Проблемы осуществления предвыборной агитации в России
Предвыборную агитацию и информирование относят к формам реализации свободы слова в период избирательной кампании, а также рассматривают как субъективное избирательное право. Такой подход связан с тем, что Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав) включает в содержание избирательных прав граждан, помимо права избирать и быть избранными, право участвовать в иной электоральной деятельности, в том числе в предвыборной агитации (п.28 ст.2).
В научной литературе существует множество взглядов на дефиницию предвыборной агитации, поскольку данное понятие многоаспектно. Так, например, Р.Т.Бигтагиров определяет предвыборную агитацию как деятельность (распространение листовок, публикации в СМИ и т.д.) и укладывает данное понятие в стадию избирательного процесса*(1). О.Е. Шишкина рассматривает агитацию как метод информационного воздействия, преследующий цель побудить к голосованию за или против кандидата и в связи с этим характеризующийся определенными приемами, способами и средствами; а также как собственно распространение электоральной информации или иное информационное воздействие, которое может оказать влияние на электоральные предпочтения (в данном смысле граничит с информированием)*(2). Понятие предвыборной агитации можно рассматривать также и с точки зрения криминологии, как это делает в своей работе Ю.Н. Климова, относящая агитацию к методам преступного информационного воздействия на избирателя*(3).
В связи с этим и право на предвыборную агитацию может рассматриваться с разных точек зрения. Так, в содержании права на предвыборную агитацию различаются: 1) право участвовать в избирательной кампании кандидатов или избирательных объединений; 2) право распространять информацию о кандидатах и избирательных объединениях и (или) выражать мнения о них вне рамок их избирательных кампаний*(4). Однако из п.4 ст.48 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав следует, что самостоятельно определять содержание, формы и методы агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать для ее проведения иных лиц могут только кандидат и избирательное объединение. Данное положение ограничивает граждан РФ в праве на предвыборную агитацию.
В связи с этим представляет интерес предложение закрепить в избирательном законодательстве такое политическое право, как право на предвыборную агитацию для общих субъектов избирательного права - граждан РФ. Для этого необходимо включить в понятие предвыборной агитации такой обязательный признак, как публичность, и выработать его критерии*(5).
Значимость участия граждан в предвыборной агитации обусловлена также тем, что, осуществляя политическую агитационную деятельность, граждане выражают свою позицию, свое неравнодушие в определении стратегии развития государства, формируя тем самым закрепленное в Конституции идеологическое многообразие. Так, субъекты политической агитации являются одними из ключевых фигур в формировании политической и правовой идеологии населения страны. В конечном итоге от того, каковым является содержание политической агитации, напрямую зависит и общенациональная идеологическая составляющая государства, и осознание каждым гражданином своей причастности к формированию властных структур, личной ответственности за эффективность их работы, возможности влияния на процесс определения векторов развития страны*(6).
Однако, несмотря на ограничение участия граждан в предвыборной агитации, они тем не менее активно реализуют свои избирательные права в данной сфере. Граждане проводят агитацию через Интернет, число пользователей которого становится все больше, что положительно влияет на распространение агитационных материалов среди населения.
Также одним из плюсов проведения предвыборной агитации через Интернет является то, что технологические особенности информационных процессов в Сети таковы, что для создания и распространения агитационных материалов фактически не требуется специальных расходов. Как показывает судебная практика, определение количества денежных средств, затраченных на создание и публикацию информационных сообщений в Сети, оказывается практически невозможным*(7), что позволяет гражданам не противоречить действующему законодательству, разрешающему использовать для предвыборной агитации только средства соответствующих избирательных фондов. В то же время агитация в Интернете не запрещена законом и рассматривается в качестве одного из допустимых методов предвыборной агитации.
Однако существует проблема недостаточной, как по объему, так и по качеству, нормативной регламентации отношений в сфере осуществления предвыборной агитации в Интернете. В Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав содержится несколько разрозненных правил информирования избирателей через Интернет, в то время как специальные нормы об агитации с использованием сетевых технологий отсутствуют. Агитация в Сети рассматривается как один из "иных, не запрещенных законом" методов предвыборной агитации, что не способствует учету особенностей создания и распространения данного типа информации, а также создает условия для расширительного толкования понятия, видов и методов информационного обеспечения выборов*(8). Решение данной проблемы возможно через внесение соответствующих изменений в действующее избирательное законодательство, устанавливающих правовой статус размещенных в Интернете агитационных материалов, а также порядок их публикации. Кроме того, необходимо ограниченное разрешение использования личных денежных средств граждан в целях проведения предвыборной агитации.
Анализ избирательного законодательства и правоприменительной практики позволяет выделить еще одну актуальную проблему. Это широта дискреционных полномочий в отнесении той или иной деятельности к агитационной и распространение в связи с этим на граждан дополнительных ограничений, запретов и риска ответственности. Законодательная дефиниция предвыборной агитации как "деятельности, осуществляемой в период избирательной кампании и имеющей целью побудить или побуждающей избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)", позволяет отграничить информирование от агитации по единственному критерию - объективности, достоверности, отсутствию предпочтений (оценок), а также условий размещения материала. Также существует мнение, что такие виды деятельности, как информирование и агитация, могут пересекаться, переходить один в другой в случаях, когда за нарушениями правил информирования избирателей может скрываться именно проведение незаконной предвыборной агитации*(9). Таким образом, необходимо внести в законы, регулирующие правоотношения в сфере избирательного права, четкие критерии разграничения агитационной и информационной деятельности, что поможет устранить пробелы в правовом регулировании.
В целом же система норм, регулирующих предвыборную агитацию, должна быть значительно изменена и дополнена с целью внесения в нее критериев ясности и определенности, что поможет достигнуть более эффективной реализации прав граждан в данной сфере и, как следствие, улучшит систему проведения выборов и работу сформированных таким путем органов государственной власти.
А.С.Петрик
студентка
Иркутского юридического института (филиала)
ГОУ ВПО "Российская правовая академия
Министерства юстиции Российской Федерации"
Сборник "Общество и выборы: пути развития избирательной системы России", третья межрегиональная научно-практическая конференция 2014 г.
__________________
*(1) Бигтагиров Р.Т. Субъект избирательного права Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. _ д-ра юрид. наук. М., 2010. URL: http://www.rcoit.ru/upload/iblock/23e/biktagirov.pdf.
*(2) Шишкина О.Е. О некоторых теоретических и практических проблемах реализации свободы слова на выборах // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 12. С. 45.
*(3) Климова Ю.Н. Преступность и массовая коммуникация в период предвыборной агитации: дис. _ канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2003. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/98263.html.
*(4) Шишкина О.Е. Там же. С. 45, 46.
*(5) Там же.
*(6) Попова О.О. Роль субъектов избирательной агитационной деятельности в государственном устройстве и формировании гражданского общества в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. N 8. С. 60.
*(7) Купцов О.П. Современные проблемы определения субъектов предвыборной агитации в сети Интернет // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2010. N 5. С. 24.
*(8) Шишкина О.Е. Там же. С. 46.
*(9) Шишкина О.Е. Там же.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проблемы осуществления предвыборной агитации в России
Текст официально опубликован не был