Перспективы дальнейшего реформирования российских органов внутренних дел и повышение качества работы по борьбе с преступностью
Эффективность работы правоохранительных органов в России оценивается по регистрируемым статистикой показателям. Количество преступлений на протяжении последних десяти лет постепенно снижается. Сопоставление указанных сведений с иными статистическими показателями о преступности позволяет сделать выводы о росте искусственной латентности преступности, обусловленной чрезмерно большим количеством отказов в возбуждении уголовных дел, о тенденции к увеличению числа многоэпизодных, сложных дел, в том числе террористического характера и экстремистской направленности. В ходе проведенных в России реформ количество сотрудников полиции в 2011 г. сокращено на 20%. Поводом для принятия такого решения стали сведения о том, что в нашей стране, по сравнению с другими государствами, один из самых высоких коэффициентов полицейских на душу населения. Изучение возможностей оптимизации деятельности полиции показало, что снижение расходов на правоохранительную систему должно происходить не за счет сокращения патрулей, участковых, следователей и т.д. с перераспределением того же объема работы на меньшее количество оставшихся сотрудников, а за счет максимальной автоматизации деятельности сотрудников, развития технических средств наблюдения за общественным порядком, реагирования на правонарушения, широкого внедрения интернет-технологий, привлечения граждан к профилактической работе.
Ключевые слова: преступность; латентная преступность; предупреждение преступности; реформирование органов полиции.
Органы внутренних дел любого государства призваны обеспечивать правопорядок и безопасность своих граждан. Действующий сегодня в России Закон "О полиции" закрепляет за полицейскими обязанность незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в защите от преступных и иных противоправных посягательств. Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на расширенном заседании коллегии МВД России 8 февраля 2013 г., особо отметил: "Министерство внутренних дел традиционно играет ключевую роль в правоохранительной системе России, да и в государственном механизме в целом. В своей работе его сотрудники должны применять новые, более эффективные формы борьбы, гибко реагировать на изменение ситуации в стране, обществе, учитывать появление новых вызовов. Важнейший приоритет - это обеспечение безопасности граждан и общества в целом, наступательная борьба с криминальной угрозой" [8].
Традиционно в нашей стране эффективность работы правоохранительных органов оценивается по регистрируемым статистикой показателям. Судя по имеющимся официальным данным, с одной стороны, количество преступлений на протяжении последних десяти лет постепенно снижается и на сегодняшний день отличается в меньшую сторону от уровня 2003 г. уже на 16,5% (рис. 1) [11]. И большинство властных государственных решений принимается с учетом именно этого показателя - снижения преступности.
Однако, с другой стороны, сопоставление указанной цифры с иными статистическими сведениями о преступности позволяет нам прийти к несколько отличающимся выводам относительно криминальной ситуации в стране. Так, на фоне указанного 16,5-процентного снижения преступности количество возбужденных уголовных дел уменьшилось более чем на 40% (-43,1%). Одновременно фиксируется заметный, почти 40-процентный (+36,7%) рост числа регистрируемых обращений граждан в полицию и сопоставимый с ним (+40%) рост количества отказных материалов (рис. 2) [11].
Все это может говорить, во-первых, о росте искусственной латентности преступности, обусловленной чрезмерно большим количеством отказов в возбуждении уголовных дел. Во-вторых, о тенденции к увеличению числа многоэпизодных, сложных дел, в том числе террористического характера (+2,4%) и экстремистской направленности (+11,9%) [11]. Несмотря на это, в ходе проведенных реформ количество сотрудников полиции в 2011 г. было существенно, практически на 20% сокращено [10]. В качестве обоснования своего решения руководители нашей страны приводили сведения о коэффициентах количества полицейских, приходящихся на 1 тыс. населения (рис. 3) [12].
Из приведенных данных следует, что в России и Испании на каждую тысячу граждан приходится по пять полицейских. В таких странах, как Португалия, Италия, Турция, этот показатель составляет четыре полицейских, во Франции, Австрии и Венгрии - три полицейских, в Румынии, Польше, Германии, Англии - два полицейских и в Дании, Норвегии, Финляндии - один полицейский на каждую тысячу граждан. Вместе с тем мировой криминальный рейтинг стран с низкой численностью полиции говорит о том, что имеющимися у полиции силами этим государствам удается добиться минимального уровня преступности. Например, в Германии на 100 тыс. человек в год приходится в среднем менее одного убийства, в Англии - чуть более одного убийства, тогда как в России данный показатель составляет более десяти убийств на 100 тыс. населения (рис. 4) [9].
Рис. 1. Динамика преступности в России в 2003-2012 гг.
Рис. 2. Доля изменения показателей преступности в России в 2012 г.
Рис. 3. Число полицейских, приходящихся на 100 тыс. населения в Европе и России
Это свидетельствует о недостаточной эффективности осуществляемой полицией деятельности по защите граждан от криминальных угроз при наличии столь большого штата полицейских [2; 3]. Ведь большинство сотрудников органов внутренних дел добросовестно выполняют свои функции. Однако сама организация работы налажена не всегда правильно. Гонка за снижением расходов на содержание полиции и сокращение личного состава привели в ряде случаев к ухудшению ситуации в отдельных местностях. Практика подтверждает, что жители некоторых населенных пунктов остались фактически один на один с правонарушителями и были вынуждены давать им отпор самостоятельно, причем не всегда законными методами [6].
Изучение возможностей оптимизации деятельности полиции показало, что снижение расходов на правоохранительную систему должно было происходить не за счет механического сокращения патрулей, участковых, следователей и т.д. с перераспределением того же объема работы на меньшее количество оставшихся сотрудников, а за счет максимальной автоматизации деятельности сотрудников, развития технических средств наблюдения за общественным порядком, реагирования на правонарушения, широкого внедрения интернет-технологий, привлечения граждан к профилактической работе.
В России в нескольких субъектах уже ведется эксперимент по использованию программы "Безопасный город", которая позволяет осуществлять: оперативный круглосуточный контроль ситуации на улицах и объектах города в режиме реального времени; ведение видео- и аудиоархива; автоматическое оповещение соответствующих служб и организаций о возникновении чрезвычайных ситуаций; предоставление визуальной информации с мест установки телекамер; восстановление хода событий на основе записанных видеоматериалов; интеграцию видеоинформации с информацией других автоматизированных систем городской инфраструктуры [5]. Кроме того, программа "Безопасный город" позволяет: максимально повысить безопасность на улицах и дорогах города; охватить основные магистрали города, перекрестки, места проведения общественных мероприятий; лучше управлять дорожным движением в городе; более оперативно и обоснованно разрешать спорные ситуации при ДТП; эффективно бороться с криминальными и террористическими угрозами; осуществлять мониторинг ситуации и контроль во дворах многоквартирных домов, в подъездах, лифтах и на чердаках. Программа "Безопасный город" является важнейшим элементом оснащения правоохранительных органов и всех экстренных служб современными техническими средствами и системами информирования [1]. Однако эта система развернута пока еще далеко не везде, что существенно осложняет задачу борьбы с преступностью в деятельности силовых структур.
Рис. 4. Россия в мировом рейтинге по количеству убийств на 100 тыс. населения
Безусловного одобрения заслуживает и инициатива законодателя о принятии в России Федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка", в котором будут закреплены законодательные формулировки таких понятий, как "доброволец", "внештатный сотрудник полиции", "народный дружинник", "общественное объединение правоохранительной направленности", "народная дружина" [7]. Широкое участие общественности в профилактической деятельности позволит существенно снизить латентность преступности и ее реальный уровень.
Еще одним фактором, значительно осложняющим работу органов внутренних дел, является слишком медленное внедрение в практику системы электронного документооборота. Подавляющее большинство представителей власти, знакомых с системой документооборота правоохранительных органов, отмечают чрезмерную загруженность сотрудников бумажной работой. Необходимость заполнения огромного количества рукописных журналов, карточек, бланков отнимает время у сотрудников, которое они обязаны были бы затратить на реальные действия по борьбе с преступностью. Уже широко используемый всеми портал "Госуслуги" при условии подключения к нему "полицейских" функций позволил бы серьезно разгрузить правоохранительные органы от бюрократических процедур, переведя документооборот в электронный вид [4]. Ведь и сегодня каждый желающий может получить на сайте "Электронного правительства" "электронную подпись" и обмениваться нужной информацией через сеть с 33 государственными органами исполнительной власти, в число которых входит и Министерство внутренних дел Российской Федерации. Но услуги, оказываемые через Интернет, пока в большей мере относятся к лицензионно-разрешительной и информационно-справочной системе, учитывающей интересы граждан. Документооборот же внутри Министерства внутренних дел Российской Федерации и контактирующих с ним органов государственной власти происходит преимущественно в традиционном бумажном виде.
Определенный положительный эффект можно было бы ожидать от размещения в отделах полиции и опорных пунктах участковых уполномоченных автоматизированных терминалов по приему обращений граждан и выдаче им талонов-уведомлений. Это позволило бы вообще исключить возможность нарушения учетно-регистрационной дисциплины со стороны полиции на данном фронте работы и существенно облегчить задачу сотрудников дежурных подразделений.
Стоит отдельно отметить, что использование современных технологий уже давно является нормой во всех видах экономической деятельности. Сегодня трудно встретить предприятие, которое, например, не перевело бы свою бухгалтерию в электронный вид, не использовало бы систему "1С:Бухгалтерия". Однако внедрение электронных новинок в управленческие и юридические структуры происходит гораздо медленнее и труднее. Тем не менее научно-технический прогресс рано или поздно неизбежно приведет к переоснащению органов внутренних дел. Этому должны, несомненно, способствовать разработки, осуществляемые научно-исследовательскими и образовательными учреждениями системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Задача представителей научного сообщества - предлагать какие-то новые пути реформирования технологий борьбы с преступностью. А задача руководителей Министерства внутренних дел Российской Федерации - отбирать наиболее оптимальные и целесообразные предложения, внедряя их в практику. Наука, создавая на основе нужд практики необходимый теоретический задел, служит еще и законотворческой деятельности.
Соответственно, перспективы дальнейшего реформирования российских органов внутренних дел мы видим во всестороннем развитии взаимодействия науки и практики, в широком привлечении общественности на законных основаниях к профилактической деятельности, в техническом переоснащении полиции и упрощении ее документооборота. Все это позволит избавить практических работников от несвойственных им обязанностей, а освободившееся время уделить вопросам борьбы с преступностью.
Пристатейный список литературы
1. Аббасов Н.И. Эффективное использование современных научно-технических средств - важнейший фактор в раскрытии, расследовании и профилактике умышленных убийств / Н.И.Аббасов // Прокурорская и следственная практика. - 2012. - N 2 (47). - С. 44-48.
2. Алексеева А.П. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации (кадровый профессионализм, открытость для доверия и оптимизация): проблемы и перспективы реализации / А.П.Алексеева // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2012. - N 4 (22). - С. 16-20.
3. Алексеева А.П. Профилактика правонарушений в России: законодательные основы и перспективы реализации / А.П.Алексеева // Преступность, уголовная политика, уголовный закон: сб. науч. тр. / под ред. Н.А.Лопашенко ; Сарат. центр по исслед.проблем организ.преступности и коррупции. - Саратов: Изд-во Сарат. гос.юрид.акад., 2013. - С. 549-551.
4. Госуслуги [Электронный ресурс]: портал государственных услуг Российской Федерации // Электронное правительство: сайт. - Режим доступа: http://www.gosuslugi.ru/.
5. Елисеев А.В. Управление комплексной автоматизированной информационно-аналитической системой (КАИАС) "Безопасный город" в деятельности органов внутренних дел /А.В.Елисеев, М.М.Сальников // Полицейская деятельность. - 2011. - N 2. - С. 31-38.
6. На Вятке предотвратили массовое побоище [Электронный ресурс] // Российская газета: сайт. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/06/23/reg-pfo/draka-kirov.html.
7. Об участии граждан в охране общественного порядка [Электронный ресурс]: проект федер.закона N 238654-6 от 13 марта 2013 г. // Государственная Дума: офиц. сайт. - Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravkanew)?OpenAgent&RN=238654-6&02.
8. Расширенное заседание коллегии МВД России 8 февраля 2013 года [Электронный ресурс] // Администрация Президента Российской Федерации: сайт. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/17461.
9. Россия в мировом рейтинге [Электронный ресурс] // Портал правовой статистики: сайт. - Режим доступа: http://crimestat.ru/world_ranking_homicides.
10. Сокращение числа сотрудников полиции компенсируют эффективностью их работы [Электронный ресурс] // Новости МВД: сайт. - Режим доступа: http://police-russia.info/index.php/2013/02/11/vladimir-kolokolcev-sokras hheme-chisla-sotrudmkov-politii-kompensiruyut-effektivnostyu-ix-raboty.
11. Состояние преступности [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской Федерации: сайт. - Режим доступа: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports.
12. Число полицейских на душу населения в Европе [Электронный ресурс] // Центр научно-правовых инициатив Н.А. Лопашенко: сайт. - Режим доступа: http://www.crimpravo.ru/blog/prestupnost/2737.html.
А.П.Алексеева
кандидат юридических наук, доцент,
Волгоградская академия МВД России,
Волгоград, Российская Федерация
Криминологический журнал БГУЭП N 1 (27), I квартал 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Криминологический журнал БГУЭП"
Учредитель и издатель: ГОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права"
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-28576 от 9 июня 2007 г.
Адрес: 664003, г.Иркутск, ул.Ленина, 11
Тел.: (3952) 21-18-16, 24-00-14
E-mail: irkcenter@isea.ru
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте http://cj.isea.ru