Социальные и психологические причины
электоральной пассивности молодежи
Практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодого избирателя в последнее время снижается. В российской политической традиции факторы, влияющие на электоральное отчуждение молодых избирателей, принято объединять в три основные группы: правовой нигилизм, недоверие к власти, негативная социальная адаптация.
Нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего) - это отрицание исторических и культурных ценностей, моральных и нравственных норм и устоев общества. В данном случае правовой нигилизм подразумевает под собой отрицание исторических предпосылок, авторитета источников и вообще права как такового.
Следующая группа факторов, отрицательно влияющих на электоральную активность, - это недоверие к власти. Если правовой нигилизм есть отношение к праву в целом, то недоверие к власти выражается в недоверии к отдельным властным структурам, конкретным должностным лицам, государственным и муниципальным учреждениям. Данное недоверие может переходить в крайние формы, когда наибольшее количество голосов на выборах получает кандидат "против всех" (в то время, когда такая графа еще присутствовала в избирательных бюллетенях в России). Также следствием данного отношения населения является тотальное игнорирование гражданами выборов.
Третья группа факторов - негативная социальная адаптация. Пожалуй, это основная группа, так как человек, социальная адаптация которого прошла положительно, не ищет возможности обвинить в своих неудачах представителей власти или правовой режим государства. Социальная адаптация напрямую связана с процессом социализации личности. Она показывает, насколько личность готова к жизнедеятельности, насколько она способна встраиваться в окружающую социальную среду, ставить перед собой цели, искать пути их достижения, отметать девиантные методы поведения, разбивать путь к цели на отдельные задачи. Социальная адаптация наглядно иллюстрирует то, насколько процесс социализации личности в конкретном обществе отработан и реально помогает человеку обретать индивидуальность и оставаться частью общей структуры. Не выпадать из нее, переживая фрустрации, депрессии, а, напротив, налаживать социальные связи, постоянно обучаться, черпая информацию из окружающего мира, делать правильные выводы.
Одной из самых значительных причин появления вышеперечисленных групп факторов является конфликт двух типов морали. Переходный период, в котором сейчас находится Россия, опасен, в первую очередь, тем, что к сформировавшейся в советскую эпоху моральным и нравственным ценностям добавились ценности современного, "буржуазного", мира. Данный конфликт вызывает фрустрации у молодого поколения, когда жить по моральным принципам, по которым жили родители и родители родителей, уже нельзя, но жить по принципам, которые "без купюр" привносит в нашу жизнь хлынувший с Запада поток информации, еще не стало нормой.
Очевидна актуальность выработки комплекса мер по формированию политико-правовой культуры молодежи, преодолению ее электоральной пассивности, выстраиванию диалога между молодым поколением и органами государственной власти. Необходимо прививать новые общественные ценности молодым избирателям не манипулированием, а открытым разговором на добровольных началах.
Существует общая классификация моделей электорального поведения, представленная в автореферате российского политолога В.Г.Зарубина. Данная классификация включает в себя:
- "активистскую" модель, согласно которой избиратели принимают участие в голосовании всех уровней и подразделяются на два типа: "последовательные активисты" (отличающиеся наличием интереса к предвыборной кампании и имеющие положительную оценку значимости результатов голосов) и "непоследовательные активисты" (не проявляют интереса к предвыборным кампаниям и не считают результаты голосования важными для себя);
- модель "колеблющихся предпочтений", согласно которой электорат в одних выборах принимает участие, а в других не принимает и характеризуется параметрами последовательности и непоследовательности, представленными в "активистской" модели;
- "абсентеистскую" модель, при которой избиратель не принимает участие в голосовании. Выделяются также "последовательные абсентеисты", характеризующиеся отсутствием интереса к предвыборной кампании и имеющие отрицательную оценку значимости результатов голосования, и "непоследовательные абсентеисты", характеризующиеся наличием интереса к предвыборной кампании и имеющие положительную оценку важности результатов голосования для себя*.
Большинство политологов и специалистов по социальной психологии, анализируя электоральное поведение такой специфичной части населения, как молодежь, выделяют четыре его типа:
- традиционный тип (конформист). Мотивы политической активности: пример родителей, привычка, стремление быть "как все";
- протестный тип. Мотивы политической активности: недовольство сложившейся ситуацией, юношеский максимализм, стремление привлечь к себе внимание;
- рациональный тип. Мотивы электоральной активности: желание изменить ситуацию к лучшему, осознание собственной ответственности за принятые решения;
- апатичный ("никакой") тип. Характеризуется "активной политической пассивностью", уверенностью в том, что все равно ничего не получится**.
Политика для молодежи - не самая важная сфера деятельности. Ее больше интересует личная жизнь и профессиональная самореализация. Причем эта ситуация с электоральной пассивностью приняла "характер эпидемии, стала неуправляемой".
Основное требование к молодежной политике в ситуации, когда необходимо преодолеть электоральную пассивность, - это отказ от давления. Правовое воспитание же способствует формированию правовых потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций, что в значительной мере предопределяет выбор соответствующих действий и поступков. Правовая потребность активизирует субъекта, побуждает его оценивать правовую действительность, систематически обращать внимание на правовые явления и предметы, которые так или иначе способствуют его удовлетворению.
М.Е.Кошелюк разработал свой алгоритм создания программы, способствующей преодолению электоральной пассивности в условиях российской действительности. Выглядит данный алгоритм следующим образом:
- создание базового насыщения информационного пространства темой выборов (независимо от кампаний конкретных кандидатов, партий);
- предложение смыслового контекста предстоящих выборов;
- обеспечение активного вовлечения влиятельных структур, лидеров общественного мнения и общественных организаций в кампанию в качестве "резонаторов";
- вовлечение в кампанию собственной активности СМИ;
- активизация народного обсуждения темы выборов***.
Российские ученые утверждают, что главная причина апатии молодежи заключается в недостаточно быстрых темпах ускорения гражданских свобод и создания организационных условий участия, а также в эмоциональном отчуждении избирателей от власти. Отмечается проявление в молодежной среде разновекторных тенденций: часть юношей и девушек пытается объединиться, решать свои проблемы в основном путем протеста, часть активно идет в политику, стремясь представлять свои интересы в органах власти, баллотируясь на выборах, часть сплачивается вокруг неофашистов.
На сегодняшний момент есть несколько моделей негативного электорального поведения молодых людей. Первая модель - "На выборы не хожу, потому что никому не верю". Это объясняет неучастие молодежи в выборах, исходя из общего неприятия действующей власти и института выборов. Выборы - это циничный процесс, их механизм, как полагают молодые избиратели, хорошо известен. За деньги кандидат нанимает команду, ему пишут речи, выпускают листовки, учат подстраиваться под избирателей - и победа обеспечена. Молодые люди не хотят быть пешками в чужой игре и поэтому отказываются в ней участвовать.
Вторая - "На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит". Исходя из этой модели, неучастие молодежи в выборах объясняется тем обстоятельством, что на политической сцене отсутствуют политические силы, способные озвучить и объединить интересы молодежи, а это неизбежно ведет к неверию молодых людей в собственные силы.
И третья - "На выборы не хожу, потому что мне это вообще неинтересно". Эта модель характерна для значительной части молодежи, которая занята своими собственными делами и для которой политическая жизнь вообще не представляет никакого интереса.
Методы повышения электоральной активности молодежи.
1) Мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей. Если старшее поколение участвует в политической жизни страны, то существует большая вероятность того, что и их дети тоже будут проявлять активную гражданскую позицию и будут участвовать в выборах.
2) Нейтрализация процесса социального расслоения населения. Доступность получения образования, высокооплачиваемой работы, возможность создания семьи, приобретения жилья и получения других социально значимых благ для основной массы молодежи становятся сложными и взаимообусловленными проблемами.
3) Формирование объективных взглядов на власть у подрастающего поколения через основные формы участия молодежи в общественной жизни:
- участие в круглых столах, организованных политическими движениями и представителями администрации (как правило, они безрезультативны);
- участие во встречах с депутатами в предвыборный период, а также в проведении агитационной работы во время избирательных кампаний (зачастую для заполнения зала);
- участие в качестве массовки республиканских и городских мероприятий.
Преодолеть существующий правовой и политический вакуум возможно, но на это нужны годы и кропотливая работа всех участников общественно-политического процесса в стране. Ведь современное демократическое государство сегодня немыслимо без существования института выборов. Поэтому главную ставку в утверждении демократии в нашем государстве надо делать на молодежь. Ведь она - будущее России, и во многом от нее зависит, какой станет страна.
Е.С.Смолянинова
курсант
Восточно-Сибирского института
МВД России
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России", третья межрегиональная научно-практическая конференция 2014 г.
__________________
* Зарубин В.Г. Элективное действие. Формирование корпуса российских избирателей : автореферат. дис. ... к-та юр. наук, СПб., 1998. 173 с.
** Юрьева А.В. Правовая пассивность участия молодежи в выборах: причины и пути преодоления // Материалы межрегиональной научно-практической конференции "Выборы: опыт, проблемы, перспективы". Красноярск, 2007. С. 16-18.
*** Кошелюк М.Е. Технологии политических выборов. СПб.: Питер, 2004. 240 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России"
Учредитель и издатель: Избирательная комиссия Иркутской области; Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет; Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского
Адрес: г.Иркутск, ул.Рабочего Штаба, 78/7
Тел.: (3952) 48-31-79, 94-27-55
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте http://www.irkutsk.izbirkom.ru