаты пеней, следует, что пеня как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, не подлежит взысканию с лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС в случае нарушения ими п. 5 ст. 173 НК РФ.

К налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ может быть привлечено только лицо, которое в силу норм НК РФ обязано уплачивать налог, то есть налогоплательщик.

Поскольку согласно п. 5 ст. 173 НК РФ на обществе лежала лишь обязанность по перечислению выделенного в счетах-фактурах и полученного от покупателей НДС, плательщиком которого общество не является, суд пришел к выводу об отсутствии у ИФНС оснований для привлечения общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ и начисления пеней.

Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции оставил без удовлетворения кассационную жалобу налогового органа.


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 октября 2009 г. N А78-1910/2009


Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании