Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 3 июля 2012 г. N 535
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии: <...>;
члены Комиссии: <...>;
при участии представителя заявителя - ООО "Медком-МП" <...>; представителей заказчика - Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Усть-Кутская Центральная районная больница" (далее - МБУЗ УКЦРБ) <...>,
рассмотрев жалобу ООО "Медком-МП" на действия заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Усть-Кутская Центральная районная больница" (далее - заказчик, МБУЗ УКЦРБ), связанные с формированием и утверждением документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку медицинских расходных материалов (реестр. N 0334300173312000073), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. N 379, установила:
В Иркутское УФАС обратилось ООО "Медком-МП" с жалобой на действия заказчика - МБУЗ УКЦРБ, связанные с формированием и утверждением документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку медицинских расходных материалов (реестр. N 0334300173312000073) (далее - открытый аукцион).
Согласно доводам жалобы, заявитель полагает, что заказчиком - МБУЗ УКЦРБ, при формировании и утверждении документации об открытом аукционе в электронной форме (реестр. N 0334300173312000073) нарушены положения законодательства о размещении заказов.
Так, заявитель указывает, что заказчиком в документации установлены требования к товарам, ограничивающие число участников, необусловленные прямыми потребностями.
К числу таких требований, необоснованно ограничивающих число участников размещения заказа, заявитель относит следующее:
- Требования к многослойности перчаток с указанием конкретного состава слоев в позициях 5-9, 30-31;
- К "армированной" манжете в позициях 5-6,30-31;
- Требование к конкретному составу, которым должна быть обработана перчатка в позициях 10-11, 15, 23-25, 30-31;
- К конкретному цвету перчаток в позициях 5-15,23-28,26-28,30-31;
- К конкретной длине перчатки в позициях 10-14.
Так, в жалобе указывается, что по позициям 5-6, 30-31 Технического задания документации об открытом аукционе, заказчиком в точности описаны перчатки, производимые компанией Cardinal health. В подтверждении своих доводов, заявитель приводит данные с официального сайта партнера Cardinal health компании ООО "Виктория плюс" (http://www.victoriaplus.ru/node/366).
Так, указанный в Техническом задании в позициях 30-31 четырехкомпонентный состав является составом с запатентованной формулой Neu-Thera. ("Хирургические перчатки группы Protegrity имеют улучшенную трехслойную структуру: уникальное сочетание преимуществ натурального латекса и синтетического нитрила с запатентованной формулой Neu-Thera"). Согласно данной информации, формула Neu-Thera основана на глицирине, провитамине В5, глюконолактоне и хитозана.
Таким образом, заявитель отмечает, что заказчиком фактически, установлено требование к запатентованной технологии, что в соответствии с ч. 3.1 ст. 34, а также ч. 1 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, запрещено.
В позициях 5-6, 30-31 заказчик описывает уникальную многослойность перчатки, устанавливая следующие требования: "латекс; средний слой: латекс/нитрил; внутренний слой: нитрил". Заявитель отмечает, что подобную технологию применяет еще одна компания - SFM. Однако, трехслойные перчатки с указанным чередованием слоев именно для хирургических процедур, представляет только компания Cardinal health.
Кроме того, заявитель указывает, что имеются аналоги хирургических трехслойных перчаток, производимых компанией Cardinal health.
Понятие "армированная манжета" используется только компанией Cardinal health.
В позициях 7-9 и 26-28 Технического задания документации об аукционе заказчиком в точности описаны перчатки, производимые компанией IMP (INTERNATIONAL MEDICAL PRODUCTS). Компания IMP производит трехслойные перчатки из двух слоев латекса и внутреннего полимерного покрытия, о чем свидетельствует каталог продукции данной компании. Учитывая требования, установленные заказчиком в документации об открытом аукционе, представить аналогичные товары (перчатки) иных производителей не представляется возможным.
По позициям 10-11, 15, 23-25, заказчиком установлено необоснованное требование к конкретным составам, которыми должны быть обработаны перчатки.
Так, заказчиком установлено необоснованное требование к обработке внутренней поверхности составом Алоэ вера в позициях 23-25 и Алоэ вера + витамин Е в позициях 10, 11, 15.
Обработка перчаток Алоэ вера + витамин Е свойственна двум производителям, чья продукция отличается длиной, толщиной и цветом. Таковыми производителями являются компания BLOSSOM и компания IMP.
По позициям 5-15, 23-28, 26, 28, 30-31 заказчиком установлены требования к конкретному цвету перчаток, что также не может быть обусловлено какой-либо прямой потребностью. При этом, заявитель отмечает, что принципиальное значение цвет может иметь только для применения в "Системе индикации прокола", также называемой "Системой двойных перчаток". Однако, удовлетворить потребность заказчика в перчатках с системой индикации проколов можно предложением перчаток не только, к примеру, зеленого, но и перчатками других цветов, используемых для таких целей.
Также заявитель отмечает, что по позициям 10-14 заказчиком установлены требования к конкретной длине перчатки, без указания допустимых диапазонов, что не позволяет определить соответствие потребностям заказчика, аналогичного товара.
Данный показатель, указывает заявитель, никак не может определяться точным значением, если не служит описанием конкретной перчатки конкретного производителя. Значение длины, как правило, сопровождается показателем "+-.." или "не менее..." с запасом в 10-15 мм.
Заказчиком - МБУЗ УКЦРБ были представлены письменные возражения, согласно которым доводы заявителя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, в документация об открытом аукционе в электронной форме должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Документация (Раздел IV. Техническое задание) в соответствии с п.1 ч.4 ст.41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, содержит характеристики закупаемых перчаток по позиции 31. При этом для каждой позиции приводятся максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В рассматриваемом аукционе в электронной форме, к закупаемым товарам предъявлены требования, с учетом потребностей заказчика, которые, в свою очередь, сформированы на основе опыта работы персонала с различными расходными материалами, экспертных оценок врачей и другого медицинского персонала и имеют своей целью достижение конкретного конечного результата - оказание наиболее качественной медицинской помощи и выполнения врачебного долга.
Более того, в Разделе V документации об открытом аукционе "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" приводятся цены по каждому виду перчаток от трех поставщиков, которые были готовы поставить закупаемые товары с приведенными характеристиками. Учитывая тот факт, что Федеральным законом N 94-ФЗ преследуется цель обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, стоит отметить, что в РФ имеется минимум три организации, способные осуществить поставку закупаемой продукции.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав все представленные материалы, доводы заявителя, возражения заказчика, установила следующее.
20 июня 2012 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены: извещение о проведении открытого конкурса N 0334300173312000073 и документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на поставку медицинских расходных материалов для нужд Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Усть-Кутская Центральная районная больница" (далее - документация об открытом аукционе).
Документация об открытом аукционе утверждена 20 июня 2012 г., главным врачом МБУЗ УК ЦРБ - Ильиным А.К.
В соответствии с разделом 3 Информационной карты документации об открытом аукционе, предметом контракта является поставка медицинских расходных материалов для нужд МБУЗ УКЦРБ.
Как следует из документации об открытом аукционе в электронной форме по позициям 5-6 "Перчатки хирургические стерильные размер" размеров 7 и 8 Технического задания документации об открытом аукционе, установлены следующие требования: Перчатки хирургические, стерильные, неопудренные, латексные с нитрилом (указано на упаковке), трехслойные (внешний слой: латекс; средний слой: латекс/ нитрил; внутренний слой: нитрил (для усиления прочности и барьерной защиты от химических веществ). Толщина: подушечки пальца не менее 0,26 мм, ладони не менее 0,22 мм, манжеты не менее 0,17 мм. Манжета усиленная армированная с валиком. Длина перчатки не менее 300 мм. Улучшенная анатомическая форма (трехмерная - приближенная к "хвату" кисти). Содержание белка < 50 мкг/г, в соответствии со стандартом EN455-3. Цвет светло-коричневый.
По позициям 30-31 "перчатки стер. хир. N 7, N 7,5" Технического задания документации об открытом аукционе, заказчиком установлены следующие требования: Перчатки хирургические, стерильные, неопудренные, латексные с нитрилом (указано на упаковке), трехслойные: внешний слой: латекс, средний слой: латекс/нитрил, внутренний слой: нитрил (для усиления прочности и барьерной защиты от химических веществ). Внутренняя поверхность обработана 4-х компонентным лечебным составом (глицерин, провитамин В5, глюконолактон, хитозан) для защиты кожи рук. Толщина: подушечки пальца не менее 0,26 мм, ладони не менее 0,23 мм, манжеты не менее 0,18 мм. Манжета усиленная армированная с валиком. Длина перчатки не менее 300 мм. Улучшенная анатомическая форма (трехмерная - приближенная к "хвату" кисти). Содержание белка < 50 мкг/г, в соответствии со стандартом EN 455-3. Цвет кремовый. Размер N 7 (N 7,5 - позиция 31).
Из дополнительно представленных заявителем материалов, в частности скриншотов с официального сайта компании Cardinal health (http://www.cardinal.com/us/en/distributedproducts/ASP/N88RX01T.asp?cat=p hysician&mfr=Cardinal %20Health), а также с официального сайта партнера Cardinal health компании ООО "Виктория плюс" (http://www.victoriaplus.ru/node/366) следует, что характеристикам, прописанным заказчиком по позициям 5-6, 30-31 соответствует продукция запатентованной формулы "Neu-Thera" компании Cardinal health.
В силу ч.1 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3.1 ст.34 Федерального закона N 94-ФЗ, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком - МБУЗ УК ЦРБ положений ч. 3.1 ст.34, ч.1 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ.
Аналогичные нарушения ч. 3.1 ст.34, ч.1 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, также выявлены Комиссией Иркутского УФАС России по позициям 7-9 и 26-28 Технического задания документации об открытом аукционе, в которых заказчиком установлены требования к товару, которым соответствует только продукция компании IMP.
Так, в частности, по позиции 7 "Перчатки хирургические стерильные размер 8,5" Технического задания документации об открытом аукционе в электронной форме установлено: Перчатки хирургические стерильные, без пудры, из натурального латекса ... Трехслойная пленка перчатки состоит из 2-х слоев латекса для достижения максимальной герметичности и внутреннего полимерного покрытия для минимизации риска возникновения аллергических реакций, а также простоты и удобства надевания даже на влажные руки ...".
Из представленной на обозрение Комиссии Иркутского УФАС России копии каталога медицинской продукции компании IMP следует, что установленным заказчиком характеристикам по позициям 7-9 и 26-28 Технического задания документации об открытом аукционе в точности соответствует продукция компании IMP. В своих доводах заявитель указывает, что исходя из прописанных заказчиком требований, невозможно поставить аналогичный товар иных производителей. В свою очередь, заказчиком не было представлено доказательств наличия аналогичных товаров, полностью соответствующих характеристикам, прописанным в Техническом задании документации об открытом аукционе.
Комиссией Иркутского УФАС России также установлено, что по позициям 10-11, 15, 23-25 заказчиком установлены требования к конкретным составам, которыми должны быть обработаны перчатки.
В частности, по позиции 10 "Перчатки хирургические стерильные латексные, неопудренные, текстурированные, с внутренним покрытием алое Вера и витамином Е. Размер 7" заказчиком установлено: Перчатки хирургические стерильные из натурального латекса: неопудренные; текстурированные; хлорированные; с внутренним гелиевым покрытием алое Вера, обогащенным витамином Е (не менее 1 г алое Вера + витамин Е на каждую перчатку), (Информация о содержании алое Вера и витамина Е должна быть отражена в регистрационном удостоверении Росздравнадзора, а также содержаться на оригинальной упаковке производителя (индивидуальной, потребительской и транспортной); анатомической формы; длина 280 мм; манжета с валиком; минимальная толщина (двух стенок): в области пальцев 0,34 мм, в области ладони - 0,32 мм, в области манжеты - 0,23 мм; цвет зеленый (для обеспечения индикации прокола внешней перчатки, в случае применения двух пар перчаток одновременно).
Вместе с тем, как пояснил, в ходе рассмотрения жалобы, заявитель, существуют иные, аналогичные, составы (экстракт ромашки, глицерин, провитамин b5 и другие), которыми может быть обработана перчатка.
В свою очередь, представитель заказчика пояснил, что требования к конкретным составам, которыми должны быть обработаны перчатки, установлены исходя из потребности заказчика, опыта работы персонала с различными расходными материалами. Однако, представитель заказчика так не смог пояснить, чем обусловлена необходимость в составах (Алое вера в позициях 23-25 и Алое вера + витамин Е в позициях 10, 11, 15), которыми должны быть обработаны перчатки.
По позициям 5-15, 23-28, 26-28, 30-31 заказчиком установлено требование к конкретному цвету перчаток, что в свою очередь не позволяет участникам размещения заказа поставить аналогичный товар (перчатки) другого цвета.
Так, по позиции 15 "Перчатки нитриловые нестерильные, неопудренные, текстурированные, универсальной формы, с внутренним покрытием алое Вера и витамином Е. Размер S" установлено: "Перчатки диагностические медицинские нестерильные из мягкого нитрила: ... цвет зеленый...".
По позиции 24 Технического задания документации об открытом аукционе "Перчатки диагностические нестерильные виниловые, неопудренные, универсальной формы, с внутренним покрытием алое Вера размер XS" установлено "Перчатки диагностические медицинские нестерильные из поливинилхлорида .... цвет зеленый....".
В ходе рассмотрения жалобы по существу, представитель заказчика отметил, что требования к конкретному цвету установлены исходя из сложившегося опыта работы персонала. Тем не менее, представить доказательства того, чем вызвана потребность заказчика в конкретном цвете закупаемых перчаток, в частности в зеленом, так и не смог.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России находит доводы заявителя в части необоснованного установления заказчиком требований к конкретным составам, которыми должны быть обработаны перчатки, а также к цвету перчаток - обоснованными.
Кроме того, Комиссия Иркутского УФАС России также считает заказчика нарушившим ч.3.1 ст.34, ч.1 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, поскольку в документацию об открытом аукционе были включены требования к товарам, влекущие за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Также, Комиссией Иркутского УФАС России, установлено, что по позициям 10-14 Технического задания документации об открытом аукционе заказчиком, к участникам размещения заказа предъявляется требование к конкретной длине перчатки, без указания максимальных и (или) минимальных значений, используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара.
Так, в частности, по позиции 10 Технического задания документации об открытом аукционе заказчиком установлено следующее: "Перчатки хирургические стерильные из натурального латекса: неопудренные; текстурированные; хлорированные; с внутренним гелиевым покрытием алое Вера, обогащенным витамином Е (не менее 1 г алое Вера + витамин Е на каждую перчатку), (Информация о содержании алое Вера и витамина Е должна быть отражена в регистрационном удостоверении Росздравнадзора, а также содержаться на оригинальной упаковке производителя (индивидуальной, потребительской и транспортной),; анатомической формы; длина 280 мм ...".
В силу п. 1 ч. 4 ст.41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России, приходит к выводу о том, что заказчиком также нарушены требования п. 1 ч. 4 ст.41.6 Федерального закона N 94-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, решила:
1. Признать жалобу ООО "Медком-МП" обоснованной.
2. Признать заказчика - МБУЗ УКЦРБ нарушившим ч.3.1 ст.34; ч.1, п.1, ч.4 ст.41.6 Федерального закона N 94-ФЗ.
3. Выдать заказчику - МБУЗ УКЦРБ предписание об устранении допущенных нарушений путем аннулирования торгов.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. Решение направить сторонам по делу.
6. Предписание направить заказчику.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 3 июля 2012 г. N 535
Текст решения официально опубликован не был