Новеллы в основаниях
для отказа в регистрации кандидата на выборную должность
Россия является демократическим правовым государством. Данные признаки государства провозглашены в Конституции Российской Федерации. Демократия же предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие граждан в политической жизни страны. А свободные выборы - это высшее непосредственное выражение власти народа, с их помощью происходит формирование органов государственной власти и местного самоуправления. И оно возможно только в том случае, если будет обеспечено соблюдение требований избирательного законодательства всеми участниками избирательного процесса. Нарушение таких требований влечет применение тех или иных санкций. Одной из них является мера конституционно-правовой ответственности - отказ в регистрации кандидата на выборную должность. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"*(1) (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав) приводит исчерпывающий перечень оснований, по которым кандидату на выборную должность могут отказать в регистрации. Среди наиболее часто встречающихся в практике оснований можно выделить следующие: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с действующим законодательством для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки; неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также другие основания.
Законодательство с течением времени развивается, изменяется, в том числе и в области избирательного процесса. И в связи с этим появляются новые основания для отказа в регистрации кандидата на выборную должность. Среди таких оснований можно выделить следующие.
1. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - непредставление сведений о представленных кандидатом кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Данное основание для отказа в регистрации было введено Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 238-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"*(2) в связи с изменениями порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Кандидат, претендующий на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, одновременно с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, должен представить в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в письменной форме сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным данным Федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. К данным сведениям относятся: фамилия, имя, отчество; дата рождения; наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства лица; основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); а также заявление о согласии на представление в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации с обязательством в случае наделения полномочиями члена Совета Федерации прекратить деятельность, несовместимую со статусом члена Совета Федерации. Таким образом, проживающие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации избиратели будут голосовать не только за кандидатов на пост руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, но и за представленные каждым из них три кандидатуры в члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Одна из них в случае избрания представившего их кандидата на должность высшего должностного лица будет наделяться им полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Оставшиеся две кандидатуры будут запасными на случай досрочного прекращения полномочий назначенного члена Совета Федерации (на случай его смерти, болезни, смены им рода занятий и т.д.), но если ни одна из этих кандидатур на день досрочного прекращения полномочий назначенного члена Совета Федерации не может быть наделена полномочиями члена Совета Федерации, в частности в связи с несоответствием предъявляемым к ним требованиям, высшее должностное лицо субъекта РФ должно наделить полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ одного из депутатов законодательного (представительного) органа этого субъекта РФ.
2. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - несоблюдение кандидатом требований, установленных п.3.3 ст.33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Данный пункт введен Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами"*(3), в соответствии с которым кандидат на указанные выборные должности обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, в противном случае ему может быть отказано в регистрации.
3. Недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"*(4) были внесены изменения, устанавливающие новый порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - путем его избрания населением на прямых выборах. Но в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации необходимо получить поддержку от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Среди которых должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах их глав, притом что кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в том числе и подп. "д1" п.24 ст.38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, который предусматривает отказ в регистрации кандидата на выборную должность в связи с недостаточным количеством достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Конституционный Суд разъяснил, что введенный Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) путем его избрания населением на прямых выборах призван заменить собой прежний порядок, при котором наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации осуществлялось по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Установление выборного порядка не исключает возможности его конкретизации, в том числе путем введения в правовое регулирование дополнительных правовых институтов, в рамках требований Конституции Российской Федерации и с учетом основанных на этих требованиях правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Поддержка выборным лицом местного самоуправления того или иного кандидата означает признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных образований*(5).
Вышеперечисленные основания были введены совсем недавно, в связи с этим пока не имели широкой практики применения, и, соответственно, судебная практика еще не сложилась.
Н.С.Кудрявцева
аспирант
Байкальского государственного
университета экономики и права
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России", третья межрегиональная научно-практическая конференция 2014 г.
__________________
*(1) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст.2253.
*(2) Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 238-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 50 (ч. 5). Ст.6961.
*(3) Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" // СЗ РФ. 2013. N 19. Ст.2329.
*(4) Федеральный закон от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст.2274.
*(5) Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. N 32-П по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 2). Ст.8062.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новеллы в основаниях
Текст официально опубликован не был