Анализ эффективности борьбы с экологическими преступлениями в Казахстане
В работе представлены результаты анализа статистических данных об экологической преступности в Казахстане за период с 2008 по 2013 г. в контексте повышения эффективности борьбы с нею. В связи с проведением в Казахстане уголовно-правовой реформы, которая в том числе ориентирована на отражение объективного показателя уровня преступности, количество зарегистрированных экологических преступлений в 2013 г. значительно увеличилось. Одним из стратегических критериев, показывающих эффективность осуществляемой экологической политики, является борьба с экологическими преступлениями, которая должна вестись в контексте реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. Представлена динамика числа зарегистрированных экологических преступлений по составам преступлений. Дан анализ экологических преступлений, на которые приходится основная масса зарегистрированных преступлений. Введены критерии, на основании которых возможно проведение оценки степени эффективности расследования экологических преступлений. В результате анализа выявлен ряд закономерностей изменения количества, состава и структуры экологических преступлений и определены причины их возникновения в исследуемый период. Сделан вывод, что из года в год из предыдущего периода в текущий переходило приблизительно одинаковое количество незавершенных дел. Установлено, что в исследуемый период менее половины уголовных дел направлялись в суд. Предложены соответствующие рекомендации по улучшению ситуации в сфере экологического законодательства Казахстана. Обращено внимание на коррупционные проявления в государственных органах, осуществляющих экологический контроль. Предложено создание специализированного органа по борьбе с коррупцией в области природопользования. Подчеркивается необходимость повышения уровня экологического образования среди сотрудников правоохранительных органов и населения.
Ключевые слова: уголовно-правовая реформа; преступность; экологическая преступность; противодействие экологической преступности.
В 2012 г. Президентом Республики Казахстан правительству было поручено провести реформирование уголовного, уголовно-процессуального законодательства. В контексте совершенствования уголовного законодательства в Казахстане актуальной проблемой признается борьба с экологическими преступлениями. В центре повышенного внимания находится проводимая в стране экологическая политика, целью которой является осуществление системных преобразований в процессе перехода к "зеленой экономике". Реализация "зеленой экономики" предполагает повышение благосостояния, качества жизни населения Казахстана и вхождение страны в число 30 наиболее развитых стран мира при минимизации нагрузки на окружающую среду и деградации природных ресурсов.
В Казахстане в течение последних 20 лет идет процесс реформирования экологического законодательства и институциональных основ охраны окружающей среды. Однако на современном этапе экологической политике Казахстана по-прежнему не хватает приоритетов, реализма и системности, она все еще не ориентирована на конечный результат [7]. Экологическая ситуация в стране продолжает ухудшаться, принятие экологического кодекса также не принесло ощутимых результатов в улучшении охраны окружающей среды.
Существенная роль в экологической дестабилизации отводится экологическим преступлениям. По мнению профессора В.Д.Ермакова, экологические преступления являются одним из наиболее общественно опасных и распространенных видов противоправных деяний. В совокупности с другими экологическими правонарушениями, ввиду тяжести своих отрицательных последствий демографического, экологического, социального характера, они представляют сегодня реальную угрозу национальной безопасности, что предельно остро выражается в ухудшении качества поверхностных и подземных вод и др. [4].
Между тем доля зарегистрированных экологических преступлений в период с 2008 по 2013 г. составила не более 0,4 % от общего количества зарегистрированных преступлений. По мнению С.Ж. Сулейменовой, борьба с экологическими преступлениями не стала приоритетным направлением в деятельности правоохранительных органов. На фоне роста экологической преступности наблюдается увеличение числа коррупционных преступлений, которые охватывают как все сферы использования естественных природных ресурсов (нефте-, газодобычу, лесопромышленный комплекс, добычу водных биоресурсов, землепользование и др.), так и этапы такой деятельности [10].
Согласно исследованиям А.М.Плешакова, появились новые формы экологического преступного поведения: профессионализм и организованность в преступной деятельности, вандалистские мотивы при посягательствах на объекты природы, общественно опасные действия иностранных граждан в отношении естественных богатств страны и другие, требующие криминализации. Распространенность преступных посягательств на природные богатства достаточно велика, однако высокий уровень латентности и неудовлетворительная реализация принципа неотвратимости ответственности за их совершение требуют разработки эффективных средств борьбы с преступными деяниями в сфере экологии [8].
Исполнение международно-правовых норм, направленных на охрану экологических интересов гражданского общества, имеет огромное значение для страны. Так, в 2000 г. Казахстан ратифицировал конвенцию Европейской экономической комиссии ООН "О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды" (Орхусская конвенция) [5]. В ст.1 Орхусской конвенции определено, что для содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, каждая сторона гарантирует право на доступ к экологической информации, на участие общественности в процессе принятия решений, на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. В экологическом законодательстве Казахстана право на благоприятную окружающую среду является одним из гарантированных прав. В этой связи выявление и пресечение экологических преступлений имеют для страны приоритетный характер.
Сопоставление результатов выборки статистических данных по экологическим преступлениям в Казахстане в период с 2008 по 2013 г показано на рис. 1. Выборка данных об экологических преступлениях была осуществлена из банка данных отчета о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования [6].
В анализируемый период основная масса регистрируемых экологических преступлений приходится на четыре состава преступления: незаконная добыча водных животных и растений (ст.287), незаконная охота (ст.288), незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных и растений (ст.290), незаконная порубка деревьев и кустарников (ст.291). До 2012 г. не зафиксировано регистрации преступлений, касающихся нарушения правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами (ст.279); загрязнения, засорения и истощения вод (ст.281); загрязнения атмосферы (ст.282); непринятия мер по ликвидации последствий экологического загрязнения (ст.294). Обращает на себя внимание, что за исследуемый период не отмечено ни одного факта регистрации преступлений по ст.284 УК РК (нарушение законодательства о континентальном шельфе РК и об исключительной экономической зоне РК).
Следует отметить значительное увеличение в 2013 г. количества зарегистрированных экологических преступлений: если в 2012 г. было зарегистрировано 348 преступлений, то в 2013 г. - 571, увеличение составило 64 %. Это, несомненно, позитивный показатель, учитывая большую латентность экологических преступлений. Согласно заявлению Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, увеличение связано с реализацией курса по "наведению порядка" в сфере учетно-регистрационной дисциплины и объективных показателей уровня преступности [9]. Необходимо отметить, что с 2012 г. в связи с проводимыми в уголовном законодательстве реформами изменена формула раскрываемости преступлений, которая стала исключать мотивацию к их укрытию, сопряженному с нарушением прав граждан. В новой формуле используется число зарегистрированных заявлений о преступлениях, тогда как ранее использовалось число возбужденных уголовных дел. Несомненно, данное обстоятельство сказалось на увеличении количества регистрируемых преступлений.
"Рис. 1. Динамика числа экологических преступлений, зарегистрированных в Казахстане с 2008 по 2013 г."
По-прежнему самое большое количество зарегистрированных преступлений приходится на ст. 287 УК РК "Незаконная добыча водных животных и растений", основная часть которых совершается в акватории Каспийского моря. Генеральная прокуратура РК констатирует, что браконьерство осетровых в Казахстане за последние три года приняло промышленные масштабы. Ежедневно уничтожается около 2 тыс. рыб, через четыре-пять лет можно оказаться на грани исчезновения осетровых [2]. Следует отметить, что с 1 января 2014 г. введен мораторий на промышленный вылов осетровых видов рыб прикаспийскими странами.
Сложность борьбы с этим видом преступления заключается в существовании организованной преступной деятельности, имеющей транснациональный характер, специализирующейся на незаконной добыче и сбыте осетровых пород рыб, с вовлечением в криминальные схемы сотрудников государственных органов. Согласно данным Международного фонда охраны природы, организованные преступные группы ежегодно незаконно переплавляют свыше 100 млн т рыбы, 1,5 млн живых птиц и 440 тыс. т лекарственных растений [14]. По мнению профессора В.А.Авдеева, с учетом сложности доказывания организованной преступной деятельности, проблем, возникающих в процессе оперативно-розыскной деятельности и работы суда, целесообразным представляется создание специализированных коллегиальных органов, в составе которых были бы лица, обладающие высоким профессионализмом и систематически повышающие квалификацию в рамках международного сотрудничества по борьбе с транснациональной организованной преступностью [1].
В 2013 г. в 3 раза по сравнению с 2012 г. и почти в 4 раза по сравнению с 2008 г. увеличилось количество выявленных преступлений, предусмотренных ст. 290 УК "Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных и растений". По мнению ООН, хорошо организованные преступные группы превратили незаконное использование природных ресурсов в высокодоходное профессиональное занятие по промыслу охраняемых и находящихся под угрозой исчезновения видов животных [13].
Следует отметить, что в 2012 г. внесены изменения в Уголовный кодекс РК, введена обязательная конфискация имущества, являющегося объектом преступных действий, орудием или средством совершения преступления при незаконной охоте. Кроме того, было введено понятие "дериват", которое понимается как производное растения или животного. Например, по данным МСХ, с начала года в ареалах распространения сайгаков зафиксировано 19 фактов отстрела с изъятием более 124 туш и 5 249 рогов сайгаков, что свидетельствует о массовом характере браконьерства, организации сбыта мяса, сбора и приобретения рогов, а также возможности контрабандного провоза за пределы страны продукции сайгаков [3].
Стабильное количество регистрируемых преступлений отмечается по ст. 288 УК РК "Незаконная охота". В 2008 г. было зарегистрировано 65 преступлений, что составило 21,3 % от общего количества зарегистрированных экологических преступлений. В последующие годы имеется тенденция к увеличению числа преступлений: в 2012 г. было зарегистрировано 204 преступления, такое же количество было зарегистрировано и в 2013 г.
По ст. 291 УК РК "Незаконная порубка деревьев и кустарников" в 2009 г. было зарегистрировано 174 преступления, что на 37 % больше, чем в 2008 г. Затем с 2010 по 2012 г. отмечается тенденция к их уменьшению. В 2013 г. по данной статье выявлено 82 преступления, что составило 14 % от общего числа экологических преступлений. Анализ данных (рис. 2) показал, что уголовные дела, которые находились в производстве в отчетном периоде (критерий К1), имеют ярко выраженную тенденцию к уменьшению с 2009 по 2011 г. В период с 2008 по 2010 г. можно отметить медленное увеличение количества уголовных дел, которые были окончены в отчетном периоде (критерий К3). В 2011 г. этот критерий имел минимальное значение за весь исследуемый период, но с 2012 по 2013 г. количество таких дел резко возрастает по сравнению с предыдущим периодом. Количество уголовных дел, которые были направлены в суд в отчетном периоде (критерий К4), рассматривается как показатель эффективности борьбы с экологическими преступлениями. Его изменение вплоть до 2011 г. имеет тенденцию, аналогичную изменению критерия К3. Резкий положительный скачок величины К3 наблюдается только в 2013 г. Зависимость изменения количества преступлений, которые приостановлены в отчетном периоде (критерий К5), аналогична изменениям исследованных выше критериев (рис. 2).
"Рис. 2. Распределение числа экологических преступлений в Республике Казахстан с 2008 по 2013 г."
Важным показателем эффективности борьбы с экологическими преступлениями является количество приостановленных дел. Из рис. 2 видно, что с 2008 по 2013 г. количество приостановленных дел не уменьшалось и, как правило, чуть менее половины дел приостанавливалось. В 2013 г. количество приостановленных дел в общей структуре экологических преступлений составило 46,8 %. В основном дела приостанавливаются по п. 1 ч. 1 ст. 50 за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Начиная с 2012 г. наблюдается резкий рост числа уголовных дел, которые находились в производстве в отчетном периоде. Необходимо отметить совпадение характера изменения этих критериев в исследуемое время. В самом деле, на рис. 3 показано изменение разности (К2 - К1) за шесть лет. Ее величина колеблется в диапазоне от 50 до 60 преступлений. Таким образом, можно сказать, что из года в год из предыдущего периода в текущий переходило приблизительно одинаковое количество незавершенных дел.
"Рис. 3. Изменение величины (К2 - К1) с 2008 по 2013 г."
Поводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы и предложить ряд рекомендаций:
1. Анализ статистических данных показал, что в процессе проведения в стране реформы уголовного, уголовно-процессуального законодательства, которая ориентирована на получение объективных данных о состоянии преступности, количество зарегистрированных экологических преступлений значительно возросло. Это, несомненно, позитивный показатель, поскольку рассматриваемый вид преступности характеризуется высокой латентностью. Однако значительное количество приостановленных дел, которое в анализируемый период составило в среднем 40 % от общего числа зарегистрированных экологических преступлений, показывает низкую эффективность борьбы с экологическими преступлениями, ведущейся органами уголовного преследования. Кроме того, количество уголовных дел, которые были направлены в суд, составляет менее половины регистрируемых экологических преступлений. В связи с этим можно констатировать, что почти каждое второе зарегистрированное преступление оставалось нераскрытым.
2. Весьма неоднозначное впечатление производят результаты анализа структуры регистрируемой экологической преступности, поскольку только четыре из 18 статей гл.11 Уголовного кодекса РК из года в год применяются правоохранительными органами. Например, ст.282 УК РК "Загрязнение атмосферы" в анализируемый период до 2012 г. не находила реального применения, и только в 2013 г. по ней было зарегистрировано одно преступление. С учетом того что в стране загрязнение воздушного бассейна не уменьшается, данное обстоятельство свидетельствует о низкой степени выявления экологических преступлений.
Как правило, это связано с тем, что борьба с экологической преступностью требует специальных навыков и знаний, которых зачастую не хватает у сотрудников правоохранительных органов. В случаях загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земли сложно доказать вред, причиненный здоровью населения, степень экологического ущерба, причинную связь между причиненным ущербом и противоправностью деяния. Введение системы мониторинга окружающей среды в онлайн-режиме, которая уже применяется в ряде зарубежных стран, в том числе и в России, будет способствовать своевременному выявлению экологических преступлений.
3. В целях обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду необходимо разработать стратегический план по предупреждению экологической преступности на территории Казахстана. Предупреждение экологической преступности предполагает политические, экономические, социальные и иные преобразования.
4. В связи с высокой степенью латентности экологических преступлений необходимо координировать работу правоохранительных и природоохранных органов.
5. Следует стимулировать природопользователей на переход к экологически чистым технологиям, переработку отходов и дальнейшую их реализацию (налоговые, таможенные и другие льготы).
6. Тревожным фактором является коррупция в государственных органах, осуществляющих экологический контроль. Одной из причин превышения сверхнормативных выбросов в окружающую среду являются коррупционные преступления должностных лиц, которые допускают осуществление природопользования без разрешительных документов, а также злоупотребление должностными полномочиями в пользу различных коммерческих структур (скрытие выявленных в ходе проверок нарушений). Так, в 2012 г. финансовой полицией Республики Казахстан возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц Комитета экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды РК по факту получения взятки в сумме 100 тыс. дол. от представителей горнорудных предприятий за незаконную выдачу разрешений на выброс вредных производственных отходов - цианидов в реку Секисовка Восточно-Казахстанской области [12]. В целях искоренения коррупционных проявлений необходимо устранение коллизий и пробелов в действующем законодательстве; создание специализированного органа по борьбе с коррупцией в области природопользования.
7. Осознание опасности экологических преступлений является основой для сохранения благоприятной окружающей среды для всего человечества. На сегодняшний день мировым сообществом признается, что ухудшение качества окружающей среды в результате ведения деятельности различными загрязнителями является нарушением прав человека на благоприятную окружающую среду [11]. Однако осознание архиважности борьбы с нарушителями природоохранного законодательства отсутствует как у правоохранительных органов, так и у общественности. В этой связи необходимо повышение уровня экологического образования среди сотрудников правоохранительных органов и населения.
Пристатейный список литературы
1. Авдеев В.А. Актуальные вопросы противодействия организованной преступности на законодательном и правоприменительном уровнях (обзор материалов круглого стола) / В.А.Авдеев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2013. - N 3. - С. 5-24.
2. Браконьерство осетровых в Казахстане приняло промышленные масштабы [Электронный ресурс] // Казахстанский портал новостей. - Режим доступа: http://www.kaztag.kz.
3. В Казахстане незаконная охота носит массовый характер [Электронный ресурс] // Казахстанский портал новостей. - Режим доступа: http://thenews.kz/2012/08/01/1168725.html.
4. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И.Долговой. - М., 2001. - 781 с.
5. О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Электронный ресурс]: конвенция Европейской экономической комиссии ООН. - Режим доступа: http://www.un.org/rU/documents/decl_conv/conventions/orhus.shtml.
6. Отчеты о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев с 2008 по 2013 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://service.pravstat.kz.
7. Оценка существующей системы инструментов экологической политики в Республике Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iacoos.kz/ecopolicy/Result_2_1_EPI_Analysis_Full_Russian.pdf.
8. Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями (теоретический и прикладной аспекты): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А.М.Плешаков; Акад. МВД РФ. - М., 1994. - 42 с.
9. Статистика роста преступлений в Казахстане за 2013 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://News.zakon.kz/top.news/4599166-statistika-rosta-prestuplenijj-v.ht ml.
10. Сулейменова С.Ж. Коррупционные проявления в сфере использования и охраны естественных природных ресурсов, в частности водных объектах / С.Ж.Сулейменова // Вестник КазНУ Серия юридическая. - 2011. - N 3 (59). - С. 117-118.
11. Report of the OHCHR on the relationship betweenclimate change and human rights, A\HRC\10\61 (15 January 2009) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ohchr.org.
12. Уголовные дела завели на двух чиновников МООС [Электронный ресурс] // Информационная служба. - Режим доступа: http://www.zakon.kz.
13. Экологическая преступность: незаконный оборот дикой флоры и фауны и древесины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unodc.org/documents/toc/factsheets/TOC12_fs_environmentalcrime _RU_Plain.pdf.
14. WWF [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wwf.panda.org/about_our_earth/species/problems/illegal_trade.
М.Х.Матаева
доктор юридических наук, профессор,
Казахский гуманитарно-юридический
инновационный университет,
г.Семей, Республика Казахстан
Н.К.Мукашева
Казахский гуманитарно-юридический
инновационный университет,
г.Семей, Республика Казахстан
Криминологический журнал БГУЭП N 3(29), III квартал 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Криминологический журнал БГУЭП"
Учредитель и издатель: ГОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права"
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-28576 от 9 июня 2007 г.
Адрес: 664003, г.Иркутск, ул.Ленина, 11
Тел.: (3952) 21-18-16, 24-00-14
E-mail: irkcenter@isea.ru
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте http://cj.isea.ru