Голосование "Против всех кандидатов"
Для того чтобы лучше разобраться в сущности голосования против всех кандидатов, нужно начать именно с краткого обзора истории этого явления.
В СССР было принято включать в бюллетень одну фамилию. Голосующие за кандидата - бросали бюллетень в ящик для голосования, не делая в нем никаких пометок, голосующие против - вычеркивали единственного кандидата.
Закон "О выборах народных депутатов СССР" от 1 декабря 1988 года ввел важнейший принцип избирательного права - принцип состязательности кандидатов. Новый порядок обеспечивал избирателю возможность выбора из нескольких кандидатур путем свободного волеизъявления*(1).
Впервые выборы народных депутатов СССР прошли на альтернативной основе в 1989 году. Голосованием против всех считалось вычеркивание всех кандидатур, представленных в бюллетене. Действительными считались бюллетени, в которых вычеркнуты все кандидаты, кроме одного, за которого голосовал избиратель*(2).
В 1993 году указами Президента Российской Федерации о выборах депутатов в Государственную Думу и Совет Федерации*(3) была введена новая форма бюллетеня. В бюллетень внесли специальную строку "против всех кандидатов". Выборы должны были признаваться несостоявшимися, если против всех подано больше голосов, чем за кандидата, получившего наибольшую поддержку. Однако данная норма была исключена из обоих документов. В итоге голосование "против всех" никак не повлияло на результативность декабрьских выборов 1993 года.
В 1994 году наличие строки "против всех" на выборах всех уровней было закреплено в статье 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 г. N 56-ФЗ*(4). Но ее существование все-таки оставалось на усмотрение субъекта РФ.
19 сентября 1997 года был принят новый Федеральный закон N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в котором графе "против всех" придали определяющий смысл. Выборы признавались избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов*(5).
Правомерность нормы о решающем значении графы "против всех" была признана Конституционным Судом РФ: факт негативного отношения большинства избирателей ко всем кандидатам, подтвержденный голосованием "против всех" большим числом избирателей, чем проголосовало за набравшего большинство голосов кандидата, означает, что и данный кандидат не получил поддержки избирателей, необходимой и достаточной для обеспечения подлинного представительства народа, которое, согласно ст.3 (ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации, должно быть результатом свободных выборов. Поэтому признание выборов в таких обстоятельствах несостоявшимися в наибольшей степени отвечает принципу народовластия*(6).
В 2006 году парламент отменил действовавшую с первых лет постсоветской России графу "против всех". Депутаты ссылались на зарубежный опыт, мотивируя тем, что это позволит сделать подход избирателя к предстоящему выбору более осознанным, как это наблюдалось в большинстве цивилизованных стран: США, Швейцарии, Германии, Франции. Также данный шаг объяснялся стремлением сэкономить средства казны.
В условиях отсутствия графы "против всех" различные политические и гражданские группы призывают к протестным формам голосования. Предлагаемые ими варианты можно свести к трем:
- порча избирательных бюллетеней (превращение их в недействительные);
- бойкот (неучастие в голосовании);
- вынос бюллетеней с избирательного участка.
В сентябре 2013 года в Государственную Думу официально внесен законопроект о возвращении в избирательные бюллетени графы "против всех"*(7). Инициаторами стали члены Совета Федерации во главе со спикером Валентиной Матвиенко. "Наше предложение, если оно станет нормой закона, расширит возможности избирателей в выражении своей воли на выборах. Власти, партиям, обществу реализация нашего предложения позволит лучше видеть расстановку политических сил, настроение людей", - прокомментировала Матвиенко при внесении законопроекта*(8). Данный законопроект вызвал бурную дискуссию как среди политиков, так и общества в целом.
Каждый человек в своей жизни сталкивается с таким понятием, как выбор, и для каждого это предполагает принятие одного конкретного решения из определенного количества вариантов. Ведь выбор может быть только конкретным, в противном случае это уже не выбор, а своего рода опрос, который преследует иные цели. Человек, который не может сделать выбор из огромного количества партий, представленных на выборах, и голосующий против всех, ни о чем не думает и ему ничего не надо. Исходя из понятия выборов, закрепленного в п.9 ст.2 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", выборы преследуют определенную цель, которая заключается в формировании органов государственной власти.
Существует такое мнение, что люди не ходят голосовать, понимая, что беспомощны исправить ситуацию через выборы. Но в случае, если человека не устраивает власть, он имеет право выдвинуть свою кандидатуру, предложить кандидата достойного, по его мнению, либо выбирать из того, что есть на данный момент. Поэтому введение графы "против всех" не решит существующих проблем власти, а лишь временно локализует их.
На сегодняшний день многие политики в обоснование введения графы "против всех" говорят о появлении так называемого "протестного кандидата" и аргументируют это тем, что избиратели, приходящие на выборы, но лишенные возможности проголосовать против всех, голосуют за вполне конкретных политиков, которые бросают вызов существующей власти. При этом у таких кандидатов обычно нет ни реальных дел, ни реализованных программ. В результате получается существенное искажение политической действительности, которое может привести к необратимым последствиям.
Но, если посмотреть на это с другой стороны, так называемые "протестные кандидаты" - это такие же кандидаты, обладающие таким же стремлением к управлению. Выбор такого кандидата (партии) необязательно должен привести к негативным последствиям. Может быть наоборот: это послужит своеобразным толчком как для него самого (т.к. он заинтересован удержаться у власти), так и для других кандидатов (партий), ведь они вынуждены будут изменять свои программы, чтобы завоевать доверие избирателей вновь.
Таким образом, стоит отметить, что у голосования "против всех", как и у любого другого явления, есть свои положительные и отрицательные стороны. Вместе с тем число отрицательных аспектов преобладает за счет таких, наиболее принципиальных, как понижение сознательности избирателей, а также увеличение материальных затрат.
Графа "против всех" является одной из форм протестного голосования. Следовательно, и без введения данной графы у любого избирателя есть очень простая возможность проголосовать против всех - например, не ходить на выборы, испортить бюллетень и т.д.
К.А.Демкина
студентка
Юридического института
Иркутского государственного университета
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России", третья межрегиональная научно-практическая конференция 2014 г.
__________________
*(1) Журавлев В.П., Фортунатов В.В. Избирательное законодательство и выборы в 1937 - 1987 г.г. URL: http://www.rcoit.ru/elect_history/1918-1990/17084 (дата обращения: 14.04.2014).
*(2) Журавлев В.П., Фортунатов В.В. Выборы народных депутатов СССР в 1989 г. и РСФСР в 1990 г. URL: http://www.rcoit.ru/elect_history/1918-1990/17243 (дата обращения: 14.04.2014).
*(3) См.: Указ Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. N 1557 "Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 41. Ст.3907; Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1626 "О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 42. Ст.3994.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 33. Ст.3406.
*(5) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 38. Ст.4339.
*(6) По делу о проверке конституционности положений п.6 ст.4, подп. "а" п.3 и п.4 ст.13, п.3 ст.19, п.2 ст.58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. N 17-П // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст.3002.
*(7) http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=360863-6 &02.
*(8) http://izvestia.ru/news/558882.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России"
Учредитель и издатель: Избирательная комиссия Иркутской области; Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет; Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского
Адрес: г.Иркутск, ул.Рабочего Штаба, 78/7
Тел.: (3952) 48-31-79, 94-27-55
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте http://www.irkutsk.izbirkom.ru