Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 23 ноября 2009 г. N А74-1032/2009
(извлечение)
Прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Республики Хакасия и к Центральному банку Российской Федерации о признании недействительным в силу ничтожности договора банковского счета от 28.11.2008 N155 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания Министерства финансов и экономики Республики Хакасия закрыть счет N 40302810300950000022 в Центральном банке Российской Федерации в лице Национального банка Республики Хакасия в головном расчетно-кассовом центре г. Абакана.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 апреля 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 1 июня 2009 года в иске отказано.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 августа 2009 года удовлетворено заявление о правопреемстве ответчика - Министерства финансов и экономики Республики Хакасия. Ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Республики Хакасия.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2009 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, прокурор Республики Хакасия обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, иск удовлетворить.
Заявитель полагает, что несмотря на отсутствие порядка открытия и ведения органам государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственным им учреждениям счета N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций", органы Федерального казначейства не освобождены от исполнения своей функции по открытию и обслуживанию таких счетов, поскольку органы Федерального казначейства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703). Другие органы государственной власти республики, кредитные учреждения указанными функциями не наделены.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство финансов Республики Хакасия и Центральный банк Российской Федерации в лице Национального банка Республики Хакасия доводы жалобы отклонили как несостоятельные.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в арбитражном процессе прокуратуры Иркутской области подтвердила позицию, изложенную в кассационной жалобе. Представители Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, Центрального банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Хакасия на доводы кассационной жалобы возразили.
Проверив в порядке установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия и Третьего арбитражного апелляционного суда установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанции, между Центральным банком Российской Федерации в лице Головного расчетно-кассового центра г.Абакана Национального банка Российской Федерации и Министерством финансов и экономики Республики Хакасия заключен договор банковского счета от 28.11.2008 N155, в соответствии с которым Министерству финансов и экономики Республики Хакасия открыт бюджетный счет N 40302810300950000022 по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений в валюте Российской Федерации.
Полагая, что действия субъектов по заключению договора банковского счета от 28.11.2008 N155 и открытию счета не соответствует действующему бюджетному законодательству, прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве финансов и экономики Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.09.2006 N246, министерство является республиканским органом исполнительной власти и обладает статусом финансового органа, обеспечивающим формирование и реализацию бюджетной, финансовой и социально-экономической политики Республики Хакасия, исполнительно-распорядительными функции по управлению республиканскими государственными финансами, осуществляющим координацию деятельности в этих сферах иных органов исполнительной власти республики.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями названного Кодекса.
Ведение лицевых счетов для учета операций главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям Федерального казначейства.
В соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Статья 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами утвержден Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N7н. Среди перечня лицевых счетов, открытие которых регулируется данным порядком, отсутствуют лицевые счета для учета средств, поступающих во временное распоряжение бюджетного учреждения субъекта федерации.
Соглашением от 14.01.2009 N 01-Д, заключенным между УФК по Республике Хакасия и Правительством Республики Хакасия, "Об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению республиканского бюджета Республики Хакасия при кассовом обслуживании исполнения бюджета органами Федерального казначейства" осуществление ведения счета N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений" не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 4.14 Положения "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", утвержденного Центральным Банком Российской Федерации от 05.12.2002 N 205-П и зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 20.12.2002 N 4061, счет N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений" предназначен для учета сумм, находящихся во временном распоряжении бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, на счетах бюджетных учреждений и органов Федерального казначейства, подлежащих по наступлении определенных условий возврату вносителям или перечислению по принадлежности. Счет пассивный.
По кредиту счета проводятся внесенные бюджетными учреждениями суммы денежных средств, а также средства, поступившие от других организаций в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
По дебету счета проводятся суммы денежных средств, выдаваемые и перечисляемые по распоряжениям распорядителей счетов.
В аналитическом учете ведутся лицевые счета в разрезе органов Федерального казначейства, бюджетных учреждений.
Следовательно, средства, поступающие во временное распоряжение бюджетного учреждения, не являются средствами бюджета.
Таким образом, открытие счета в учреждении Центрального банка Российской Федерации N40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций" по учету внебюджетных денежных средств Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, наделенному правом ведения бухгалтерского учета и собственной сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам, не является нарушением бюджетного законодательства.
Статьей 48 Федерального закона N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" установлено, что Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации оказывают информационные услуги Федеральному казначейству и его территориальным органам и обслуживают без взимания платы счета, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности и поступающими во временное распоряжение бюджетных учреждений.
Следовательно, возможность обслуживания счета финансового органа субъекта Российской Федерации для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение бюджетных учреждений предусмотрена названным Федеральным законом.
Указание Центрального Банка Российской Федерации от 18.06.1999, предписывающее организациям, финансируемым из бюджетов Российской Федерации или местных бюджетов, счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетной организации, открывать в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утратило силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 05.05.2009 N2228-У.
С учетом изложенного, арбитражным судом первой инстанции правомерно отказано в иске о признании договора банковского счета от 28.11.2008 N155 недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий ее недействительности.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 1 июня 2009 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2009 года по делу N А74-1032/2009 основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 1 июня 2009 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2009 года по делу N А74-1032/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации оказывают информационные услуги Федеральному казначейству и его территориальным органам и обслуживают без взимания платы счета, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности и поступающими во временное распоряжение бюджетных учреждений.
...
Указание Центрального Банка Российской Федерации от 18.06.1999, предписывающее организациям, финансируемым из бюджетов Российской Федерации или местных бюджетов, счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетной организации, открывать в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утратило силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 05.05.2009 N2228-У."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 ноября 2009 г. N А74-1032/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании