Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 30 ноября 2010 г. по делу N А33-5971/2010
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Крас-Бус" (далее - ООО "Крас-Бус", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании постановления Административной комиссии Октябрьского района в городе Красноярске (далее - административная комиссия) от 22.04.2010.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального учреждения города Красноярска "Красноярскгортранс" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 июня 2010 года заявленные требования удовлетворены частично. Постановление административной комиссии от 22.04.2010 признано незаконным и отменено путем изменения постановления в части назначения наказания, ООО "Крас-Бус" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2010 года решение суда от 28 июня 2010 года изменено. Принят новый судебный акт. Признано незаконным и отменено постановление административной комиссии от 22.04.2010 по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, административная комиссия обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением положений Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с учетом изменений, внесенных в указанный закон), решение суда первой инстанции оставить в силе.
Заявитель жалобы считает, что порядок создания административной комиссии Октябрьского района в городе Красноярске не нарушает положений вышеуказанного закона. Определение порядка создания, полномочий и организационной структуры административных комиссий происходит на региональном уровне, Красноярским городским Советом депутатов определяется лишь персональный состав административных комиссий.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель административной комиссии подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Представитель общества считает судебный акт законным и обоснованным.
Учреждение о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 14442), однако своих представителей в судебное заседание не направило, отзыв на кассационную жалобу не представило.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании 16 ноября 2010 года до 10 часов 15 минут и до 16 часов 00 минут 23 ноября 2010 года, о чем сделано публичное извещение.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на рассмотрение Административной комиссии Октябрьского района в городе Красноярске поступил акт муниципального учреждения города Красноярска "Красноярскгортранс" от 12.04.2010, согласно которому установлен факт необеспечения обществом технической возможности для передачи экипажем транспортного средства в салон звуковой информации, что является нарушением закона Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 "Об административных правонарушениях" (проверка проведена 12.04.2010 по ул.Славцова,16 в отношении автобусов государственные номера ЕВ 636 и ЕВ 881, принадлежащих обществу).
Административной комиссией в отношении общества 13.04.2010 составлен протокол об административном правонарушении.
22.04.2010 административной комиссией вынесено постановление о назначении административного наказания, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 "Об административных правонарушениях", в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, арбитражный суд первой инстанции обоснованно уменьшил сумму подлежащего взысканию с общества штрафа в связи с отсутствием отягчающих ответственность обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что протокол об административном правонарушении от 13.04.2010 составлен и оспариваемое постановление от 22.04.2010 вынесено неправомочным органом.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не может признать данные выводы суда апелляционной инстанции законными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 данного Кодекса; создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с названным Кодексом.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий, а также создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (подпункт 24.1); установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (подпункт 39).
На основании пункта 6 этой же статьи законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 поименованной статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
То обстоятельство, что в самой статье 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, равно как и в статье 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", полномочия по созданию административных комиссий не отнесены к компетенции органов местного самоуправления, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемых положений.
Кроме того, положения статьи 132 Конституции Российской Федерации и статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не исключают возможность наделения органов местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по организационному обеспечению деятельности административной комиссии и иного коллегиального органа, образованного законом субъекта Российской Федерации для рассмотрения определенных категорий дел об административных правонарушениях.
В Красноярском крае порядок и состав административных комиссий определен законом Красноярского края от 23.04.2009 N 8-3168 "Об административных комиссиях". В соответствии с пунктом 1 статьи 1 указанного закона административные комиссии - постоянно действующие коллегиальные органы, создаваемые для рассмотрения дел об административных правонарушениях и составления протоколов об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Законом края "Об административных правонарушениях" от 02.10.2008 N 7-2161.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона "Об административных комиссиях", административные комиссии создаются представительным органом муниципального образования по представлению Главы муниципального образования в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и иных членов административной комиссии на срок полномочий представительного органа муниципального образования.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.09.2009 N 7-717 "Об административных комиссиях" в городе Красноярске создана Административная комиссия Октябрьского района в городе Красноярске.
Таким образом, порядок создания Административной комиссии Октябрьского района в городе Красноярске, не нарушает положений Федерального закона N 184-ФЗ. Определение порядка создания, полномочий и организационной структуры административных комиссий на региональном уровне, а Красноярским городским Советом депутатов определяется лишь персональный состав административных комиссий.
Учитывая, что административная комиссия входит в систему субъектов административной юрисдикции в силу прямого указания статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что порядок создания административной комиссии не противоречит федеральному законодательству.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 13.04.2010 составлен и привлечение общества к административной ответственности произведено правомочным органом.
Неправильное применение апелляционным судом норм материального права повлекло за собой принятие неправильного судебного акта.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами на основании полного и всестороннего исследования всех доказательств с соблюдением требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, но судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции исходя из полномочий, установленных пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает обжалуемое постановление подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2010 года по делу N А33-5971/2010 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 июня 2010 года по тому же делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 ноября 2010 г. по делу N А33-5971/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании