Мажоритарная избирательная система
в Российской Федерации и зарубежных странах:
достоинства и недостатки
Мажоритарная избирательная система является исторически первой избирательной системой, которая применялась при проведении выборов (выборные процедуры до XIX в. строились исключительно на принципах большинства, т.е. мажоритарных основах). Мажоритарная система основана на принципе большинства (лат. major - больший, фр. majoritaire - majorite - большинство). При использовании этой системы избранным считается тот кандидат, за которого было подано больше голосов. Она наиболее проста и используется при избрании должностного лица (президента, губернатора и т. д.), возможно применение данной системы и при выборах коллегиального органа власти, например парламента.
В зависимости от требований к количеству голосов для избрания кандидата мажоритарная избирательная система бывает:
- относительного большинства;
- абсолютного большинства;
- квалифицированного большинства.
Мажоритарная система относительного большинства получила распространение в большинстве англосаксонских стран, но также активно применяется и во многих других государствах (самостоятельно или в сочетании с пропорциональной системой), не испытывающих преобладающего влияния англосаксонской правовой и политической культуры: в Венгрии, Италии, ФРГ; для определения победителя на президентских выборах - в Исландии, Никарагуа, Венесуэле, на Филиппинах. В Великобритании и некоторых других англосаксонских странах эту систему еще называют "кто первым пришел - тот и избран".
Особенность данной избирательной системы в том, что от одного округа, примерно равного по количеству избирателей, избирается один депутат. У избирателя один голос, который он отдает за одного кандидата. При этом, как правило, не устанавливается какой-либо квалификационный барьер, т.е. победитель может набрать и 10, и 15, и 25% и более - в любом случае больше, чем его соперник, и будет считаться избранным. Правда, в странах романо-германской правовой культуры в рамках этой системы могут устанавливаться определенные квалификационные барьеры.
Эта система, как правило, предполагает проведение голосования в один тур и может называться мажоритарной системой относительного большинства в одномандатном округе, мажоритарной системой при голосовании в один тур, системой первого, оказавшегося выбранным, и так далее*(1).
По такой системе начиная с 1993 г. проходили выборы части депутатов Государственной Думы в России (225 депутатов), которые выдвигались по одномандатным избирательным округам. В соответствии с п.2 ст.39 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г.*(2) избранным признавался кандидат, получивший наибольшее число действительных голосов. Эта же норма в дальнейшем была закреплена и в последующих законодательных актах, например в п.5 ст.83 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 20 декабря 2002 года*(3). При этом условием определения победителя выступало правило, согласно которому количество голосов избирателей за кандидата, набравшего наибольшее число, должно быть не меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Иначе, согласно п.2 ст.83 данного Закона, выборы признавались несостоявшимися.
Своеобразной разновидностью мажоритарной системы относительного большинства при голосовании в один тур являются выборы по двух- и многомандатным округам. В истории Российской Федерации данный вид использовался всего один раз - в декабре 1993 г. при избрании депутатов Совета Федерации. Избиратель имел один голос, который он в соответствии с п.3 ст.3 Положения о выборах отдавал сразу за два кандидата*(4).
Основным недостатком данной разновидности системы является не совсем справедливый конечный результат, который не обеспечивает как адекватного представительства в выборных учреждениях на национальном уровне, так и равного представительства округов. Стоит согласиться с мнением Е.М.Абдулханова и М.И.Забелиной, которые отмечают, что при такой системе парламент не отражает политических предпочтений избирателей*(5).
Мажоритарная система относительного большинства не дает возможность учитывать интересы всех избирателей округа, потому что кандидат может быть избранным абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным их большинством на момент голосования, при таких условиях голоса избирателей, которые голосовали против избранного кандидата, пропадают.
Мажоритарная система относительного большинства является одной из наименее демократических систем. Основным достоинством этой разновидности является проведение голосования в один тур. Использование данной системы всегда результативно, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство (если несколько кандидатов набрали одинаковое количество голосов, то вопрос решается жребием или по старшинству). При действии в стране этой системы в парламенте обычно бывает прочное большинство, что обеспечивает стабильность правительства. Мажоритарная система относительного большинства получила распространение потому, что она позволяет искусственно создавать стабильные правительства и парламенты, однако такая система лишает представительства малые партии и дает искаженное представление о действительном соотношении сил.
Другая разновидность мажоритарной системы - французская модель - мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для избрания кандидата требуется собрать больше половины голосов избирателей, то есть действует формула "50% + 1 голос". Производная от этого количества голосов избирателей может быть разной:
- общее число зарегистрированных избирателей;
- общее число избирателей, которые принимали участие в выборах (получили избирательные бюллетени);
- общее число избирателей, которые принимали участие в голосовании.
При использовании этой системы обычно устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании (25, 50% и более). Такая система достаточно часто используется для избрания президента (Франция и ее бывшие колонии, Австралия, Казахстан и др.).
Преимущество отмеченной системы - в ее потенциальном демократизме: она учитывает интересы большинства избирателей. Тем не менее эта разновидность не лишена недостатков.
Первый недостаток мажоритарной системы абсолютного большинства состоит в том, что голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Второй недостаток заключается в том, что она выгодна лишь крупным партиям, малые же партии имеют весьма сомнительные шансы на успех. Наконец, третий недостаток данной системы в том, что она нерезультативна. В случае если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов или несколько кандидатов наберут их одинаковое количество, вопрос о том, какой депутат получит мандат, остается открытым. Для того чтобы избежать этого, сделать систему результативной, прибегают к различным способам.
Первый способ - повторное голосование, которое будет проводиться во столько туров, сколько необходимо для того, чтобы кто-то из кандидатов набрал абсолютное большинство голосов. Для разрешения данной ситуации, например Конституцией Республики Намибия, устанавливается, что туры голосования по выборам президента будут проводиться до тех пор, пока кто-либо из кандидатов не получит абсолютного большинства поданных за него голосов избирателей.
Второй способ - так называемая перебаллотировка, т.е. во втором туре голосования участвуют два кандидата (два списка), набравшие наибольшее число голосов в первом туре (повторное голосование). Например, согласно п.3 ст.76 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. Но если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование на выборах Президента Российской Федерации по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (п.1 ст.77 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации")*(6).
Наряду с перебаллотировкой кандидатов законодательно может быть установлен определенный барьер, например, во второй тур проходят кандидаты, получившие в первом туре не менее определенного количества голосов от числа избирателей, внесенных в списки или проголосовавших в первом туре (12,5% при выборах во французское Национальное собрание*(7)).
В ряде стран, например в США, если ни один из кандидатов не будет избран в единственном туре всеобщих выборов, то перебаллотировка кандидатов, набравших наибольшее число голосов, осуществляется в парламенте или его нижней палате (поправка XII к Конституции США)*(8).
Мажоритарная система абсолютного большинства не всегда предусматривает проведение второго тура голосования, к примеру, при использовании альтернативного голосования, избиратель в одномандатном избирательном округе голосует не за одного кандидата, а за несколько, указывая цифрами против фамилий их предпочтительность для него (так принято в Австралии, Канаде и др.). Этот вариант хоть и позволяет обойтись без проведения второго тура, но порождает споры о равноценности первых, вторых, третьих и т.д. преференций.
Достоинством данной разновидности системы является простота определения результатов голосования, а также то, что избранный кандидат или список кандидатов будут представлять абсолютное большинство избирателей. Тем не менее сохраняется основной недостаток мажоритарной избирательной системы - пропадают голоса, поданные за других кандидатов. А также в большинстве случаев возникает неизбежность проведения повторного голосования, а это является финансово затратным для государства, и если голосование проводится в несколько туров, то часто растет уровень абсентеизма, т.е. неучастия избирателей в голосовании.
Следующей, довольно редко применяемой, разновидностью мажоритарной избирательной системы является мажоритарная система квалифицированного большинства, в соответствии с которой кандидат (список кандидатов) должен набрать установленный процент голосов, чтобы быть избранным. Квалифицированное большинство может быть различным: 2/3, 3/4 и т. д. - всегда больше простого большинства. Данная система применяется в Чили, там партии необходимо набрать 2/3 голосов избирателей. Кандидату на пост президента Коста-Рики нужно получить 40% плюс один голос (ст.138 Конституции Республики Коста-Рика)*(9).
А.Б.Страшун, Э. Лейкман, Дж. Д. Ламберт, А.П.Мясников выделяют модификацию многомандатной мажоритарной системы - систему кумулятивного вотума, это когда избиратель имеет не один, а несколько голосов (столько, сколько надо избрать депутатов, или меньше). Он может отдать все свои голоса одному кандидату, а может распределить их между несколькими. Избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов (относительное большинство). Эта система позволяет учесть интересы меньшинства избирателей, однако достаточно серьезно искажает пропорции представительства. Система применялась на Бермудах, о. Фиджи, в Лаосе, на Мальдивах, в Кувейте*(10).
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что достоинством мажоритарной системы является то, что выборы по ней менее затратные, максимально персонифицированы (избиратель конкретно знает, за кого он голосует), территориально районированы (выборы проходят по избирательным округам), просты в определении результатов голосования.
К недостаткам можно отнести то, что система не ориентируется на многопартийность и не стимулирует ее, существует большая потеря голосов избирателей, т.к. учитываются только голоса победителя в округе; часто избиратели, чтобы их голос "не ушел впустую", голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров, поэтому мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к двухпартийной системе в государстве (закон Дюверже).
В России по мажоритарной системе избирается Президент РФ, высшие должностные лица субъектов РФ (например Губернатор Иркутской области*(11)), половина депутатов значительной части законодательных собраний субъектов РФ (Республика Коми, Иркутская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Псковская, Тюменская области) и представительных органов муниципальной власти, главы местной администрации (например мэр г.Иркутска и 17 депутатов Думы г.Иркутска*(12)).
До парламентских выборов 2007 года по мажоритарной системе избиралась половина депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России (225 человек). Четыре созыва Государственной Думы постперестроечной России избирались на основе смешанной избирательной системы, при сочетании мажоритарных и пропорциональных выборов. 7 декабря 2006 года вступил в силу новый Федеральный закон от 18 мая 2005 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"*(13), согласно которому все 450 депутатов нижней палаты парламента избираются исключительно по пропорциональной системе. Однако эта система не устраивала многих избирателей, которые равнодушны к деятельности партий, и на основании этого Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 г. предложил вернуться к формированию парламента по смешанной избирательной системе в целях укрепления связей депутатов с избирателями*(14).
14 февраля 2014 года Государственной Думой РФ был принят новый закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"*(15), в статье 3 которого установлено, что 225 депутатов Государственной Думы РФ избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат). Впрочем, нет никаких гарантий, что именно по этим правилам пройдут выборы в 2016 году: политическая ситуация в стране и мире меняется слишком быстро, и никто не знает, какой она будет через два года.
М.М.Исломов
студент
Национального исследовательского
Иркутского государственного
технического университета
К.В.Денисова
студентка
Национального исследовательского
Иркутского государственного
технического университета
Е.Г.Деранжулина
старший преподаватель
кафедры государственно-правовых
дисциплин Института экономики,
управления и права Национального
исследовательского Иркутского
государственного технического
университета
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России", третья межрегиональная научно-практическая конференция 2014 г.
__________________
*(1) Белоновский В.Н. Электоральное право Российской Федерации. М., 2010. С. 150.
*(2) Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период: Указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. N 1557 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 41. Ст.3907.
*(3) О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 51. Ст.4982.
*(4) См. Указ Президента РФ от 11 октября 1993 г. N 1626 "О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 42. Ст.3994.
*(5) См. Абдулханов Е.М., Забелина М.И., Шишенина И.В. Избирательная система: от смешанной к мажоритарной или пропорциональной // Конституционное и муниципальное право. 2002. N 3. С. 16.
*(6) О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст.171.
*(7) Избирательная система, выборы и органы государственной власти во Франции. URL: http://www.cikrf.ru/news/relevant/2011/09/29/france.html (дата обращения: 13.03.2014).
*(8) Конституция США // Конституция зарубежных государств: учебное пособие / сост. проф. Н.В.Маклаков. М., 2000. С. 361.
*(9) Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2009. С. 201.
*(10) Мясников А.П. Избирательные системы: становление и развитие. Ростов н/Д., 2003. С. 97.
*(11) См. Закон Иркутской области от 25 июня 2012 г. N 54-ОЗ "О выборах Губернатора Иркутской области" // Областная. 27 июня 2012. N 68.
*(12) См. Устав города Иркутска: принят решением ГД г.Иркутска от 20 мая 2004 г. N 003-20-430537/4 // Иркутск. 25 июня 2004. N 28-29.
*(13) О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 2005. N 21. Ст.1919.
*(14) Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. // Российская газета. 23 декабря 2011. N 290.
*(15) О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ // СЗ РФ. 2014. N 8. Ст.740.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Мажоритарная избирательная система
Текст официально опубликован не был