Отдельные положения первого избирательного закона
о выборах в Государственную Думу Российской империи
Демократические выборные начала в российской истории имеют свои давние корни, начиная с вечевых традиций древнерусского государства. Значительный шаг был сделан во второй половине XIX в., когда были созданы выборные органы местного самоуправления: губернские и уездные земские представительные учреждения, избираемые по куриям на основе имущественных цензов. В 1870 г. реформе подверглась система городского самоуправления, и новые органы городского самоуправления стали избираться жителями города также на основе имущественных цензов. Аналогичные принципы, закрепленные в Положении о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г., а также практический положительный опыт выборных органов местного земского и городского управлений были использованы при формировании первой Государственной Думы Российской империи.
Проект создания первого российского парламента был предложен еще в начале XIX в. М.М.Сперанским, а получил реализацию лишь сто лет спустя в ходе первой российской революции, начавшейся 9 января 1905 г. До конца лета 1905 г. царское правительство искало подходы к разрешению социальной напряженности. 18 февраля 1905 г. Николай II издал царский манифест, объявлявший о намерении создать законосовещательный орган - Государственную Думу, а 6 августа 1905 г. издан "Манифест об учреждении Государственной Думы": "_Настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов"*(1).
Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел А.Г.Булыгина, однако в большей мере основные принципы формирования Государственной Думы были выработаны в ходе Петергофского совещания (19-26 июля 1905 г.). Обсуждение проходило под председательством Николая II, и в нем приняли участие наиболее влиятельные из великих князей, сановников, а также ряд специально приглашенных ученых и общественных деятелей. Итогом подготовительной работы явилось подписание императором Николаем II 6 августа 1905 г. комплекса правовых актов, связанных с созданием Государственной Думы: "Манифест об учреждении Государственной Думы", "Учреждение Государственной Думы", а также Положение о выборах в нее.
Несмотря на то, что булыгинская Дума никогда не была созвана, разработанное Положение о выборах стало правовой основой для Манифеста 17 октября 1905 г., Манифеста 20 февраля 1906 г., а сам принцип представительной власти на общероссийском уровне, впервые провозглашенный Манифестом 6 августа 1905 г., стал основополагающим для "Основных государственных законов Российской империи" 1906 г. "Его историческое значение недооценено большинством современников, погнавшихся за журавлем всеобщего и равного избирательного права. Между тем такой авторитетный ученый либерального направления, как Б.А.Кистяковский, включал Положение о выборах в Государственную Думу (наряду с "Основными государственными законами", учреждениями Государственной Думы и Государственного Совета) в комплекс нормативно-правовых актов, составивших конституцию Российской Империи"*(2). При всей спорности этого утверждения необходимо признать, что "Учреждение Государственной Думы" было особенным, уникальным государственным актом, некоторые положения "Основных государственных законов Российской империи" находят аналогии и в современном государственном устройстве России, а председатель Правительства РФ фактически напрямую относит начало российского конституционализма к 1906 г., увязывая действующую Конституцию России с "Основными государственными законами" 1906 г. помимо советских конституций и утверждая, что в советский период конституции "оставались после принятия политическими декларациями"*(3). Все это дает основание утверждать, что изучение отдельных аспектов Положения о выборах 6 августа 1905 г., исторически лежащего в основе конституционализма России, выглядит вполне актуальным.
Положение о выборах в Государственную Думу (далее - Положение) от 6 августа 1905 г. состояло из трех структурных разделов: общие положения, об избирательных списках, о производстве выборов - всего 62 статьи.
Согласно Положению, выборы в Государственную Думу производились: а) по губерниям и областям; б) в некоторых наиболее крупных городах (выделено 27 городов, таких как Санкт-Петербург, Москва, Астрахань, Баку, Варшава Вильна, Воронеж, Екатеринослав и др., в том числе Иркутск). Число членов Государственной Думы по губерниям, областям и городам устанавливалось соответствующим "росписанием#", прилагаемым к Положению.
Выборы в Государственную Думу не были прямыми: избрание членов Думы осуществлялось избирательными собраниями. Поскольку Положением предусматривались, с одной стороны, выборы по губерниям и областям, а с другой - выборы по городам (ст.1), соответственно различался и порядок формирования персонального состава избирательных собраний.
Ст.3 Положения различает три вида съездов: а) уездных землевладельцев; б) городских избирателей; в) уполномоченных от волостей и станиц. Положение подробно регламентирует состав участников всех съездов. В ст.12 законодатель определяет участников съезда уездных землевладельцев, которыми являлись: "а) лица, владеющие в уезде на праве собственности или пожизненного владения обложенною сбором на земские повинности землею в количестве, определенном для каждого уезда в приложенном к сей статье расписании; б) лица, владеющие в уезде на посессионном праве горнозаводскими дачами в количестве, указанном в том же расписании; в) лица, владеющие в уезде на праве собственности или пожизненного владения иным, кроме земли, недвижимым, не составляющим торгово-промышленного заведения, имуществом, стоимостью по земской оценке не ниже пятнадцати тысяч рублей; г) уполномоченные от лиц, владеющих в уезде или землею в размере не менее десятой доли количества десятин, определенного для каждого уезда в вышеупомянутом расписании, или иным недвижимым имуществом, стоимостью по земской оценке не ниже одной тысячи пятисот рублей; д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею".
Ст.16 представляет информацию о съезде городских избирателей, в котором имеют право принимать участие: "а) лица, владеющие в пределах городских поселений уезда на праве собственности или пожизненного владения недвижимым имуществом, оцененным для обложения земским сбором в сумме не менее одной тысячи пятисот рублей, или требующим выборки промыслового свидетельства торгово-промышленным предприятием: торговым - одного из первых двух разрядов, промышленным - одного из первых пяти разрядов или пароходным, с которого уплачивается основного промыслового налога не менее пятидесяти рублей в год; б) лица, уплачивающие в пределах городских поселений уезда государственный квартирный налог, начиная с десятого разряда и выше; в) лица, уплачивающие в пределах города и его уезда основной промысловый налог на личные промысловые занятия по первому разряду; г) лица, владеющие в уезде торгово-промышленным предприятием, указанным в п. а сей статьи"*(4).
В съезде уполномоченных от волостей, согласно Положению, могли участвовать выборные от волостных сходов уезда, по два от каждого схода, избиравшиеся волостными сходами из числа крестьян, принадлежащих к составу сельских обществ данной волости.
Таким образом, состав избирательного собрания формировался из состоятельных людей по трем куриям, что свидетельствует о наличии в России реальной системы представительства, основанной на имущественном цензе.
Положение также определяло специфику проведения съездов в отдельных губерниях, таких как Астраханская, Ставропольская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Архангельская, Лифляндская, Эстляндская, Курляндская, в соответствии с историческими условиями развития данных территорий, особенностями социальной структуры и административного устройства.
Избирательные права имели подданные Российской империи мужского пола, достигшие возраста 25 лет, отвечавшие требованиям определенного имущественного ценза или ценза оседлости и не ограниченные в избирательных правах в силу указанных обстоятельств. Значительная часть населения была лишена избирательных прав. Согласно ст.6 Положения, к участию в выборах не допускались: а) лица женского пола; б) лица моложе 25 лет; в) лица, обучающиеся в учебных заведениях; в) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; д) "бродячие инородцы"; е) иностранные подданные. Ст.7 продолжала список условий, ограничивающих избирательное право: а) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или "полученного чрез обман" имущества и ростовщичество, "когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они были освобождены от наказания за давностью, примирением, силою Всемилостивейшего Манифеста или особого Высочайшего повеления", либо состоящие под следствием или судом по обвинению в указанных преступных деяниях или деяниях, влекущих за собой отрешение от должности; б) отрешенные от должности по приговору суда - в течение трех лет со времени отрешения, "хотя бы они и были освобождены от сего наказания" на указанных выше основаниях; в) "подвергшиеся несостоятельности, впредь до определения свойства ее"; г) несостоятельные, "о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность коих признана несчастною"; д) лишенные духовного сана или звания за пороки или же "исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат"; е) осужденные за уклонение от воинской повинности*(5).
Кроме того, в выборах не могли принимать участие губернаторы и вице-губернаторы, градоначальники и их помощники - в пределах подведомственных им местностей, а также лица, занимавшие полицейские должности в губернии или городе, в которых проводились выборы (ст.8).
Помимо указанных категорий от участия в выборах отстранялись лица, не внесенные в избирательные списки или до начала выборов утратившие избирательный ценз (ст.37).
Вместе с тем Положение устанавливало важные привилегии для собственников недвижимого имущества и позволяло им существенно корректировать свой публично-правовой статус. Например, лишив женщин избирательных прав, закон сделал изъятие из общего правила для тех из них, кто являлся собственником цензовой недвижимости. Согласно ст.9, в этом случае женщины могли предоставлять свои цензы по недвижимому имуществу, оформленные доверенностью, для участия в выборах своим мужьям и сыновьям. В соответствии со ст.10 Положения сыновья могли "участвовать в выборах, вместо своих отцов, по недвижимому их имуществу и по их уполномочию"*(6).
Таким образом, Манифест от 6 августа 1905 г. заложил принципиально новые основы государственного устройства Российской империи. Предполагалось создать общероссийский выборный представительный орган - Государственную Думу, - до сих пор не имеющий аналогов в истории России. Дума обладала правом законодательной инициативы, могла обсуждать вопросы бюджета, штатов, некоторых законов.
Процедура выборов в Государственную Думу учитывала территориальные и сословные особенности различных регионов и категорий населения Российской империи. Такой дифференцированный подход вполне оправдан, если принимать во внимание довольно сложный и противоречивый исторический процесс формирования Российского государства.
Вместе с тем Дума напрямую зависела от императора, по решению которого она могла быть досрочно распущена. Выборы намечались по мажоритарной избирательной системе, многоступенными, куриальными, с использованием значительного количества цензов, что приводило к лишению избирательных прав и исключению отдельных категорий населения из выборной процедуры. Преимущество отдавалось крестьянам как наиболее надежному монархическому и консервативному элементу. Заметим, что и эти довольно ограниченные проявления парламентаризма вводились властями вынужденно, в условиях разворачивающейся революции.
При всей ограниченности полномочий Думы и псевдодемократичности выборной процедуры необходимо отметить, что и это было большим шагом вперед в процессе развития российской государственности.
С.В.Горбунова
студентка
Национального исследовательского
Иркутского государственного
технического университета
И.В.Курышова
доцент кафедры
государственно-правовых дисциплин
Национального исследовательского
Иркутского государственного
технического университета
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России", третья межрегиональная научно-практическая конференция 2014 г.
__________________
*(1) Высочайший манифест от 6 августа 1905 г. // Полное собрание законов Российской империи, собр. 3-е. СПб. Т. 25. Отд. I. N 26656.
*(2) Ильин А.В. Первый закон о выборах в Государственную Думу Российской Империи: опыт историко-правового анализа / Е.Б.Хохлов // Правоведение. 2006. N 1. С. 9.
*(3) Медведев Д.А. 20 лет: путь к осознанию права / Д.А.Медведев // Российская газета. N 6255. 11 дек. 2013. С. 1.
*(4) Положение о выборах в Государственную Думу: Высочайше утвержденное положение о выборах в Государственную Думу 6 августа 1905 г. // Библиотека Гумер-история. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/polvubor. php.
*(5) Там же.
*(6) Там же.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России"
Учредитель и издатель: Избирательная комиссия Иркутской области; Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет; Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского
Адрес: г.Иркутск, ул.Рабочего Штаба, 78/7
Тел.: (3952) 48-31-79, 94-27-55
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте http://www.irkutsk.izbirkom.ru