г. Красноярск
"06" августа 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" августа 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Кирилловой Н.А., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба К.В.,
при участии:
от Прокуратуры Республики Тыва (истца): Кулябовой Ю.А. - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края;
от Центрального банка Российской Федерации (ответчика): Потылицыной Е.И. - представителя по доверенности от 12.05.2009;
от Министерства финансов Республики Хакасия (ответчика): Боярского М.Г. - представителя по доверенности от 25.06.2009 N 17-д;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - прокурора Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "01" июня 2009 года по делу N А74-1032/2009, принятое судьей Кобыляцкой Н.Н.,
установил:
Прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Республики Хакасия и к Центральному банку Российской Федерации о признании недействительным в силу ничтожности договора банковского счёта от 28.11.2008 N 155 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания Министерства финансов и экономики Республики Хакасия закрыть счёт N 40302810300950000022 в Головном Расчётно-кассовом центре г. Абакана Национального банка Республики Хакасия.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 апреля 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 1 июня 2009 года в иске отказано.
Не согласившись с данным решением, прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение и иск удовлетворить. В апелляционной жалобе указано, что, несмотря на отсутствие порядка открытия и ведения бюджетных счетов органам государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственным им учреждениям N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций", органы Федерального казначейства не освобождены от исполнения своей функции по открытию и обслуживанию таких счетов, поскольку органы Федерального казначейства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703). Другие органы государственной власти республики, кредитные учреждения указанными функциями не наделены.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов Республики Хакасия указало:
- прокурором не учтено, что денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета;
- средства, переданные участниками аукционов в залог, нельзя безусловно признать доходами бюджета, так как указанные средства не всегда переходят в собственность государства;
- наделение казначейства полномочием по осуществлению операций со средствами, поступающими во временное распоряжение бюджетных учреждений Республики Хакасия соглашением от 14.01.2009 N 01-Д, заключенным между Управлением федерального казначейства по Республике Хакасия и Правительством Республики Хакасия, не предусмотрено;
- в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-Фз "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации обслуживают без взимания платы счета, открытые финансовым органом субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности и поступающими во временное распоряжение бюджетных учреждений.
В отзыве на апелляционную жалобу Центральный банк Российской Федерации указал, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
До начала исследования доказательств от Министерства финансов Республики Хакасия поступило заявление о правопреемстве ответчика - Министерства финансов и экономики Республики Хакасия на Министерство финансов Республики Хакасия.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 августа 2009 года заявление удовлетворено. Ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Республики Хакасия.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, подтвердили доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия в судебное заседание не явилось, отзыв на апелляционную жалобу не направило, извещено надлежащим образом. Дело рассматривается в отсутствие его представителя на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено.
Между Центральным банком Российской Федерации в лице Головного расчётно-кассового центра г.Абакана Национального банка Российской Федерации и Министерством финансов и экономики Республики Хакасия заключён договор банковского счёта от 28.11.2008 N 155, в соответствии с которым Министерству финансов и экономики Республики Хакасия открыт бюджетный счёт N 40302810300950000022 по учёту средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений в валюте Российской Федерации.
Полагая, что договор банковского счёта от 28.11.2008 N 155 не соответствует действующему бюджетному законодательству, прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительная по основаниям, установленным настоящим Кодексом в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве финансов и экономики Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.09.2006 N 246, министерство является республиканским органом исполнительной власти и обладает статусом финансового органа, обеспечивающим формирование и реализацию бюджетной, финансовой и социально-экономической политики Республики Хакасия, исполнительно-распорядительными функции по управлению республиканскими государственными финансами, осуществляющим координацию деятельности в этих сферах иных органов исполнительной власти республики.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями названного Кодекса.
Ведение лицевых счетов для учёта операций главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям Федерального казначейства.
Соглашением от 14.01.2009 N 01-Д, заключенным между УФК по Республике Хакасия и Правительством Республики Хакасия, "Об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению республиканского бюджета Республики Хакасия при кассовом обслуживании исполнения бюджета органами Федерального казначейства" не предусмотрено осуществление ведения счета N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений".
В соответствии со статьeй 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учёта операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключённым соглашением открывает и ведёт лицевые счета для учёта операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Статья 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами утверждён Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н. Среди перечня лицевых счетов, открытие которых регулируется данным порядком, отсутствуют лицевые счета для учёта средств, поступающих во временное распоряжение бюджетного учреждения субъекта федерации.
Таким образом, на настоящий момент отсутствует порядок открытия лицевых счетов по учёту средств, поступающих во временное распоряжение бюджетного учреждения субъекта федерации.
В такой ситуации открытие счёта в учреждении Центрального банка Российской Федерации N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций" бюджетному учреждению субъекта Российской Федерации не является нарушением бюджетного законодательства.
Статьей 48 Федерального закона N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" установлено, что Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации оказывают информационные услуги Федеральному казначейству и его территориальным органам и обслуживают без взимания платы счета, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности и поступающими во временное распоряжение бюджетных учреждений.
Следовательно, возможность обслуживания счета финансового органа субъекта Российской Федерации для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности и поступающими во временное распоряжение бюджетных учреждений действующим законодательством предусмотрена.
Указание Центрального Банка Российской Федерации от 18.06.1999, предписывающее организациям, финансируемым из бюджетов Российской Федерации или местных бюджетов, счета по учёту средств, поступающих во временное распоряжение бюджетной организации, открывать в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учёта в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утратило силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 05.05.2009 N 2228-У.
С учетом изложенного, арбитражным судом первой инстанции правомерно отказано в иске о признании договора банковского счёта от 28.11.2008 N 155 недействительной (ничтожной) сделкой и для применения последствий её недействительности.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца, который в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "01" июня 2009 года по делу N А74-1032/2009-03АП-2778/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Н.А. Кирилловой |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1032/2009
Истец: Прокуратура Республики Хакасия
Ответчик: Центральный банк РФ, Центральный банк Российской Федерации в лице Национального банка Республики Хакасия Банка России, Министерство финансов и экономики Республики Хакасия
Третье лицо: Управление Федерального казначесйства по РХ