Решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 25 февраля 2014 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области, в составе председательствующего судьи Сыроватской Р.Р., с участием помощника прокурора Ольхонского района Егорашева А.О., представителя Администрации Хужирского МО Урбахаева Э.Б., действующего на основании доверенности, председателя Думы Хужирского МО Малашкина Л.Е., при секретаре Мардаевой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ольхонского района Иркутской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Думе Хужирского муниципального образования, к Администрации Хужирского муниципального образования о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону и недействующим в части.
установил:
Прокурор Ольхонского района обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Думе Хужирского муниципального образования, к Администрации Хужирского муниципального образования о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону и недействующим в части.
Просит признать противоречащими Федеральному закону от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующими с момента вступления в законную силу решения суда: ст. 7, п. 3 и п. 9 ст. 8, ст. 68 Устава Хужирского муниципального образования.
Кроме того, просит обязать Думу Хужирского муниципального образования устранить допущенные нарушения путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Устав Хужирского муниципального образования с последующей их регистрацией в Управлении Министерства юстиции РФ по Иркутской области в конкретный срок.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Ольхонского района при осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления установлено, что Устав Хужирского муниципального образования длительное время не приводится в соответствие с федеральным законодательством, последняя редакция - от 02.07.2013 г. N 36, в связи с чем, 04.09.2013 в адрес главы Хужирского муниципального образования внесено представление, однако, до настоящего времени соответствующие изменения и дополнения в Устав не внесены.
Согласно Информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, действующий Устав находится в редакции решения Думы Хужирского муниципального образования от 02.07.2013 г. N 36.
Отдельные нормы Устава противоречат Федеральному закону от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с изменениями, внесенными Федеральными законами от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.10.2013 N 284-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ.
Статья 7 Устава, в соответствии с которой определены вопросы местного значения поселения, не содержит положения, предусмотренного п. 7.2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ (пункт добавлен Федеральным законом от 22.10.2013 г. N 284-ФЗ) - создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.
В связи с этим, ст. 7 Устава противоречит требованиям Федерального закона N 131-ФЗ.
Пункт 3 статьи 8 Устава противоречит п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ, который изменен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ - так, в п. 3 ч. 1 ст. 17 слова "формирование и размещение муниципального заказа" заменены словами "осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд". Однако, пункт 3 статьи 8 Устава изложен в устаревшей редакции, содержащей слова "формирование и размещение муниципального заказа", в связи с чем, противоречит требованиям Федерального закона N 131-ФЗ.
Пункт 9 статьи 8 Устава противоречит п. 8.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ, который изложен в новой редакции Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ - организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений. Однако, пункт 9 статьи 8 Устава изложен без учета внесенных изменений - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц, членов выборных органов, депутатов Думы, а также профессиональной подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений муниципального образования, в связи с чем, противоречит требованиям Федерального закона N 131-ФЗ.
Статья 68 Устава "Муниципальный заказ" противоречит ст. 54 Федерального закона N 131-ФЗ "Закупки для обеспечения муниципальных нужд", которая изложена в новой редакции Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ:
1. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.
В связи с изложенным, статья 68 противоречит требованиям Федерального закона N 131-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Помощник прокурора Ольхонского района Егорашев А.О. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации Хужирского МО Урбахаев Э.Б., заявление признал, суду показал, что действительно допущены указанные нарушения закона, которые в кратчайший срок будут устранены.
Председатель Думы Хужирского МО Малашкин Л.Е., заявленные требования прокурора признал, не возражает против его удовлетворения. Вместе с тем уточнил, что 27.12.2013 года принято решение о проекте решения Думы Хужирского МО по внесению изменений и дополнений в Устав Хужирского МО, которое частично охватывает заявленные требования прокурора. Однако последние изменения декабря 2013 года им не были известны.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к убеждению, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, граждан и неопределенного круга лиц.
На основании ст.251 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Указанная статья закона наделяет прокурора правом в пределах своей компетенции обжаловать нормативный правовой акт, противоречащий федеральному закону.
В соответствии со ст.15 Конституции РФ, соблюдение законов является обязанностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.
Согласно ст. 1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 года местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Устав Хужирского муниципального образования не приведен в соответствие с федеральным законодательством, последняя его редакция от 02.07.2013 г. N 36.
04.09.2013 в адрес главы Хужирского муниципального образования прокурорам Ольхонского района вынесено представление (л.д.18 - 20).
Согласно Информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, действующий Устав находится в редакции решения Думы Хужирского муниципального образования от 02.07.2013 г. N 36 (л.д.17).
Отдельные нормы Устава противоречат Федеральному закону от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с изменениями, внесенными Федеральными законами от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.10.2013 N 284-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ.
Статья 7 Устава, не содержит положения, предусмотренного п. 7.2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ (пункт добавлен Федеральным законом от 22.10.2013 г. N 284-ФЗ).
Пункт 3 статьи 8 Устава противоречит п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ, который изменен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ.
Пункт 9 статьи 8 Устава противоречит п. 8.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ, который изложен в новой редакции Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ.
Статья 68 Устава "Муниципальный заказ" противоречит ст. 54 Федерального закона N 131-ФЗ. "Закупки для обеспечения муниципальных нужд", которая изложена в новой редакции Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ.
Таким образом, обязанность соблюдения законов и принятие правовых актов, не противоречащих действующему законодательству, внесения изменений и дополнений в Устав МО по мере их опубликования, в законе изложено в императивной форме и подлежит строгому соблюдению.
Суд приходит к выводу, что заявление прокурора обосновано и подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Ольхонского района Иркутской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Думе Хужирского муниципального образования, к Администрации Хужирского муниципального образования о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону и недействующим в части, удовлетворить в полном объеме.
Признать противоречащими Федеральному закону от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующими с момента вступления в законную силу решения суда: ст.7, п.3 и п.9 ст.8, ст.68 Устава Хужирского муниципального образования.
Обязать Думу Хужирского муниципального образования устранить допущенные нарушения путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Устав Хужирского муниципального образования с последующей их регистрацией в Управлении Министерства юстиции РФ по Иркутской области до конца апреля 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья: |
Р.Р.Сыроватская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 25 февраля 2014 г.
Текст решения официально опубликован не был