Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 23 декабря 2009 г. по делу N А19-10350/09
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования "Братский район" (администрация) в лице Финансового управления Администрации муниципального образования "Братский район" (учреждение), выразившегося в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Финансового управления Администрации муниципального образования "Братский район" до момента фактического исполнения исполнительного листа N 20198, выданного на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 30.10.2007 (дело N А19-13414/07).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 18 июня 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования "Братский район".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 июля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2009 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, бездействие учреждения по неприостановлению операций на счетах администрации противоречит положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и подтверждено материалами дела.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем, дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 30.10.2007 N А19-13414/07 удовлетворены требования инспекции по взысканию с администрации 266 546 рублей 43 копеек единого социального налога. На основании данного решения судом был выдан исполнительный лист N 20198 о взыскании с администрации указанной суммы. Указанный исполнительный лист передан учреждению 18.06.2008. Требованием от 26.01.2009 N 06-11/02255 инспекция запросила сведения об исполнении указанного исполнительного листа, а также о приостановлении операций на лицевых счетах должника. Учреждение письмом от 25.03.2009 сообщило, что данный исполнительный лист не исполнен в связи с дефицитом бюджета.
Не согласившись с бездействием учреждения, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным бездействия учреждения по неприостановлению операций на лицевых счетах учреждения и обязании приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах учреждения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит положений о такой мере, как приостановление операций по лицевым счетам органа, занимающегося открытием и ведением лицевых счетов бюджетных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно пунктам 3, 4, 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса финансовый орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта с заявлением взыскателя.
Пункт 3 указанной статьи содержит перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа.
При наличии указанных оснований, орган возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Как установлено материалами дела, предъявленный к исполнению исполнительный лист не был возвращен учреждением в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок, то есть был принят к исполнению.
В соответствии с положениями частей 5, 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
Судами установлено, что учреждение не исполнило в полном объеме в трехмесячный срок свои обязательства - обязанности по уведомлению о неисполнении должником исполнительного листа и по приостановлению расходования средств на счетах администрации.
Таким образом, инспекция вправе была подать исковое заявление о признании незаконным бездействия финансового управления по неприостановлению операций на счетах администрации.
Вместе с тем, как правильно указали суды, инспекция обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия учреждения по неприостановлению операций на своих лицевых счетах, в то время как должником в соответствии с указанным исполнительным листом является администрация.
Следовательно, судами правильно отказано в удовлетворении заявленных требований на том основании, что таких мер, как приостановление операций на лицевых счетах финансового управления, в Бюджетном кодексе Российской Федерации по указанным обстоятельствам не определено.
Довод инспекции о том, что акты судов не соотносятся со сложившейся практикой, не может быть принят во внимание, так как инспекцией заявлен иск о признании незаконным бездействия финансового управления в той части, в которой его деятельность правомерна.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 июля 2009 года по делу N А19-10350/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2009 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями частей 5, 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
Судами установлено, что учреждение не исполнило в полном объеме в трехмесячный срок свои обязательства - обязанности по уведомлению о неисполнении должником исполнительного листа и по приостановлению расходования средств на счетах администрации.
Таким образом, инспекция вправе была подать исковое заявление о признании незаконным бездействия финансового управления по неприостановлению операций на счетах администрации.
Вместе с тем, как правильно указали суды, инспекция обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия учреждения по неприостановлению операций на своих лицевых счетах, в то время как должником в соответствии с указанным исполнительным листом является администрация.
Следовательно, судами правильно отказано в удовлетворении заявленных требований на том основании, что таких мер, как приостановление операций на лицевых счетах финансового управления, в Бюджетном кодексе Российской Федерации по указанным обстоятельствам не определено."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 декабря 2009 г. по делу N А19-10350/09
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании