Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 5 ноября 2009 г. N А10-2261/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее - Служба по тарифам) от 25.12.2008 N 1/35 "О тарифе на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ООО "Энергосбытовая компания" на 2009 год".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 августа 2009 года заявленные требования удовлетворены; со Службы по тарифам в пользу заявителя взыскана госпошлина в сумме 2000 рублей.
Обжалуя решение суда в связи с неправильным применением норм процессуального права, Служба по тарифам указывает на нарушение судом частей 4, 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку судом исследовались только экономические составляющие тарифа без проверки положений оспариваемого приказа на соответствие требованиям Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, из анализа которых следует, что тарифы, установленные данным приказом, не соответствуют указанным правовым актам, а форма приказа не соответствует форме, утвержденной Федеральной службой по тарифам, в связи с чем основанием для признания приказа незаконным является его принятие с превышением полномочий Службы по тарифам, а не по экономической составляющей тарифа.
Заявитель кассационной жалобы указывает на необоснованное взыскание с него судом государственной пошлины в пользу общества как несоответствующее подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного Служба по тарифам просит отменить обжалуемый судебный акт и принять новое решение.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель Службы по тарифам подтвердила позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель ООО "Энергосбытовая компания" изложил возражения против ее доводов.
Как следует из материалов дела, в апреле 2008 года заявитель обратился в Службу по тарифам с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на 2009 год и представил необходимые для его расчета документы и информацию согласно "Перечню документов для рассмотрения и утверждения тарифов на передачу электрической энергии по сетям ООО "Энергосбытовая компания" на 2009 год".
Службой по тарифам проведена экспертиза представленных документов и выдано экспертное заключение по расчету тарифов, в разделе 3.3.4 которого произведены корректировки затрат на арендную плату: расходы компании по договору аренды N 01 от 01.03.2007, заключенному с ООО ЭСК "Транзитэнергосервис" снижены с 7975.2 тыс. рублей до 746.9 тыс. рублей; по договору субаренды помещения конторы N А-06/2007 от 01.12.2007, заключенного с предпринимателем Павельевой М.Д., расходы снижены с 1020 тыс. рублей до 421 тыс. рублей.
Приказом Службы по тарифам от 25.12.2008 N 1/35 "О тарифе на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ООО "Энергосбытовая компания" на 2009 год" установлены следующие ставки: ставка за содержание электрических сетей в размере 180452 руб./МВт/мес., ставка за оплату электрических потерь электрической энергии в сетях в размере 90.56 руб./МВт.ч.
Считая, что данный приказ не соответствует действующему законодательству, так как при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год необоснованно занижены расходы компании по договору аренды N 01 от 01.03.2007 и договору субаренды N А-06/2007 от 01.12.2007, что нарушает ее права и законные интересы, ООО "Энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд сделал вывод о несоответствии оспариваемого приказа положениям статей 2, 4, 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, пунктам 21, 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, пункту 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, указав на то, что применение Службой по тарифам необоснованного метода расчета арендной платы и необоснованное занижение расходов по данной статье привело к расчету экономически необоснованного тарифа на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям общества на 2009 год.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.
Согласно статье 4 названного Закона при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться основные принципы, в том числе обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
Статьей 6 Закона установлено, что регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, (далее - Основы ценообразования) при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом. При этом переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется регулирующим органом по согласованию с Федеральной службой по тарифам (пункт 15).
В состав расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включается плата за аренду имущества (подпункт 5 пункта 29).
ООО "Энергосбытовая компания" обратилось в Службу по тарифам с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям общества на 2009 год, представив необходимые для расчета тарифа документы и информацию.
Согласно "Перечню документов для рассмотрения и утверждения тарифов на передачу электрической энергии по сетям ООО "Энергосбытовая компания" на 2009 год" обществом представлены, в том числе, доказательства, подтверждающие расходы по договору аренды имущества N 01 от 01.03.2007, заключенного с ООО "ЭСК Транзитэнергосервис", в размере 7975.2 тыс. рублей и по договору субаренды помещения конторы N А-06/2007 от 01.12.2007, заключенного с индивидуальным предпринимателем Павельевой М.Д. в размере 1020 тыс. рублей.
При рассмотрении дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии Службой по тарифам не приняты во внимание и не учтены представленные компанией документы, подтверждающие ее расходы; установление тарифа основывалось исключительно на заключении собственной экспертной группы.
В соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, (далее - Правила) в протоколе, являющемся неотъемлемой частью решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, указываются основные экономические показатели расчетного периода регулирования, объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования (пункт 21).
Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе (пункт 22).
В нарушение указанных норм в протоколе заседания коллегии Службы по тарифам N 1/36 от 25.12.2008 не указано, по каким основаниям заявителю отказано во включении в тариф на услуги по передаче электрической энергии расходов, которые он несет в связи с договорами аренды имущества и субаренды помещения.
При таких обстоятельствах Арбитражным судом Республики Бурятия сделан правильный вывод о том, что при принятии оспариваемого приказа Служба по тарифам обязана была обеспечить экономическую обоснованность устанавливаемых для ООО "Энергосбытовая компания" ставок за содержание электрических сетей в размере 180452 руб./МВт/мес. и за оплату электрических потерь электрической энергии в сетях в размере 90.56 руб./ МВт.ч., в том числе посредством учета затрат на передачу электрической энергии в соответствии с установленным порядком определения и учета таких затрат; неисполнение этой обязанности повлекло применение необоснованного метода расчета арендной платы по договору аренды N 01 от 01.03.2007 и договору субаренды помещения конторы N А-06/2007 от 01.12.2007 и необоснованное занижение расходов по указанным статьям, что привело к расчету экономически необоснованного тарифа на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям заявителя на 2009 год и является нарушением положений Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в связи с чем приказ от 25.12.2008 N 1/35 "О тарифе на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ООО "Энергосбытовая компания" на 2009 год" признан недействующим.
Кроме того, оспариваемый приказ не соответствует следующим требованиям.
Согласно статье 6 Федерального закона N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют, в том числе, полномочия по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
При этом регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации N 20-э/2 от 06.08.2004.
В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям определяются путем деления необходимой валовой выручки организаций, оказывающих данные услуги (в том числе с привлечением других организаций), на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования и дифференцируются по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством Российской Федерации, в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Согласно пункту 21 Правил постановление регулирующего органа принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает в себя: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней; сроки действия тарифов и (или) их предельных уровней с календарной разбивкой.
Статьей 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке установлено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее в данном пункте, а также в пунктах 54.1 и 54.2 - потребители), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе необходимой валовой выручки (НВВ), рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на
территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Таким образом, при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям заявителя на 2009 год следует применять единый котловой тариф, рассчитываемый в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Данное обстоятельство не учтено Службой по тарифам при расчете тарифа для ООО "Энергосбытовая компания" на 2009 год и издании оспариваемого приказа.
Вместе с тем это не влияет на законность обжалуемого судебного акта.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном взыскании с него судом государственной пошлины рассмотрен судом кассационной инстанции и подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления, относится к судебным расходам по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 разъяснено, что поскольку с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
Учитывая, что действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение суда принято не в их пользу, суд первой инстанции правомерно взыскал расходы по оплате государственной пошлины со Службы по тарифам как с проигравшей стороны по делу.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение суда, принятое по данному делу, основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального права.
Вместе с тем на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации абзац 1 резолютивной части решения суда подлежит изменению как не соответствующий содержанию пункта 2 части 2 статьи 195 Кодекса, предписывающего определенную форму изложения резолютивной части решения в случае принятия решения о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим как не соответствующего иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 195, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 августа 2009 года по делу N А10-2261/2009 изменить.
Абзац 1 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
признать недействующим приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия N 1/35 от 25 декабря 2008 года "О тарифе на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ООО "Энергосбытовая компания" на 2009 год" как не соответствующий статьям 2, 4, 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пунктам 21.22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109, пункту 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109.
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке установлено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее в данном пункте, а также в пунктах 54.1 и 54.2 - потребители), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе необходимой валовой выручки (НВВ), рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на
территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 ноября 2009 г. N А10-2261/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании