В целях обозначения стратегических ориентиров государственной правовой политики Иркутской области, в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", руководствуясь статьей 59 Устава Иркутской области:
1. Одобрить Концепцию государственной правовой политики Иркутской области (прилагается).
2. Министерству юстиции Иркутской области (Пархамович С.М.) в срок до 1 августа 2015 года разработать и обеспечить утверждение координационного плана мероприятий по реализации Концепции государственной правовой политики Иркутской области.
3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию.
Временно исполняющий обязанности Губернатора Иркутской области |
С.В.Ерощенко |
Концепция
государственной правовой политики Иркутской области
(одобрена Распоряжением Губернатора
Иркутской области от 16 июля 2015 г. N 87-Р)
I. Общие положения
1. Концепция государственной правовой политики Иркутской области (далее - Концепция) разработана в целях реализации стратегической цели по повышению уровня и качества жизни населения Иркутской области в правовой сфере и определяет цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной правовой политики Иркутской области.
Концепция служит основой для организации работы органов государственной власти (государственных органов) Иркутской области при решении вопросов, связанных с реализацией государственной правовой политики Иркутской области.
Исполнительные органы государственной власти Иркутской области при осуществлении возложенных задач и функций в соответствующих сферах деятельности руководствуются Концепцией и обеспечивают совершенствование правовых механизмов в экономической, социальной, финансовой, культурной и иных сферах жизни населения Иркутской области.
2. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области, иными правовыми актами, во взаимосвязи с документами стратегического планирования Иркутской области.
3. Подготовка Концепции осуществлена с учетом практики правоприменения, в том числе судебной практики, и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров государственной правовой политики Иркутской области. Реализация Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Иркутской области.
4. Для целей Концепции используются следующие основные понятия:
1) государственная правовая политика Иркутской области - это комплексная деятельность органов государственной власти (государственных органов) Иркутской области во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов государственной власти в Иркутской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (далее - органы местного самоуправления), организациями, общественными объединениями и гражданами, направленная на формирование единого правового пространства в Иркутской области, развитие институтов мировой юстиции и правового просвещения граждан в Иркутской области;
2) единое правовое пространство в Иркутской области - это обусловленное верховенством права состояние согласованности правовых актов Иркутской области и муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области, действующих на территории Иркутской области, с федеральным и областным законодательством;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2) правовая грамотность населения - это уровень знаний населения о гарантированных конституционных правах и свободах человека и гражданина, способах и пределах их реализации и защиты, а также установленных законом обязанностей и ответственности;
3) правовое просвещение населения - это процесс распространения правовых знаний среди граждан, способствующий росту их правовой культуры, уважительного отношения к праву, правосудию и законности;
4) юридическое сообщество - это лица, осуществляющие профессиональную юридическую деятельность и связанные между собой общностью задач, единством профессиональных и иных правил, на основе которых осуществляется профессиональная юридическая деятельность, единой подготовкой, общностью языка и методик.
5. Координация мероприятий по реализации Концепции осуществляется министерством юстиции Иркутской области.
II. Современные условия формирования и реализации государственной
правовой политики Иркутской области
6. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, отмечается, что правовое пространство России консолидировано, однако присутствует незавершенность формирования нормативной правовой базы в стратегически важных сферах государственного управления. Ранее в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года N 1300, было зафиксировано, что "единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях". Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" регламентированы первые шаги по решению указанной проблемы.
Мероприятия по укреплению российской государственности, осуществляемые федеральным законодателем, такие как процесс разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, исключения дублирования полномочий, реформа местного самоуправления, пересмотр системы контрольно-надзорной и разрешительной деятельности и иные, в целом способствовали преодолению негативных процессов в современном обществе. Вместе с тем, в полной мере создание единого правового пространства в России в целом и в Иркутской области в частности пока не достигнуто.
Одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства и практики его применения осуществляется проведение мероприятий, направленных на развитие правовой грамотности и правосознания граждан.
Как указано в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных распоряжением Президента Российской Федерации от 28 апреля 2011 года N 1168, развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер "N 1168" следует читать как "N Пр-1168"
Содействие организации правосудия, осуществляемого мировыми судьями, в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, является неотъемлемым элементом системы правовой защиты населения. Институт мировой юстиции призван помогать гражданам решать правовым путем проблемы, возникающие в их непосредственной жизни, в соответствующих данной высокой задаче условиях.
Как свидетельствуют правоприменительная, судебная практика и анализ обращений граждан, достижению надлежащего уровня правовой защиты населения Иркутской области препятствуют следующие обстоятельства:
1) невысокий уровень осведомленности граждан о правовых способах решения возникающих вопросов, недостаточный уровень правовой грамотности населения Иркутской области в целом.
Основной причиной недостаточности правового просвещения населения Иркутской области является отсутствие механизма формирования правовой культуры граждан, готовности следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес. Дефицит правовой информации, доступной для населения, является одной из косвенных причин правового нигилизма граждан и оказывает влияние на способность граждан реализовывать и защищать свои права и интересы, а также исполнять установленные законом обязанности и нести соответствующую ответственность;
2) недостаточный охват населения Иркутской области бесплатной юридической помощью.
Всего к участникам областной системы бесплатной юридической помощи в 2014 году обратились 34759 граждан за оказанием бесплатной юридической помощи*(1), что свидетельствует о высокой востребованности оказываемых услуг.
В настоящее время на территории Иркутской области государственная система бесплатной юридической помощи представлена единственным областным государственным казенным учреждением - Государственным юридическим бюро по Иркутской области, состоящим из 4 секторов (города Иркутск, Нижнеудинск, Черемхово и Усть-Кут). В каждом секторе работают по 2 специалиста, оказывающих бесплатную юридическую помощь. Штатная численность сотрудников составляет 15 человек*(2).
Для решения вопроса расширения охвата граждан бесплатной юридической помощью необходимо увеличение количества секторов Государственного юридического бюро по Иркутской области до 15;
3) недостаточное ресурсное обеспечение мировой юстиции Иркутской области.
Основной проблемой функционирования и поступательного развития мировой юстиции Иркутской области следует назвать то, что после первоначальных мер по формированию материально-технической базы не произошел переход на новый этап укрепления и развития ресурсного обеспечения нового судебного института.
Занимаемые мировыми судьями помещения, в своем большинстве, не соответствуют требованиям, предъявляемым к зданиям судов, по планировочному решению и необходимой площади. Программы строительства объектов для размещения мировых судей на территории Иркутской области отсутствуют.
Оснащенность судебных участков техническими средствами антитеррористической защиты и противопожарной безопасности также не соответствует необходимым стандартам. Материально-техническое обеспечение судебных участков мировых судей, оснащение залов судебных заседаний, информационные и коммуникационные технологии, используемые в работе мировыми судьями Иркутской области, не соответствуют нормативам обеспеченности;
4) незавершенность процесса формирования единого правового пространства в Иркутской области.
Данное обстоятельство выражается в перегруженности правового поля Иркутской области, препятствующей ясному и непротиворечивому правоприменению, а также в наличии в областном и муниципальном правотворчестве фактов несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; наличии в правовых актах Иркутской области и муниципальных правовых актах коррупциогенных факторов.
Правотворческая деятельность органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления сегодня динамично развивается, что неизбежно ведет к значительному увеличению объема нормативной правовой базы.
Так, в 2014 году в Иркутской области включен в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 4 051 правовой акт Иркутской области (в 2013 году - 3 530*(3). В 2014 году в 472 муниципальных образованиях Иркутской области издано свыше 23 тысяч муниципальных правовых актов (в 2013 году - свыше 27 тысяч муниципальных правовых актов).
Усиление роли нормотворчества, к сожалению, сопровождается недостаточным правовым качеством правотворческой деятельности. Об этом свидетельствует частота внесения изменений в правовые акты, которая иногда явно превышает разумный уровень, является препятствием для восприятия. Объективная потребность в обрамлении законов массой подзаконных актов нередко приводит к потере законом своего первоначального содержания.
Дефекты правотворческой деятельности выявляются органами, осуществляющими надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Органами прокуратуры для приведения муниципальных правовых актов в соответствие с законодательством, а также в целях восполнения пробелов в течение 2014 года внесено в органы местного самоуправления 2342 акта прокурорского реагирования. По результатам прокурорских проверок выявлено более 1 тысячи правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, что больше на 29 % по сравнению с 2013 годом. Принесено 925 протестов, по результатам рассмотрения которых 825 правовых актов изменено или отменено*(4).
В ходе правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, включенных в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области в соответствии с частью 1 статьи 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - МНПА), выявлены противоречия законодательству: в 2012 году - 80 % из 874 МНПА в отношении которых проведена правовая экспертиза, в 2013 году - 82,7 % из 601 МНПА, в 2014 году - 93,11 % из 508 МНПА*(5).
В результате в настоящее время правовое пространство в Иркутской области крайне неоднородно и несбалансированно, отсутствует его надлежащая систематизация и целевые ориентиры правотворчества. С одной стороны, правовое поле Иркутской области уязвимо динамично меняющимся нормам федерального законодательства и вынуждено оперативно подстраиваться под его требования, с другой стороны, действуя в пределах собственной компетенции, правотворческие органы зачастую бессистемно и хаотично решают проблемы в режиме "ручного управления", не задумываясь о целостности и внутренней непротиворечивости правового пространства.
В силу изложенных причин имеет место правовое неравенство граждан, проживающих на территории Иркутской области, поскольку объем прав и свобод, гарантированных каждому человеку и гражданину Конституцией Российской Федерации, не может быть в полной мере реализован.
Вышеобозначенные проблемы могут быть решены исключительно системными, консолидированными усилиями всех членов юридического сообщества.
III. Цели и принципы формирования и реализации государственной
правовой политики Иркутской области
7. Целями формирования и реализации государственной правовой политики Иркутской области являются:
1) повышение уровня и качества жизни населения Иркутской области, обеспечение равенства возможностей для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Иркутской области;
2) повышение качества правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти (государственных органов) Иркутской области и органов местного самоуправления;
3) вовлечение юридического сообщества Иркутской области в процесс обеспечения законности и правопорядка в Иркутской области.
8. Принципами формирования и реализации государственной правовой политики Иркутской области являются:
1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
2) соблюдение норм права, духа и буквы закона;
3) гармонизация публичных и частных интересов;
4) эффективное взаимодействие территориальных органов федеральных органов государственной власти в Иркутской области, органов государственной власти (государственных органов) Иркутской области, органов местного самоуправления, организаций и граждан;
5) развитие институтов социального, государственно-частного партнерства и гражданского общества;
6) открытость и доступность информации о государственной правовой политике Иркутской области, принимаемых решениях в области реализации государственной правовой политики Иркутской области, о правах и обязанностях граждан;
7) научно-правовая обоснованность принимаемых решений.
IV. Основные направления государственной правовой политики
Иркутской области
9. Основными направлениями государственной правовой политики Иркутской области являются:
1) обеспечение соответствия нормативных правовых актов Иркутской области и муниципальных нормативных правовых актов федеральному законодательству, обеспечение соответствия муниципальных нормативных правовых актов областному законодательству;
2) расширение охвата граждан бесплатной юридической помощью;
3) повышение уровня правовой грамотности населения Иркутской области;
4) развитие мировой юстиции Иркутской области, обеспечение доступности правосудия, осуществляемого мировыми судьями, для населения Иркутской области.
V. Информационно-аналитическое обеспечение государственной
правовой политики Иркутской области
10. Информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной правовой политики Иркутской области предусматривает:
1) расширение использования информационных технологий для анализа и мониторинга правового пространства в Иркутской области;
2) научное сопровождение государственной правовой политики Иркутской области;
3) инновационные способы формирования правосознания населения Иркутской области;
4) совершенствование механизмов взаимодействия членов юридического сообщества Иркутской области, внедрение новых инструментов научного взаимодействия и обмена информацией.
VI. Основные механизмы реализации государственной правовой политики Иркутской области
11. Основными механизмами реализации государственной правовой политики Иркутской области по соответствующим направлениям являются:
по обеспечению соответствия нормативных правовых актов Иркутской области и муниципальных нормативных правовых актов федеральному законодательству, обеспечению соответствия муниципальных нормативных правовых актов областному законодательству:
1) проведение правовой экспертизы проектов правовых актов Иркутской области;
2) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Иркутской области и их проектов;
3) осуществление государственного учета правовых актов Иркутской области;
4) осуществление мониторинга правового пространства в Иркутской области, в том числе мониторинга правоприменения и антикоррупционного мониторинга в Иркутской области;
5) подготовка ежегодного отчета о состоянии законодательства Иркутской области;
6) проведение ведомственной экспертизы и государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Иркутской области;
7) обеспечение организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области;
8) проведение правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области;
9) разработка и распространение модельных муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области;
10) повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников государственной власти (государственных органов) Иркутской области и органов местного самоуправления;
11) обеспечение взаимодействия Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области и иных исполнительных органов государственной власти с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, прокуратурой Иркутской области, Законодательным Собранием Иркутской области, Иркутским областным судом, Уставным Судом Иркутской области, органами местного самоуправления, органами судейского сообщества, научной общественностью, организациями, общественными объединениями, гражданами;
по расширению охвата граждан бесплатной юридической помощью:
1) разработка и реализация программы развития бесплатной юридической помощи в Иркутской области;
2) поэтапное увеличение количества секторов ОГКУ "Государственное юридическое бюро по Иркутской области" в муниципальных образованиях Иркутской области;
3) привлечение адвокатского сообщества Иркутской области к оказанию бесплатной юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях Иркутской области;
4) обеспечение оказания правовой помощи населению Иркутской области, юридической помощи в рамках международных и общероссийских акций по оказанию правовой помощи;
5) обеспечение проведения на постоянной основе "прямых линий" с населением Иркутской области по вопросам оказания бесплатной юридической помощи;
6) обеспечение взаимодействия при оказании бесплатной юридической помощи участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, Уполномоченного по правам человека в Иркутской области, Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области в пределах их компетенции, а также адвокатов, нотариусов и других субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
по повышению уровня правовой грамотности населения Иркутской области:
1) организация и проведение на территории Иркутской области мероприятий по правовому просвещению населения, в том числе с привлечением образовательных учреждений, общественных организаций;
2) обеспечение проведения на постоянной основе мероприятий по правовому информированию населения Иркутской области с привлечением областных и местных средств массовой информации (печатные издания, радио, телевидение и информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет");
3) размещение правовой информации в местах, доступных для граждан;
4) участие в проведении мониторинга исполнения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" о правовом информировании и правовом просвещении территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Иркутской области, исполнительными органами государственной власти Иркутской области и подведомственными им учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов в Иркутской области, органами местного самоуправления и должностными лицами;
по развитию мировой юстиции Иркутской области, обеспечению доступности правосудия, осуществляемого мировыми судьями, для населения Иркутской области:
1) разработка и реализация программы развития мировой юстиции Иркутской области, задачами которой являются:
улучшение условий для размещения судебных участков мировых судей и обеспечение залами судебных заседаний;
укрепление материально-технического обеспечения судебных участков мировых судей, оснащение залов судебных заседаний;
повышение уровня технической укрепленности, антитеррористической устойчивости судебных участков мировых судей;
развитие информационных и коммуникационных технологий судебных участков мировых судей;
повышение квалификации мировых судей и кадровое обеспечение аппаратов мировых судей;
2) расширение форм взаимодействия с органами судейского сообщества.
VII. Этапы и сроки реализации государственной правовой политики Иркутской области
12. Реализация государственной правовой политики Иркутской области будет осуществляться в 2016 - 2020 годах и будет проходить в 2 этапа.
Первый этап (2016 - 2018 годы) включает разработку и начало реализации программы развития мировой юстиции Иркутской области и программы развития бесплатной юридической помощи, включающей мероприятия по повышению правовой грамотности и правовому просвещению населения Иркутской области. Также на первом этапе отдельные мероприятия в сфере правовой грамотности и правового просвещения населения Иркутской области, предполагающие взаимодействие широкого круга участников, будут скоординированы в рамках соответствующего плана.
Второй этап (2019 - 2020 годы) предполагает реализацию мероприятий указанных программ и плана.
Мероприятия по обеспечению соответствия нормативных правовых актов Иркутской области и муниципальных нормативных правовых актов федеральному законодательству, обеспечению соответствия муниципальных нормативных правовых актов областному законодательству осуществляются в течение всего периода формирования единого правового пространства в Иркутской области посредством реализации задач и функций министерства юстиции Иркутской области и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области, а также взаимодействия всех членов юридического сообщества Иркутской области в соответствии с законодательством.
Исполнительные органы государственной власти Иркутской области ежегодно разрабатывают и утверждают планы реализации Концепции в соответствующих сферах деятельности по основным направлениям, указанным в подпунктах 1 - 3 пункта 9 Концепции, и ежеквартально представляют отчеты об исполнении данных планов в министерство юстиции Иркутской области до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
VIII. Ожидаемые результаты и целевые показатели реализации государственной
правовой политики Иркутской области
13. Результатом реализации государственной правовой политики Иркутской области должно являться объективное достижение целевых показателей.
Конкретные целевые показатели реализации государственной правовой политики Иркутской области подлежат включению в соответствующие государственные программы Иркутской области и иные документы стратегического планирования Иркутской области.
_______________
*(1) Обобщение по представленным участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в Иркутской области в министерство юстиции Иркутской области отчетам об оказании гражданам бесплатной юридической помощи за 2014 год (данные с официального сайта министерства юстиции Иркутской области http://www.irkobl.ru/sites/minjust , дата обращения: 04.04.2015).
*(2) Для справки: Площадь Иркутской области составляет 768 тысяч квадратных километров, численность постоянного населения по данным Росстата - 2 миллиона 422 тысячи человек (данные на 2013 год). Для сравнения, по данным Министерства юстиции Российской Федерации: в Волгоградской области функционирует Государственное юридическое бюро по Волгоградской области, имеющее 12 пунктов оказания помощи. При этом площадь Волгоградской области 112,9 тысяч квадратных километров. В Ульяновской области функционирует Государственное юридическое бюро по Ульяновской области, имеющее 8 пунктов оказания помощи. При этом площадь Ульяновской области 37,2 тысячи квадратных километров.
*(3) Данные Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области
*(4) Данные официального сайта прокуратуры Иркутской области https://www.irkproc.ru# (дата обращения: 04.04.2015).
*(5) Данные министерства юстиции Иркутской области.
Исполняющая обязанности министра юстиции Иркутской области |
С.М.Пархамович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Иркутской области от 16 июля 2015 г. N 87-Р "О Концепции государственной правовой политики Иркутской области"
Текст распоряжения опубликован в газете "Областная" от 7 августа 2015 г. N 87(1403)