Молодежные избирательные комиссии
как инструмент повышения
правовой культуры
и электоральной активности молодежи
Молодежь всегда считалась самой активной и новаторской по своему сознанию частью общества. Вспомним историю: многие прогрессивные и даже революционные идеи проходили первоначальную обработку в студенческих группах и только потом находили свое место в обществе. С развитием парламентаризма в России началось повышение правовой культуры населения. Теперь молодежь все громче заявляет о себе на политических просторах, а с недавнего времени - и в работе избирательных комиссий.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"" идет формирование участковых избирательных комиссий со сроком полномочий пять лет. В связи с этим особую роль приобретает подготовка молодых специалистов для избирательной системы. Молодежные избирательные комиссии, создаваемые при избиркомах различного уровня, являются источником кадрового резерва для избирательной системы.
Мониторинг сайтов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по работе с молодежными избирательными комиссиями показал, что избиркомы уделяют большое внимание работе с различными молодежными объединениями: клубами молодого избирателя, детскими республиками, молодежными парламентами и правительствами, молодежными избирательными комиссиями и другими организациями.
С 2008 года при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации начали создаваться молодежные избирательные комиссии. В 2009 году их число значительно увеличилось. На 1 февраля 2013 года в регионах страны созданы 53 молодежные избирательные комиссии.
Статус молодежных избирательных комиссий определяется как постоянно действующий совещательный и консультативный орган при избирательной комиссии, создаваемый с целью содействия избирательной комиссии в деятельности по повышению правовой культуры молодых избирателей и формированию кадрового резерва организаторов выборов.
Молодежные избиркомы создаются при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссиях на основании положений о порядке формирования молодежных избирательных комиссий, утвержденных постановлением соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
Все сформированные молодежные избирательные комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах и не являются юридическими лицами. Срок полномочий молодежных избиркомов составляет, как правило, два года.
Цели формирования молодежных избирательных комиссий:
- участие в организации и проведении выборов представителей общественных молодежных палат при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, молодежных парламентов при представительных собраниях муниципальных образований и иных органов ученического и молодежного самоуправления;
- проведение мониторинга электоральной активности молодежи;
- оказание содействия избирательным комиссиям в вопросах планирования и реализации мероприятий, связанных с подготовкой кадрового резерва организаторов выборов;
- участие в реализации мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей, других участников избирательного процесса.
Правом выдвижения кандидатов в состав молодежной избирательной комиссии обладают региональные отделения политических партий, общественные объединения и их региональные отделения, учебные заведения, территориальные избирательные комиссии и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. Членами молодежных избирательных комиссий могут быть граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет числом от 7 до 16 человек.
В.Е.Чуров выразил готовность поддерживать молодежные избирательные комиссии, для членов которых работа в комиссии является первой ступенью на пути к профессии.
На наш взгляд, в настоящее время необходимость создания и реального функционирования молодежных избирательных комиссий продиктована российской действительностью: регулярные изменения избирательного законодательства порождают необходимость разъяснения норм права среди молодежи, снижение уровня ее электоральной активности требует новых подходов в работе с молодежью. Более того, невозможно заставить человека идти на выборы, необходимо дать ему понять, что его выбор имеет значение для будущего и самого человека, региона и страны в целом. Также немаловажным фактором является то, что у Молодежной избирательной комиссии специфическая сфера деятельности, то есть не просто работа с молодежью, а работа, направленная на повышение ее электоральной активности. Благодаря этому все проводимые мероприятия имеют адресный характер и конкретную цель.
Когда в молодежной среде поднимается вопрос о выборах, приходится выслушивать ряд негативных и необоснованных высказываний, например: "зачем туда идти", "что от этого будет", "все равно там все решено" и "ничего не изменишь". Молодежь забыла, что она наделена правом непосредственного выражения своей воли через свободные выборы и референдум.
Из этого можно сделать вывод о том, что в нынешнее время молодому поколению не хватает правового роста, т. е. очень низкий уровень правовой культуры, из-за чего возникают непонимание, обида и незаинтересованность в формировании будущего страны.
Сейчас на территории Российской Федерации очень активно распространяется идея о создании молодежных избирательных комиссий. И есть процент молодежи, которой небезразлично свое будущее и будущее нашей страны.
Мониторинг сайтов молодежных избирательных комиссий субъектов Российской Федерации показал, как рассуждают представители молодежи, члены молодежных избирательных комиссий по поводу повышения их правовой культуры:
"Мы все думаем о будущем. А для государства будущее - это молодежь. Если сегодня у молодежи не сложилось понимание о своих правах и обязанностях, то интересно подумать, что нас ждет впереди".
"Молодежная избирательная комиссия - важный элемент системы молодежного самоуправления. На мой взгляд, в изменившихся политических условиях ее роль будет только укрепляться. Молодежная среда не стоит на месте. Новое поколение проявляет большой интерес к общественно-политической жизни. В свою очередь, МИК способна на качественном уровне обучать молодых людей современной политической культуре, основам меняющегося избирательного законодательства. Убежден, что Молодежная избирательная комиссия должна и может сосредоточиться на оказании методической и правовой помощи молодым кандидатам в органы местного самоуправления. Кроме этого, считаю целесообразным налаживание комплексной работы по привлечению молодежи в качестве наблюдателей на различных выборах".
"Повышение правовой культуры молодежи в современной России является главной задачей молодежной политики. Для выполнения этой задачи созданы МИК. Они повышают правовую культуру молодежи посредством проведения различных мероприятий. Проводить эти мероприятия необходимо, так как другие организации способны, но не желают повышать правовую культуру молодого электората. На данном этапе развития Россия столкнулась с очень большой проблемой - нежеланием молодых людей посещать выборы. Благодаря МИК решить эту проблему представляется вполне реальным".
Подводя итог, хочется отметить, что следует больше уделять внимания правовому образованию, повышению личностного потенциала учащейся молодежи и расширению возможностей реализации ее прав в конкретных ситуациях. Еще Аристотель отметил, что "законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб".
Незнание законов, собственных прав, в том числе и избирательных, делают жизнь молодежи политически обособленной, отсюда отсутствие патриотизма, преследование в сферах деятельности собственных целей, низкий интерес к политической жизни и отсутствие самостоятельности в своих правовых возможностях. Но необходимо это все решать, и решать, на наш взгляд, надо через повышение электоральной активности молодежи. А кто лучше может преподнести молодежи то, что ей надо знать и чем надо руководствоваться в отстаивании своих прав? Только сама молодежь, и в данном случае это возможно через молодежные избирательные комиссии. Ведь повышение электоральной активности молодежи является одним из сложнейших и длительных процессов, для которого нужны свежие, смелые, креативные идеи, а на них решится только молодежь, которая хочет лучшего будущего для себя и своей страны.
Г.А.Кривошеина
студентка
Национального исследовательского
Иркутского государственного технического
университета
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России", третья межрегиональная научно-практическая конференция 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России"
Учредитель и издатель: Избирательная комиссия Иркутской области; Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет; Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского
Адрес: г.Иркутск, ул.Рабочего Штаба, 78/7
Тел.: (3952) 48-31-79, 94-27-55
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте http://www.irkutsk.izbirkom.ru