Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 17 мая 2010 г. по делу N А33-21648/2009
(извлечение)
Прокурор Красноярского края обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Норильскому городскому Совету депутатов об оспаривании пункта 8 приложения N 2 к решению от 17.02.2009 N 17-394.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2010 года оспоренный пункт 8 приложения N 2 к решению от 17.02.2009 N 17-394 признан несоответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и недействующим.
В кассационной жалобе Норильский городской Совет депутатов ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного применения законов, на соответствие которым проверено оспариваемое положение пункта 8 приложения N 2.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, в пункте 8 приложения N 2 размер арендной платы установлен в соответствии с пунктом 3 Правил определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, и составляет 2 % от кадастровой стоимости земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор Красноярского края считает судебный акт законным.
УФАС по Красноярскому краю, Норильский городской Совет депутатов о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 12794, N 12795), однако своих представителей в судебное заседание не направили.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 50 минут 17 мая 2010 года, о чем сделано публичное извещение. После перерыва лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствуют.
В дополнении к отзыву прокуратура Красноярского края указала, что экономическое обоснование применения коэффициента К1 именно в установленном значении, а не в ином размере, в пределах двух процентов от кадастровой стоимости земельных участков, установленном статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в материалы дела Норильским городским Советом не представлено.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как установлено материалами дела, решением Норильского городского Совета депутатов от 17.02.2009 N 17-394 "Об утверждении Положения об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город Норильск, и об определении коэффициентов для расчета арендной платы за использование на территории муниципального образования город Норильск земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" утверждено Положение об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город Норильск (Приложение N 1 к решению); определены коэффициенты, учитывающие вид разрешенного использования земельных участков (К1), для расчета размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (Приложение N 2 к решению).
Указанное решение опубликовано в газете "Заполярная правда" N 28 от 03.03.2009.
Согласно пункту 8 приложения N 2 к решению Норильского городского Совета депутатов от 17.02.2009 N 17-394, коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка (К1) для земельных участков, предназначенных для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр при проектировании и строительстве, составляет 0,0200, при эксплуатации - 0,020.
Полагая, что пункт 8 приложения N 2 к решению от 17.02.2009 N 17-394 противоречит действующему законодательству, нарушает публичные права, а также права и интересы неограниченного круга лиц, прокурор Красноярского края обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Признавая пункт 8 приложения N 2 недействующим, суд исходил из того, что Положение об арендной плате за земельные участки, утвержденное решением городского Совета депутатов от 17.02.2009 N 17-394, устанавливает, в том числе, порядок определения размера арендной платы за используемые земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Названный порядок, как указал суд, должен соответствовать статье 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Размер годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в законе по формуле
А = Кс х К1 х К2, где А - арендная плата за земельный участок в год; Кс - кадастровая стоимость земельного участка; К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка для всех видов территориальных зон; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
Прокурор оспорил размер приводимого в данной формуле коэффициента К1, учитывающего вид разрешенного использования земельных участков, предназначенных для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр.
Суд признал оспоренный коэффициент К1 произвольно установленным в отсутствие экономического обоснования.
Суд при принятии решения по делу руководствовался абзацем пятым пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции Закона N 212-ФЗ, согласно которому порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данные выводы суда постановлены без учета правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09.
Суд не учел следующее.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности") "юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно".
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Статья 3 Закона N 137-ФЗ устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из приведенной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что ставки арендной платы за землю являются регулируемыми ценами, арендная плата должна определяться в соответствии с действующим законодательством, статья 3 Федерального закона N 137-ФЗ не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Прокуратура Красноярского края в дополнении к отзыву на кассационную жалобу считает, что в рамках настоящего дела прокурор не оспаривал сам по себе размер корректирующего коэффициента К1, и, следовательно, в рассматриваемом случае правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не применима. По мнению прокурора, Норильский городской Совет депутатов не доказал применение коэффициента К1 именно в установленном значении.
Между тем, коэффициенту К1 не может придаваться самостоятельное юридическое значение в отрыве от собственно размера арендной платы за землю.
По мнению суда кассационной инстанции, обоснованность названного коэффициента не могла рассматриваться судом без учета его влияния на установленный законом размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и которые предназначены для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр при проектировании и строительстве, а также при эксплуатации.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 этой статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Между тем, суд постановил выводы о признании недействующим пункта 8 приложения N 2, определяющего коэффициент К1, без установления того обстоятельства, является ли арендная плата за эти земельные участки (в годовом исчислении) соответствующей размеру, установленному статьей 3 Федерального закона N 137-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 212-ФЗ).
При таких условиях решение суда подлежит отмене как принятое без установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего дела, без выяснения вопроса о том, соответствует ли установленный размер арендной платы на год за использование вышеуказанных земельных участков ставкам арендной платы, установленным Федеральным законом N 137-ФЗ.
При новом рассмотрении суд должен исходить из толкования правовых норм, приведенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, являющегося общеобязательным.
На основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции отменяет решение суда первой инстанции полностью и направляет дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2010 года по делу N А33-21648/2009 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2010 г. по делу N А33-21648/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании