Особенности статуса
избирательных комиссий при выборах депутатов
Государственной Думы Российской Федерации
и депутатов национального собрания Вьетнама:
сравнительно-правовой анализ
Одним из признанных на международном уровне стандартов современных демократических выборов является их проведение самостоятельными и независимыми в пределах своей компетенции избирательными органами (комиссиями), статус и полномочия которых установлены конституцией, законодательными актами государства.
Под избирательной комиссией понимается коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Правовой статус избирательных комиссий есть законодательно закрепленная совокупность их взаимоотношений с органами власти, организациями, гражданами, а также совокупность их законодательно установленных полномочий. Статус - это внешняя характеристика избирательной комиссии или системы избирательных комиссий, которая отражает взаимодействие избирательных комиссий с другими органами и организациями, хотя в конечном счете внешнее проявление определяется внутренними характеристиками (кадровым составом, порядком работы и пр.) в рамках внешних ограничений (полномочий, традиций, имеющихся ресурсов и т.д.).
Правовой статус избирательных комиссий в Социалистической Республике Вьетнам во многом отличается от правового статуса избирательных комиссий Российской Федерации. Выполним краткий сравнительный анализ правовых статусов избирательных комиссий Вьетнама и России при проведении выборов в парламент Вьетнама - Национальное Собрание Социалистической Республики Вьетнам и в нижнюю палату парламента России - Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"*(1), постановлением Центральной избирательной комиссии от 28 июня 1995 г. N 7/46-II "О регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации"*(2), постановлением Центральной избирательной комиссии от 17 февраля 2010 г. N 192/1337-5 "О методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий"*(3) и другими нормативно-правовыми актами. Что касается выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, перечень и правовой статус избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов, установлены также и Федеральным законом РФ от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"*(4). Согласно этому закону, подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии:
- Центральная избирательная комиссия РФ;
- избирательные комиссии субъектов РФ;
- окружные избирательные комиссии;
- территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований;
- участковые избирательные комиссии.
Формирование и полномочия избирательных комиссий Вьетнама регулируются законами Республики Вьетнам "О формировании и организации Национального Собрания Социалистической Республики Вьетнам"*(5) от 25 декабря 2001 г. и "О выборах депутатов Национального Собрания Социалистической Республики Вьетнам" (далее - закон "О выборах депутатов Национального собрания") от 15 апреля 1997 г. с изменениями от 26 ноября 2011 года*(6).
Согласно ст.13 закона Вьетнама "О выборах депутатов Национального Собрания", к числу избирательных комиссий, организующих выборы в Национальное Собрание Вьетнама, относятся:
- Центральная избирательная комиссия;
- избирательные комиссии провинций, городов центрального подчинения (избирательная комиссия округов);
- избирательная комиссия на избирательных участках;
- избирательная комиссия на местах голосования.
В отличие от избирательных комиссий Российской Федерации (за исключением окружных избирательных комиссий), которые являются постоянно действующими органами и создаются сроком на пять лет, комиссии Вьетнама не являются таковыми. Они формируются только на период проведения выборов.
Например, Центральная избирательная комиссия Вьетнама создается не позднее чем за 105 дней до дня голосования и прекращает свои полномочия после доклада протокола об итогах выборов Постоянному комитету Национального Собрания. Ее члены назначаются Постоянным комитетом Национального Собрания.
Народный комитет (представительный орган на местном уровне) провинций и городов центрального подчинения по согласованию с Народным советом (исполнительным органом на местном уровне) и Отечественным фронтом на том же уровне не позднее чем за 95 дней до голосования формирует избирательные комиссии провинций, городов центрального подчинения (избирательные комиссии округов) и не позднее чем за 65 дней до дня голосования создает избирательные комиссии на избирательных участках.
Председатель народных комитетов общин по согласованию с Народным советом и Отечественным фронтом на том же уровне принимает решение о создании избирательных комиссий на местах голосования не позднее чем за 35 дней до дня голосования.
Численный состав избирательных комиссий также непостоянен и зависит главным образом от уровня выборов, а также от совмещения выборов в разные органы государственной власти.
В состав Центральной избирательной комиссии Вьетнама входят 15-21 членов, которые назначаются Постоянным комитетом Национального Собрания из представителей Постоянного комитета Национального Собрания, Правительства, Центрального комитета Отечественного фронта Вьетнама, других учреждений и организаций. Председатель Постоянного комитета одновременно является председателем Центральной избирательной комиссии Вьетнама.
Избирательные комиссии провинций, городов центрального подчинения создаются в составе 7-11 членов из представителей постоянного Народного совета, Народного комитета, Отечественного фронта и других организаций, избирательные комиссии на избирательных участках - в составе 9-15 членов из представителей постоянного Народного совета, Народного комитета, Отечественного фронта и других учреждений, а избирательные комиссии на местах голосования - в составе 5-11 членов.
В Российской Федерации в составе Центральной избирательной комиссии 15 членов с правом решающего голоса (5 членов назначаются президентом Российской Федерации, 5 - Государственной Думой Федерального Собрания РФ, 5 - Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации). Что касается других избирательных комиссий, то их количественный состав зависит в основном от числа зарегистрированных избирателей на соответствующей территории и колеблется в следующих пределах: избирательные комиссии субъектов РФ - 10-14 членов с правом решающего голоса (Избирательная комиссия Иркутской области - 14 членов); избирательные комиссии муниципальных образований - 6-12 членов с правом решающего голоса (в зависимости от вида муниципального образования); территориальные избирательные комиссии - 5-14 членов с правом решающего голоса; окружные избирательные комиссии - 8-14 членов с правом решающего голоса; участковые избирательные комиссии до 1001 избирателя - 3-9 членов участковой комиссии, от 1001 до 2001 избирателя - 7-12 членов участковой комиссии, более 2000 избирателей - 7-16 членов участковой комиссии.
Различны и полномочия комиссий. Согласно статье 14 закона Вьетнама "О выборах депутатов Национального Собрания", Центральная избирательная комиссия Республики Вьетнам:
- руководит выборами на территории всей страны, контролирует соблюдение и исполнение положений закона, регулирующего проведение выборов;
- составляет списки избирателей;
- принимает и рассматривает списки кандидатов, готовит информацию о кандидатах и представляет ее на заседание Центрального комитета Отечественного фронта;
- информирует население о предстоящих выборах, подготавливает и публикует список кандидатов;
- принимает и проверяет результаты голосования, составляет протокол об итогах голосования на всей территории страны;
- рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий провинций, городов центрального подчинения, избирательных комиссий на избирательных участках и местах голосования, жалобы на действия кандидатов и результаты голосования;
- принимает решение о назначении повторного голосования или дополнительных выборов;
- публикует результаты выборов;
- вручает сертификации (удостоверения) депутатам;
- предъявляет доклад об итогах голосования на заседании Постоянного комитета Национального Собрания нового созыва.
Полномочия Центральной избирательной комиссии РФ при проведении и организации выборов значительно шире, например, согласно ст.27 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", комиссия:
- организует подготовку и проведение выборов, руководит деятельностью избирательных комиссий;
- контролирует соблюдение избирательных прав граждан, обеспечивает единообразное применение закона;
- принимает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения законодательства;
- оказывает нижестоящим избирательным комиссиям правовую, методическую, организационно-техническую и иную помощь;
- руководит деятельностью избирательных комиссий по единообразному использованию ГАС "Выборы", ее отдельных технических средств, в том числе технических средств подсчета голосов;
- распределяет средства, выделенные из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, деятельности избирательных комиссий и осуществления их полномочий, эксплуатации и развития средств автоматизации, на обучение организаторов выборов и избирателей, контролирует целевое использование этих средств, а также поступление средств в избирательные фонды политических партий и расходование этих средств;
- разрабатывает и в установленном порядке представляет на рассмотрение Государственной Думы схему одномандатных избирательных округов;
- утверждает формы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, определяет способы защиты избирательных бюллетеней, открепительного удостоверения, а при необходимости - способы защиты списка избирателей и других документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, решает вопросы, касающиеся изготовления указанных документов;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Кроме вышеназванных различий правовых статусов избирательных комиссий Российской Федерации и Вьетнама хотелось бы отметить, что Центральная избирательная комиссия Вьетнама в отличие от Центральной избирательной комиссии РФ не имеет самостоятельного финансирования, не имеет права распределять денежные средства при проведении выборов, издавать правовые акты, кроме протокола об итогах голосования, а также несет полную ответственность перед Постоянным комитетом Национального Собрания Вьетнама, поскольку создана этим органом.
Выборы депутатов законодательного (представительного) органа - парламента - это главный шаг для того, чтобы сформировать представительный и законодательный орган государства, который одновременно выражает прямое волеизъявление и силу народа.
Итак, после исследования законодательства об избирательных комиссиях Вьетнама и России можно сделать следующие выводы о достоинствах и недостатках правового статуса данных комиссий.
Закон Вьетнама "О выборах депутатов Национального Собрания" не содержит подробный порядок создания избирательных комиссий при проведении соответствующих выборов и не предусматривает возможность создания избирательных участков за пределами Вьетнама, для того чтобы вьетнамские граждане, временно находящиеся в других странах, смогли реализовать свое избирательное право.
Поскольку избирательные комиссии Вьетнама не являются постоянно действующими, роль и значение данного органа, являющегося гарантией обеспечения демократического развития избирательного процесса и реализации избирательных прав граждан, несколько уменьшается. Например, жалобы на результаты выборов могут быть представлены в советах в течение десяти дней после обнародования итогов выборов. По истечении этого времени и роспуска избирательных комиссий граждане больше не могут обжаловать результаты.
К достоинствам деятельности избирательных комиссий Вьетнама хотелось бы отнести то, что сама пропаганда выборов проводится в большем объеме, чем агитация кандидатов, и это приводит к тому, что явка избирателей составляет высокий процент (согласно данным, опубликованным газетой "Образование", на выборах депутатов Национального Собрания Вьетнама в 2011 г. явка избирателей по стране была 97,1%*(7)).
Реализация функций, возложенных на избирательные комиссии, во многом зависит от порядка формирования и законодательного закрепления их полномочий. А роль избирательных комиссий в обеспечении проведения демократических выборов велика, поскольку эти органы организуют выборы и обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.
Ма Тхи Тхюи
студентка
Национального исследовательского
Иркутского государственного
технического университета
Е.Г.Деранжулина
старший преподаватель
кафедры государственно-правовых дисциплин
Института экономики, управления и права
Национального исследовательского
Иркутского государственного
технического университета
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России", третья межрегиональная научно-практическая конференция 2014 г.
__________________
*(1) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (ред. от 21.02.2014) // СЗ РФ. N 24. Ст.2253.
*(2) О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: постановление ЦИК России от 28 июня 1995 г. N 7/46-II (ред. от 23.03.2011). Документ официально опубликован не был // СПС "Гарант".
*(3) О методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий: постановление ЦИК России от 17 февраля 2010 г. N 192/1337-5 (ред. от 16.01.2013) // Вестник Центризбиркома РФ. N 2. 2010.
*(4) О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ // СЗ РФ. N 8. Ст.740.
*(5) http://www.na.gov.vn/#mHlxWJBGeGTo.
*(6) http://www.na.gov.vn/#mHlxWJBGeGTo.
*(7) Yeu cau cua ban he thong chua kip xu li hoac noi dung khong tim thay. URL: http://dantri.com.vn/c36/s20-483162/hon-97-cu-tri-ca-nuoc-da-di-bau-cu.ht m. Chu Nhat (дата обращения: 22.05.2011).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности статуса
Текст статуса официально опубликован не был