Приблизит ли реформа местного самоуправления власть к народу?
Речь ныне действующего президента страны, прозвучавшая 12 декабря 2013 года в рамках послания Федеральному Собранию, по сути, послужила прямым указанием к реформированию системы местного самоуправления. Тогда господин Путин отметил, что государство должно позаботиться о том, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим поселком или городом, в решении повседневных вопросов. Президент указал, что местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой*(1).
Как следствие, сегодня в Государственной Думе имеется на рассмотрении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", который был внесен рядом депутатов 11 марта.
Авторами законопроекта и инициаторами внесения его в Государственную Думу выступили депутаты, представляющие три фракции: "Единую Россию", ЛДПР и "Справедливую Россию", а также некоторые члены Совета Федерации.
Инициативная группа в своей пояснительной записке к проекту закона отмечает:
- в крупных городах осуществление местного самоуправления привело к потере связи между населением и городской властью;
- отдаленность общегородской муниципальной власти от населения приводит к ее недостаточной эффективности для обеспечения жизнедеятельности населения*(2).
С принятием данного закона ряд имеющихся норм и положений будет подвергнут изменениям. Основными из них являются:
- введение двух новых муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район;
- прямым голосованием будут избираться только депутаты районного уровня;
- депутаты из своего числа будут выбирать председателя районной думы - главу района;
- из своего числа депутаты будут делегировать представителей на уровень городского округа;
- на уровне городского округа будут избирать мэра - председателя городской думы;
- глава местной администрации, или сити-менеджер, будет назначаться на должность по контракту.
Разъясняя основные идеи законопроекта, один из его авторов - депутат Госдумы Вячеслав Тимченко - обозначил направления, по которым ведется работа. Парламентарий разделил предложения на три блока. Первый касается вопросов институционального состояния местного самоуправления. Ко второму блоку Тимченко отнес вопросы, касающиеся полномочий тех или иных типов муниципальных образований и органов государственной власти. Третий блок вопросов Тимченко назвал самым главным - за счет каких источников осуществлять эти полномочия?
Одним из главных преимуществ предлагаемых в закон изменений господин Тимченко назвал то, что представительные органы, которые будут избираться внутри районов, позволят снизить нагрузку с 30-50 тысяч избирателей на одного депутата до 3-5 тысяч*(3).
Позже Тимченко пояснил, что внесенный законопроект направлен на решение первого блока вопросов и устранение существующего пробела двухуровневой системы местного самоуправления. Работа по законодательному регулированию двух других блоков проблем будет продолжена. В ближайшее время соответствующие законопроекты могут быть внесены в Государственную Думу*(4).
Из имеющихся на сегодняшний день данных можно сделать вывод, что в основном поправки к 131-му Закону пользуются поддержкой в первую очередь у самих авторов законопроекта, а затем у различных государственных и общественных деятелей из числа "единороссов".
Если говорить о субъектах права законодательной инициативы, то законодательные собрания, парламенты и думы Кабардино-Балкарской Республики, Республики Татарстан, Вологодской, Московской, Ульяновской областей, Ставропольского и Алтайского краев направили в Государственную Думу официальные письма поддержки законопроекта.
В основном высказываются о том, что законопроект открывает возможность для создания реального, полноценного самоуправления на уровне городского района. О том, что реформа повысит доступность представителей местной власти для населения, позволит перенести акценты на низовой уровень. О том, что это несомненно приблизит власть к народу и позволит горожанам активно участвовать в жизни своих районов.
Как оказалось, не все "единороссы" едины во мнениях. Так, например, глава Пензы и член президиума регионального политсовета партии "Единая Россия" Юрий Алпатов ни в коей мере не разделяет настроений своих сопартийцев. "В Пензе такая практика уже существует. Глава города выбирается из числа депутатов, а глава администрации (сити-менеджер) у нас выбирается на конкурсной основе. С одной стороны, жители российских сел и городов зависят от местных властей, но сами местные власти не располагают реальными средствами, которые обеспечивали бы их эффективную деятельность", - сообщает Алпатов*(5).
Против принятия данного закона высказались главным образом депутаты и мэры сибирских и дальневосточных городов, и число критичных откликов является примерно сопоставимым с положительными.
В основном нас предостерегают от того, что главы муниципалитетов и районов будут фактически назначаться губернатором при сохранении видимости выборов, что реформа приведет к лишению самостоятельности крупных городов и к усилению вертикали власти. Также противники реформы не перестают напоминать, что органы местного самоуправления должны избираться непосредственно населением и что в них должны присутствовать собственно представители населения.
Также имеется множество мнений, условно говоря, нейтрального характера, то есть за частичное введение поправок или за введение с уточнениями, дополнениями. Сюда можно отнести предложения о том, что нужно выбирать мэра, а сити-менеджера назначать, или о том, чтобы вводить предлагаемую в законопроекте модель только в городах с низкой явкой избирателей.
Если же говорить о фактах, а не о предположениях и прогнозах, то следует отметить, что положения данного законопроекта напрямую не противоречат ни ратифицированной в России Европейской хартии местного самоуправления, ни Конституции РФ.
В том, что данная модель не будет навязываться, заверил ранее упомянутый Тимченко. Депутат разъяснил, что решение о выборе новой модели организации МСУ будет приниматься на региональном уровне с учетом специфики территории и что там, где такой переход будет нецелесообразен, все останется в рамках ранее существовавших правил*(6).
Тем не менее, если взвесить все "за" и "против", то законопроект на данной стадии является абсолютно сырым, и проводить реформу именно в той плоскости, в которой предлагается, является непродуманным решением. Имеется ряд недочетов, проблем и затрат, которые вытекают из законопроекта или с которыми придется столкнуться в процессе осуществления реформы.
Очень доступно раскрывает эти проблемы вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Роальд Владимирович Бабун. Он говорит о том, что создание муниципальных образований на внутригородских территориях потребует больших организационных усилий и финансовых затрат. По его мнению, между городским и внутригородским муниципальными образованиями будут возникать разногласия по отдельным вопросам, в особенности финансовым. Это также касается вопросов передачи части городского имущества внутригородским районам, перерегистрации имущественных прав, создания соответствующих органов со своими штатными единицами. Потребуется разрабатывать, утверждать и регистрировать уставы и ряд других районных правовых актов, соответственно, уставы и правовые акты городов будут нуждаться в серьезной корректировке. Внутригородские районы окажутся разными по своему потенциалу: промышленные районы с крепкими бюджетами и спальные без таковых*(7). Также потребуется вносить поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы страны с целью определения финансовых источников, необходимых для реализации муниципалитетами своих полномочий.
Таким образом, ответ на главный поставленный вопрос - сделает ли реформа МСУ власть ближе к народу - неочевиден. Формально и технически - да, фактически это приведет к усилению бюрократических процедур, что еще более отдалит народ от власти.
С.С.Худайназаров
студент
Института социальных наук
Иркутского государственного университета
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России", третья межрегиональная научно-практическая конференция 2014 г.
__________________
*(1) Путин В.В. Послание Федеральному собранию от 12 декабря 2013 г. URL: http://www.youtube.com/watch?v=1KFm3710d14/ (дата обращения: 28.03.2014).
*(2) Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Государственная Дума. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=469827-6 (дата обращения: 12.03.2014).
*(3) Предложения по реформе местного самоуправления озвучат в течение трех месяцев // Росбалт - информационное агентство. URL: http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/18/1212872.html (дата обращения: 12.03.2014).
*(4) Тимченко изложил муниципалам основы реформы МСУ // Единая Россия - официальный сайт партии. URL: http://er.ru/news/2014/3/28/timchenko-izlozhil-municipalam-osnovy-reformy -mestnogo-samoupravleniya/ (дата обращения: 28.03.2014).
*(5) Проблема МСУ в нехватке средств на выполнение всех обязательств // Единая Россия - официальный сайт партии. URL: http://er.ru/news/2014/3/13/problema-msu-v-nehvatke-sredstv-na-vypolnenie -vseh-obyazatelstv-alpatov/ (дата обращения: 13.03.2014).
*(6) Муниципальная власть станет ближе к людям // Единая Россия - официальный сайт партии. URL: http://er.ru/news/2014/3/12/municipalnaya-vlast-stanet-blizhe-k-lyudyam-t imchenko/ (дата обращения: 12.03.2014).
*(7) Бабун Р.В. Отзыв на законопроект N 469827-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" // Европейский клуб экспертов МСУ. URL: http://www.ost-euro.com/info/kommentiruem-ocherednuyu-reformu-msu-296.htm l (дата обращения: 14.02.2014).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России"
Учредитель и издатель: Избирательная комиссия Иркутской области; Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет; Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского
Адрес: г.Иркутск, ул.Рабочего Штаба, 78/7
Тел.: (3952) 48-31-79, 94-27-55
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте http://www.irkutsk.izbirkom.ru