Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 22 июля 2010 г. по делу N А58-913/2010
(извлечение)
Постановлением Президиума ВАС РФ от 10 мая 2011 г. N 15575/10 настоящее Постановление отменено
Закрытое акционерное общество Производственно-коммерческая фирма "Премьера" (далее - ЗАО ПКФ "Премьера", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействующим решения Якутской городской Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-3 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" в части пункта 9.4 строки 397 по кадастровому кварталу 14:36:107026 Приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск" на 2009 год", как не соответствующего пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Окружная администрация города Якутска (далее - Администрация).
Дело рассмотрено с участием прокуратуры Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2010 года требования общества удовлетворены. Решение Якутской городской Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-3 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" в части пункта 9.4 строки 397 по кадастровому кварталу 14:36:107026 Приложения N1 "Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск" на 2009" признано недействующим.
Якутская городская Дума (далее - Дума) обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой и дополнением к жалобе, в которых просит отменить решение суда по мотивам неправильного применения пунктов 2, 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт, прекратив производство по делу.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при принятии решения суд неправомерно руководствовался определением Конституционного суда РФ от 11.05.2004 N 209-О, поскольку изложенная в нем правовая позиция высказана в связи с рассмотрением дела с иными фактическими обстоятельствами.
Оспаривая выводы суда о несоответствии нормативного правового акта Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Дума ссылается на то, что решение от 25.02.2009 N РЯГД-15-3 было принято в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", проверенного Верховным судом Республики Саха (Якутия) на предмет соответствия федеральному законодательству.
Дума считает необоснованным применение судом 2%-ной предельной ставки арендной платы при расчете арендной платы обществу, поскольку ЗАО ПКФ "Премьера" не относится к категории арендаторов, которые переоформили свое право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, земельный участок изначально был представлен обществу на праве аренды.
В отзывах на кассационную жалобу прокуратура Республики Саха (Якутия) и общество считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, Якутской городской Думой заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей, в связи с чем дело слушается без участия представителей сторон.
Представитель прокуратуры в судебном заседании считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Якутской городской Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-3 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск": утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" на 2009 год согласно Приложению N 1; утвержден состав видов разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" согласно Приложению N 2; утверждены сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" согласно Приложению N 3; утверждены льготы по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" согласно Приложению N 4.
Решение Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-3 опубликовано в газете "Эхо столицы" N 16 (1725) от 3 марта 2009 года.
В соответствии с пунктом 9.4 строки 397 Приложения N 1 названного решения Думы базовая ставка арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 14:36:107026 в процентах от кадастровой стоимости земельного участка для земельных участков, предоставленных под объектами материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (земельные участки заготовительных пунктов и отделений, элеваторов, баз и складов, товарно-сырьевых бирж и прочих предприятий материально-технического снабжения) установлена в размере 3,31%.
На основании договора аренды земельного участка от 29.06.2006 N 18, заключенного между Департаментом имущественных отношений ГО "Якутск" и ЗАО ПКФ "Премьера", обществу представлен в аренду земельный участок из земель поселений под кадастровым номером 14:36:107026:0027, находящийся по адресу: г.Якутск, ул.Матросова, 1, квартал "123", сроком с 26.05.2006 по 01.04.2011.
Полагая, что Решение Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-3 в части установления пунктом 9.4 строки 397 Приложения N 1 базовой ставки арендной платы за земельный участок по кадастровому кварталу 14:36:107026 в размере 3,31% от кадастровой стоимости не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, как субъекта экономической деятельности, ЗАО ПКФ "Премьера" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Удовлетворяя требования общества, арбитражный суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого пункта решения Якутской городской Думы положениям пунктов 2 и 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", отсутствия экономической обоснованности оспариваемой базовой ставки арендной платы.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене в силу следующего.
Основанием для признания нормативного правового акта недействующим является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверяет полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (части 4, 5, 6 статьи 194 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого нормативного правового акта) (далее - Закон N 137-ФЗ) установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что решением Якутской городской Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-3 утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Пунктом 9.4 строки 397 Приложения N 1 названного решения базовая ставка арендной платы за земельный участок по кадастровому кварталу 14:36:107026 установлена в размере 3,31% от кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку базовая ставка арендной платы, предусмотренная пунктом 9.4 решения Думы, превышает установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предельный размер годовой арендной платы - 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта в указанной части положениям пунктов 2 и 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необоснованном применении судом в данном случае 2%-ной предельной ставки арендной платы при расчете арендной платы обществу, поскольку ЗАО ПКФ "Премьера" не относится к категории арендаторов, которые переоформили свое право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, подлежит отклонению судом кассационной инстанции как противоречащий позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 02.02.2010 N 12404/09, согласно которой предельный размер арендной платы подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет. Из приведенной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что ставки арендной платы за землю являются регулируемыми ценами, арендная плата должна определяться в соответствии с действующим законодательством, статья 3 Федерального закона N 137-ФЗ не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Кроме того, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), установив, что оспариваемый нормативный правовой акт отменен решением Якутской городской Думы от 17.12.2009 N РЯГД-22-6, и решая вопрос о возможности прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 12.07.2006 N 182-О, и исследовал, нарушал ли указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части права и свободы заявителя.
Исследовав и оценив надлежащим образом доводы ЗАО ПКФ "Премьера" и представленные в материалы дела доказательства, в том числе исковое заявление Администрации о взыскании с общества арендной платы за земельный участок, рассчитанной за 2 месяца 2009 года исходя из ставки 3,31%, суд пришел к мотивированному выводу о том, что установленная оспариваемым в части нормативным правовым актом ставка арендной платы за земельный участок влечет для ЗАО ПКФ "Премьера" юридически значимые последствия и тем самым затрагивает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поэтому доводы заявителя кассационной жалобы о том, что оспариваемым нормативным правовым актом права и свободы общества не нарушены и дело подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции как не основанные на фактических обстоятельствах дела, установленных судом.
Иные доводы Думы судом кассационной инстанции проверены, однако не могут быть учтены, как не влияющие на законность принятого решения.
Неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, по данному делу не установлено.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Поэтому правовые основания для их переоценки и учета доводов кассационной жалобы отсутствуют у суда кассационной инстанции, исходя из пределов его компетенции, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2010 года по делу N А58-913/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 июля 2010 г. по делу N А58-913/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума ВАС РФ от 10 мая 2011 г. N 15575/10 настоящее Постановление отменено