Генезис научного знания о личности подростка-делинквента в отечественной психологии
Аннотация. Статья посвящена проблеме подростковой делинквентности, что актуально в контексте обсуждения вопросов профилактики и преодоления преступности в подростковой среде в условиях современной России. Подчеркнуты роль и значение опыта исследования делинквентности в подростковом возрасте в зарубежной науке. Отмечен активный исследовательский интерес и определены ведущие тенденции в подходах российских исследователей к изучению категории делинквентности. Рассмотрены понятие и сущностная характеристика феноменов делинквентности и делинквентного поведения в подростковом возрасте. Проанализировано состояние изученности проблемы исследования личности подростка - делинквента (на примере конкретных классификаций и типологий), а также психологических особенностей правонарушителя. Подчеркнут вклад отдельных отечественных ученых, предложивших варианты классификаций и типологий несовершеннолетних правонарушителей. Раскрыты материалы ряда источников, отражающих психологические особенности личности делинквента.
Определено, что подростки-правонарушители имеют существенные проблемы в различных сферах их жизнедеятельности (учебе, получении профессии, труде, досуге, общении и др.) и личностных подструктурах (когнитивной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной). Существенным моментом является то, что на основе анализа многочисленных и системных исследований автор выработал собственный подход к базовым критериям и показателям обобщенной психологической характеристики современного подростка-правонарушителя, а именно социально-психологическую концепцию преодоления коммуникативных деструкций делинквентных подростков. Это означает, что несовершеннолетние правонарушители являются носителями нарушенных (разрушенных) коммуникаций. Отмечено, что для делинквентов характерны затрудненное общение, конфликтное взаимодействие и деструктивные взаимоотношения с окружающими, в первую очередь с педагогами, а также сочетание негативных, социально неодобряемых личностных качеств, влияющих на возникновение у них коммуникативных деструкций. Как итог в статье обоснованы значимость и необходимость дальнейшего исследования личности современного делинквентного подростка в рамках решения важнейшей государственной проблемы профилактики и преодоления преступности несовершеннолетних.
В современной России традиционно продолжает оставаться актуальной проблема подростковой делинквентности. При этом отмечается тенденция омоложения преступности несовершеннолетних и приобретения ею нового качественного содержания, что лишает страну перспектив социального равновесия и благополучия. Это определяет необходимость поиска оптимальных путей и условий преодоления и профилактики делинквентности в подростковом возрасте. Сегодня процессы реформирования деятельности пенитенциарных учреждений, в которых находятся подростки-правонарушители, направлены на совершенствование их комплексной реабилитации и полноценного социального оздоровления [19]. С учетом современных реалий подросток-правонарушитель рассматривается как лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации и нуждающееся в особых видах помощи и поддержки [9; 15; 33; 35; 38 и др.], поэтому приоритетным условием достижения эффективности социального оздоровления несовершеннолетних осужденных является комплексный, интегрированный подход, ориентированный на организацию и содержание адресной индивидуальной работы с каждым делинквентом, содержащимся в пенитенциарных условиях. Соответственно, это предполагает реализацию мероприятий, представляющих собой комплекс и систему форм и способов следующих видов помощи делинквентным подросткам: социальной, правовой, педагогической, медицинской, психологической. Основательное и последовательное изучение специалистами психологических особенностей и характеристики каждого несовершеннолетнего гарантирует успешность оказания личности индивидуальной и адресной помощи. Следовательно, в качестве теоретико-методологической и прикладной базы полноценной помощи и поддержки под- ростку-правонарушителю выступает системная научно обоснованная качественно-количественная диагностическая информация о психологических особенностях личности.
Далее в статье мы анализируем состояние разработанности феномена подростковой делинквентности, а затем и основные подходы к изучению делинквентной личности, что способствует созданию обобщенного психологического портрета современного подростка - делинквента. Результаты проведенного теоретико-методологического анализа литературы явились базой: для приведения полученной информации в определенную систему научных представлений об основных критериях и показателях психологической характеристики личности делинквентного подростка; разработки авторского подхода к выделению наиболее значимых признаков делинквентности в подростковом возрасте [33-36].
Необходимо подчеркнуть: изучение литературы продемонстрировало, что большая часть фундаментальных работ, посвященных делинквентности, в том числе несовершеннолетних, представлена в зарубежной науке. В этой связи возникает необходимость сделать ссылки на труды таких авторов, как R.Agnew, A. Aichhorn, E.Alleyne, J.L.Wood, С.Bartol, D.Canter, S.Cernkovich, R.Cloward, E.Durkheim, J.M.Eklund, J.F.Liljeberg, L.Ohlin, S.Cohen, S.Syme, D.Comish, P.O'Donnell, D.Elliot, D.Gibbons, Y.Glaser, M.Haskell, L.Yablonsky, T.Hirschi, D.Matza, R.Merton, W.Miller, W.Reckless, M.Rutter, D.Shoemaker, B.Skinner, N.Smelser, E.Sutherland, F.Tannenbaum, T.Thornberry, S.Dinitz [39 - 43]. В зарубежных источниках понятия "delinquency", "delinquent" (от лат. delinquentia - проступок, прегрешение; delinquo, delictum - совершить проступок, допустить погрешность, провиниться) означают преступное бездействие; проступок. Соответственно, "delinquent":
1) не выполняющий обязанности, виновный;
2) правонарушитель, преступник. Следует отметить, что термин "делинквентность" закреплен в рамках международно-правовых актов как юридический термин, связанный с совершением лицом правонарушения или преступления. Таким образом, понятие "делинквентность" за рубежом принято употреблять с целью характеристики совершения тяжкого проступка, противоправного действия, в том числе несовершеннолетним преступником.
Постепенно в результате лонгитюдных и последовательных исследований отечественная наука заимствовала термин "делинквентность" из зарубежных источников, освещающих вопросы отклоняющегося, правонарушающего и преступного поведения [30 и др.]. Тем не менее до сих пор в российской психологии понятие "делинквентность" не относится к широко употребительному. Авторы предпочитают использовать отечественные терминологические эквиваленты характеристики поведения, такие как противоправное, антиобщественное, антисоциальное, криминогенное, криминальное, преступное поведение и др. В то же время в российском научном мире наблюдается растущий интерес ученых к целенаправленному изучению феномена делинквентности и личности делинквента как "совершившего проступок, правонарушителя, преступника". Анализ психологической литературы показал, что сегодня делинквентность активно исследуется как общенаучная и междисциплинарная категория отечественной науки. На фоне обилия отечественных теорий отмечается размытость, неоднозначность и отсутствие четких критериев при анализе явлений делинквентности и делинквентного поведения, следовательно, отсутствует целостный общепринятый подход к характеристике личности делинквента. Однако, несмотря на разнообразие научных позиций, практически не выявлены кардинальные и радикальные противоречия по поводу термина "делинквентность" и особенностей психологической характеристики делинквентного подростка. Одновременно в современной российской психологии прослеживаются доминирующие тенденции в подходах к сущностной характеристике феноменов делинквентности и делинквентного поведения.
Как следствие, анализ литературы показал, что в отечественной науке делинквентность используется в двух разных значениях. Например, A.Е.Личко и другие исследователи утверждают, что делинквентность - это повторяющиеся асоциальные проступки, складывающиеся в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения личностью возраста, с которого начинается уголовная ответственность [23]. В свое время данную точку зрения оспаривал В.В.Ковалев и его последователи, рассматривающие делинквентность как преступность [1; 16]. В частности, Е.В.Змановская, придерживаясь позиции B.В.Ковалева, отмечает, что делинквентное поведение - это "действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквент, а сами действия - деликтами" [13, с. 98]. При этом, как уже было подчеркнуто, в российской науке термин "делинквентность" до сих пор не является приоритетным. В современной психологии используется достаточно широкий спектр слов, соответствующих зарубежным представлениям о делинквентности (противоправное, криминогенное, преступное поведение и др.). Это подтверждается материалами, представленными в справочных источниках. Например, в "Большом психологическом словаре" делинквент (от лат. delinquentis) - это "правонарушитель, преступник. В США этот термин применяется к несовершеннолетним, признанным виновными в уголовно наказуемых деяниях" [6, с. 127]. В "Большой психологической энциклопедии" делинквент рассматривается как "субъект, поведение которого носит выраженный девиантный характер. Характеризуется явными нарушениями социально признанных норм и наказуемостью согласно Уголовному кодексу"; "делинквентное поведение представляет разновидность отклоняющегося поведения, противоправное, преступное поведение"; "делинквентный подросток- подросток, являющийся правонарушителем" [5, с. 129]. В "Психологическом словаре" Р.С.Немова делинквент трактуется как человек, "совершивший серьезный проступок, граничащий с преступлением, или склонный к совершению преступлений. Чаще всего термином "делинквентность" обозначают малолетнего правонарушителя, ребенка, подростка или юношу, нарушающего социальные нормы, в том числе нормы закона" [25, с. 107].
В целом в современных исследованиях превалирует ориентация на изучение делинквентности как явления, связанного с совершением личностью серьезных проступков, граничащих с преступлением или уже являющихся преступлением. При этом фундаментально анализируются факторы, отражающие интегрированный подход к возникновению отклонений в поведении; разрабатываются рекомендации по изучению личности, а также подбираются комплексы и "батареи" методик, направленные на диагностику личности подростка, склонного к правонарушениям; исследуется психологическая характеристика подростка - делинквента; ведется поиск эффективных путей и условий преодоления и профилактики правонарушений в подростковой среде (В.С.Афанасьев, И.П.Башкатов, Я.И.Гилинский, М.Г.Дебольский, К.Е.Игошев, Ю.А.Клейберг, М.Ю.Кондратьев, Г.М.Миньковский, Л.Б.Шнейдер и др.) [3; 4; 8; 9; 14; 15; 18; 33-38].
В русле анализа проблемы особо следует подчеркнуть, что российская психология имеет богатейший опыт исследования личности подростка, склонного к совершению правонарушения. Известно, что у истоков изучения несовершеннолетних, нарушающих законы, стояли Д.А.Дриль, А.Ф.Лазурский и др. Современная наука продолжает уже сложившиеся традиции. Существенным доказательством фундаментального изучения делинквентного подростка является достаточный объем работ, содержащих различные типологии и классификации, в которых фактически раскрываются те или иные личностные особенности несовершеннолетнего правонарушителя. Приведем в качестве примера отдельные классификации, которые длительный период в отечественной науке и практике были широко известными и в настоящее время до сих пор не утратили своего значения. В предложенных классификациях в качестве базового основания рассматриваются этапы криминализации личности и психологические особенности правонарушителя.
Так, В.Д. Ермаков разработал авторскую типологию поведения подростков - правонарушителей, а именно:
1) социально образцовое поведение;
2) социально приемлемое поведение;
3) поведение, деформированное только в социальном отношении;
4) поведение, деформированное в социальном и нравственном отношении;
5) поведение, деформированное в социальном, нравственном и правовом отношении;
6) поведение с устойчивой преступной деформацией. Причем В.Д.Ермаков считает, что среди несовершеннолетних преступников не встречается примеров социально образцового и социально приемлемого поведения. Что касается типов поведения 3 - 6, по мнению автора, для них характерны деформации социальных, нравственных и правовых отношений правонарушителей, которые необходимо рассматривать в связи с нарушениями в коммуникативных процессах [12].
Нельзя обойти вниманием работы В.Н.Кудрявцева, в которых автор неоднократно касался вопроса отчуждения подростка от школы и семьи как фактора, способствующего негативно-враждебному отношению к педагогам, сверстникам и родным, а также приобщающего личность к преступной деятельности. С его точки зрения, можно отследить определенные группы подростков-правонарушителей. Так, первую группу представляют подростки, у которых вследствие ряда причин оказываются не развитыми высшие чувства (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, искажающие их эмоциональную реакцию на поступки. Ко второй группе автор относит подростков с гипертрофированными возрастными реакциями. Это указывает на преходящий характер их оппозиционного и антисоциального поведения (при прочих благоприятных условиях). Третью группу составляют те, кто устойчиво воспроизводит делинквентное поведение своего непосредственного окружения и для кого такое поведение является привычно нормальным (с отрицательным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтроля, слабо развитой совестью, потребительским отношением к людям). В четвертую группу включены подростки с психическими и невротическими расстройствами. Наряду с делинквентным поведением у данных подростков присутствуют болезненные симптомы или признаки интеллектуальной недоразвитости. Пятая группа состоит из подростков, сознательно выбирающих делинквентное поведение (не страдающих психическими расстройствами, обладающих достаточным самоконтролем и понимающих последствия своего выбора) [21]. Как видим, данная классификация отражает причины девиаций, динамику криминального поведения и личностные характеристики подростков.
Также значимым является подход к проблеме преступности несовершеннолетних А.И.Долговой, которая, приняв за основу этапы криминализации личности, одновременно делает акцент на личностной деформации. В этой связи автор выделяет следующие типы криминального поведения:
1) ситуативный тип (незначительная выраженность негативного поведения);
2) ситуативно-криминогенный тип (нарушение моральных норм поведения, совершение правонарушений непреступного характера);
3) последовательно-криминогенный тип поведения личности. Причем автор утверждает, что преступление вытекает из привычного стиля поведения, проявляющегося в криминогенных установках и ценностях субъекта. Важно то, что А.И.Долгова предлагает следующие степени деформации поведения, отражающие личностные деформации:
1) социально деформированное поведение (легкая);
2) социально-нравственно-деформированное поведение (более тяжкая);
3) социально- нравственно-правовая деформация поведения (самая тяжелая). Типы криминогенной деформации: насильственная; корыстная [11].
В многочисленных работах присутствуют ссылки на исследования Н.А.Корнеевой [20], поэтому было сочтено целесообразным обращение к классификации несовершеннолетних правонарушителей данного автора. Исследователем отслеживается постепенный процесс криминализации подростков (перерастание группы с негативной направленностью в преступное объединение). Н.А.Корнеева, опираясь на комплексный поведенческо-ценностный критерий, выделяет:
1) группы с отклоняющимся поведением при сохранении системы связей членов группы с позитивными формальными группами;
2) группы с правонарушающим поведением, когда контакты с позитивными коллективами крайне ослаблены и рвутся;
3) группы с преступным поведением.
В широко известной классификации Г.М.Миньковского [14] критериями криминального поведения подростков-правонарушителей являются степень личностной деформации и влияние конкретной ситуации. На основании этого исследователь выделяет четыре основных типа подростков-правонарушителей:
1) подростки совершают правонарушения при случайном стечении обстоятельств и вопреки общей положительной направленности личности (25-30% правонарушителей);
2) подростки попадают в соответствующую ситуацию, связанную с неустойчивостью ("шатающимся" характером, детской мотивацией) общей направленности личности (25-30%);
3) у подростков преобладает отрицательная направленность личности, не достигшая, однако, уровня устойчивой антиобщественной направленности (подростки, уже имеющие развитые отрицательные потребности, привычки и опыт мелких правонарушений, состоящие на профилактических учетах и т.п.) (30-40%);
4) у подростков частично сформирована устойчивая антиобщественная направленность личности, обусловливающая всю систему поведения (подростки, совершавшие преступления неоднократно, рецидивисты и т.п.) (10-15%).
Следует подчеркнуть, что в психологической науке наблюдается исследовательская активность, демонстрирующая интерес к проблеме разработки целостной социально-психологической характеристики подростка - правонарушителя. Это подтверждается исследованиями предыдущих лет, например [1; 2; 7; 10; 14; 16; 18; 21; 23; 28; 29; 31], в которых особое внимание уделяется проблематике изучения специфики психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей, а также современными разработками [13; 15; 17; 22; 24; 26; 27 и др.]., посвященными отдельным индивидуально-личностным особенностям, определенным чертам характера, личностным свойствам и сферам делинквентных подростков.
Так, в работах Г.К.Валицкаса, Ю.Б.Гиппен- рейтер, А.А.Реана ставится проблема самооценки правонарушителей [7; 29].
В.С.Афанасьев, Я.И.Гилинский, К.Е.Игошев, Г.М.Миньковский, О.А.Падун [3; 8; 14; 26] подтверждают, что для несовершеннолетних правонарушителей характерны сочетания искаженных потребностей, мотивов, стремлений, ценностных ориентаций, которые проявляются в асоциальных установках, представляющих опасность для окружающих.
Специфика отношения делинквентов к криминальной субкультуре и владения ими элементами этой субкультуры, а также особенности криминального общения несовершеннолетних правонарушителей исследуются А.А.Александровым, И.П.Башкатовым, В.Ф.Пирожковым, A. Н.Суховым [1; 4; 28; 32].
Практически каждый исследователь касается проблемы агрессивности как личностного проявления несовершеннолетних правонарушителей (жестокость, драчливость, грубость, задиристость, озлобленность, потеря самоконтроля и др.). Большинство из них подчеркивают, что агрессивность является важнейшим качеством подростков, склонных к правонарушениям (Г.М.Миньковский, Ю.М.Антонян и др.) [2; 14]. Также присутствуют отдельные самостоятельные исследования агрессивного поведения делинквентов (Е.В.Куприянчук, А.Б.Петрова) [22; 27].
Следует отметить, что в отечественной психологии накоплен достаточно богатый опыт изучения акцентуаций делинквентных подростков (А.А.Александров, Ю.М.Антонян, А.Е.Личко, B. В.Юстицкий и др.), выявлена связь акцентуаций с отклонениями в поведенческой и эмоциональной сферах. Несомненно, в современных условиях систематика и подходы исследователей пользуются спросом в процессе изучения делинквентов и работы с ними [1; 2; 23].
В соответствии с изучаемой проблемой обращает на себя внимание исследование С.В.Маришина, посвященное анализу психологических барьеров в общении несовершеннолетних осужденных. Он выделяет следующие виды: адаптационные, мотивационно - смысловые, эмоциональные, коммуникативные барьеры. С точки зрения автора, особенности проявления психологических барьеров делинквентов в ситуации лишения свободы заключаются в выраженности внутренней конфликтности между позитивным и безнравственным отношением к ряду норм поведения члена общества. Внутренний конфликт личности осужденного разрешается в конкретных жизненных ситуациях в пользу безнравственных устремлений. С.В.Маришин связывает психологические барьеры делинквентов с проблемами в эмоциональной сфере (агрессивность, депрессивность, раздражительность, эмоциональная лабильность, субъективное ощущение одиночества, тревожность, фрустрация, ригидность). При этом подростки достаточно высоко ценят такие нравственные качества, как любовь к родителям, доброта, открытость, милосердие, гостеприимство [24].
В целом изучение богатейшего теоретического наследия и современных источников способствовало разработке авторского подхода к анализу генезиса научного знания о личности подростка - делинквента в отечественной психологии. Это определило следующие выводы:
1. Современный делинквентный подросток - личность, в зависимости от принимаемой специалистами возрастной периодизации 14-15 или 17 лет, совершающая противозаконные действия и поступки (деликты). Автор опирается на возрастную периодизацию, предложенную в [37]. Для делинквентного подростка характерны наиболее тяжелые и сложные виды и формы отклоняющегося поведения: антиобщественные, противоправные, криминальные, криминогенные, преступные и др.
2. Подростки-правонарушители имеют существенные проблемы в различных сферах их жизнедеятельности (учебе, получении профессии, труде, досуге, общении и др.), а также в их личностных подструктурах (когнитивной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной). Это отражается в том, что у делинквентных подростков прослеживаются:
- нарушенный (разрушенный) характер коммуникаций (общения, взаимодействия, отношений) с окружающими;
- негативное или нейтрально-безразличное отношение к учебе и приобретению профессии, а также к тем видам общественно полезной деятельности, которые им предлагаются в учреждении;
- проблемы со здоровьем (психическим и физическим);
- определенный уровень криминализации, сопровождающийся склонностью к совершению правонарушений (различной степени), а также стремлением следовать законам криминальной субкультуры [33-36].
3. В русле разработанной автором социально-психологической концепции преодоления коммуникативных деструкций делинквентных подростков несовершеннолетние правонарушители являются носителями нарушенных (разрушенных) коммуникаций. Это выражается в затрудненном общении, конфликтном взаимодействии и деструктивных взаимоотношениях делинквентов с окружающими, в первую очередь с педагогами. Также для подростков - делинквентов характерны сочетания негативных, социально неодобряемых личностных качеств, влияющих на возникновение у них коммуникативных деструкций. На базе данных характеристик личности подростка-правонарушителя автором предлагается коммуникативное (как инновационное) решение проблемы преодоления делинквентности и профилактики правонарушений в подростковом возрасте [34 - 36].
4. Таким образом, сегодня основополагающей задачей для специалистов, работающих в различных учреждениях с делинквентными подростками, является обеспечение приоритета личности каждого несовершеннолетнего осужденного и создание гуманных условий для его социального оздоровления и реабилитации на основе индивидуального подхода. Сложившаяся ситуация обусловливает необходимость оказания комплексной (правозащитной, социальной, медицинской, педагогической, психологической) индивидуальной помощи делинквентному подростку. Это возможно при условии систематического и последовательного изучения сотрудниками разных сфер и служб каждого делинквента. Компетентное владение специалистами диагностической информацией о личности подростка-правонарушителя является: опорой для создания полноценных условий реализации индивидуального подхода, обеспечивающего осознание подростком своих криминальных действий и поступков и раскаяние в них; отправной точкой и стимулом для подростка к законопослушному поведению, что станет залогом успешности его социального оздоровления.
5. Несмотря на то что в целом отечественная наука имеет фундаментальный опыт последовательного и системного исследования делинквентной личности с учетом социальных изменений и требований, вновь очевидна необходимость получения новой значимой информации о современном несовершеннолетнем правонарушителе. Это обусловлено актуальностью важнейшей государственной задачи, направленной на поиск инновационных путей и условий оптимизации социально-психологического оздоровления делинквентов, а также профилактики преступности несовершеннолетних в стране.
Список литературы
1. Александров А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера / А.А.Александров // Нарушения поведения у детей и подростков : сб. ст. / Моск. НИИ психиатрии; Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева; отв. ред. В.В. Ковалев. - М., 1981. - С. 51-59.
2. Антонян Ю.М. Личность несовершеннолетнего преступника / Ю.М.Антонян // Вестник ВИПК МВД России. - 2013. - N 2 (26). - С. 2-8.
3. Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения / В.С.Афанасьев. - СПб., 1993. - 349 с.
4. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности) / И.П.Башкатов. - М. : Просвещение, 1993. - 256 с.
5. Большая психологическая энциклопедия / авт.-сост. А.Б.Альмуханова [и др.]. - М. : Эксмо, 2007. - 544 с.
6. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.
7. Валицкас Г.К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г.К.Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии. - 1989. - N 1. - С. 45-54.
8. Гилинский Я. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я.Гилинский, И.Гурвич, М.Русакова. - СПб. : Ин-т социологии РАН, 2001. - 423 с.
9. Дебольский М.Г. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования / М.Г.Дебольский // Прикладная юридическая психология / И.И.Аминов [и др.]. - М., 2001. - С. 92-102.
10. Деев В.Г. Психология направленности личности осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях: (на материале исследования осужденных молодежного возраста) : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В.Г.Деев. - М., 1986. - 37 с.
11. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А.И.Долгова. - М. : Юрид. лит., 1981. - 159 с.
12. Ермаков В.Д. Несовершеннолетние преступники в России / В.Д.Ермаков, Н.И.Крюкова. - М. : ИМПЭ, 1999. - 341 с.
13. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения : учеб. пособие / Е.В.Змановская. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2004. - 288 с.
14. Игошев К.Е. Семья, дети, школа / К.Е.Игошев, Г.М.Миньковский. - М. : Юрид. лит., 1989. - 448 с.
15. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения : учеб. пособие / Ю.А.Клейберг. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.; Ульяновск : Изд-во Ульян. гос. ун-та, 2005. - 416 с.
16. Ковалев В.В. Социально-медицинские аспекты отклонений в развитии / В.В.Ковалев. - М. : Мед. лит., 1979. - 144 с.
17. Кокуев А.А. Особенности доверия к себе и другим у несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы : дис. ... канд. психол. наук / А.А.Кокуев. - Ростов н/Д, 2003. - 218 с.
18. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / М.Ю.Кондратьев. - СПб. : Питер, 2005. - 304 с.
19. Концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 24.10.2010 г. N 1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - N 43. - Ст. 5544.
20. Корнеева Н.А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями несовершеннолетних, совершенными в группе со взрослыми : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Н.А.Корнеева. - М., 1983. - 18 с.
21. Кудрявцев В.Н. Преступность в среде несовершеннолетних: криминологические и социальные вопросы / В.Н.Кудрявцев. - М. : Юрид. лит., 1986. - 217 с.
22. Куприянчук Е.В. Преступная агрессивность подростков: социокультурный аспект : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Е.В.Куприянчук. - Саратов, 1999. - 20 с.
23. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е.Личко. - М. : Апрель-Пресс : ЭКСМО- Пресс, 1999. - 406 с.
24. Маришин С.В. Преодоление психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных в процессе перевоспитания : автореф. дис. ... канд. психол. наук / С.В.Маришин. - Курск, 2009. - 25 с.
25. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С.Немов. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
26. Падун О.А. Психологические особенности личности несовершеннолетних, осужденных за совершение корыстно-насильственных преступлений : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.А.Падун. - Ростов н/Д, 2005. - 24 с.
27. Петрова А.Б. Психокоррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением / А.Б.Петрова. - М. : ФЛИНТА : МПСИ, 2008. - 152 с.
28. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи: криминальная субкультура / В.Ф.Пирожков. - Тверь : ИПП "Приз", 1994. - 378 с.
29. Реан А.А. Психология личности: социализация, поведение, общение / А.А. Реан. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК; М. : Олма-пресс, 2004. - 416 с.
30. Саламатина И.И. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних: (на материале США и Англии) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И.И.Саламатина. - М., 2008. - 38 с.
31. Северов А.П. Психологическое изучение осужденных несовершеннолетних : учеб. пособие / А.П.Северов. - Домодедово : ВИПК МВД СССР, 1991. - 171 с.
32. Сухов А.Н. Социальная психология преступности : учеб пособие / А.Н.Сухов. - М. : МПСИ, 2007. - 572 с.
33. Тигунцева Г.Н. Подросток-правонарушитель: социальные и психолого-педагогические аспекты : учеб. пособие / Г.Н.Тигунцева, Л.М.Третьякова. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2002. - 180 с. - (Твои права; вып. 3).
34. Тигунцева Г.Н. Психология установления контакта педагога с подростком-правонарушителем / Г.Н. игунцева. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. - 236 с.
35. Тигунцева Г.Н. Реабилитация подростков-правонарушителей в пенитенциарных условиях: коммуникативное решение проблемы / Г.Н.Тигунцева. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. - 231 с.
36. Тигунцева Г.Н. Установление межличностных контактов в системе "педагог - подросток-правонарушитель" / Г.Н.Тигунцева. - М. : Изд-во МПГУ, 2005. - 203 с.
37. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина. - 2-е изд. - М. : Совершенство, 1998. - 432 с.
38. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б.Шнейдер. - М. : Трикста, 2005. - 334 с. - (Психологические технологии).
39. Alleyne E. Gang Involvement: Psychological and Behavioral Characteristics of Gang Members, Peripheral Youth and Nongang Youth / E.Alleyne, J.L.Wood // Aggressive behavior. - 2010. - Vol. 36, iss. 6. - P. 423-436.
40. Eklund J.M. Delinquent behaviour patterns in adolescence: Development and associated personality traits / J.M.Eklund, J.F.Liljeberg, B. af Klinteberg // Personality and Mental Health. - 2011. - Vol. 5, iss. 3. - P. 169-185.
41. Haskell M.R. Juvenile Delinquency / M.R.Haskell, L.Yablonsky. - Boston: Houghton Mifflin, 1982. - 557 p.
42. O'Donnell P. Gender Differences in Monitoring and Deviant Peers as Predictors of Delinquent Behavior Among Low- IN come Urban African American Youth / P. O'Donnell [et al.] // The Journal of Early Adolescence. - 2012. - Vol. 32, iss. 3. - P. 431-459.
43. Shoemaker D.J. Theories of Delinquency: AN Examination of Explanation of Delinquent Behavior / D.J. Shoemaker. - N .Y. : Oxford UN iv. Press, 2000. - 294 p.
Г.Н.Тигунцева
Иркутский государственный университет,
г.Иркутск, Российская Федерация
"Криминологический журнал БГУЭП", N 1(35) I квартал 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Криминологический журнал БГУЭП"
Учредитель и издатель: ГОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права"
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-28576 от 9 июня 2007 г.
Адрес: 664003, г.Иркутск, ул.Ленина, 11
Тел.: (3952) 21-18-16, 24-00-14
E-mail: irkcenter@isea.ru
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте http://cj.isea.ru