Некоторые особенности организованной преступности во Вьетнаме
В статье исследуются некоторые особенности организованной преступности во Вьетнаме. Актуальность данной статьи определяется своеобразной криминогенной ситуацией в современном Вьетнаме, характерной для стран переходного периода, когда реформирование различных сфер общества сопровождается ростом организованной преступности, имеющей как национальный, так и межнациональный характер. Авторы обращают свое внимание на серьезный рост организованной преступности, выделяют основные направления ее развития, указывают на главные причины ее распространения и называют условия, создающие трудности при борьбе с организованной преступностью. В статье дается прогноз направлений развития организованной преступности на территории Вьетнама в ближайшей перспективе, а также рекомендуются некоторые пути устранения данной преступности, которые могли бы улучшить ситуацию во Вьетнаме. Все выводы и предложения основаны на новейших статистических данных и подробном анализе действующих во Вьетнаме правовых и других источников. Организованные преступные группы, действующие по типу "черного сообщества", преобладают в провинциях южного Вьетнама. Увеличивается число организованных преступных групп, использующих огнестрельное оружие и осуществляющих грабежи, разбои, торговлю людьми, незаконный оборот наркотиков, отмывающих деньги, вымогающих имущество, организующих нелегальные азартные игры, футбольные тотализаторы, совершающих преступления, связанные с проституцией, контрабандой и т.д. Установлено, что число исследуемых уголовных дел увеличилось на 10,5%, количество преступников - на 12,8%. Высокую долю составляют ликвидированные организованные преступные группы, совершавшие профессиональные кражи (37,2%) и хулиганство (18,7%).
В условиях глобализации общественная жизнь во Вьетнаме существенно меняется. Происходят реформы в различных сферах, страна все шире открывается миру. Однако, несмотря на достигнутые успехи, открытость оказывается связанной и с негативными изменениями. В частности, растет организованная преступность, увеличивается количество организованных преступных групп и численность их членов. Особенность организованной преступности в стране заключается в формировании объединений субъектами из разных провинций и городов центрального назначения, а также вьетнамцами, проживающими в зарубежных странах, и иностранцами и т.д. Возникают подвижные межпровинциальные, межгородские, транснациональные преступные организации. Деятельность преступников смешивается и принимает характер общеуголовной, экономической, наркотической и прочей преступности. Организованные преступные группы действуют мобильно, нередко перемещаясь на самолетах из северного Вьетнама на юг страны для совершения преступлений и немедленно возвращаясь обратно [4].
Организованные преступные группы, действующие по типу "черного сообщества", формируются и существуют в определенных местностях, особенно в провинциях южного Вьетнама. Увеличивается число организованных преступных групп, использующих огнестрельное оружие, осуществляющих грабежи, разбои, торговлю людьми, незаконный оборот наркотиков, отмывающих деньги, вымогающих имущество, организующих нелегальные азартные игры, футбольные тотализаторы, совершающих преступления, связанные с проституцией, контрабандой и т.д. По данным Министерства общественной безопасности Вьетнама, за три года (сентябрь 2010 г. - октябрь 2013 г.) по всей стране ликвидировано 12 579 организованных преступных групп, включавших 41 670 человек, в том числе в 18 ключевых провинциях и городах центрального назначения - 7 849 организованных преступных групп (23 710 человек). По сравнению с предыдущими тремя годами, по всей стране число уголовных дел увеличилось на 10,5%, количество преступников - на 12,8%. Высокую долю составляют ликвидированные организованные преступные группы, совершавшие профессиональные кражи (4 869 групп - 37,20%; 13 704 преступника - 32,88%), жестокие хулиганства (2 355 групп - 18,7%; 8 964 человека - 21,0%). Кроме того, силами органов общественной безопасности расследовано 18 756 дел, связанных с азартными играми и футбольным тотализатором (77 226 человек) [9].
В результате исследования ряда документов (докладов Правительства Вьетнама о предупреждении правонарушений и преступлений и борьбе с ними в 2013 г., о результатах исполнения Резолюции Национального собрания Вьетнама 13-го созыва от 23 ноября 2012 г. N 37/2012/QH13 "О предупреждении и борьбе с правонарушениями и преступностью, работе Народной прокуратуры, Народного суда и исполнении судебных решений в 2013 г.") мы пришли к выводу, что общая криминальная обстановка во Вьетнаме приобретает более серьезный характер и осложняется [3; 5]. В частности, появляются более хорошо организованные преступные группы, совершающие преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, преступления против национальной безопасности, посягательства на собственность, на управление экономикой, финансовые и банковские преступления, коррупционные преступления, вымогательство имущества, преступления в форме протекции, изъятия долгов наемными лицами, ростовщичества, организации азартных игр и футбольных тотализаторов и т.д. По сравнению с 2012 г. количество возбужденных дел увеличилось на 1,23%, в том числе доля дел по преступлениям против общественного порядка - на 0,77%; наркотическим преступлениям - на 0,62%; по преступлениям, связанным с посягательством на собственность, - на 2,49%, с посягательством на порядок и управление экономикой - на 5,19%; по преступлениям коррупционной направленности - на 12,90%; по преступлениям, связанным с азартными играми, - на 16,66% и т.д. [3].
На основе докладов руководителей внутриполитических отраслей (министр общественной безопасности, министр юстиции, Народная верховная прокуратура и Народный верховный суд) о деятельности по предупреждению преступности и борьбе с ней 27 ноября 2013 г. Национальное собрание Вьетнама 13-го созыва приняло Резолюцию N 63/2013/QH13 "Об усилении мер предупреждения и борьбы с преступностью" [11], в которой согласовало пути решения обозначенных проблем, предложенные Правительством, Верховной народной прокуратурой и Верховным народным судом. В 2014 г. и в следующие годы от данных органов требуется продолжать эффективное осуществление Резолюции N 37/2012/QH13: необходимо ужесточить меры предупреждения преступности и борьбы с ней, в первую очередь с коррупцией; улучшить работу по уничтожению опасных организованных преступных групп и ликвидации притонов.
На заседании, посвященном усилению предупреждения организованной преступности и борьбы с ней, созванном Министерством общественной безопасности 6 декабря 2013 г. в Хошимине, принято Решение "О создании Руководящего комитета по искоренению организованной преступности". Во главе этого комитета стоит заместитель министра общественной безопасности генерал-полковник народной безопасности Ле Куи Выонг. 6 января 2014 г. министерство приняло план N 03/KH-BCA "Об усилении предупреждения и борьбы с организованной преступностью в современной ситуации" с целью более эффективного предупреждения возникновения, раскрытия и уничтожения организованных преступных групп, особенно недопущения их широкого распространения и функционирования в форме "черного сообщества" [8].
Обратим внимание на следующие тенденции в деятельности организованной преступности. Не исключено, что члены организованных преступных группировок продолжают сращивание с сотрудниками законодательных (депутатами, служащими-помощниками и т.д.) и правотворческих органов с целью разрабатывать и принимать такие правовые положения, чтобы с помощью возникающих в результате пробелов в правовых актах и юридических лазеек беспрепятственно вести бизнес, торговлю, реализовывать крупные проекты с получением максимальной прибыли [6]. Организованная преступность в ближайшее время, возможно, будет определять характер и направленность экономических процессов, формировать политический истеблишмент, с использованием коррупционных и лоббистских механизмов создавать необходимую ей правовую и административную базу.
Организованные преступные группы все более и более стремятся контролировать финансовые потоки отдельных предприятий и отраслей в целом, усиливать свое влияние на различные виды бизнеса. Например, согласно обвинению, представленному Верховной народной прокуратурой в конце декабря 2013 г. по делу "покровителя" Акционерного коммерческого банка "А Тьау" АСВ Нгуен Дык Киена (семеро обвиняемых по делу занимали высокие должностные посты: председатель совета директоров и его заместители, генеральный директор и т.д.), суммарный ущерб банку составил более 1.690 млрд. вьетнамских донгов (84,5 млн. дол. США) [7]. Нгуен Дык Киен (акционер Акционерного коммерческого банка АСВ, бывший вице-председатель совета директоров, бывший заместитель председателя совета основателей Акционерного коммерческого банка АСВ) обвинялся в совершении таких преступлений, как незаконная торговля, намеренное нарушение положения государства об экономическом управлении, причинившее серьезные последствия, мошенническое присвоение имущества и уклонение от уплаты налогов. Он присвоил более 700 млрд вьетнамских донгов (35 млн дол. США) банка АСВ с целью вложения их в другие банки, руководил инвестициями акций, причинив в результате банку АСВ ущерб почти на 688 млрд вьетнамских донгов (34,4 млн дол. США) [12].
Члены межпровинциальных и межгородских организованных преступных групп, проживающие в одной провинции (городе), нередко совершают преступления в иных провинциях (городах), чтобы затруднить их выявление и расследование, создать трудности в управлении субъектами сил общественной безопасности. Организованные преступные группы чаще всего умышленно причиняют потерпевшим травмы с варварским, жестоким, опасным и господствующим характером во избежание наказания по закону.
Организованные преступные группы часто создают подпольные организации, имеющие законную "оболочку" для управления преступной деятельностью, например заведование ресторанами, гостиницами, трудовыми коллективами, компаниями и предприятиями, даже благотворительными организациями для создания престижа в обществе. Многие организованные преступные группы (особенно преступные сообщества) связываются с некоторыми продажными, двуличными государственными должностными лицами и сотрудниками, чтобы те содействовали прикрытию преступной деятельности или способствовали сокрытию результатов преступлений [2].
В настоящее время во Вьетнаме существуют следующие типы организованных преступных групп: простая организованная группа, структурированная (сложная) организованная группа, организованная преступная группировка, бандитское формирование и преступное сообщество. Каждое организованное преступное формирование с большой численностью (в частности, преступное сообщество) обычно включает три уровня структурных звеньев: на верхнем - руководящее звено (группа лидеров, элитарная группа, советники и т.д.), на среднем - командующее звено (организационно-контрольные звенья и группы безопасности), на нижнем уровне - исполнительное звено (непосредственные исполнители преступлений, которыми могут быть представители разных видов преступности - как экономической, так и общеуголовной). Дисциплина в организованных преступных группах, преступных сообществах обусловлена неписаным законом молчания. Для осуществления преступной деятельности лидер каждой организованной преступной группы, преступного сообщества обычно осуществляет единоличное руководство через командиров. Командиры руководят нижестоящими уровнями через начальников групп исполнительного звена. Начальники этих групп непосредственно руководят преступной деятельностью безоговорочно по требованию вышестоящего уровня, не интересуясь поводом и целью. Следовательно, правоохранительные органы могут арестовать только исполнителей - начальников групп исполнительных звеньев и членов, непосредственно совершивших преступления [10].
Воспользовавшись политикой "открытых дверей" и международной интеграцией экономики, многие правонарушители переместились во Вьетнам для совершения преступной деятельности и покушения на нее. Иностранцы появляются под вымышленными именами и различными предлогами, такими как инвестиции, бизнес, семейные посещения, туризм, учеба. Некоторые из иностранцев стали вести преступную деятельность по всей стране. Следовательно, в последние годы во Вьетнаме все больше и больше проявляется транснациональная преступность. Преступления совершаются как иностранными группами, так и вьетнамскими преступными группировками, в составе которых есть иностранные граждане. В последнее время вновь активизируются организованные в форме "черного сообщества" группы, в которые входят граждане из зарубежных стран, особенно из Тайваня, Китая, Кореи, Филиппин [1, с. 108-113].
Организованная преступность во Вьетнаме растет по следующим основным причинам: экономические проблемы, банкротство предприятий, рост безработицы. Кроме того, повысился объем теневого кредитования, что увеличило число преступлений в виде изъятия долгов наемными лицами, похищения людей. В целом ухудшилось состояние этики, усилилось воздействие преступной субкультуры и т.д. Деятельность сил общественной безопасности на различных низовых уровнях по проверке ситуаций, относящихся к предупреждению преступности и борьбе с ней, еще ограничена потаканием отдельных сотрудников. Некоторые структурные подразделения и сотрудники правоохранительных органов не уделяют должного внимания предупреждению данной преступности и борьбе с ней, интересуясь лишь формированием отчетов о достижениях. Управление пропиской в местах жительства и пребывания и управление делами бизнеса, требующими особенных условий, расшатаны.
Кроме вышеперечисленных причин, способствующих росту организованной преступности, во Вьетнаме в настоящее время сложились условия, создающие трудности при борьбе с организованной преступностью: коллизионность нормативных актов; невысокая профессиональная квалификация работников правоохранительных органов; слабая система уголовной технической регистрации и криминалистического учета; недостаточное внимание методике расследования групповых преступлений; сотрудничество с правоохранительными органами зарубежных стран в борьбе с преступностью, нередко не отвечающее потребностям практики; влияние различных групп, имеющих общность интересов и состоящих из политиков, государственных служащих, особенно чиновников, программистов, предпринимателей и т.д., воздействующих на социально-экономическую сторону; коррумпированность чиновников.
В ближайшие годы ситуация с организованной преступностью и деятельностью транснациональных криминальных группировок во Вьетнаме будет, возможно, еще сложнее. Особенно это касается вооруженных ограблений, угона инкассаторских машин, похищения людей с целью получения выкупа, отмывания денег, производства и обращения фальшивых денег, преступлений в финансово-денежной и высокотехнологичной сферах, наркотической преступности, торговли людьми, азартных игр, футбольных тотализаторов, ростовщичества, контрабанды и т.д., которые будут связаны между собой. Организованные преступные группы будут тесно связаны между районами, провинциями, сферами и будут вступать в сговор с продажными, развращенными госслужащими и сотрудниками правоохранительных органов, чтобы оградить преступную деятельность и скрыть совершенные преступления. Следует отметить, что представители международной организованной преступности будут проникать в число инвесторов крупного бизнеса, туризма и даже в дипломатическую миссию, чтобы войти во Вьетнам для совершения преступлений или управления проживающими во Вьетнаме подчиненными членами преступной группировки. Преступные группы, вероятно, будут продолжать действовать под различными законными "оболочками", использовать более хитрые способы совершения преступлений и сокрытия от преследования; возрастет противодействие, оказываемое организованными преступными группами правоохранительным органам.
Состояние организованной преступности, носящей национальный и транснациональный характер, во Вьетнаме требует дальнейшего совершенствования деятельности правоохранительных органов. К путям совершенствования необходимо, по нашему мнению, отнести следующие: 1) усиление взаимодействия оперативных и социальных мер предосторожности; 2) улучшение качества образования и перевоспитания заключенных; 3) разработка нормативной базы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней, в частности увеличение сроков лишения свободы, конфискация незаконно добытого; 4) подбор кадров, повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов; 5) совершенствование методики предупреждения и расследования указанных преступлений; 6) повышение технической оснащенности правоохранительных органов; 7) улучшение материального обеспечения сотрудников правоохранительных органов с одновременным увеличением их ответственности; 8) усиление взаимосвязи между правоохранительными органами, постоянный обмен информацией об организованной преступности и транснациональных преступлениях между силами полиции, национальной безопасности, разведки, пограничных войск, таможни, прокуратуры и судов; 9) расширение международного сотрудничества в области расследования групповых преступлений, обмен оперативно-розыскной, справочной, криминалистической и иной информацией.
Пристатейный список литературы
1. Ву Куанг Хуан. Некоторые особенности, влияющие на предупреждение и борьбу с преступлениями, имеющими транснациональный характер, во Вьетнаме / Куанг Хуан Ву // Современное состояние и проблемы уголовного и уголовно-процессуального права, юридической психологии. Секция "Уголовно-процессуальное право" и "Юридическая психология": материалы Междунар. науч.-практ. конф., Россия, г.Волгоград, 13-14 дек. 2012 г. / Волгогр. гос. ун-т; Прокуратура Волгогр. обл.; сост. И.С.Дикарев, А.В.Боровков, Е.И.Елфимова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. - 687 с.
2. Ai Nhan. Quyet liet chong toi pham co to chuc [Электронный ресурс] / NhaN Ai. - Режим доступа: http://phapluattp.vn/20131206110327524p0c1013/quyet-liet-chong-toi-pham-c o-to-chuc.htm.
3. Cong tac phong ngua, chong vi pham phap luat va toi pham nam 2013: Bao cao cua Chinh phu Viet Nam. - 2013. - N 399/BC-CP
4. Dinh Thao. Toi pham long hanh, cap uy phai chiu trach nhiem [Электронный ресурс] / Thao Binh. - Режим доступа: http://docbao.vn/tin-tuc/09-12-2013/Toi-pham-long-hanh-cap-uy-phai-chiu-t rach-nhiem/29/208376/.
5. Ket qua thuc hien Nghi quyet so 37/2012/NQ-QH13 ngay 23/11/2012 cua Quoc hoi Viet Nam khoa XIII: Bao cao cua Chinh phu Viet Nam. - 2013.
6. Le Minh Giam. Dau tranh phong, chong toi pham co to chuc trong thoi ky doi moi [Электронный ресурс] / Minh Giam Le. - Режим доступа: http://www.baomoi.com/Dau-tranh-phong-chong-toi-pham-co-to-chuc-trong-tho i-ky-doi-moi/104/7771039.epi.
7. Mai Chi. Toa Ha Noi de nghi dieu tra bo sung vu an bau Kien [Электронный ресурс] / Chi Mai. - Режим доступа: http://vnexpress.net/tin-tuc/phap-luat/toa-ha-noi-de-nghi-dieu-tra-bo-sun g-vu-an-bau-kien-2937679.html.
8. Tang cuong dau tranh phong, chong toi pham co to chuc trong tinh hinh moi: Ke hoach cua Bo Cong an. - 06.01.2014. - N 03/KH-BCA.
9. Tong ket 3 nam thuc hien Ke hoach ve dau tranh voi toi pham co to chuc gay an nghiem trong, toi pham co yeu to nuoc ngoai tai 18 dia phuong trong diem: Bao cao cua Bo Con g an. - 12.12.2013. - N 5102/BC-BCA-C41.
10. Tran Huu Ung. Bau tranh phong, chong toi pham co to chuc va toi pham xuyen quoc gia trong hoi nhap kinh te [Электронный ресурс] / Huu Ung Tran. - Режим доступа: http://www.hvcsnd.edu.vn/vn/Acedemy/Phap-luat/84/799/Dau-tranh-phong-chon g-toi-pham-co-to-chuc-va-toi-pham-xuyen-quoc-gia-trong-hoi-nhap-kinh-te.a spx.
11. Ve tang cuong cac bien phap dau tranh phong, chong toi pham: nghi quyet cua Quoc hoi Viet Nam. - 27.11.2013. - N 63/2013/QH13 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://thuvienphapluat.vn/archive/nghi-quyet-63-2013-QH13-tang-cuong-dau- tranh-phong-chong-toi-pham-vb216946.aspx.
12. Viet Dung. Bau Kien bi cao buoc thao tung ngan hang ACB nhu the nao [Электронный ресурс] / Viet Dung. - Режим доступа: http://vnexpress.net/tin-tuc/phap-luat/bau-kien-bi-cao-buoc-thao-tung-nga n-hang-acb-nhu-the-nao-2925415.html.
Нгуен Ван Чуен
кандидат юридических наук,
Министерство общественной безопасности Вьетнама,
г.Ханой, Вьетнам
Ву Куанг Хуан
Волгоградский государственный университет,
г.Волгоград, Российская Федерация
Криминологический журнал БГУЭП N 1 (27), I квартал 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Криминологический журнал БГУЭП"
Учредитель и издатель: ГОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права"
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-28576 от 9 июня 2007 г.
Адрес: 664003, г.Иркутск, ул.Ленина, 11
Тел.: (3952) 21-18-16, 24-00-14
E-mail: irkcenter@isea.ru
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте http://cj.isea.ru