Актуальные вопросы противодействия преступлениям в сфере ЖКХ (на примере пермского края)*
В статье представлена классификация и дана общая характеристика преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые составляют две основные группы деяний: разнообразные формы хищений и нецелевого использования денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме, а также преступные деяния коррупционной направленности и связанные с ними экономические и должностные преступления. Ко второй группе отнесены злоупотребления при установлении нормативов потребления и тарифов на коммунальные ресурсы, недопущение, ограничение или устранение конкуренции на рынке коммунальных услуг, хищение и нецелевое расходование бюджетных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, хищение общего недвижимого имущества. Критически оцениваются официальные показатели преступности в указанной сфере и система борьбы с такими преступлениями, не отражающая их действительную структуру и общественную опасность конкретных разновидностей. В качестве негативной черты системы отмечается ее перекос в сторону противодействия преступлениям недобросовестных участников рынка коммунальных услуг и недостаточные меры борьбы с преступными деяниями коррупционно-экономической направленности.
Ключевые слова: преступность; коррупционная преступность; экономические преступления; коррупция; хищение.
В рассматриваемом виде преступной деятельности следует выделить две группы преступных деяний, существенно отличающихся друг от друга своими характеристиками:
1. Преступные деяния, совершаемые недобросовестными участниками рынка коммунальных услуг - должностными лицами ТСЖ и управляющих компаний. Здесь следует назвать составы преступлений, предусмотренные ст. 159, 160, 165, 201, 330 УК РФ. Подавляющее большинство преступлений этой группы составляют разнообразные формы хищений и нецелевого использования денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме, предназначенных для оплаты коммунальных услуг и услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома.
2. Преступные деяния коррупционной направленности и связанные с ними экономические и должностные преступления. В этой группе нужно отметить совершение преступлений, предусмотренных ст. 159, 178, 285, 290, 291 УК РФ. Здесь следует выделить три основных (по масштабам и распространенности) их вида:
- различные формы злоупотреблений со стороны должностных лиц государственных и муниципальных органов власти при установлении нормативов потребления и тарифов на коммунальные ресурсы, в первую очередь на тепловую энергию, а также преступления, связанные с недопущением, ограничением или устранением конкуренции на рынке коммунальных услуг;
- хищение и нецелевое расходование бюджетных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
- хищение общего недвижимого имущества (подвалов, чердаков, лестничных клеток, электрощитовых, колясочных и т.п.) собственников многоквартирных домов.
Среди факторов преступлений первой группы следует выделить:
- правовую безграмотность и пассивность собственников помещений в многоквартирных домах;
- несовершенство (наличие пробелов, коллизий в праве) нормативной правовой базы отношений по управлению жилищным фондом;
- несовершенство систем государственного контроля и надзора в сфере управления жилищным фондом;
- аффилированность должностных лиц контролирующих органов собственникам и руководителям управляющих компаний.
В числе факторов преступлений второй группы следует особо отметить:
- слабую развитость институтов гражданского общества, в том числе института общественного контроля;
- несовершенство системы формирования нормативов и тарифов на коммунальные ресурсы, а также механизма предоставления бюджетных средств для проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов, в том числе их непрозрачность, недостаток квалифицированных кадров, непривлечение научных и общественных организаций к процессам формирования тарифов и нормативов;
- отсутствие в полной мере независимого суда.
Официальная статистика совершения преступлений в сфере ЖКХ удручает своим несоответствием реальному положению вещей. Так, следственными подразделениями МВД России за период с 2009 г. по май 2011 г. возбуждено 368 уголовных дел о преступлениях в сфере ЖКХ, направлено в суд 106 [3].
В то же время примеры и цифры, иллюстрирующие состояние преступности только в Перми, невольно заставляют задуматься о соответствии деятельности правоохранительной системы государства сегодняшним вызовам преступности:
1. В течение 2009-2012 гг. несколько управляющих компаний города оказались не в состоянии оплатить задолженность перед ресурсоснабжающими организациями за поставленные коммунальные ресурсы. В одном из таких случаев сумма задолженности составила около 50 млн р., в другом - около 180 млн. Как только неплатежеспособность дала о себе знать, на месте прежних были организованы новые управляющие компании с теми же названиями при том же жилом фонде. К уголовной ответственности по указанным фактам никто привлечен не был.
Масштаб приведенных примеров преступлений первой группы, думается, может впечатлить только того, кто не в полной мере владеет информацией о размахе преступной деятельности второй из определенных в настоящей работе групп.
2. На протяжении 2008-2011 гг в Перми успешно реализуется схема перепродажи тепловой энергии, в соответствии с которой компания-производитель продает тепловую энергию компании-посреднику, участником которой по состоянию на 1 января 2011 г на 75 % являлась сама (остальные 25 % принадлежали компании, зарегистрированной в Республике Кипр; по состоянию же на 1 января 2012 г. фактически уже 100 % принадлежали компании- производителю), для последующей перепродажи населению с наценкой в 40 %. По данным
Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, пострадали от такой деятельности до 600 тыс. человек. Разница в стоимости перепроданной тепловой энергии на сегодняшний день исчисляется несколькими миллиардами рублей [8; 9].
Здесь же следует назвать ситуацию с приобретением за бесценок все той же компанией - перепродавцом городского теплосетевого оборудования стоимостью около полумиллиарда рублей в результате искусственного создания задолженности у муниципального предприятия, что обеспечило дополнительные условия для "накручивания" тарифов на тепловую энергию и горячую воду [11].
Вопросом формирования тарифов на тепловую энергию, электроэнергию и питьевую воду в рамках проверки деятельности Региональной энергетической комиссии Пермского края в 2010 г. заинтересовалось Законодательное собрание Пермского края, которое дало соответствующее поручение Контрольно-счетной палате Пермского края. В результате в марте 2012 г. был опубликован отчет КСП, в котором констатировано искусственное завышение тарифов, исчисляемое десятками процентов и миллиардами рублей горожан [6].
"Преступления в сфере ЖКХ"
В настоящее время с участием тех же действующих лиц аналогичные схемы работы внедряются на рынках коммунальных услуг соседних с Пермским краем регионов.
3. Есть чем "похвастаться" и в направлении бюджетного финансирования производства капитального ремонта. В период реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" [10] в Перми достаточно регулярно возникали ситуации, когда собственники помещений в доме узнавали о том, что они утвердили перечень и стоимость работ по капитальному ремонту, взяли на себя обязательства по его со- финансированию, уже во время проведения самих работ по капитальному ремонту. Следует упомянуть и те многочисленные ситуации с участием аффилированных чиновникам администрации города управляющих компаний, когда бюджетные деньги выделялись, а работы фактически не проводились либо проводились не в полном объеме [12]. Классическим примером является многоквартирный дом в центре города, фасад которого отремонтирован наполовину.
4. Сотнями миллионов рублей исчисляются денежные средства, полученные администрацией Перми в результате приватизации сотен подвальных помещений и иных объектов права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах города. Несложно догадаться, что значительная часть таких объектов попадает в собственность приближенных к чиновникам лиц [1; 4; 7]. Нужно ли специально останавливаться на вопросе о законности таких действий и плачевности их последствий в свете неоднократных случаев обрушения многоквартирных домов в результате их губительной реконструкции?! Переломить ситуацию в данном направлении не помогло и известное Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 489-О-О, принятое по жалобам товариществ собственников жилья "Невский 163" (Санкт-Петербург) и "Комсомольский проспект-71" (Пермь) на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации [2]. В указанном акте Конституционный Суд РФ фактически опроверг позицию, согласно которой наличие общедомовых инженерных коммуникаций в подвале еще не говорит о техническом назначении помещения. Однако появление такого документа, формально обязательного к исполнению, не остановило практику приватизации общих помещений в многоквартирных домах Перми.
Ни один из приведенных примеров преступной деятельности так и не был зафиксирован в приговоре суда, даже несмотря на множество случаев установления основных обстоятельств совершения преступлений в судебных актах по гражданским и арбитражным делам.
Думается, что приведенные примеры характерны не только для Пермского края: они в целом отражают существующее положение вещей на российском рынке ЖКХ. Важной негативной чертой системы мер борьбы с указанными преступлениями (если, конечно, в данном случае вообще можно говорить о системе) является ее перекос в сторону противодействия первой из названных групп преступной деятельности. Так, достаточно регулярно на высоком государственном уровне декларируется необходимость применения жестких мер реагирования к организациям сферы ЖКХ, совершающим правонарушения, связанные с нецелевым использованием денежных средств граждан. Вслед за этим в законодательстве появляются дополнительные рычаги контроля со стороны должностных лиц государственных органов, в том числе, естественно, и в отношении добросовестных участников рынка [5]. В то же время реальная борьба с преступлениями второй группы, непосредственно связанными с коррумпированностью госаппарата, фактически не ведется, носит отрывочный, единичный и даже случайный характер.
Пристатейный список литературы
1. "Бомба" в подвале // Российская газета. - 2009. - 14 авг.
2. Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2009. - N 6.
3. Криминал в ЖКХ: 368 уголовных дела за три года... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.energovopros.ru/novosti/2325/19693.
4. Мэрия Перми продаст подвалы жилых домов [Электронный ресурс] // Интернет-портал Российской Газеты. - Режим доступа: http://www.rg.ru/printable/2011/12/22/reg-pfo/perm-podvaly.html.
5. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 04.06.2011 г. N 123-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - N 23. - Ст. 3263.
6. Отчет Контрольно-счетной палаты Пермского края от 06.03.2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ksp.permkrai.ru/download/inf/032012/otchet06032012.pdf.
7. Подвал особого назначения // Российская газета - Неделя: Пермский край. - 2011. - 29 сент.
8. Решение Арбитражного суда по Пермскому краю от 19.10.2009 г. по делу N А50-13584/2009 [Электронный ресурс] // Картотека арбитражных дел ВАС РФ. - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru.
9. Решение Управления ФАС по Пермскому краю от 12.03.2009 г. по делу N 362-08-а.
10. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - N 30. - Ст. 3799.
11. Судебные акты арбитражного суда по делам N А50-26030/2011, А50-41605/2009, А50-14995/2007 [Электронный ресурс] // Картотека арбитражных дел ВАС РФ. - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru.
12. Судебные акты арбитражного суда по делу N А50-6459/2011 [Электронный ресурс] // Картотека арбитражных дел ВАС РФ. - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru.
В.В.Степанов
кандидат юридических наук, доцент,
Пермский государственный национальный
исследовательский университет,
г. Пермь, Российская Федерация
Криминологический журнал БГУЭП N 3 (29), III квартал 2014 г.
_________________
* Статья подготовлена по итогам доклада на Всероссийской научно-практической конференции "Преступность и бизнес", организованной Российской криминологической ассоциацией совместно с НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, НИИ Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации и юридическим факультетом МГУ им. М.В.Ломоносова.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Криминологический журнал БГУЭП"
Учредитель и издатель: ГОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права"
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-28576 от 9 июня 2007 г.
Адрес: 664003, г.Иркутск, ул.Ленина, 11
Тел.: (3952) 21-18-16, 24-00-14
E-mail: irkcenter@isea.ru
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте http://cj.isea.ru