Решение Кировского районного суда города Иркутска
от 26 февраля 2010 г.
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Мухаметовой С.И.,
при секретаре Халтаевой Г.П.,
с участием прокурора ПЖВ, действующей на основании служебного удостоверения,
истца АНА,
представителя ответчика - администрации г.Иркутска - ШТА, действующей на основании доверенности от 21.12.2009 г. за N 059-72-487/9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-****/2010 по иску прокурора Ленинского района г.Иркутска в интересах АНА к Правительству Иркутской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение установил:
Прокурор Ленинского района г.Иркутска в интересах АНА обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Иркутской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение не ниже установленных социальных норм, указав, что проведенной по заявлению проверкой установлено, что АНА относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Б-го районного суда Иркутской области от **.07.19** г. НОВ, ААЗ - родители заявителя - были лишены родительских прав в отношении АНА. Решением исполнительного комитета Октябрьского районного совета народных депутатов от 25.12.1990 г. АНА была определена на воспитание в детский дом семейного типа на базе семьи ГМЛ. На основании распоряжения председателя Комитета по управлению Октябрьским округом от 22.04.1997 г. N *** АНА была определена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанному распоряжению жилья и имущества за АНА нигде не закреплялось. Согласно справкам ОГУЗ Детского дома N *, ГОУ Иркутский педагогический колледж N * АНА, являлась воспитанницей Детского дома N * г.Иркутска с **.04.19** г. по **.09.19** г., была отчислена из числа воспитанников в связи с зачислением в Педагогический колледж N *, который окончила 31.07.20** г. В соответствии с требованиями законодательства Администрацией г.Иркутска АНА была включена в единый список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в Администрации г.Иркутска. По состоянию на 13.09.2006 г. номер очереди АНА - 698. АНА имеет 2 несовершеннолетних детей - КАА, 11.04.20** г.р., КДА - 14.04.20** г.р. Отец детей - КАА также относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в единый список лиц указанной категории, нуждающихся в жилом помещении (по состоянию на 13.09.2006 г. очередь КАА - 200). До настоящего времени АНА, КАА жилым помещением, предназначенным для постоянного проживания, не обеспечены, в связи с чем, вынуждены арендовать жилые помещения. На основании ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" просит суд обязать Правительство Иркутской области предоставить ей жилое помещение, предназначенное для постоянного проживания, площадью не менее 45 кв.м. с учетом наличия у нее на иждивении двоих несовершеннолетних детей.
Определением суда от 05.02.2010 г. в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле привлечена в качестве соответчика Администрация г.Иркутска.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района ПЖВ в интересах АНА заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, повторив изложенные в иске основания, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании истец АНА исковые требования прокурора, заявленные в ее интересах, поддержала в полном объеме, дополнительно указала, что с отцом ее несовершеннолетних детей - КАА она совместно проживает, однако брак не зарегистрирован, К. также, как она, относится к категории лиц - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но в настоящее время с заявлением о предоставлении жилья не обращается, так как необходимые документы еще не собирал. Что касается несовершеннолетних детей, с вопросом о постановке их на учет в качестве нуждающихся А. в администрацию не обращалась, тоже в будущем желает подать иск о предоставлении.
В судебном заседании представитель ответчика - Администрации г.Иркутска ШТА, действующая на основании доверенности от 21.12.2009 г. N 059-72-487/9, исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с подпунктом 24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), в частности, относится решение вопросов по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Названные положения конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно пункту 3 ст.49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Таким образом, исходя из абзаца п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными положениями закона следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственными полномочиями субъекта Российской Федерации и возлагается на органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Исходя из ст.132 Конституции РФ, как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 30.11.2000 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22.03.1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области", следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ порядка разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, с передачей органам местного самоуправления необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Администрация г.Иркутска в соответствии с п.1 ст.1 Положения об организации и деятельности администрации г.Иркутска, утвержденного решением городской Думы г.Иркутска от 09.06.1997 г. N 87-9гД(2), является постоянно действующим органом местного самоуправления г.Иркутска, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции. В Иркутской области закон, наделяющий органы местного самоуправления города Иркутска государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует. Кроме того, в настоящее время действует Областная государственная целевая программа "Дети-сироты" на 2008 - 2010 г.г., утвержденная Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 24.10.2007 г. N 35/13/4-СЗ. Государственным заказчиком и ответственным исполнителем программы является Министерство образования Иркутской области. Финансирование программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета в соответствии с законами об областном бюджете на очередной финансовый год. Кроме того, определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Города Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей", в котором Конституционный Суд РФ разъяснил, что абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ в указанном определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. В соответствии со ст.79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Кроме того, в соответствии со ст.82 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суда Российской Федерации" неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом.
АНА включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в Администрации г.Иркутска, номер очереди - 684. На основании вышеизложенного, просила суд отказать прокурору Ленинского района г.Иркутска в интересах АНА в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, в письменных объяснениях по делу исковые требования прокурора Ленинского района г.Иркутска в интересах АНА не признал, указав, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанный Федеральный закон N 159-ФЗ регулирует вопросы обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма. В силу статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК Российской Федерации), статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с ЖК Российской Федерации законов, действующих на территории Российской Федерации, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК Российской Федерации и Федеральному закону от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ. В случае не соответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК Российской Федерации применяются положения ЖК Российской Федерации. В этой связи Федеральный закон N 159-ФЗ в части регулирования отношений по поводу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 марта 2005 года подлежит применению в системном толковании с нормами ЖК Российской Федерации, согласно которому обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления из числа жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном жилищным законодательством порядке (статья 49 ЖК Российской Федерации). Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (статья 57 ЖК Российской Федерации). Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма (пункт 6 части 1 статьи 14, часть 2 статьи 50). Пунктом 2 статьи 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ, устанавливающим перечень имущества, которое может находиться в собственности субъекта Российской Федерации для осуществления полномочий, установленных пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, жилых помещений жилищного фонда социального использования для детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено. Согласно подпункту "н" пункта 2 статьи 26.11 в собственности субъекта Российской Федерации может находиться лишь имущество (в том числе жилые помещения) для социального и медицинского обслуживания указанной категории граждан. Таким образом, из изложенного усматривается, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, относится к полномочиям органов местного самоуправления. В связи с чем, Правительство Иркутской области просит в удовлетворении иска прокурора к Правительству Иркутской области отказать.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005 г., и специальным законом - ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ N 159-ФЗ) в редакции ФЗ РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2005 года.
В соответствии со ст.5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 1 ст.6 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" установлено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Согласно п.п. 2 п.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. на одного человека согласно ст.1 решения Думы г.Иркутска от 05 июля 2005 г. N 004-20-140161/5 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г.Иркутске".
На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Представленные суду документы подтверждают статус АНА в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве каковой истица поставлена на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, и в силу приведенных выше норм закона, приобрела право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения.
Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым, у суда оснований нет.
С учетом изложенных положений ФЗ РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ и ЖК РФ истица, как лицо, относящееся к категории детей-сирот, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм.
Из представленного в материалы дела Распоряжения Комитета по управлению Октябрьским округом Администрации г.Иркутска от 22.04.1997 г. за N *** следует, что АНА была определена в детское государственное учреждение, как оставшаяся без попечения родителей. Несовершеннолетняя АНА жилой площади не имела.
Согласно ответу и.о. зам. главы администрации председателя Комитета по управлению Ленинским округом от 13.03.2006 г. N 027-05-739/6 АНА включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в Администрации г.Иркутска, номер очереди АНА - 698.
На основании Распоряжения мэра г.Иркутска от 22.04.2005 г. N 031-10-438/5 "О делегировании полномочий" Администрацией г.Иркутска сформирован единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на льготных основаниях по дате постановки на учет в соответствующих комитетах по управлению округами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истица имеет бесспорное право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения по установленным социальным нормам, согласно единому списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством РФ, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.
Не может являться основанием для отказа в иске АНА отсутствие финансирования муниципального образования г.Иркутска средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона. Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.
В судебном заседании право истицы на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ответчиком не оспаривается.
Однако, анализируя правовые нормы закона, регулирующие права сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд приходит к выводу о том, что Правительство Иркутской области не является тем органом, в обязанности которого входит обеспечение жилыми помещения категорий граждан относящихся к данному предмету спора.
Кроме того, не подлежит удовлетворению и требование прокурора Ленинского района в интересах АНА о предоставлении жилого помещения не менее 45 кв.м. с учетом несовершеннолетних детей заявителя, поскольку несовершеннолетние КАА, 11.04.20** г.р., КДА, 14.04.20** г.р. не относятся к категории лиц, жилые помещения которым предоставляются вне очереди, предоставление им жилого помещения возможно в порядке, предусмотренном главами 7, 8 ЖК РФ.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования прокурора Ленинского района г.Иркутска в интересах АНА подлежащими удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Иркутска в интересах АНА к Администрации г.Иркутска о возложении обязанности предоставить жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить АНА жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г.Иркутска, находящееся в черте г.Иркутска, общей площадью не менее 15 кв.м.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья |
С.И.Мухаметова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Кировского районного суда города Иркутска от 26 февраля 2010 г.
Текст решения официально опубликован не был