Решение Заларинского районного суда Иркутской области от 4 февраля 2014 г.
Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бежецкой О.В., единолично
при секретаре судебного заседания Корниковой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации, о признании п.п. N Административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории <адрес> муниципального образования, утвержденного постановлением главы казенного учреждения Администрации <адрес> муниципального образования N от ДД.ММ.ГГГГ года, противоречащим федеральному законодательству, возложении обязанности привести Административный регламент в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства,
Установил:
В обоснование своих требований заявитель указал, что главой казенного учреждения Администрации <адрес> муниципального образования вынесено постановление N от ДД.ММ.ГГГГ года, которым утвержден Административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля. Данное постановление опубликовано в информационном издании "<адрес> вестник".
Согласно ст. 15 Конституции РФ законы, которые применяются в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Аналогичная норма содержится в ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ, которой предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
При проверке положений Административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории <адрес> муниципального образования, утвержденного постановлением главы казенного учреждения Администрации <адрес> муниципального образования N от ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что подпункт N, согласно которого должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений -противоречит действующему федеральному законодательству.
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или иными законами должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно муниципальными жилищными инспекторами, не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и их рассмотрении.
Таким образом, поскольку подпункт N Административного регламента противоречит закону, имеющему большую юридическую силу, нарушены права Российской Федерации, которые заключаются в том, что нарушение и неисполнение требований действующего законодательства нарушает интересы РФ, поскольку игнорирование требований государства, выраженных в законодательных актах, подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, что является недопустимым.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 245, 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит суд признать подпункт N Административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории <адрес> муниципального образования, утвержденного постановлением главы казенного учреждения Администрации <адрес> муниципального образования N от ДД.ММ.ГГГГ противоречащим федеральному законодательству, как имеющему большую юридическую силу. Обязать главу казенного учреждения Администрации <адрес> муниципального образования, Административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории <адрес> муниципального образования, утвержденный постановлением главы казенного учреждения Администрации <адрес> муниципального образования N от ДД.ММ.ГГГГ., привести в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.
В дальнейшем, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ года, прокурор уточнил заявленные им требования и просил признать подпункт N Административного регламента по осуществлении муниципального жилищного контроля на территории <адрес> муниципального образования, утвержденного постановлением главы казенного учреждения Администрации <адрес> муниципального образования N от ДД.ММ.ГГГГ в части которого "должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право рассматривать дела об указанных административных правонарушениях" противоречащим федеральному законодательству, как имеющему большую юридическую силу. Обязать главу казенного учреждения администрации <адрес> муниципального образования Административный регламент по осуществлении муниципального жилищного контроля на территории <адрес> муниципального образования, утвержденный постановлением главы казенного учреждения Администрации <адрес> муниципального образования N от ДД.ММ.ГГГГ г., привести в соответствие с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Закона Иркутской области от 9 декабря 2009 г. N 97/63-оз "Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на порядок осуществления государственной власти и местного самоуправления в Иркутской области" путем исключения из подпункта N права должностных лиц рассматривать дела об указанных административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель заявителя, старший помощник прокурора <адрес> Кулаков А.В., поддержал заявленные требования с учетом их уточнения и доводы, изложенные в заявлении, в полном объеме, просил их удовлетворить и обязать орган местного самоуправления привести действующий акт в соответствие с нормами законодательства.
Представитель органа местного самоуправления, казенного учреждения Администрации <адрес> муниципального образования, Ракова Е.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, заявленные прокурором требования признала в полном объеме, при этом пояснила, что на данный момент постановлением главы казенного учреждения Администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ за N спорный пункт в Административном регламенте исключен, при этом, вышеуказанное постановление до настоящего времени не было опубликовано в информационном издании поселения " <адрес> вестник" и в информационно-телекоммуникационной сети " Интернет" по причине проведения мероприятий по внесению изменений в Устав поселения с учетом имевших место изменений законодательства.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Подпункт N Административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории <адрес> муниципального образования, утвержденного постановлением главы Администрации <адрес> муниципального образования N от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. N гласит, что "должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской федерации, имеют право: составлять протоколы об административных правонарушениях связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений".
Указанный Административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории <адрес> муниципального образования, утвержденный постановлением главы Администрации <адрес> муниципального образования N от ДД.ММ.ГГГГ., опубликован в печатном органе- информационном листке администрации <адрес> муниципального образования за N от ДД.ММ.ГГГГ, что согласно статей N Устава <адрес> муниципального образования, позволяет отнести его к категории нормативно - правовых актов.
В судебном заседании представитель органа, чей нормативно правовой акт оспаривается, представила постановление главы казенного учреждения Администрации <адрес> муниципального образования за N от ДД.ММ.ГГГГ., которым подпункт N Административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории <адрес> муниципального образования, утвержденный постановлением главы Администрации <адрес> муниципального образования N от ДД.ММ.ГГГГ., слова "рассматривать <данные изъяты>" из Административного регламента исключен, то есть на момент рассмотрения дела приведен в соответствие с действующим законодательством.
Исходя из положений части 3 ст.252 ГПК РФ признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
С учетом вышеизложенного, исключение указанного пункта из Административного регламента органом, чей нормативно правовой акт оспаривается, суд не считает обязательным, как основание к прекращению дела, в том числе и с учетом того, что постановление главы казенного учреждения Администрации <адрес> муниципального образования за N от ДД.ММ.ГГГГ. до настоящего времени не опубликовано в установленном порядке, и полагает заявленные требования подлежащими проверке судом.
Статья 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Анализ ст. N Закона Иркутской области от 9 декабря 2009 г. N 97/63-оз "Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на порядок осуществления государственной власти и местного самоуправления в Иркутской области", на основании изменений, внесенных в настоящий закон субъекта Российской Федерации Законом Иркутской области N 62-оз от 15.07.2013 г., позволяет прийти к выводу, что должностным лицам органа местного самоуправления муниципального образования области, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля, предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.9-11(4).
При этом, ст.13 вышеуказанного Закона, установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматриваются мировыми судьями области.
Соответственно закон субъекта Российской Федерации, как имеющий большую юридическую силу, не предоставляет право должностным лицам органа местного самоуправления муниципального образования области, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля, рассматривать дела об административных правонарушениях.
Также не предоставлено такое право и статьями раздела 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что подпункт N Административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории <адрес> муниципального образования, утвержденного постановлением главы казенного учреждения Администрации <адрес> муниципального образования N от ДД.ММ.ГГГГ. в части предоставления права органу муниципального жилищного контроля рассматривать дела об административных правонарушениях при осуществлении муниципального жилищного контроля на территории <адрес> муниципального образования, противоречит Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях и Закону Иркутской области от 9 декабря 2009 г. N 97/63-оз "Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на порядок осуществления государственной власти и местного самоуправления в Иркутской области", в силу чего подлежит приведению его в соответствие с действующим законодательством.
В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ суд установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени и такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт (ч.3).
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд
Решил:
Требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации о признании п.п. N Административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории <адрес> муниципального образования, утвержденного постановлением главы казенного учреждения Администрации <адрес> муниципального образования N от ДД.ММ.ГГГГ года, противоречащим федеральному законодательству, возложении обязанности привести Административный регламент в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства, удовлетворить.
Признать подпункт N Административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории <адрес> муниципального образования, утвержденного постановлением главы казенного учреждения Администрации <адрес> муниципального образования N от ДД.ММ.ГГГГ г., в части которого "должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право рассматривать дела об указанных административных правонарушениях" противоречащим Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях и Закону Иркутской области от 9 декабря 2009 г. N 97/63-оз "Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на порядок осуществления государственной власти и местного самоуправления в Иркутской области" и недействующим со дня его принятия, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать главу казенного учреждения администрации <адрес> муниципального образования Административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории <адрес> муниципального образования, утвержденный постановлением главы казенного учреждения Администрации <адрес> муниципального образования N от ДД.ММ.ГГГГ г., привести в соответствие с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Закона Иркутской области от 9 декабря 2009 г. N 97/63-оз "Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на порядок осуществления государственной власти и местного самоуправления в Иркутской области" путем исключения из подпункта N права должностных лиц рассматривать дела об указанных административных правонарушениях.
По вступлении решения суда в законную силу на Администрацию <адрес> муниципального образования возлагается обязанность опубликовать сообщение о принятом судом решении в информационном издании "<адрес> вестник" и на официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного текста решения.
Судья |
О.В.Бежецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Заларинского районного суда Иркутской области от 4 февраля 2014 г.
Текст решения официально опубликован не был