Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении N 1 от 1 февраля 2011 года "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" даны разъяснения по применению законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних. Как отмечено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, процессуальной обязанностью судов является обеспечение в разумные сроки качественного рассмотрения уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, правовая защита несовершеннолетних предполагает необходимость выявления обстоятельств, связанных с условиями жизни и воспитания каждого несовершеннолетнего, состоянием его здоровья, другими фактическими данными, а также с причинами совершения уголовно наказуемых деяний в целях постановления законного, обоснованного и справедливого приговора, принятия других предусмотренных законом мер для достижения максимального воспитательного воздействия судебного процесса на несовершеннолетних.
Правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей должно быть направлено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершения деяния, способствовали предупреждению экстремистских противозаконных действий и преступлений среди несовершеннолетних, обеспечивали их ресоциализацию, а также защиту законных интересов потерпевших.
Органы расследования в основном сосредотачивают свое внимание на установлении обстоятельств совершения преступления несовершеннолетними, не всегда принимают достаточные меры к полному изучению личности несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
В соответствии со статьей 421 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних кроме обстоятельств, указанных в ст.73 УПК РФ, дополнительно устанавливаются:
1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;
3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, совершенных несовершеннолетним, за исключением преступлений, указанных в части пятой статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливается также наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направлении его в указанное учреждение в соответствии с частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Критерием, определяющим необходимость проведения в ходе досудебного производства в отношении несовершеннолетнего психиатрической экспертизы либо комплексной психолого-психиатрической экспертизы, как правило, является подтвержденный справкой психоневрологического диспансера факт наличия у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии. Следует отметить, что обстоятельствами, свидетельствующими о необходимости проведения в отношении несовершеннолетнего комплексной психолого-психиатрической экспертизы, могут явиться и факты получения несовершеннолетним травм головы, отставание в обучении.
При наличии данных об отставании несовершеннолетнего в психическом развитии проведение ему экспертизы для установления уровня психического развития необходимо по каждому уголовному делу независимо от проведения экспертизы ранее по другому уголовному делу.
Однако не во всех случаях перед экспертами правильно ставились вопросы. Так, вопрос о наличии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, ставился на разрешение психиатрической экспертизы, несмотря на то, что для разрешения данного вопроса требовалось проведение комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Органами предварительного расследования, как правило, всегда назначались комплексные психолого-психиатрические экспертизы. Следует отметить, что проведение комплексных психолого-психиатрических обследований целесообразно в том случае, если несовершеннолетний не состоит на психиатрическом учете. В тех случаях, когда имеется медицинская документация, из которой следует, что подросток страдает психическим расстройством либо когда уже имеется заключение СПЭ, подтверждающее психическое расстройство, вопрос об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, ставить не стоит, поскольку это отставание всегда будет связано с психическим расстройством.
Обычная практика сбора характеризующих данных на несовершеннолетнего в ходе досудебного производства заключалась в сборе информации справочного характера (сведений по спецучетам) и представлением одной характеристики по месту учебы. Обзорные справки, представленные сотрудниками отдела по делам несовершеннолетних, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав часто содержали сведения только о фактах привлечения несовершеннолетнего либо его родителей к административной ответственности, сведения о причинах постановки на учет. Вместе с тем, документы об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего должны содержать информацию об обстановке, в которой происходило становление личности несовершеннолетнего, наличие в семье, школе, ближайшем окружении несовершеннолетнего тех или иных условий для нравственного формирования личности, включая материально-бытовые условия, выполнение родителями обязанностей по воспитанию, связи и знакомства несовершеннолетнего, его времяпрепровождение, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, его отношение к учебе, работе, участии в жизни коллектива, причины незанятости, сведения о склонности к употреблению наркотических средств, токсических веществ, спиртных напитков, сведения о бытовом окружении, связях, круге интересов, поведении в быту, отношение родителей, законных представителей к воспитанию и влияние их на поведение несовершеннолетнего. Указанные сведения должны находить отражение в обзорной справке на несовершеннолетнего независимо от того, состоит ли он на учете в ОДН. Если же подросток поставлен на учет в органы внутренних дел, необходимо отразить то, какие меры, когда и кем применялись в связи с совершением подростком правонарушений, как реагировал он на эти меры, наличие данных о привлечении к административной либо уголовной ответственности с приложением копий таких решений.
В справке наряду с подробным изложением сведений о личности несовершеннолетнего, условий его воспитания, материально-бытовых условиях жизни и окружении должны быть приведены сведения о реабилитационных мерах в отношении несовершеннолетнего на досудебной стадии, достигнутые результаты и рекомендации для дальнейшей работы. Сведения о материально-бытовых условиях жизни несовершеннолетних коротко отражаются в обзорных справках ОДН при их наличии. Отдельный акт обследования материально-бытовых условий жизни несовершеннолетнего имеется не во всех делах. Справки, представленные КДНиЗП, как правило, содержали перечисление дат и оснований обсуждения несовершеннолетних и их родителей на заседаниях комиссии.
В случае совершения преступления ранее судимым несовершеннолетним органы предварительного расследования не во всех случаях запрашивали полные данные из уголовно-исполнительной инспекции о поведении несовершеннолетнего в период отбывания наказания. Представленные справки сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции содержали лишь сведения о том, что несовершеннолетний состоит на учете и сведения о сроке отбытого им наказания, тогда как необходимо отражать сведения об отбывании несовершеннолетним условного наказания.
В соответствии с п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 с учетом обязательности установления условий жизни и воспитания несовершеннолетнего в судебное заседание вызываются представители учебно-воспитательных учреждений или общественных организаций по месту жительства, учебы или работы несовершеннолетнего. В этих целях суд обязан известить о времени и месте рассмотрения дела в отношении несовершеннолетнего подсудимого предприятие, учреждение и организацию, в которых учился или работал несовершеннолетний, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а при необходимости принять меры к обеспечению явки в суд представителей этих организаций, учебных и трудовых коллективов. Если несовершеннолетний состоял или состоит на учете в психоневрологическом диспансере либо материалы в отношении его рассматривались комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, суд должен при наличии к тому оснований решить вопрос об их явке.
Требование закона о необходимости установить влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц предусматривает необходимость истребовать в материалы уголовного дела, кроме данных о личности самого несовершеннолетнего, сведения, характеризующие личность его родителей (законных представителей). Наличие таких сведений необходимо при решении вопроса о возможности передать несовершеннолетнего под надзор кому-либо из родителей или иных законных представителей, о чем указано в п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1. Вместе с тем, по изученным уголовным делам видно, что характеризующие данные на родителей (иных законных представителей) на досудебной стадии запрашивались лишь в единичных случаях.
"Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних" (Пекинские правила" 1985 г.) предусматривают, что несовершеннолетнему на всех этапах разбирательства дела следует оказывать необходимую помощь, такую как обеспечение жильем, получение образования, или профессиональной подготовки, трудоустройство или любую другую помощь, которая может оказаться полезной и практичной, в целях содействия процессу его перевоспитания. Статьей 15 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, что должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие) в отношении несовершеннолетнего, нуждающегося в педагогической, психологической, медицинской помощи, в социальной реабилитации, сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях. Изучение уголовных дел показало, что сведения о принятых мерах по социальной реабилитации несовершеннолетних отсутствовали, при этом необходимость в таких мерах имелась в случаях отсутствия контроля за несовершеннолетними со стороны родителей, в том числе, в ночное время, несовершеннолетние не посещали школу, находились в трудном материальном положении.
По изученным уголовным делам установлено, что в ходе досудебного производства в отношении несовершеннолетних, как правило, следователями избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем проведении, а дознавателями применялась мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке. При избрании несовершеннолетнему меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении следователями не обсуждался вопрос о возможности применения альтернативной меры пресечения в виде передачи несовершеннолетнего под присмотр в порядке, установленном ст.105 УК РФ.
В соответствии с частью второй статьи 423 УПК РФ при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном ст.105 УК РФ.
Заключение несовершеннолетнего под стражу производится в порядке, установленном статьями 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ. В соответствии с п.6 и п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 заключение под стражу до судебного разбирательства может применяться к несовершеннолетнему лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени, при этом должно быть обоснована необходимость заключения несовершеннолетнего под стражу и невозможность применения в отношении него иной, более мягкой, меры пресечения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 108 УПК РФ и частью 6 статьи 88 УК РФ избрание меры пресечения в виде заключения под стражу не допускается в отношении несовершеннолетнего, не достигшего 16 лет, который подозревается или обвиняется в совершении преступлений небольшой или средней тяжести впервые, а также в отношении остальных несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой тяжести впервые.
Применение к несовершеннолетнему меры пресечения в виде заключения под стражу возможно лишь в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, с обязательным указанием правовых и фактических оснований такого решения. При этом необходимо руководствоваться требованием статьи 423 УПК РФ об обязательном обсуждении возможности применения альтернативной меры пресечения в виде передачи его под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а находящегося в специализированном детском учреждении - под присмотр должностных лиц этого учреждения (статья 105 УПК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста".
По всем уголовным делам на досудебной стадии должно быть обеспечено обязательное участие адвокатов. Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого как правило допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. В этом же постановлении законным представителям разъяснялись права, предусмотренные частью 2 статьи 426 УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего в качестве подозреваемого, предъявление обвинения, допрос несовершеннолетнего в качестве обвиняемого, ознакомление с материалами дела проводились на досудебной стадии, как правило, с участием законного представителя несовершеннолетнего и защитника. В одном случае несовершеннолетний был допрошен в присутствии бабушки, между тем, законным представителем была признана мать несовершеннолетнего, что является недопустимым.
В соответствии с пунктом 12 статьи 5 УПК РФ установлен исчерпывающий перечень лиц, которые могут быть законными представителям в уголовном судопроизводстве: родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый, органы опеки и попечительства. Учреждениями или организациями, на попечении которых находится несовершеннолетний, являются учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения, в том числе, детские дома, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Выполнение обязанностей опекунов (попечителей), содержащихся в данных учреждениях несовершеннолетних возлагается на администрацию этих учреждений. На основании доверенности, выданной администрацией учреждения или организации, на попечении которых находится несовершеннолетний, их представители могут признаваться по уголовному делу законными представителями несовершеннолетнего. Если несовершеннолетний не имеет родителей и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, в качестве законного представителя несовершеннолетнего должен быть допущен представитель органа опеки или попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Функции по опеке и попечительству в соответствии с уставами муниципальных образований и законодательством субъектов Российской Федерации могут выполняться органами управления образованием, комитетами по делам семьи и несовершеннолетних и т.п. Представитель органа опеки и попечительства признается законным представителем несовершеннолетнего по уголовному делу на основании выданной органом местного самоуправления доверенности. Органы опеки и попечительства осуществляют защиту прав и интересов несовершеннолетних в случаях смерти их родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе, при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Родители, лишенные родительских прав, а также ограниченные судом в родительских правах, не могут быть законными представителями несовершеннолетнего. Документами, подтверждающими личность законного представителя и его отношение к несовершеннолетнему, являются, например, копии свидетельства о рождении ребенка и паспорта родителя, копия опекунского удостоверения, копия свидетельства об усыновлении. В материалах уголовных дел должны присутствовать документы, подтверждающие полномочия законного представителя.
Органами расследования в основном правильно выполнялись требования статьи 425 УПК РФ об обязательном участии педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в возрасте от 14 до 16 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет - при условии, что он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии. В силу части 2 статьи 75 УПК РФ показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога, являются недопустимыми доказательствами.
"Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних" (Пекинские правила" 1985 г.) устанавливают, что право несовершеннолетних на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах судопроизводства, чтобы избежать причинения несовершеннолетнему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации. Не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего. Материалы дел несовершеннолетних должны храниться строго конфиденциально и не должны передаваться третьим лицам; доступ к таким материалам должен быть ограничен кругом лиц, непосредственно занимающихся разбором данного дела, или других лиц, имеющих соответствующие полномочия.
Пунктом вторым части второй статьи 241 УПК РФ предусмотрено проведение закрытого судебного разбирательства при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцати лет. При взаимодействии со средствами массовой информации необходимо учитывать положения статьи 41 Федерального Закона РФ "О средствах массовой информации", согласно которой редакция СМИ не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя. Также редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего потерпевшего, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.
Судами в отношении осужденных несовершеннолетних, как правило, назначается наказание в виде условного лишения свободы, также во многих случаях назначаются обязательные работы. В соответствии с п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1, решая вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетних и назначении им наказания, судам следует руководствоваться уголовным законом об особенностях их уголовной ответственности и учитывать положения соответствующих международных норм. В связи с этим в каждом случае подлежит обсуждению вопрос о возможности применения к несовершеннолетнему положений статей 75 - 78 УК РФ (в том числе о примирении с потерпевшим по делам небольшой и средней тяжести) и статей 24 - 28 УПК РФ об освобождении от уголовной ответственности. Следует также учитывать сокращенные сроки давности и сроки погашения судимости, предусмотренные статьями 94 - 95 УК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 90 УК РФ несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Перечень видов принудительных мер воспитательного воздействия изложен в ч.2 ст.90 УК РФ и включает в себя:
а) предупреждение;
б) передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Принудительные меры, предусмотренные п.п. "б" и "г" ч.2 ст.90 УК РФ, являются срочными. Срок их применения устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести, и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести.
Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, то есть характера и степени опасности совершенного им деяния, размера причиненного преступлением вреда и возможных последствий как данного преступления, так и повторного совершения преступлений. Необходимость такого рода разъяснений обусловлена тем, что в силу психологических возрастных особенностей несовершеннолетний не в состоянии в полной мере осознать степень фактически причиненного им вреда.
Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Обязанности, которые возлагаются на соответствующих лиц и органы, должны быть внятно, доходчиво и обстоятельно им разъяснены и соответствующим образом официально оформлены. При назначении данной меры необходимо выяснить, могут ли эти лица осуществлять такой надзор и оказывать на него воспитательное воздействие. Контроль за поведением несовершеннолетнего предполагает постоянную осведомленность лиц, осуществляющих надзор, об его времяпрепровождении и место пребывании в любое время суток, его друзьях и т.д.
Продолжительность срока передачи несовершеннолетнего под надзор должна определяться в пределах, предусмотренных ч.3 ст.90 УК РФ, и зависеть от характера преступления, личности несовершеннолетнего и всех обстоятельств дела.
Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Данная мера воспитательного воздействия может заключаться в восстановлении поврежденного имущества собственным трудом несовершеннолетнего, в передаче потерпевшему имущества или определенных предметов в порядке компенсации за имущество, уничтоженное или поврежденное при совершении преступления, либо в денежной компенсации причиненного ущерба.
Имущественное положение определяется наличием самостоятельных доходов у несовершеннолетнего, виды которых определены в ст.26 ГК РФ, это заработок, стипендия, иные доходы.
Трудовые навыки несовершеннолетнего в целях возмещения вреда, причиненного преступлением, используются с учетом положений ст. 92, 94, 99 Трудового Кодекса РФ. Трудовые навыки предполагают фактическую способность несовершеннолетнего собственным трудом выполнить ту или иную работу. Это необходимо для решения вопроса о возможности возложения на несовершеннолетнего, к примеру, обязанности лично, своим трудом изготовить или восстановить уничтоженное или поврежденное им имущество, что имеет особенно важное воспитательное воздействие. Необходимо учитывать и отсутствие противопоказаний к трудовой деятельности, обусловленных инвалидностью, возрастом, психическими травмами и др.
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Перечень, изложенный в ч.4 ст.91 УК РФ, не является исчерпывающим.
Статья 90 УК РФ не ограничивает суд в выборе количества назначаемых им принудительных мер, перечисленных в пункте 2 данной статьи, возможно назначение нескольких таких мер одновременно.
Суд, принимая решение об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от уголовного наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, наиболее часто назначает предупреждение, передачу под надзор родителей или иных законных представителей, ограничение на пребывание вне дома в ночное время.
В соответствии с разъяснениями в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 суд, решая вопрос о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на него, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить его надлежащее поведение и повседневный контроль за ним. Для этого необходимо наличие в материалах уголовного дела данных, характеризующих родителей или лиц, их заменяющих, условия их жизни и возможность материального обеспечения несовершеннолетнего.
Специализированным государственным органом, которому в соответствии со статьей 90 УК РФ может быть передан под надзор несовершеннолетний, а также органом, который вправе обращаться в суд с представлением об отмене принудительной меры воспитательного воздействия в случаях систематического ее неисполнения несовершеннолетним, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В соответствии с частью третьей статьи 421 УПК РФ при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, совершенных несовершеннолетним, за исключением преступлений, указанных в части пятой статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливается также наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направлении его в указанное учреждение в соответствии с частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации. Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего проводится в ходе предварительного расследования на основании постановления следователя или дознавателя в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Заключение о результатах медицинского освидетельствования несовершеннолетнего представляется в суд с материалами уголовного дела.
При изучении уголовных дел выявлены неоднократные факты нарушения органами расследования требований ч.3 и ч.4 ст.421 УПК РФ. Так, в уголовных делах в отношении несовершеннолетних не имеется сведений об отсутствии заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа. При этом несовершеннолетний в силу закона мог быть направлен в такое учреждение. Отсутствие такой информации ограничивает судей в принятии справедливого и законного решения по делу. В тех случаях, когда медицинское освидетельствование несовершеннолетнего проведено, медицинское заключение должно содержать вывод об отсутствии у несовершеннолетнего заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органа управления образованием.
В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних", уголовные дела в отношении несовершеннолетних в судах как первой, так и второй инстанций должны рассматриваться наиболее опытными судьями.
В Октябрьском районном суде г.Иркутска действует специализированный состав по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних, за данной категорией дел закреплена заместитель председателя, судья судебной коллегии по уголовным делам Белова Е.В., как судья рассматривающая дела, связанные с защитой прав и интересов несовершеннолетних.
В 2012 году Октябрьским районным судом г.Иркутска рассмотрено 36 уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
Из них:
- с вынесением обвинительного приговора рассмотрено 18 дел;
- прекращено в связи с примирение сторон, на основании ст.25 УПК РФ - 16 дел;
- по 1 уголовному делу вынесено постановление о применении принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.
В 2013 году Октябрьским районным судом г.Иркутска рассмотрено 53 уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
Из них:
- с вынесением обвинительного приговора рассмотрено 17 дел;
- прекращено в связи с примирение сторон, на основании ст.25 УПК РФ - 12 дел;
- вынесено постановлений о применении мер воспитательного воздействия по 24 уголовным делам;
За 1-ое полугодие 2014 года Октябрьским районным судом г.Иркутска рассмотрено 24 уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
- с вынесением обвинительного приговора рассмотрено 9 дел;
- прекращено в связи с примирение сторон, на основании ст. 25 УПК РФ - 9 дел;
- вынесено постановлений о применении мер воспитательного воздействия по 4 уголовным делам;
- прекращено вследствие издания акта об амнистии по 2 уголовным делам.
- по 1 уголовному делу вынесено постановление о применении принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.
Количество преступлений совершенных несовершеннолетними (из рассмотренных дел за период 2012-2013 годы):
- 24 преступления, предусмотренных ст.158 УК РФ "Кража" (в 2012 г. - 15 дел, в 2013 - 9 дел);
- 14 преступлений, предусмотренных ст.161 УК РФ "Грабеж" (в 2012 г. - 5 дел, в 2013 - 9 дел);
- 4 преступления, предусмотренных ст.162 УК РФ "Разбой" (в 2012 г. - 1 дело, в 2013 - 3 дела);
- 6 преступлений, предусмотренных ст.166 УК РФ "Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения" (в 2012 г. - 2 дела, в 2013 - 4 дела);
- 16 преступлений, предусмотренные ст.30 УК РФ "Приготовление к преступлению и покушение на преступление" по ст.158 УК РФ "Кража" (в 2012 г. - 1 дело, в 2013 - 15 дел).
Анализ структуры преступности несовершеннолетних свидетельствует о том, что самыми распространенными преступлениями среди несовершеннолетних остаются корыстные преступления, такие как кража, грабеж, угон.
Обобщая вышеизложенное, подтверждается необходимость:
- повышения качества предварительного следствия и дознания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
- повышения роли Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на досудебной и судебной стадиях в части предоставления необходимых сведений о личности несовершеннолетнего, организации эффективной профилактической работы с несовершеннолетним;
- специализации правосудия в отношении несовершеннолетних с целью выработки единых подходов при расследовании и рассмотрении уголовных дел, что будет способствовать принятию законных, обоснованных и справедливых решений для достижения максимального воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних;
- постоянного совершенствования профессиональной квалификации судей не только по вопросам права, но и по вопросам педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии, применения ювенальных технологий, используемых в рамках процессуального законодательства, внедрение современных методик индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними подсудимыми;
- активизации роли Отделов по делам несовершеннолетних отделов полиции в части взаимодействия с институтами гражданского общества путем доведения правовой информации до несовершеннолетних, организации правового "ликбеза", в том числе через средства массовой информации, позволяющего в доступной форме, с учетом особенностей детской и подростковой психологии усваивать правовые знания, нормы правопослушного поведения.
- в активном взаимодействии специалистов ОГБУСО "Территориальный центр социальной помощи семье и детям" (при Министерстве социального развития, опеки и попечительства регионов), находящихся при судах с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в решении судьбы каждого несовершеннолетнего, оказавшегося в поле зрения суда, для совместного принятия мер по защите прав таких несовершеннолетних, а также активном взаимодействии таких специалистов с несовершеннолетним с целью восстановления или приобретения им ценностей, норм, социальных знаний, опыта, а также возможностей и способностей, необходимых и достаточных для формирования у несовершеннолетнего готовности удовлетворять свои потребности, интересы, права некриминальным способом и устойчивость самостоятельной позитивной социализации его личности, а также проведения комплекса мероприятий по психологической поддержке семьи несовершеннолетнего подсудимого, взаимодействия с родителями несовершеннолетнего правонарушителя для выявления и устранения причин, способствующих преступному поведению несовершеннолетних: наличие внутрисемейных конфликтных ситуаций, конфликты с окружающими (соседи, референтная группа и т.д.), наличие постоянных конфликтных ситуаций в образовательном пространстве, привлекать к сотрудничеству таких специалистов для эффективной психологической работы с несовершеннолетними правонарушителями с целью предупреждения совершения ими новых правонарушений и преступлений.
В настоящее время при Октябрьском районном суде г.Иркутска осуществляют свою деятельность специалисты ОГБУСО "Территориальный центр социальной помощи семье и детям", которые проводят с несовершеннолетними и их законными представителями следующую работу:
- психологическую диагностику с целью выявления психологических особенностей личности, анализ социальной среды и развития подростка, исследование внутрисемейных отношений, беседы с подсудимыми и их родителями, выявление интересов и профессиональной направленности при помощи анкетирования, опросников, диагностических тестов;
- коррекционную работу с подростками, направленную на формирование умения управлять собой, повышение самооценки, помощь в разрешении внутрисемейного конфликта;
- тренинги, консультации по вопросам воспитания, коррекции отношения родителей к проблемам ребенка, беседы о способах получения образования, подбор возможных вариантов трудоустройства и обучения, рассматриваются предложения о посещении всевозможных спортивных секций.
Работа специалистов во главе с судьей основывается на взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних. Чем больше взаимодействий, тем слаженнее и продуктивнее работа.
Кроме того, специалисты проводят работу с несовершеннолетними потерпевшими, оказывают им психологическую помощь, помогают пережить психологически трудную жизненную ситуацию, связанную с совершенным в отношении них преступлением.
Также совместно с сотрудниками ГУФСИН, КДНиЗП, ПДН, Иркутского фонда правозащитников "Ювента" и отделением ОПСиД Куйбышевского районного суда г.Иркутска осуществляются профилактические мероприятия (экскурсии, лекции, тренинги, родительские собрания), направленные на ресоциализацию несовершеннолетнего правонарушителя, анализ состояния документов подростка (наличие паспорта, полиса и т.д.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка Октябрьского районного суда города Иркутска по результатам обобщения судебной практики по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних
Текст справки официально опубликован не был