Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 27 октября 2009 г. N А19-8249/09
(извлечение)
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Казанцева Ольга Владимировна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г.Иркутска (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 73 от 06.04.2009, вынесенного за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 июня 2009 года заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, неправомерным является вывод арбитражного суда о необоснованном привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП Российской Федерации.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа представитель налоговой инспекции подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Предприниматель о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, отзыв на кассационную жалобу не представил.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена проверка исполнения предпринимателем требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - закон N54-ФЗ) при осуществлении предпринимательской деятельности за период с 01.01.2006 по 25.03.2009.
По результатам проверки 06.04.2009 составлен акт проверки полноты учета выручки N 06-014.
В ходе проведения проверки налоговой инспекцией установлено, что предпринимателем не заполняются, не составляются первичные учетные документы, что повлекло неоприходование выручки в кассовой книге. Для проверки представлены журналы кассира-операциониста, фискальные отчеты, паспорта (формуляры) на ККТ, регистрационные карточки. На проверку не представлены КО-1 "Приходный кассовый ордер", КО-2 "Расходный кассовый ордер", КО-3 ""Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов", КО-4 "Кассовая книга", КО-5 "Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств". Проверка проводилась в присутствии предпринимателя, претензий к проверке не имелось. Акт вручен предпринимателю в день проверки.
В присутствии предпринимателя 06.04.2009 был составлен протокол об административном правонарушении N 74. Из протокола следует, что предпринимателем не заполняются, не составляются первичные учетные документы, что повлекло неоприходование выручки в кассовой книге, в результате чего налоговой инспекцией сделан вывод о совершении предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП Российской Федерации.
Налоговой инспекцией 08.04.2009 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 73, в соответствии с которым предприниматель привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в сумме 4 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным и подлежащим отмене.
Арбитражный суд Иркутской области, принимая решение об удовлетворении заявленных предпринимателем требований, исходил из того, что налоговой инспекцией не доказано наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции.
В соответствии с положениями статьи 15.1 КоАП Российской Федерации нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение).
Исходя из пункта 1 Положения, денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ), допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ и включенных комиссией в Государственный реестр ККМ, используемых на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Центральным Банком Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 года N 40 определено, что для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Пунктом 1 указанного Порядка в число предприятий включены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.
В соответствии с пунктом 12 названного Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" утверждены унифицированные формы первичной документации учета кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Согласно положениям пункта 2 данного постановления указанная первичная документация должна вестись юридическими лицами всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
С учетом изложенного арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что перечисленными актами в обязанность индивидуальных предпринимателей не вменяется ведение кассовой книги и составление приходных и расходных кассовых ордеров.
В соответствии с пунктом 3.4 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, по каждой контрольно-кассовой машине заводится журнал кассира-операциониста.
Судом установлено, что предприниматель производила прием наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением с применением ККМ и отражала эти операции в журнале кассира-операциониста, порядок ведения и форма которого утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и указанным постановлением Госкомстата журнал кассира-операциониста (КМ-4) применяется для учета операций, касающихся оприходования и расхода наличных денег.
Принимая во внимание изложенное, арбитражным судом правильно сделан вывод о том, что действия предпринимателя не подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 июня 2009 по делу N А19-8249/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2009 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 июня 2009 года по делу N А19-8249/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2009 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.4 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, по каждой контрольно-кассовой машине заводится журнал кассира-операциониста.
Судом установлено, что предприниматель производила прием наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением с применением ККМ и отражала эти операции в журнале кассира-операциониста, порядок ведения и форма которого утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и указанным постановлением Госкомстата журнал кассира-операциониста (КМ-4) применяется для учета операций, касающихся оприходования и расхода наличных денег.
Принимая во внимание изложенное, арбитражным судом правильно сделан вывод о том, что действия предпринимателя не подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 октября 2009 г. N А19-8249/09
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании