Компьютерная преступность в банковской сфере: основные направления уголовно-правовой политики в Российской Федерации
В статье анализируется основное направление уголовно-правовой политики современной России - ужесточение уголовной ответственности за преступления в банковской сфере, совершаемые с использованием высоких технологий. Массовое использование платежных услуг в условиях подстегиваемого развитием высоких технологий увеличения опасности неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий в отношении информации выводит проблему преступности на новый уровень. Автор акцентирует внимание на особенностях компьютерных преступлений в банковской сфере, на вопросах противодействия им как на национальном, так и на международном уровне. Подчеркивается важность и своевременность предпринимаемых законодательных инициатив, направленных на ужесточение уголовной ответственности за преступления, совершаемые с использованием высоких технологий. Осознание степени общественной опасности преступлений в банковской сфере в условиях масштабности таких деяний как следствия стремительных процессов информатизации диктует необходимость реформирования действующего уголовного законодательства. Поднимаются проблемы предупреждения совершаемых преступных деяний, вопросы необходимости выработки системы мер борьбы с активным использованием в криминальных целях ресурсов Интернета. Также акцентируется внимание на международной информационной безопасности, необходимости решения вопроса унификации национального уголовного законодательства с международными нормами в области компьютерной преступности.
Ключевые слова: уголовно-правовая политика; информационное общество; динамика компьютерной преступности; информационная безопасность; транснациональная преступность; хищение; компьютерное мошенничество; хищение с использованием компьютерной техники.
Информационное общество, т.е. общество, в котором информационные процессы осуществляются главным образом на основе использования информационно-коммуникационных технологий, а информационные ресурсы доступны всем слоям населения, переживает один из самых активных этапов своего развития. А значит, актуально все, что связано с понятием безопасности в условиях формирования электронного государства, с понятием информационной безопасности как всего государства в целом, общества, так и состояния защищенности в информационной среде каждой конкретной личности [4, с. 3; 5, с. 38].
Очевидные темпы роста количества правонарушений в виртуальном пространстве настораживают и свидетельствуют о необходимости адекватного правового реагирования. Внедрение информационных технологий осуществляется поэтапно, и развитие этого процесса в различных сферах происходило и происходит разными темпами. Так, одной из наиболее очевидных, динамичных на протяжении нескольких лет была информатизация банковской сферы. Итог - статистически подтверждаемый рост числа правонарушений / преступлений, связанных с причинением ущерба как гражданам, так и организациям в результате использования глобальных компьютерных сетей. Динамика совершаемых преступлений стремительна. По данным МВД России, в 2011 г было выявлено 3 411 преступлений, предусмотренных ст. 187 Уголовного кодекса, в 2012 г. - 3 618, а только в первом полугодии 2013 г. - 3 013 (!).
Сложности анализируемого явления многоаспектны, одна из них - транснациональный характер киберпреступности в целом, что в условиях правонарушений в банковской сфере еще более угрожает безопасности как отдельной личности, так и общества и государства в целом. Банковская система как важнейший элемент финансово-кредитной сферы в условиях глобальной информатизации наиболее подвержена опасности хищений. А хищение денежных средств со счета клиента банка посредством компьютерных технологий не только касается защиты законных интересов отдельного клиента, но и затрагивает безопасность государства в кредитно-финансовой и бюджетной сфере, выявляет слабые звенья в противодействии посягательствам на совершение преступления в сфере охраняемой законом компьютерной информации, что может привести к дестабилизации как бюджетной, так и национальной платежной системы Российской Федерации. В связи с этим актуализируется научный интерес по ряду направлений: вопрос специфики хищений в банковской сфере с использованием высоких технологий, внимание к субъекту данных преступлений, исследование обстоятельств совершения преступных деяний в банковской сфере с использованием высоких технологий, проблема предупреждения таких преступлений, необходимость обобщения соответствующей следственной и судебной практики, выработка обоснованных предложений по совершенствованию действующего уголовного законодательства.
Безусловно, существенное значение в создании действенного механизма противодействия преступности имеет последовательность проводимой государством уголовно-правовой политики. Уголовно-правовая политика, являясь системообразующим элементом правовой политики государства, направлена на достижение стратегической цели, предусматривающей формирование нормативно-правовой основы, обеспечивающей надлежащую охрану законных прав личности, общества и государства от преступных посягательств и решение задач, связанных с реализацией мер по уменьшению и устранению преступности [1, с. 21].
Очевидно, что преступлениям, совершаемым в банковской сфере с использованием высоких технологий, присущи явные особенности. Так, согласимся, что при совершении хищения с использованием компьютерной техники можно говорить о том, что применяется новая совокупность приемов, методов, последовательность действий, которая придает преступлению уникальные свойства, нехарактерные для других имущественных преступлений [3, с. 27].
Можно выделить ряд специфических черт преступных деяний в банковской сфере с использованием высоких технологий:
- это преступления, совершаемые с использованием компьютерной техники, компьютерных сетей;
- как следствие, совершаются они с помощью уникальных средств, повышающих общественную опасность содеянного;
- характеризуются высокой латентностью;
- такие преступления совершаются с корыстной целью, умышленно;
- степень общественной опасности этих преступлений высока;
- как правило, анализируемая преступность имеет характер организованной.
В современных условиях состояния преступности в банковской сфере, связанной с использованием высоких технологий, ужесточение уголовной ответственности - наиболее адекватный и обоснованный шаг. В связи с этим внесение в Государственную Думу РФ разработанного МВД России законопроекта об усилении уголовной ответственности на хищения в банковской сфере с использованием высоких технологий своевременно. Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 187 и 272 Уголовного кодекса Российской Федерации" рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 15 мая 2014 г. и распоряжением от 30 мая 2014 г. N 921-р передан на рассмотрение нижней палатой парламента.
Представленным законопроектом подчеркивается прежде всего степень общественной опасности данных преступлений. Речь идет о преступлениях:
- против собственности, а именно о преступлениях в сфере экономической деятельности;
- против общественной безопасности и общественного порядка, в частности о преступлениях в сфере компьютерной информации.
В первом случае внимание акцентировано на ч. 1. ст. 187 УК РФ - законопроектом предлагается новая редакция диспозиции: "Изготовление в целях сбыта и (или) сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных статьей 186 Уголовного кодекса), а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств..." Содержание диспозиции данной статьи в действующем уголовном законе более усеченное: "Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами." Расширенная, конкретизированная редакция диспозиции призвана поспособствовать как предупреждению совершения преступлений, так и эффективности борьбы с преступными деяниями в банковской сфере.
Проанализируем основные понятия новой редакции диспозиции ст.187 УК РФ. Платежные карты - это инструмент безналичных расчетов, предназначенный для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами (держателями), операций с денежными средствами, находящимися у эмитента (кредитной организации), в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором с эмитентом. Под переводом денежных средств, согласно ст.3 Федерального закона РФ от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", понимаются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика. Электронное средство платежа законодатель в том же законе определяет как средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических средств.
Проектом Федерального закона "О внесении изменений в статьи 187 и 272 Уголовного кодекса Российской Федерации" меры наказания, установленные за совершение одного из наиболее распространенных компьютерных преступлений - неправомерный доступ к компьютерной информации (ч. 2 ст.272 УК РФ), приводятся в соответствие со степенью общественной опасности. Согласно нормам действующего законодательства, лишение свободы за неправомерный доступ к компьютерной информации с причинением крупного ущерба или же совершение такого деяния из корыстной заинтересованности составляет шесть месяцев. Законопроектом же максимальный срок увеличивается до четырех лет.
В сложившейся ситуации резкого увеличения количества преступных деяний в банковской сфере с использованием высоких технологий абсолютно обоснована необходимость, в целях защиты законных прав и интересов отдельной личности, юридических лиц, общества, государства в целом, ужесточения уголовной ответственности в отношении таких деяний. Это обусловлено объективными факторами, определяющими опасность деяния и его последствий. Требует своего грамотного решения проблема предупреждения совершаемых преступных деяний в сфере компьютерной информации, выработки эффективной системы мер борьбы с активным использованием в криминальных целях ресурсов Интернета.
Учет транснационального характера преступлений в банковской сфере с использованием высоких технологий выводит в ряд актуальных вопросов и проблему унификации национального уголовного законодательства с международными нормами в области компьютерной преступности. Речь идет о международной информационной безопасности.
Согласно Основам государственной политики РФ в области международной информационной безопасности на период до 2020 года, это такое состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства в информационной сфере, а также деструктивного и противоправного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры.
Согласимся, что сегодня в России на повестке дня стоит вопрос о создании новых органов и организаций, координирующих и осуществляющих борьбу с киберпреступностью, что, в свою очередь, требует подготовки национальных кадров, представителей которых можно было бы привлекать на службу в транснациональные органы и организации, направленные на борьбу с киберпреступностью [2, с. 33]. Ввиду неминуемого ежегодного прироста числа таких преступлений необходимо также обратить серьезнейшее внимание на вопросы обучения основам информационной безопасности, информационных технологий представителей судебной системы и правоохранительных органов. Как вышеназванные, так и другие обоснованные шаги в направлении совершенствования уголовно-правовой политики государства по отношению к преступлениям в банковской сфере с использованием высоких технологий позволят создать эффективную систему информационной безопасности в таком важном элементе финансово-кредитной сферы, как банковская система. Динамично растущая преступность в этом секторе экономики должна порождать новые, соответствующие меры борьбы с нею.
Пристатейный список литературы
1. Авдеев В.А. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации: основные направления совершенствования уголовного закона и оптимизации мер противодействия преступности / В.А.Авдеев, О.А.Авдеева // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2014. - N 1. - С. 12-24.
2. Протасевич А.А. Борьба с киберпреступностью как актуальная задача современной науки / А.А.Протасевич, Л.П.Зверянская // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2011. - N 3. - С. 28-33.
3. Хилюта В.В. Необходимость установления уголовной ответственности за хищения, совершаемые с использованием компьютерной техники / В.В.Хилюта // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2012. - N 1. - С. 26-31.
4. Чеботарева А.А. Научные подходы к определению понятия "информационная безопасность" / А.А.Чеботарева // Информационное право. - 2011. - N 1. - С. 3-6.
5. Чеботарева А.А. Теоретико-правовое исследование понятия "информационная безопасность личности" / А.А.Чеботарева // Юридический мир. - 2010. - N 6. - С. 38-41.
А.А.Чеботарева
кандидат юридических наук, доцент,
Московский государственный университет
путей сообщения,
г. Москва, Российская Федерация
Криминологический журнал БГУЭП N 3 (29), III квартал 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Криминологический журнал БГУЭП"
Учредитель и издатель: ГОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права"
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-28576 от 9 июня 2007 г.
Адрес: 664003, г.Иркутск, ул.Ленина, 11
Тел.: (3952) 21-18-16, 24-00-14
E-mail: irkcenter@isea.ru
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте http://cj.isea.ru