Единый день для голосования в Российской Федерации
Выборы в Российской Федерации являются институтом непосредственной демократии. В соответствии с действующей Конституцией РФ свободные выборы признаются в качестве основополагающего принципа конституционного строя России. Согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", выборы в Российской Федерации - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Политико-правовое значение свободных выборов закреплено в законодательстве РФ. Так, согласно Конституции РФ, выборы это:
- источник политической силы народного представительства, высшее непосредственное выражение власти народа, форма его прямого волеизъявления (ч. 2, 3 ст.3);
- способ реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1, 2 ст.32);
- средство осуществления местного самоуправления (ч. 2 ст.130).
Кульминацией избирательной кампании выступает день голосования - день, на который в соответствии с законом назначается голосование на выборах или референдуме. Сроки совершения многих избирательных действий отсчитываются от дня голосования.
Существуют два основных подхода при назначении дня голосования:
- выборы назначаются на любой день, когда истекают полномочия соответствующего органа или должностного лица;
- единый день голосования.
В СССР выборы в советы народных депутатов проходили одновременно - в марте. В постсоветской России выборы различного уровня не были синхронизированы, и к концу 1990-х - началу 2000-х сложилась ситуация, когда практически в каждое воскресенье в каком-либо из регионов проводились выборы регионального или местного уровня.
В Российской Федерации закрепление единого дня голосования произошло после 2004 года, когда Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установил два дня для голосования по выборам органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления: "второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов".
Хотелось бы заметить, что понятие "единый день голосования" в Российской Федерации является неоднозначным. Во-первых, в соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", днем голосования по выборам нового состава депутатов Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Во-вторых, согласно ст.5 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", "днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации". И, в-третьих, с 1 ноября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Этим актом устанавливается единый день голосования - второе воскресенье сентября, а если выборы приходятся на год, в который проводятся выборы Президента РФ или депутатов Государственной Думы, то в тот же день, когда проводятся выборы Президента или депутатов Государственной Думы.
Изначально законопроект, инициированный членами фракции ЛДПР, предполагал в качестве единого дня проведения выборов в стране четвертое воскресенье марта. Внесение поправок аргументировалось тем, что в ряде государств Европы, Африки, а также в США установлены единые дни голосования. Так совершенствуется электоральный процесс: вопросы по организации предстоящей избирательной кампании можно отработать заблаговременно, стратегическое планирование становится более качественным, повышается явка избирателей, также установление единого дня голосования существенно сокращает расходы из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов.
В окончательной редакции день голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления был установлен на второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах.
Вопрос о целесообразности введения единого дня голосования в России оказался противоречивым. Как население, так и политическая элита страны не могут прийти к единому мнению.
Сторонники единого дня голосования обосновывают свою позицию тем, что:
- единый день голосования содействует оптимизации организации выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления и более эффективному использованию организационных и иных ресурсов участников избирательных кампаний;
- установление единого дня голосования экономит финансовые средства государственного бюджета;
- единый день голосования позволяет избежать частого проведения выборов и правомерно воспользоваться позитивной практикой совмещения выборов разных уровней власти*.
Также следует отметить, что введение единого дня голосования способствует унификации избирательного процесса, делает его более динамичным, предсказуемым, повышает явку.
Существуют и противники идеи единого дня голосования. В частности, комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в заключении по Федеральному закону N 3.2-05/937 от 17 июля 2012 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указывает на то, что единый день голосования - второе воскресенье сентября - не является оптимальным, так как проведение выборов в указанный день придаст подготовке и самим выборам особенности, затрудняющие должное протекание избирательной кампании. Можно выделить следующие отрицательные моменты введения единого дня голосования:
1. Избирательные кампании будут проходить летом, то есть во время отпусков значительной части избирателей. Следовательно, затрудняется информирование избирателей о выборах, проведении предвыборных мероприятий, включающих в себя встречи с избирателями.
2. Значительная часть членов участковых комиссий, как правило, является работниками образовательных учреждений, у которых период отпусков приходится на летние месяцы, что затруднит формирование и деятельность участковых избирательных комиссий.
4. Подготовка помещений избирательных участков, большинство из которых располагается в школах, совпадет с подготовкой школ к началу учебного года.
5. Проведение избирательной кампании, основной период которой придется на август-сентябрь, месяцы уборочных сельскохозяйственных работ, может повлечь снижение активности избирателей.
6. Увеличение количества избирательных кампаний может затруднить положение небольших политических партий, что уменьшит их конкурентоспособность.
Представляется, что введение единого дня голосования - правильный шаг, так как это экономит бюджетные средства в регионах и муниципалитетах и позволяет оптимизировать выборный процесс. Но, на наш взгляд, не совсем удачно выбрано время. Сентябрь - это время сбора урожая и сезон отпусков, что затрудняет агитационную работу и значительно снижает явку.
Т.Р.Кива
студентка
Юридического института
Иркутского государственного университета.
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России", третья межрегиональная научно-практическая конференция 2014 г.
__________________
* Шапиев С, Осавелюк А. Единый день голосования в России и за рубежом: аргументы "за" и "против" // Журнал о выборах. 2012. N 6. С. 26-30.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Единый день для голосования в Российской Федерации
Текст официально опубликован не был