Электронное голосование:
понятие, проблемы и перспективы
Сложно найти такую динамично развивающуюся систему российского законодательства, как избирательное право. Этот институт законодательства подвергается всевозможным изменениям с конца 80-х г.г. прошлого столетия. Причем такие изменения в большинстве своем имеют место быть фактически перед каждыми очередными выборами. Это, конечно же, обусловлено рядом объективных причин, в качестве одной из которых можно назвать так называемые "недочеты" законодателя в части урегулирования различных вопросов, входящих в предмет избирательного права. Однако вместе с недочетами есть и положительные аспекты таких изменений.
В связи с тем, что общественным отношениям и, как следствие, правоотношениям свойственно развиваться и изменяться, избирательные отношения тоже подвержены изменениям, особенно в рамках прогрессирования современных информационных технологий. Большим шагом в развитии избирательного права явилось создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы), которая была учреждена Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы""*(1). Создание и последующие модернизации этой системы в настоящее время показали следующие результаты:
- информационная поддержка деятельности избирательных комиссий в интересах исполнения ими законодательства Российской Федерации о выборах;
- сокращение сроков подведения итогов голосования;
- повышение информированности общества о ходе и итогах избирательных кампаний и референдумов;
- повышение уровня достоверности данных и информационной безопасности на всех этапах развития и использования ГАС "Выборы"*(2).
Также хотелось бы отметить, что помимо ГАС "Выборы" в настоящее время в рамках избирательного процесса используются иные информационные технологии, такие как комплексы электронного голосования (КЭГ) и комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), которые играют немаловажную роль в сборе и обработке голосов избирателей.
Для урегулирования общественных отношений, возникающих при использовании ГАС "Выборы", Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав) вводит такое понятие, как электронное голосование, под которым понимается голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы"*(3). Как видно из определения, под электронным голосованием имеют в виду использование так называемых электронных бюллетеней, под которыми, согласно действующему законодательству, понимаются бюллетени, подготовленные программно-техническими средствами в электронном виде, применяемые при проведении электронного голосования*(4). Таким образом, можно сделать вывод, что электронное голосование ограничивается использованием электронных избирательных бюллетеней в рамках процедуры голосования. В настоящее время проблемы и перспективы введения электронного голосования активно обсуждаются по всему миру.
Хотелось бы несколько расширить понимание легального электронного голосования и предложить следующую рабочую дефиницию: под электронным голосованием будем понимать голосование посредством использования электронных девайсов (от англ. device - устройства, приспособления, те или иные технические средства, которые используются в различных областях науки и повседневной жизни*(5), мобильных приложений и интернет-ресурсов с помощью персонального компьютера. Дефиниция несовершенна и нуждается в доработке, однако она отражает основные способы электронного голосования.
Электронное голосование такими способами имеет ряд неоспоримых преимуществ. К их числу можно отнести способность самостоятельного участия в выборах любого уровня граждан с ограниченными возможностями здоровья, временно нетрудоспособных и т.д. В рамках введения электронного голосования посредством вышеназванных способов людям этой группы будет проще реализовывать свое активное избирательное право. Для этого им не нужно будет обращаться в избирательные комиссии с заявлением о проведении выездного голосования. Тем более что большинство людей этой группы предпочитает вообще не обращаться в избирательные комиссии из-за того, что присутствие посторонних в их личном пространстве приносит им моральный дискомфорт в силу определенных физических недугов.
Кроме того, в качестве еще одного преимущества электронного голосования можно обозначить такой момент, что оно облегчило бы реализацию активного избирательного права политически сознательным гражданам, которые в силу ряда обстоятельств объективного и субъективного характера находятся вне пределов Российской Федерации. Таким гражданам обычно приходится обращаться в российские генеральные консульства на территории иностранного государства, которые предоставляют им не только бюллетени установленного образца, признаваемые на территории Российской Федерации, специально оборудованные помещения и урны, но и возможность принять участие в общественно-политической жизни Российской Федерации, что, конечно же, немаловажно. Однако до обращения в консульство в день голосования для реализации своего активного избирательного права гражданам Российской Федерации необходимо предоставить письменное заявление (с указанием необходимых реквизитов, таких как ФИО, дата рождения, адрес регистрации/пребывания и т.д.) либо обратиться в консульство в день голосования с устным заявлением. Что касается россиян, находящихся на территории иностранного государства постоянно, то им необходимо совершить еще больший набор действий для реализации своего активного избирательного права вне пределов территории Российской Федерации. Им нужно заранее получить открепительное удостоверение, которое впоследствии они будут предъявлять вместе с документом, удостоверяющим личность, непосредственно в самом генконсульстве Российской Федерации в иностранном государстве. Кроме того, генеральные консульства Российской Федерации могут находиться в иных, чем место пребывания российского гражданина, городах, что, несомненно, затрудняет его возможность реализации своего активного избирательного права вне пределов Российской Федерации. Следовательно, можно сделать вывод, что введение электронных способов голосования значительно облегчит как претворение в жизнь активного избирательного права граждан Российской Федерации, так и работу самих генеральных консульств Российской Федерации на территории иностранных государств.
Более того, в качестве еще одного преимущества электронного голосования можно отметить удобство последнего для малонаселенных территорий. Российская Федерация имеет огромную территорию, однако она населена недостаточно плотно, т.е. в одном населенном пункте могут проживать избиратели в количестве 20-30 человек, для которых реализация своего активного избирательного права представляет определенные трудности, к примеру, необходимость покидать свой населенный пункт и прибывать в тот, где находится избирательный участок, к которому прикреплены такие избиратели. Это вызывает дискомфорт и, как следствие, неявку таких избирателей на выборы. Иная ситуация в случае, если населенный пункт расположен в отдаленной или труднодоступной местности, или же избиратели на момент голосования будут находиться на судах в плавании или на полярных станциях. В таком положении необходимо представить заявление и получить разрешение соответствующей комиссии (в зависимости от уровня выборов) на проведение так называемого досрочного голосования (ч. 1 ст.65 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав)*(6), что создает дополнительную работу для избирательных комиссий.
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о целесообразности расширения и детализации дефиниции понятия "электронное голосование" и, соответственно, необходимости распространения практики применения этого института избирательного законодательства. Однако, несмотря на вышеперечисленные плюсы, имеется и ряд определенных недостатков, наиболее важным из которых является отсутствие контроля за достоверностью результатов такого голосования, исходя из чего вопросы регулирования, субъекта осуществления контроля и способов такого контроля остаются открытыми.
Предлагаем "пробную версию" способа контроля, однако и он не является совершенным. Таким способом является получение пароля для индивидуального пользования. Чтобы получить такой пароль, необходимо будет установить дополнительное полномочие для избирательных комиссий на осуществление регистрации избирателей и выдачу зарегистрированным избирателям пароля (система "логин-пароль"), а также создать специализированный контролирующий орган, который будет отслеживать соответствие голосующего лица и использованного им пароля зарегистрированному избирателю. Плюсами такой системы можно назвать возможность использования пароля как на девайсе, так и в рамках мобильных приложений и интернет-ресурсов, а также возможность его использования на всех дальнейших выборах и референдумах (один избиратель - один пароль - любые выборы и референдум). Однако недостатком такого способа является возможность утраты пароля или же использование его другими лицами, что может негативно отразиться на легитимности результатов. Кроме того, создание специализированного контролирующего органа, а также органа, осуществляющего деятельность, связанную с обучением и повышением квалификации персонала избирательных комиссий, затратно.
Таким образом, можно сделать вывод, что до тех пор, пока проблемы контроля не будут решены, ввести институт электронного голосования на территории Российской Федерации не представляется возможным, поэтому необходимо направить усилия на разработку способов контроля или на усовершенствование предложенного способа.
А.Э.Кузнецова
студентка Юридического института
Иркутского государственного университета
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России", третья межрегиональная научно-практическая конференция 2014 г.
__________________
*(1) О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы": Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст.172.
*(2) ГАС "Выборы" - социальная система России, опыт развития и сопровождения [Электронный ресурс]: статья // Б.Демин, В.Клочков. 2006. URL: http: //www.aselibrary.ru/digitalresources/journal/irr/2006/number_4/number_4_4 /number_ 44471/ (дата обращения: 09.03.2014).
*(3) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст.2253.
*(4) Там же.
*(5) Что такое девайс? URL: http://devicebox.ru/device/ (дата обращения: 09.03.2014).
*(6) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст.2253.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России"
Учредитель и издатель: Избирательная комиссия Иркутской области; Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет; Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского
Адрес: г.Иркутск, ул.Рабочего Штаба, 78/7
Тел.: (3952) 48-31-79, 94-27-55
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте http://www.irkutsk.izbirkom.ru