В целях обеспечения достоверного формирования бюджета Шелеховского района на 2015 год и плановый период до 2017 года, реалистичности расходных обязательств, комплексного анализа демографической ситуации, производственно-технического потенциала, социальной структуры и социально-экономического положения Шелеховского района, в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Мэра Шелеховского муниципального района от 12.08.2008 N 573-п "Об утверждении Положения о порядке разработки прогноза социально-экономического развития Шелеховского района", руководствуясь статьями 30, 31, 34, 35 Устава Шелеховского района, Администрация Шелеховского муниципального района постановляет:
1. Одобрить прилагаемый Прогноз социально-экономического развития Шелеховского района на 2015 год и плановый период до 2017 года.
2. Постановление подлежит размещению на официальном сайте Администрации Шелеховского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Мэра района Щепину С.В.
Мэр Шелеховского муниципального района |
М.Н.Модин |
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития Шелеховского района на 2015 год и плановый период до 2017 года (далее - Прогноз)
Правовые основания разработки Прогноза
Прогноз разработан в соответствии с:
1) Бюджетным кодексом Российской Федерации;
2) Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3) Уставом Шелеховского района;
4) постановлением Мэра Шелеховского района от 12.08.2008 N 573-п "Об утверждении Положения о порядке разработки прогноза социально-экономического развития Шелеховского района".
Источники информации
Прогноз разработан на основании:
- сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 - 2017 гг.;
- основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов;
- исходных условий для формирования вариантов развития экономики на период до 2017 года;
- основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года;
- прогноза показателей инфляции, индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, индексов цен производителей до 2017 года;
- цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на период до 2017 года;
- данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области;
- макропрогнозной оценки социально-экономического развития Шелеховского района;
- анализа тенденций развития экономики Шелеховского района в 2013 году;
- плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Шелеховском районе";
- плана мероприятий ("дорожной карты"), направленных на повышение эффективности сферы культуры в Шелеховском районе.
Основные показатели развития экономики Шелеховского района в 2013 году
Анализ выполнения основных социально-экономических показателей прогноза за 2013 год по отношению к оценке 2013 года в предыдущем прогнозе
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2013 год оценка |
2013 год факт |
Выполнение, % |
1 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в сфере промышленного производства |
млн. руб. |
40 985,74 |
39 040,07 |
95,25 |
2 |
Среднемесячная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) по полному кругу организаций |
руб. |
30 850,0 |
25 316,48 |
82,06 |
3 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу организаций |
тыс. чел. |
18,65 |
18,82 |
100,91 |
4 |
Инвестиции в основной капитал |
млн. руб. |
780,0 |
896,63 |
114,95 |
5 |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
5 632,44 |
6 003,41 |
106,59 |
Анализ выполнения основных социально-экономических показателей на 2013 год по отношению к предыдущему году
За 2013 год отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по всем видам экономической деятельности на сумму 44 311,77 млн. рублей, что на 1,8 % ниже показателей 2012 года. Так как основную долю промышленного производства составляет продукция обрабатывающей отрасли, а именно - металлургического производства, уменьшение значения связано с сокращением производства алюминиевого холдинга "РУСАЛ", Совет директоров которого утвердил программу снижения объемов производства алюминия в 2013 году. Спад производства объясняется кризисом алюминиевой отрасли: создан избыток предложения, который вместе с высоким уровнем складских запасов оказывает серьезное давление на рынок. Все это повлекло решительные действия со стороны всех участников отрасли в вопросе оптимизации производственных мощностей.
Снижение объема инвестиций в основной капитал на 42 % в сравнении с 2012 годом вызвано как естественным спадом инвестиционной активности после завершения крупных проектов на территории района (реконструкция и расширение алюминиевого производства Объединенной компании "РУСАЛ"), так и наличием факторов, негативно влияющих на инвестиционную привлекательность района (состояние инженерно-транспортной инфраструктуры).
Основным фактором развития экономики остается потребительский спрос, в отношении которого сохраняются высокие темпы роста. В целом за 2013 год оборот розничной торговли увеличился на 11,17 %, объем оборота общественного питания - на 5,86 %, объем реализации платных услуг - на 5,55 %, бытовых услуг - на 3,82 %.
Объем ввода жилья в 2013 году незначительно снизился по отношению к 2012 году (на 2,4 %) и составил 17 287 кв. м., из которых 26,4 % составляют индивидуальные застройщики в поселениях района.
В Шелеховском районе численность работающих в крупных и средних организациях за 2013 год составила 14 721 человек, что составило 65,8 % от занятых в экономике района. В 2013 году отмечается увеличение численности работающих на 0,47 % в сравнении с аналогичным показателем 2012 года.
В разрезе видов экономической деятельности наибольшая доля занятых - 45,4 % осуществляли свою деятельность в организациях обрабатывающего производства; 14,2 % - в учреждениях образования; 9,8 % - в учреждениях здравоохранения и предоставления социальных услуг; 7,9 %- в организациях государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования; 4,9 % - в организациях, проводящих операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; 3,1 % - в организациях производства и распределения электроэнергии, газа, воды; 2,6 % - в организациях транспорта и связи; 2,0 % - в организациях строительства.
Снижение численности работающих на предприятиях промышленного производства на 0,6 % по сравнению с уровнем показателя прошлого года произошло за счет оптимизации структуры и численности работников в ряде предприятий (предприятия группы РУСАЛ, ООО "Сибирские терема", МУП "Водоканал").
Одними из характеризующих экономическое развитие территории показателей являются уровень безработицы и уровень заработной платы. По состоянию на 1 января 2014 года уровень безработицы в районе составил 0,74 % от численности трудоспособного населения и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизился на 0,06 процентных пункта. Заработная плата работающих на предприятиях и в организациях района (без учета предприятий и организаций малого бизнеса) в 2013 году увеличилась по сравнению с 2012 годом на 10,6 % и составила в среднем за год 30 478,2 рублей. Немалую роль в этом сыграло исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597: в сравнении с 2012 годом, увеличилась заработная плата работников социальной сферы, в том числе: педагогических работников учреждений, реализующих программы общего образования на 53,2 % (9 634,7 руб.) и составила 27 734,7 руб.; педагогических работников дошкольных образовательных учреждений на 43,6 % (6 241,6 руб.) и составила 20 541,6 руб., педагогических работников учреждений дополнительного образования детей на 27,4 % (4 545,12 руб.) и составила 21 145,12 руб.; работников учреждений культуры на 41,9 % (4 528,62 руб.) и составила 15 314,92 руб.
На постоянном контроле Администрации Шелеховского муниципального района находится вопрос полноты и своевременности выплаты заработной платы в организациях всех форм собственности. По состоянию на 1 ноября 2014 года задолженность по выплате заработной платы на территории района отсутствует.
Сценарные условия социально-экономического развития Шелеховского района на 2015 - 2017 гг.
Разработка прогноза социально-экономического развития на 2015 год и параметров прогноза на период до 2017 года осуществлена на вариантной основе в составе двух базовых вариантов, которые базируются на гипотезах относительно устойчивого развития экономики в 2015 - 2017 гг., в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 - 2017 гг.
Вариант 1 (консервативный) предполагает сохранение низкой конкурентоспособности, а также более низкие расходы на развитие инфраструктурного сектора. Сценарий основан на проведении более жесткой бюджетной политики, связанной со стагнацией инвестиционного спроса и более низкими темпами роста заработных платы работников бюджетной сферы, с соблюдением, при этом, обязательств по исполнению "дорожных карт".
Вариант 2 (умеренно-оптимистичный) отражает развитие экономики в условиях реализации активной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета.
Исходя из тенденций развития экономики Шелеховского района выбирается вариант 1 - консервативный.
Прогноз социально-экономического развития
Шелеховского района на 2014 - 2017 гг.
Финансовые показатели
По предварительной оценке в 2014 году выручка от реализации товаров, работ и услуг увеличится на 3,17 % и составит 45 981 млн. руб. В период 2015 - 2017 гг. прогнозируется ежегодное увеличение выручки на 3 - 5 %, в результате чего к 2017 году выручка составит 54 347,4 млн. руб.
Увеличение прибыли прогнозируется в пределах 2,5 - 8 % ежегодно: в 2015 г. рост составит 8,7 % к предыдущему периоду, в 2016 г. - 106,9 %, в 2017 г. - 102,5 %.
Промышленность
Темпы роста объемов промышленного производства, представленного в Шелеховском районе, в прогнозный период 2015 - 2017 гг. составят 2,8 - 3,5 % ежегодно. Промышленный профиль района определяют обрабатывающие производства: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство прочих неметаллических минеральных продуктов.
Рост объемов отгруженной продукции в отрасли металлургического производства в стоимостном выражении прогнозируется на уровне 3 % ежегодно и планируется за счет увеличения объемов выпускаемой продукции на предприятиях ОК РУСАЛ.
Важным фактором рентабельности на ОАО "ИркАЗ" является увеличение доли продукции с добавочной стоимостью. Благодаря реализации проектов по увеличению производительности прокатных станов в 2014 - 2017 гг. ожидается значительное увеличение производства сплавов и катанки. Проекты включают в себя комплекс мер по снижению потерь, внедрению элементов производственной системы РУСАЛа. Готовится к промышленному пуску литейный комплекс по выпуску катанки с цирконием на прокатном стане N 6.
В отрасли производства машин и оборудования, представленной в Шелеховском районе предприятием ОАО "Иркутсккабель", на 2014 год планируется незначительное снижение объемов отгруженной продукции - на 7,2 % по отношению к 2013 году, с последующим ростом в прогнозном периоде 2015 - 2017 гг. на 3 - 4 % ежегодно. Планируемый рост объемов отгруженной продукции на ОАО "Иркутсккабель" обусловлен начатой в 2013 году реализацией инвестиционного проекта "Модернизация. Увеличение объемов кабельной продукции". Так, за период с 2014 по 2017 гг. заводом запланировано увеличение выпуска провода неизолированного - до 11 576 т. (рост к 2013 году - 102,2 %), прочих видов кабеля - до 26 251 км (рост к 2013 году - 147,8 %). Выручка предприятия к 2017 году увеличится на 2,5 % по отношению к 2013 году и составит 7 898 млн. руб. в 2017 году.
Динамично будут развиваться сектора экономики, ориентированные на потребительский спрос. В среднесрочной перспективе сохранится тенденция наращивания объемов пищевого производства, в частности, производства молочной продукции МУП "Комбинат детского питания", - темп роста производства молочных продуктов в 2017 году к уровню 2013 года запланирован на уровне 116,8 %. Выручка предприятия при выполнении плана будет возрастать в среднем на 4 % ежегодно и составит 24 млн. руб. в 2017 году.
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
В прогнозном периоде ожидается незначительное увеличение объема отгруженных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении в отрасли производства и распределения электроэнергии, газа и воды - на 0,5 - 1,5 % ежегодно.
ООО "Шелеховская ЭнергоСетевая Компания" является специализированным предприятием по обеспечению электроэнергией населения, объектов социальной сферы, предприятий и учреждений, и содержанию электросетей. Для поддержания устойчивой работы сетей и оборудования в рамках реализации инвестиционных проектов предприятием запланированы реконструкция имеющихся, а также строительство новых подстанций, в результате чего планируется увеличение объемов передачи электрической энергии в стоимостном выражении на 18 % в 2014 году, 2 % - в 2015 году, 5 % - в 2016 - 2017 гг. В результате проведенных мероприятий планируется увеличение выручки предприятия на 32,8 % к уровню 2013 года.
МУП "Водоканал", осуществляющее водоснабжение г.Шелехова, планируется постепенный рост объемов оказываемых услуг - на 5 - 7 % ежегодно, выручка предприятия к 2017 году запланирована в размере 243,41 млн. руб.
Сельское хозяйство
В отрасли сельского хозяйства планируется постепенное увеличение производства сельхозпродукции, на 1,5 - 2 % ежегодно, в связи с мероприятиями, проводимыми органами местного самоуправления по поддержке крестьянско-фермерских хозяйств, осуществляющих свою деятельность на территории района. Так, оказывается методическая помощь по подготовке документов двум предпринимателям на включение их в ведомственную целевую программу "Поддержка начинающих фермеров в Иркутской области на период 2013 - 2014 годы", утвержденную приказом министерства сельского хозяйства Иркутской области от 18.02.2013 N 7-мпр, с целью получения грантов на развитие крестьянско-фермерских хозяйств.
Инвестиции и строительство
Основными направлениями инвестиционной политики являются создание благоприятного инвестиционного климата и формирование механизмов для роста объемов инвестиций за счет внебюджетных источников финансирования.
Рост инвестиций в прогнозный период запланирован в среднем на 3 % ежегодно, в результате чего в 2017 году достигнет значения 953,24 млн. руб.
Основными инвестиционными проектами, планируемыми к реализации на территории Шелеховского района в прогнозном периоде, являются:
- Модернизация газоочистной установки РТП-1,2 (инициатор - ЗАО "Кремний");
- Искусственное оснежнение действующих горнолыжных трасс (закуп оборудования) (НОУДО "Иркутская детско-юношеская спортивная горнолыжная школа");
- Расширение и модернизация базы отдыха "Голубые Ели" (инициатор - ООО "Голубые Ели+");
- Строительство логистического центра (инициатор - ООО Группа компаний "КОТ");
- Строительство кирпичного завода (инициатор - ООО ПКФ "Никоград");
- Строительство автоцентра по продаже автобусов и грузовых автомобилей марки "FAW" (инициатор - компания "Автотрейд-Иркутск");
- Строительство мясоперерабатывающего завода (инициатор - холдинг "Российские мясопродукты").
Кроме того, органами местного самоуправления Шелеховского района в период 2014 - 2017 гг. запланировано строительство зданий образовательных учреждений в д.Олха и п.Большой Луг, плавательного бассейна, жилых домов в г.Шелехове.
Строительство жилых домов в г.Шелехове будет осуществляться по адресной программе "Переселение граждан, проживающих на территории города Шелехова, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013 - 2015 годах". Мероприятиями программы на период до 2015 года запланирован ввод 33 136,7 кв.м. жилья, в результате чего будет меняться показатель "Введено жилья на душу населения" - в 2014 году он составит 0,3 кв.м., в 2015 году - 0,32 кв.м., в 2016-2017 гг. - 0,34 кв.м.
Малый бизнес
В целях создания благоприятных условий для устойчивого развития малого бизнеса в Шелеховском районе разработана и утверждена постановлением Администрации Шелеховского муниципального района от 19.12.2012 N 1963-па муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Шелеховском районе на 2013 - 2015 годы".
Мероприятия программы предоставляют возможность предпринимателям района повысить квалификацию, получить информационную помощь. Особое внимание уделено развитию предпринимательской инициативы. Инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в Шелеховском районе представляют: Автономная некоммерческая организация "Шелеховское агентство развития бизнеса" и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России".
В 2014 - 2017 гг. запланированы мероприятия по стимулированию предпринимательской активности в виде предоставления грантов начинающим предпринимателям (в случае выделения средств из областного бюджета).
В связи с отсутствием официальной статистической информации о деятельности микропредприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства, факт 2013 года, оценка 2014 года, прогноз на 2015 - 2017 гг. по показателям выведены расчетным способом, исходя из имеющихся данных за 2010 - 2011 гг.
Потребительский рынок
Стратегической целью в области потребительского рынка является обеспечение сбалансированного развития всех звеньев сферы торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения на территории Шелеховского района, направленного на создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, по доступным ценам, в первую очередь отечественного производства, при обеспечении гарантий качества и безопасности, повышение оперативности и качества торгового обслуживания.
В ближайшей перспективе планируется сохранение обеспеченности населения торговыми площадями на уровне 500 кв.м. (2013 год - 494,29 кв.м, рекомендуемый показатель норматива для Шелеховского района составляет 435 кв.м. на 1000 человек).
На период 2015 - 2017 гг. прогнозируется постепенный рост как розничного товарооборота, так и объемов оказания платных услуг населению - на 5 % ежегодно. Оборот розничной торговли по прогнозу в 2017 году составит 6 665 млн. руб., что на 11 % выше уровня 2013 года.
Демографические тенденции
Прогноз перспективной численности населения района основывается на тенденциях демографического развития роста показателей рождаемости и снижения уровня смертности, а также учитывает данные о миграции населения.
На 1 января 2014 года численность населения района составляет 63 700 человек, что на 0,6 % выше уровня 2013 года.
Общий коэффициент прироста населения Шелеховского района на 1 января 2014 года - 7 на 1000 чел. населения, в том числе 4,0 - коэффициент естественного прироста, 3,0 - миграционного.
Росту численности населения в прогнозном периоде будут способствовать совместные усилия местных и региональных органов власти, направленные на осуществление мероприятий, соответственно:
- по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий, снижению рисков для здоровья населения и формирование здорового образа жизни граждан, включая снижение потребления алкоголя и табака, снижению влияния иных вредных факторов на здоровье населения, улучшению условий труда, содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
- по снижению уровня смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований, повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, развитию высокотехнологичной медицинской помощи, снижению рисков для здоровья населения, профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний.
В результате указанных мероприятий прогнозируется рост численности населения до 65,9 тыс.чел. в 2017 году - 103,5 % к уровню 2013 года.
Заработная плата
Рост доходов населения в прогнозном периоде будет обеспечиваться ростом заработной платы, обусловленным индексацией на уровень инфляции заработной платы работников крупных и средних предприятий, а также исполнением Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в отношении заработной платы работников социальной сферы.
Уровень среднемесячной начисленной заработной платы (без выплат социального характера) по полному кругу организаций будет увеличиваться на 3-5 % ежегодно, в результате чего к 2017 году его значение составит 29 740,84 руб.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 и от 01.06.2012 N 761 в 2015 - 2017 гг. будет продолжена реализация мер, направленных на повышение заработной платы работников бюджетной сферы, финансируемой из консолидированного местного бюджета: рост заработной платы к предыдущему году составит в 2014 году - 112 %, в 2015 году - 122 %, в 2016 году - 126 %, в 2017 году - 104 %.
В результате проведенных мероприятий к 2017 году размер среднемесячной заработной платы работников образования составит 29,1 тыс. руб., работников культуры и искусства - 33,1 тыс.руб., что сократит разрыв в оплате труда в бюджетных отраслях и в обрабатывающих производствах. По прогнозу, уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников образования к ее уровню в обрабатывающих производствах увеличится с 53 % в 2013 году до 80 % в 2017 году, работников сферы культуры - с 49 % до 90 % соответственно.
Институциональные преобразования
В прогнозный период будет последовательно обеспечиваться повышение качества муниципального управления и механизмов регулирования экономической деятельности.
Снижение административных барьеров и повышение доступности государственных и муниципальных услуг будет осуществляться через мероприятия, направленные на совершенствование организации предоставления муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональном центре, оптимизацию деятельности органов местного самоуправления при помощи внедрения современных информационных коммуникационных технологий, обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления, развитие механизмов досудебного обжалования.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" ключевым механизмом, с помощью которого в прогнозном периоде 2015 - 2017 гг. будут увязываться стратегическое и бюджетное планирование, станут муниципальные программы Администрации Шелеховского муниципального района, разработанные в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации муниципальных и ведомственных целевых программ Шелеховского района, утвержденным постановлением Администрации Шелеховского муниципального района в 2014 году.
И.о.начальника управления по экономике |
В.П.Большедворская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 14 ноября 2014 г. N 1171-ПА "О прогнозе социально-экономического развития Шелеховского района на 2015 год и плановый период до 2017 года"
Текст постановления официально опубликован не был