Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Думы Иркутского района
от 25 ноября 2010 г. N 15-101/РД
Положения
о территориальном планировании, содержащиеся в схеме территориального планирования Иркутского районного муниципального образования
Основные цели и задачи
- определение основных направлений перспективного развития территории Иркутского района (21 муниципальное образование, входящие в состав Иркутского района) исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений;
- установление границ населенных пунктов Иркутского района с учетом расширения территорий планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования, выявление территорий для размещения индивидуального жилищного строительства, зон развития туризма и рекреаций, объектов захоронения бытовых и промышленных отходов, организаций кладбищ;
- обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений на территории Иркутского района;
- определение долгосрочной перспективы социально-экономического развития Иркутского районного муниципального образования на основе комплексного анализа с учетом использования потенциала территорий и обеспечения рационального природопользования.
Перечень мероприятий по территориальному планированию
Территория Иркутского муниципального района расположена в юго-восточной части Иркутской области. Район граничит с Иркутским городским округом, с Ангарским, Ольхонским, Слюдянским, Шелеховским, Боханским и Эхирит-Булагатским муниципальными районами, своей юго-восточной частью прилегает к озеру Байкал. Район образован в 1925 г. Площадь территории района, по данным Восточно-Сибирского филиала ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ, составляет 11,67 тыс.км2. В соответствии с Законом Иркутской области "О статусе и границах муниципальных образований Иркутского района Иркутской области" от 16.12.2004 N 94-оз в Иркутский муниципальный район входят 3 городских и 18 сельских поселений.
Основная отрасль специализации Иркутского района - сельское хозяйство; кроме того, здесь действуют предприятия промышленности, строительства, лесного хозяйства, транспорта и связи, развивается туристско-рекреационное обслуживание. Рекреационные ресурсы имеют межрайонное значение, развитие осуществляется на основании постановления Правительства России от 3 февраля 2007 года N 72 "О создании на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа".
Иркутский район относится к числу наиболее заселенных в Иркутской области, по численности населения он превосходит все остальные муниципальные районы. Средняя плотность населения составляет 5,9 чел. на 1 км2, в то время как по Иркутской области - 3,3 чел./км2. Средняя плотность сельского населения составляет 4,9 чел. на 1 км2, что значительно выше, чем в среднем по области (0,7 чел./км2).
Экономическая база развития района и население
При формировании проектных предложений по развитию экономической базы района были учтены положения документа "Концепция и приоритеты социально-экономического развития Иркутского районного муниципального образования до 2017 года", разработанного администрацией района в 2007 г. (далее - Концепция). Схема территориального планирования рассчитана на I очередь строительства (2015 г.) и расчетный срок (2025 г.).
Основу экономики района составляет сельское хозяйство. Предусматривается в планируемый период широкий комплекс технических и организационных мероприятий по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства за счет внедрения современных технологий и организации переработки производимой продукции, расширения рынка сбыта продукции. Планируется создание новых рабочих мест, на I очередь численность занятых в сельском хозяйстве увеличится до 2,5 тыс. чел., при дальнейшем развитии сельского хозяйства на расчетный срок она составит 3,5 тыс. чел.
Особенности ведения лесного хозяйства в районе обусловлены структурой лесных ресурсов. На леса ограниченного пользования (защитные и эксплуатационные) приходится 98% лесного фонда, в основном это защитные леса (82,2%) и водоохранная зона оз. Байкал. Ведением лесного хозяйства занимаются лесничества Агентства лесного хозяйства Иркутской области, численность занятых составляет 0,5 тыс. чел. и сохраняется на перспективу.
Промышленность в настоящее время занимает второе по значению место в хозяйственном комплексе района после сельского хозяйства. За 2008 г. объем собственного производства промышленной продукции составил 5 млрд. руб., или 1,6% промышленного производства Иркутской области. Общая численность составляет 2,33 тыс. чел. Многочисленная группа промышленных кадров занята в производстве и распределении электроэнергии, тепла и воды (1,113 тыс. чел.). Это небольшие предприятия городских и сельских поселений, по сути относящихся к инженерной инфраструктуре.
Добыча полезных ископаемых представлена добычей строительных материалов (песчано-гравийной смеси).
В обрабатывающей промышленности занята половина промышленных кадров района, ведущее место принадлежит пищевой промышленности. Наиболее значительные предприятия - филиал ООО "Пивоварня Хейнекен Байкал" и ОАО "Сибирская агрокомпания" (Хомутовский мясокомбинат). Пищевая промышленность имеет хорошие перспективы развития, связанные с переработкой местной сельхозпродукции и близостью обширного рынка сбыта - городов юга Иркутской области. В настоящее время в пищевой промышленности занято 0,683 тыс. чел., на перспективу принимается рост численности кадров до 1,4 тыс. чел. на I очередь и до 2,1 тыс. - к расчетному сроку.
Легкая промышленность представлена ФГУП УК-272/4, численность занятых составляет 0,337 тыс. чел. и сохраняется на перспективу.
В связи с ограниченностью лесоэксплуатационной базы лесная и деревообрабатывающая промышленность в Иркутском районе не получила значительного развития. Численность занятых составляет 0,093 тыс. чел. На перспективу ЗАО "Госстрой" намечает организовать производство малоэтажных деревянных домов, а ООО "Валькар" - разместить завод по производству клееного бруса. Численность кадров отрасли при этом увеличится до 0,5 тыс. чел.
К объектам машиностроительной отрасли относятся предприятия по ремонту техники, машин и оборудования, по ремонту и сборке маломерных судов и мелкие мастерские. На них занято 0,053 тыс. чел. На перспективу намечено размещение предприятия машиностроительного профиля в д.Карлук, численность кадров увеличивается незначительно (до 0,2 тыс. чел.).
Численность занятых в обрабатывающей промышленности при реализации проектных предложений увеличится с 2,1 тыс. чел. в настоящее время до 3,3 тыс. чел. на I очередь строительства и 4,2 тыс. чел. - на расчетный срок.
Общая численность занятых в промышленности составит 8,0 тыс. чел. на I очередь схемы территориального планирования и 11,5 тыс. чел. - на расчетный срок.
Строительство представлено ФЛ ЗАО "Труд", ООО "РСП "Топка", ООО "Сибстальстрой" ООО "Агродорспецстрой", ООО "Иркут-Инвест", ООО "Монтажэнерго ВЭМ" и рядом мелких предприятий. Общая численность строительных кадров составляет 1,6 тыс. чел. и в связи с намечаемым ростом объемов промышленного и гражданского строительства увеличивается на I очередь до 2,5 тыс. чел. и до 4,0 тыс. чел. - на расчетный срок Схемы территориального планирования.
Наиболее крупное предприятие транспортной отрасли - ЗАО "Иркутскэнерготранс", дающее около половины объема реализации продукции по данному виду деятельности. В районе также действуют Иркутский и Топкинский филиалы ОГУП "Дорожная служба Иркутской области", РСП "Топка", ООО "Статуссиб", а также ряд мелких транспортных предприятий. Внешнюю связь обеспечивают отделения почтовой связи Иркутского почтамта УФПС Иркутской области - филиала ФГУП "Почта России" и подразделения ОАО "Электросвязь Иркутской области" (филиала ОАО "Сибирьтелеком"), действует радиостанция ГПР-10 (п.Патроны). Общая численность кадров транспорта и связи составляет 1,5 тыс. чел.
Среди перспективных площадок под строительство международного аэропорта "Иркутск-Новый" в настоящее время предпочтение отдается площадке "Поздняково", расположенной на территории Иркутского муниципального района. При размещении аэропорта на данной площадке численность кадров внешнего транспорта и связи на перспективу резко увеличится - до 2,6 тыс. чел. на I очередь строительства и 5,0 тыс. чел. - на расчетный срок.
К числу отраслей функциональной специализации в границах района относятся наука и специальное образование. В р.п.Листвянка размещаются учреждения Сибирского отделения РАН (подразделение Лимнологического института, Байкальский музей и обсерватория Института солнечно-земной физики). В п.Молодежный действует Иркутская государственная сельскохозяйственная академия (3,1 тыс. студентов), в с.Пивовариха - Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства РАСХН, в п.Большие Коты - Байкальская биологическая станция Иркутского госуниверситета, в п.Дзержинск - Учебно-производственный центр. Общая численность кадров науки и образования составляет 0,9 тыс. чел. В перспективе на территории, прилегающей к р.п.Листвянка предполагается размещение нового учебно-научного центра - Международного Байкальского университета, численность кадров, занятых в науке и специальном образовании, к расчетному сроку увеличивается до 1,5 тыс. чел. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Ворота Байкала" расположена на территории Иркутского района (в районе п.Большое Голоустное).
Важной отраслью перспективной функциональной специализации территории является туризм и отдых. Рекреационные объекты размещаются по всему побережью Иркутского водохранилища, но концентрируются главным образом в р.п.Листвянка (919 мест). Правительством России принято постановление от 3 февраля 2007 года N 72 "О создании на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа".
В последнее время получили развитие такие виды деятельности по обслуживанию рынка, как оптовая торговля, коммерческое посредничество, операции с недвижимым имуществом, и другие виды коммерческой деятельности. В них занято 0,7 тыс. чел., на I очередь строительства прогнозируется рост данной группы кадров до 1,5 тыс. чел., а на расчетный срок - до 2,5 тыс. чел., что связывается с развитием коммерческих центров вдоль строящегося автодорожного обхода г.Иркутска.
В состав градообразующих кадров также входят геология, геодезическая и гидрометеорологическая службы, ряд других видов деятельности сферы материального производства. Численность прочих градообразующих кадров составляет 0,5 тыс. чел. и сохраняется на перспективу.
Иркутский район поддерживает тесные культурно-бытовые и трудовые связи с прилегающими территориями, особенно с городами Иркутск, Ангарск, Шелехов. В то же время он вступает в период ускоренной субурбанизации. Повышение транспортной доступности пригородных территорий привело к резкому росту спроса на жилищное строительство на территории района как для размещения "второго жилища" горожан, так и для постоянного жительства, сочетая преимущества работы в крупном городе и жизни в экологически благоприятных условиях пригорода. Имеют место и трудовые связи обратного направления, когда жители города работают в пригороде, однако этот поток по объему уступает первому. Согласно оценке отрицательное сальдо маятникового миграционного баланса (ежедневных трудовых поездок) составляет 3 тыс. чел., которые входят в состав градообразующей группы населения. На перспективу темпы роста численности населения района будут превосходить возможности создания новых рабочих мест, и сальдо маятникового миграционного баланса увеличится, составив ориентировочно до 18,0 тыс. чел. на I очередь строительства и 38,0 тыс. чел. - на расчетный срок. Возможно, что в период 2015 - 2025 гг. в районе появится возможность дополнительного размещения новых мест приложения труда, по которым в настоящее время отсутствуют перспективные данные. В этом случае сальдо маятникового миграционного баланса будет меньше на расчетный срок.
Общая численность градообразующих кадров в настоящее время составляет 14,7 тыс. чел. В перспективе ожидается ее рост до 41 тыс. чел. на I очередь и до 76 тыс. чел. - к расчетному сроку. К важнейшим сферам приложения труда на перспективу следует отнести занятость за пределами района, промышленность, сельское хозяйство (с учетом личного подсобного), туризм и отдых. Таким образом, функциональный профиль района можно определить как пригородный агропромышленно-рекреационный.
Градообслуживающие отрасли
К градообслуживающей группе населения относятся занятые на предприятиях, в учреждениях и организациях, обеспечивающих потребности данного муниципального района. В настоящее время численность градообслуживающей группы составляет 9,7 тыс. чел.
В настоящее время Иркутский район не отличается высоким удельным весом обслуживающей группы в численности населения (14,1%), отчасти это связано с близостью и высокой доступностью мощного центра обслуживания областного ранга - г.Иркутска. В то же время размещение крупных массивов многоэтажной жилой застройки и необходимость доведения обеспеченности населения объектами социального и культурно-бытового обслуживания до нормативного уровня потребует опережающего роста численности занятых в градообслуживающих отраслях экономики.
Основой для развития большинства градообслуживающих отраслей служит платежеспособный спрос населения. Перспективы развития района позволяют прогнозировать рост уровня жизни значительной части жителей. По мере роста доходов существенно увеличивается объем и удельный вес потребительских расходов на отдых, поддержание здоровья, развлечения, спортивные занятия, бытовые услуги. Эти сферы деятельности становятся все более прибыльными и более привлекательными для бизнеса. Следовательно, на перспективу следует предусматривать развитие соответствующих отраслей сферы услуг. Согласно схеме территориального планирования, с учетом роста населения района на I очередь строительства численность обслуживающих кадров увеличится до 27,5 тыс. чел., а к расчетному сроку - до 56,0 тыс. чел.
В пореформенный период сложилась значительная по численности группа экономически активного населения, занятая индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД). В настоящее время ее численность составляет 1,2 тыс. чел. Эти лица заняты самыми разнообразными видами производства товаров и услуг, которые не представляется возможным разделить между градообразующей и градообслуживающей сферами деятельности, хотя в большинстве случаев они работают в сфере обслуживания (прежде всего в торговле). Тем не менее они вносят существенный вклад в развитие экономики города, и на перспективу с учетом роста населения предполагается увеличение численности данной группы населения на уровне 4,5 тыс. чел. на I очередь, до 8,0 тыс. чел. - на расчетный срок.
Общая численность самодеятельного населения (лиц, занятых в экономике) составляет 25,6 тыс. чел. (37,3% общей численности населения) и увеличивается на I очередь до 73 тыс. чел., а на расчетный срок - до 140 тыс. чел.
Население и расселение
В целом численность населения Иркутского района в современных границах до конца XX века была сравнительно стабильной и составляла 40 - 50 тыс. чел. Колебания численности городского и сельского населения были связаны главным образом с административными преобразованиями, неравномерностью развития различных населенных пунктов, переселением жителей из зоны затопления Иркутского водохранилища.
За последние полтора - два десятилетия характер и функциональный профиль расселения претерпели существенные изменения. В отличие от большинства других районов области расположенные здесь населенные пункты, как правило, увеличили свое население. Если численность населения Иркутской области за 1990 - 2007 гг. сократилась на 10%, то в границах Иркутского района оно в целом выросло почти на 40%, а по некоторым населенным пунктам - в 2 - 2,4 раза. В то же время в ряде населенных пунктов постоянное население сократилось.
Эти процессы обусловлены действием ряда факторов. Во-первых, с ростом уровня автомобилизации населения многие городские жители, работая в Иркутске, стали переселяться в близлежащую сельскую местность. Пригородными "спальными" поселками фактически стали Дзержинск, Пивовариха, Молодежный, Новая Разводная и ряд других населенных пунктов.
Во-вторых, произошло превращение некоторых населенных пунктов в рекреационные (дачные) поселки. Иногда это ведет к сокращению постоянного населения (р.п.Листвянка). В других случаях, когда строятся полноценные жилые дома, дачники становятся постоянными жителями, и численность населения растет. Некоторые населенные пункты практически превращаются в дачные поселки (п.Нижний Кочергат, д.Черемшанка, п.Лебединка).
На динамику населения негативное влияние оказывает сокращение развивавшихся ранее видов занятости. Фактическое прекращение лесопромышленной деятельности привело к уменьшению численности населения с.Малое Голоустное почти на 1/4. Сокращение численности постоянного населения р.п.Листвянка главным образом связано с недостатком рабочих мест для местного населения, в то время как в туристско-гостиничном бизнесе предпочитают привлекать кадры из Иркутска.
Для Иркутского района характерна высокая плотность заселения сельских населенных пунктов. Проведенный анализ показал положительную динамику расселения в целом на рассмотренной территории. Хорошие перспективы дальнейшего развития имеют населенные пункты, расположенные поблизости от г.Иркутска (на основе маятниковых трудовых связей в системе расселения), на побережье Иркутского водохранилища и оз. Байкал (на основе развития рекреационной деятельности и в связи с формированием особой экономической зоны туристско-рекреационного типа).
Формирование естественной убыли населения в последние полтора десятилетия за счет превышения смертности над рождаемостью характерно как для России в целом, так и для Иркутской области, и Иркутский муниципальный район не является исключением. В последние годы отмечен рост рождаемости, связанный с вступлением в фертильный возраст относительно многочисленных возрастов 80-х годов рождения. Это привело к смене с 2006 г. естественной убыли населения естественным приростом, в 2008 г. составил 5,5 чел. на 1000 жителей. Этот показатель по Иркутскому району лучше, чем в среднем по Иркутской области, где сохраняется естественная убыль населения на уровне 0,2 чел. на 1000 жителей. Демографическая ситуация лучше на селе, где баланс рождаемости и смертности был достигнут еще в 2005 г., а уровень естественного прироста в 2008 г. превысил показатель по городским населенным пунктам более чем на 80%.
Ведущая роль в формировании населения принадлежит механическому притоку, который устойчиво отмечается как по городским, так и по сельским территориям района. Миграционный баланс был положительным, что с избытком компенсировало естественную убыль населения. Причиной миграционной привлекательности является возможность сочетания преимуществ городского и сельского образа жизни, близость к Иркутску позволяет использовать широкие возможности занятости в крупном городе, а постоянное жилье в сельской местности привлекательно с точки зрения экологии.
Главными особенностями динамики возрастного состава населения за последние годы было сокращение численности и доли детей и подростков, а также старение населения. Тем не менее Иркутский район отличается повышенным удельным весом в населении детей и трудоспособного населения и пониженным пенсионных возрастов по сравнению со средними по Иркутской области. Поскольку среди мигрантов преобладают лица в трудоспособном возрасте с детьми, на расчетный срок прогнозируется сохранение благоприятной возрастной структуры населения. Удельный вес детей и подростков увеличится до 20% населения, трудоспособных возрастов незначительно сократится (до 62%), а лиц пенсионного возраста в соответствии с существующей возрастной структурой населения незначительно увеличится (до 18%).
Одной из особенностей Иркутского района, отражающей его пригородное положение, является наличие, наряду с постоянным, многочисленного временного населения. В населенных пунктах, расположенных на прилегающей к городам территории и имеющих хорошие условия транспортной доступности, размещается т.н. "второе жилище" горожан - жилые дома, пригодные для постоянного проживания, однако используемые лишь часть года. На участки под строительство таких домов существует значительный спрос, и временное население имеет устойчивую тенденцию роста. Предусматривается обеспечение всего населения, как постоянного, так и временного, жилищным фондом и инженерным оборудованием. В то же время потребности временного и постоянного населения будут различными в отношении некоторых видов социального и культурно-бытового обслуживания (общеобразовательные школы, дошкольные учреждения и др.), в связи с чем в прогнозной численности населения выделяется численность постоянных жителей.
Предложения по динамике численности населения учитывают рассмотренные тенденции формирования населения, возможности и перспективы развития населенных пунктов и предложения по отводу новых участков под жилищное строительство сформированных органами местного самоуправления. Учтены также проектные предложения проектов генеральных планов р.п.Листвянка, п.Никола, с.Пивовариха с п.Первомайский и разрабатываемого проекта генерального плана Марковского городского поселения. Учитываются предложения по размещению нового значительного городского населенного пункта (условное название - микрорайон Спутник) на территории Мамонского сельского поселения в районе д.Малая Еланка. Поселок проектируемого аэропорта "Иркутск-Новый", размещаемого на Поздняковской площадке, учтен в перспективной численности жителей д.Талька. Кроме того, новые сельские населенные пункты размещаются в Уриковском (п.Карьер) и Ушаковском (п.Еловый) сельских поселениях.
В целом по муниципальному району прогнозируется рост численности населения, повышение уровня занятости населения и эффективности использования трудовых ресурсов района. Расчетная численность населения составит 211,2 тыс. чел. на I очередь (в т.ч. постоянного населения - 182,5 тыс. чел.) и 362,0 тыс. чел. - на расчетный срок (в т.ч. 311,0 тыс. чел. постоянного населения).
Стратегия пространственного развития территории Иркутского района
Устойчивое стратегическое развитие основывается на учете существующего использования территории, ее заселенности, планировочных приоритетов и ограничений, оценке возможных направлений хозяйственной деятельности в целях реализации ведущей задачи - создание благоприятной среды жизнедеятельности при минимизации ущерба окружающей природной среде.
Схемой территориального планирования выделяются:
- зоны влияния и интенсивного взаимодействия, так называемые зоны взаимных интересов городского округа и сопредельных муниципальных образований Иркутского района: Дзержинского, Мамонского, Марковского, Молодежного, Смоленского, Уриковского, Хомутовского. Данные территории являются зонами особого регулирования градостроительной деятельности с учетом интересов развития Иркутского городского округа и резервирования территорий для размещения перспективной многоэтажной застройки, объектов инженерной инфраструктуры и т.д. С этой целью выделяются общественно значимые территории, которые необходимо сохранить в муниципальной собственности, а в отдельных случаях в собственности Иркутской области (например, площадка размещения нового аэропорта, территории значимые с точки зрения развития объектов агломерации, территории коммуникационных коридоров и т.д.);
- зоны возможных ареалов развития территории - территории, потенциально важные для перспективного развития Иркутского района, для размещения объектов федерального и регионального значения;
- зоны интенсивного социально-экономического развития, наиболее подготовленные для инвестиционной деятельности. Сопредельные с территорией городского округа территории наиболее привлекательные для инвестиционной деятельности, имеющие единую с округом развитую транспортную и инженерную инфраструктуру, не требующие значительных капиталовложений для развития;
- зоны комплексных коммуникационных коридоров, необходимых для пропуска транзитных и внутрирайонных сетей. Такие зоны предотвращают излишние пересечения территории района и минимизируют отводы земель под коммуникации (земли резервируются под коридоры для автодорог, скоростного железнодорожного транспорта, газопроводов, керосинопроводов, ЛЭП и т.д. федерального и регионального значения);
- территории, рекомендуемые для освоения рекреационного потенциала;
- жилые районы, не имеющие статуса населенных пунктов, предлагаемые к включению в состав населенных пунктов.
Зонирование территории
Зонирование территории Иркутского районного муниципального образования направлено на обеспечение благоприятных условий для расселения, сельскохозяйственной деятельности, туризма, охраны природы и сохранения уникального ландшафта байкальского побережья. Предусматривается четкое зонирование территории с учетом существующего и перспективного использования, функциональных и транспортных связей, соблюдение экологических, санитарных, архитектурно-планировочных и других требований, способствующих рациональному использованию территории.
На проектном плане выделяются следующие виды зон различного функционального назначения, принятые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ:
земли садоводческих и дачных кооперативов, земли сельских населенных пунктов, земли городских населенных пунктов (рабочих поселков), земли перспективного развития населенных пунктов, земли для осуществления научной деятельности, земли перспективного развития коммерческо-деловой деятельности, земли сельскохозяйственного назначения, земли предприятий, земли перспективного развития предприятий, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, зоны особо охраняемых территорий, зоны ограничений на использование территории.
Планировочное решение
В схеме территориального планирования предусмотрено следующее:
Определены перспективы развития населенных пунктов на территории Иркутского районного муниципального образования, определены их проектные границы.
Рассчитаны (укрупненно) проектные нагрузки на системы инженерного оборудования и даны соответствующие предложения по развитию инженерной инфраструктуры.
Предусмотрен ряд градоэкологических мер, направленных на создание комфортных условий проживания в населенных пунктах и на улучшение экологической составляющей природной среды.
Для реализации предложений требуется:
- организация защищенных водозаборов для населенных пунктов;
- разработка решений по охране подземных вод района;
- разработка и реализация проектов зон санитарной охраны водозаборных сооружений;
- устройство набережных и ливневой канализации;
- разработка схемы санитарной очистки на территории муниципальных образований;
- строительство канализационных очистных сооружений;
- строительство очистных сооружений для сбора отходов с маломерных судов;
- устройство сетей ливневой канализации и ливневых очистных сооружений;
- разработка проектов и строительство полигонов твердых бытовых отходов на территории муниципальных образований;
- ликвидация несанкционированных свалок на побережье оз. Байкал;
- организация рекреационных зон с полным комплексом инженерного оборудования территории;
- проведение разъяснительной работы с туристами.
Размещение новых объектов рекреационного значения в границах, предлагаемых схемой территориального планирования участков, должно производиться с учетом перечисленных выше требований.
На территории требуется проведение работ по воспроизводству лесов, улучшению породного состава в соответствии с приказом N 67 от 22.12.1995, ГОСТ 17.5.3.04-83, ст.21 Лесного кодекса РФ.
Развитие населенных пунктов
В Схеме территориального планирования муниципального района Иркутского районного муниципального образования предусматривается определение границ населенных пунктов и их изменение на основании совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, а также предложения о переводе земель из одной категории в другую.
На территории Иркутского района образовано 21 муниципальное образование.
Развитие транспортной инфраструктуры
Дальнейшее развитие муниципальных образований связано прежде всего с формированием особой туристско-рекреационной зоны, активным освоением побережья Иркутского водохранилища и о. Байкал, объектами туристического, курортного, спортивного назначения, строительством аэропорта на территории района, что должно поддерживаться развитой транспортной инфраструктурой.
Дорожное хозяйство
Решения по развитию сети внешних автодорог заключаются в проведении реконструктивных мероприятий и строительству новых дорог, обеспечивающих поселки дополнительными транспортными связями.
Проектом федерального значения является проведение реконструктивных мероприятий на автомобильной дороге "Байкал" (от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы) для развития международного транспортного коридора, обеспечивающего автомобильные перевозки евроазиатского направления. В настоящее время начато строительство обхода г.Иркутска общей протяженностью 24 км, II технической категории с двухполосным движением. Протяженность участка автодорожного обхода, проходящего по территории Иркутского района, составляет 14,3 км, строительство намечается на первую очередь.
По развитию сети автомобильных дорог на первую очередь с учетом поэтапного освоения территорий предусматриваются следующие мероприятия:
- строительство "южного" обхода г.Иркутска, проходящего по территории Марковского МО, обеспечивающего выход с федеральной автодороги М-55 на Байкальский тракт, минуя центральные районы города;
- строительство автодороги II технической категории к проектируемому аэропорту от федеральной дороги Иркутск - Усть-Орда, с перспективой расширения до I технической категории;
- реконструкция автодороги Иркутск - Плишкино до II технической категории и строительство нового участка в направлении проектируемого аэропорта в обход п.Большое Голоустное (с переводом гравийного покрытия в асфальтобетонное) для обеспечения интенсивного освоения особой экономической зоны туристско-рекреационного типа;
- реконструкция Байкальского тракта до II технической категории с расширением проезжей части до 4 полос, увеличением радиусов вертикальных и горизонтальных кривых до нормативных и уположением уклонов, превышающих допустимые.
Дальнейшее развитие получит маршрутная сеть автобусного сообщения. Формирование основных пассажиропотоков будет определяться развитием зон отдыха и туризма, проектируемых коммерческо-деловых комплексов и объектов ОЭЗ туристско-рекреационного типа.
Необходимо решение следующих задач для развития сети общественного транспорта пригородного направления:
- введение комплекса мероприятий для повышения качественного уровня перевозок общественным транспортом;
- обновление автобусного парка комфортабельными автобусами малой, средней и большой вместимости;
- строительство, ремонт и обустройство дорог, искусственных сооружений, железнодорожных переездов на автобусных маршрутах для безаварийных и бесперебойных перевозок;
- расширение и упорядочение маршрутной сети;
- обустройство остановочных пунктов крытыми павильонами для ожидания пассажиров.
Железнодорожный транспорт
На территории района дальнейшее развитие получит железнодорожный транспорт.
В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р, проектом предлагается строительство железнодорожной линии Усть-Кут - Жигалово - Иркутск, а также строительство Иркутского железнодорожного узла протяженностью 50 км.
На расчетный срок предусматривается строительство дальнего железнодорожного обхода в районе ст. Батарейная.
Также предусматривается за расчетный срок, в соответствии с вышеуказанной стратегией, строительство железнодорожной линии Иркутск - Аэропорт которая обеспечит быструю грузопассажирскую связь с проектируемым международным аэропортом. Технические характеристики и параметры данной железнодорожной линии будут уточняться при разработке проектно-сметной документации. Также на перспективу предлагается строительство мостового перехода через р. Ангара в совмещенном исполнении с автодорожным мостовым переходом ввиду их трассирования в едином транспортном коридоре.
Скоростной рельсовый транспорт
Схемой территориального планирования предлагается строительство сети скоростного транспорта для обеспечения удобных и быстрых связей отдаленных районов с аэропортом и зонами рекреации.
Водный транспорт
Водные виды транспорта получат дальнейшее развитие в связи с активным освоением прибрежных территорий Иркутского водохранилища и о. Байкал.
Предполагается значительный рост пассажирских перевозок речным транспортом, обслуживающим туристические, экскурсионные и прогулочные маршруты.
Воздушный транспорт
На территории района в Хомутовском МО предусматривается строительство нового международного аэропорта по параметрам класса "А".
Развитие инженерной инфраструктуры
Водоснабжение
Водоснабжение рассматриваемых населенных пунктов Иркутского района возможно осуществить от ближайших к ним поверхностных или подземных источников водоснабжения. Населенные пункты, расположенные вдоль правого берега Иркутского водохранилища, в настоящее время обеспечиваются питьевой водой, в основном, за счет подземных источников. На участке от п.Новая Разводная до п.Патроны находится разведанное месторождение подземных вод (МПВ) с обеспеченным дебитом 90 т м3/сутки. Далее - в сторону п.Листвянка разведанных запасов МПВ нет. Для водоснабжения объектов, расположенных в этой зоне, возможны три варианта водоснабжения:
1. Подземные источники. Для обеспечения этого варианта необходимо произвести разведку МПВ с утверждением запасов.
2. Поверхностный источник водоснабжения - ручьи или реки, являющиеся притоками р. Ангары.
3. Поверхностный источник водоснабжения - Иркутское водохранилище.
Для населенных пунктов, расположенных вдоль р. Ушаковка, также возможны варианты водоснабжения из подземных или поверхностных источников. Для обеспечения подземного варианта необходимо произвести разведку МПВ с утверждением запасов. Для варианта из поверхностных источников могут быть использованы ручьи, ключи, р. Ушаковка.
Для целей неприкосновенного запаса питьевой воды предусматривается строительство резервуаров из расчета удвоенного пожарного запаса.
Водоотведение (хозяйственно-фекальная канализация)
Канализация населенных пунктов может быть организована по следующим вариантам:
1. Транспортирование сточных вод в непроницаемые выгреба с последующей отвозкой на канализационные очистные сооружения (КОС).
2. Строительство в каждом населенном пункте современных очистных сооружений биологической очистки с доочисткой по фосфатам и нитратному азоту, обеззараживанием с помощью бактерицидного облучения и хлорирования. Обработка осадка выполняется механическим обезвоживанием с последующей отвозкой и утилизацией.
3. Комбинированный вариант. Строительство КОС в крупных населенных пунктах. Канализационные стоки из малых объектов перекачиваются на эти КОС или перевозятся автотранспортом.
Ливневая канализация
Схема ливневой канализации, в основном, повторяет схему хозяйственно-фекальной. Однако очистку ливневых стоков предлагается производить в каждом населенном пункте с помощью сооружений механической очистки, прудов искусственной и естественной аэрации, фильтров, обеззараживанием с помощью бактерицидного облучения и хлорирования с последующим выпуском в водоемы. Регулирование дождевых вод производится с помощью регулирующих резервуаров. Ливневая канализация населенных пунктов выполняется по кюветам дорог с рассредоточенными выпусками на рельеф местности с устройством механической очистки.
Теплоснабжение
Перспективная потребность в тепловой энергии на период до 2025 года
Теплопотребление жилищно-коммунального сектора рассчитана из принятого уровня численности населения по поселениям и нормы обеспеченности жилой площадью 25 м2/чел.
Электроснабжение
Электроснабжение населенных пунктов муниципальных образований Иркутского района осуществляется Восточными и Южными электрическими сетями от Иркутской энергосистемы.
Электрические нагрузки на расчетный срок (2025 г.) рассчитаны с учетом газификации Иркутского района.
Решения по электроснабжающим сетям 220-110-35 кВ приняты на основании подсчета электрических нагрузок с учетом обеспечения надежного электроснабжения потребителей района в соответствии с их категорией и оптимальной загрузки трансформаторов питающих подстанций.
Для покрытия нагрузок I очереди строительства 2015 г. в Иркутском районе предусматривается строительство нового генерирующего источника питания 220/110 кВ с вырабатываемой мощностью 400 МВА, расположенного в районе Карлукского МО по Александровскому тракту в районе полигона ТБО.
В схеме предусмотрено строительство новых и реконструкция существующих ПС, строительство новых и реконструкция существующих воздушных линий.
Телефонизация и телевидение
При рассмотрении перспективного развития сетей и сооружений муниципальных образований Иркутского районного МО предполагается, что на конец расчетного периода основным поставщиком услуг проводной телефонной связи в населенных пунктах будет ОАО "Сибирьтелеком". Кроме того, услуги телефонной связи населению муниципальных образований будут предоставлять операторы сотовой связи:
- ОАО "Билайн";
- ЗАО "Байкалвестком";
- ЗАО "МТС";
- ООО "Мегафон".
Телевидение
В настоящее время охват телевизионным вещанием населения составляет 99%. Возможность бесперебойного приема I и II каналов центрального телевидения имеется практически во всех местах компактного проживания населения. Расширение уверенного приема и количества транслируемых телевизионных каналов будет обеспечиваться выполнением федеральной программы перехода на цифровое вещание и появлением новых телекомпаний.
В перспективе все большее количество жителей будет пользоваться спутниковым телевидением.
Санитарная очистка
На перспективу часть существующих свалок рассматриваемых муниципальных образований сохраняется, подлежит рекультивации с организацией обустроенных полигонов ТБО и некоторым увеличением занимаемой территории (около 400 га). Стихийные свалки подлежат полной ликвидации.
В Оекском, Хомутовском и Карлукском муниципальных образованиях предусматривается ликвидация существующих свалок с организацией межселенского полигона ТБО.
Свалки в Усть-Кудинском и Уриковском муниципальных образованиях также подлежат ликвидации с организацией общего небольшого полигона в районе д.Столбова.
В Усть-Балейском муниципальном образовании свалка переносится в отработанный песчаный карьер. Свалка Большереченского муниципального образования подлежит ликвидации. Размещение ТБО предусматривается на 62 км Байкальского тракта, а также на новом полигоне, предлагаемом к размещению между поселками Бурдугуз и Бутырки.
В Ширяевском муниципальном образовании предусматривается размещение нового скотомогильника и обустроенной свалки (4 га) с ликвидацией свалок в деревнях Горяшина и Лыловщина (5 га). В Никольском муниципальном образовании также предлагается размещение полигона ТБО и скотомогильника.
Объекты специального коммунального назначения (кладбища), в основном, сохраняются. На перспективу предусматривается расширение кладбищ в Оекском, Хомутовском, Ширяевском, Карлукском, Голоустненском, Мамонском муниципальных образованиях. Предусматривается также размещение новых в Ревякинском и Листвянском муниципальных образованиях. Кладбища, расположенные в водоохранной зоне, подлежат закрытию (п.Б.Коты, п.Никола, р.п.Листвянка).
Инженерная подготовка территории
Для дальнейшего развития населенных пунктов схемой территориального планирования не предусматривается освоение особо неблагоприятных по инженерно-строительным условиям территорий. Основные мероприятия инженерной подготовки направлены на защиту территорий от затопления, укрепление береговых склонов и понижение уровня грунтовых вод на подтопляемых территориях.
Предлагается для защиты территорий устройство дамб обвалования. Отметка по верху дамбы принимается выше уровня высоких вод 1-процентной обеспеченности и с учетом высоты волны ветрового нагона не менее чем на 0,5 м. Дамбы трассируются вдоль всей защищаемой территории до незатопляемых отметок. Откосы дамб, проходящих вдоль берегового склона укрепляются конструкциями, защищающими их от размыва. Общая протяженность дамб составляет 21,6 км.
Для защиты берегов от размыва на застроенных территориях предусматривается устройство набережных откосного типа с обеспечением закрытой системы поверхностного водоотвода и капитальным укреплением откосов общей протяженностью 29,2 км. Участки пирсов и причалов выполняются в виде подпорных железобетонных стенок с использованием устойчивых к коррозии марок бетона. В границах населенных пунктов на незастроенных территориях проводятся берегоукрепительные работы с устройством конструкций крепления откосов, не допускающих разрушения береговых склонов. Протяженность берегоукрепления в границах района составляет 25,2 км.
По работам по защите территорий от подтопления на первую очередь предусматривается проведение изысканий и разработка проектной документации.
Развитие промышленных и коммунально-складских территорий
На перспективу существующие территории производственно-коммунального использования вне границ населенных пунктов рассматриваемых муниципальных образований Иркутского района, в основном, сохраняются. Обновление и развитие сельхозпредприятий, предприятий по обработке сельхозпродукции предусматривается за счет интенсификации использования отведенных и застроенных территорий, использования современных технологий, размещения на базе предприятий прекративших свою деятельность, новых производств.
Развитие получают производства, связанные с деревообработкой и переработкой сельхозпродукции, производством строительных материалов.
На первую очередь и расчетный срок намечается реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие вышеуказанных отраслей.
Таким образом, территория промышленного использования земель вне границ населенных пунктов муниципальных образований увеличивается на 250 га и составит около 1400 га от всех земель территории Иркутского района.
Развитие сельскохозяйственного производства
В последние годы в районе в рамках реализации муниципальных программ "Повышение плодородия почв в Иркутском районе", "Поддержка и развитие реформированных сельхозпредприятий", областной целевой программы "Развитие сельскохозяйственного производства в Иркутской области на 2006 - 2008 годы", приоритетного национального проекта "Развитие АПК" много внимания уделяется техническому перевооружению отрасли, совершенствованию кормовой базы и улучшению племенного ядра дойного стада, восстановлению свиноводства. Привлечение инвесторов и финансовая поддержка из районного, областного и федерального бюджетов позволили не только возродить, но и развивать сельскохозяйственные предприятия в муниципальных образованиях района. Возросла занятость населения и снизилась социальная напряженность в сельских поселениях.
Проведенная работа способствовала увеличению производства сельскохозяйственной продукции в сельхозпредприятиях.
В 2008 году сельхозпредприятиями района произведено 13760 тонн молока, или 100,8% к соответствующему периоду прошлого года, выращено мяса 1215 тонн, или 146,4%, зерна - 31620 тонн, или 98,3%, картофеля - 18139 тонн, или 129%, овощей - 8420 тонн, или 71%. Индекс физического объема по всем категориям сельхозтоваропроизводителей составил 100%: по сельхозпредприятиям 101,6%, по ЛПХ 92,1%, по КФХ 151,2%.
Производство продукции растениеводства возросло за счет роста урожайности. Впервые за последние годы урожайность зерновых по предприятиям района достигла до 19,8 ц/га, картофеля - до 204,9 ц/га, овощей - до 290 ц/га.
Производство молока и мяса возросло за счет увеличения поголовья (всего КРС на 17%, коров на 1%) и продуктивности животных. Так, на фуражную корову надоено 3718 кг, среднесуточный привес составил 455 гр., больше на 12 гр.
С увеличением производства продукции увеличилась реализация. Выручка за 2008 года составила 473,9 млн. рублей. Получена прибыль 63,8 млн. руб., все предприятия работают рентабельно.
Средняя заработная плата 1 работника составила 8273 рублей, возросла на 18,4% к 2007 году.
Положительные результаты достигнуты в растениеводстве за счет:
а) правильного севооборота и грамотной агротехники (посевы кондиционных семян зерновых, сортообновление и протравливание семян, внесение минеральных удобрений, обработка гербицидами, ядохимикатами, апробация зерновых культур и др.);
б) своевременного проведения подготовительных и посевных работ, обработки посевов, ведения уборочных работ, применения элементов голландской технологии выращивания, хранения овощей, картофеля и других ресурсосберегающих технологий;
в) применения новых технологий при заготовке кормов ("Сенаж в упаковке", консервант Биотроф, БАК-4), посева однолетних трав пятикомпонентными семенами и др.
Повышение эффективности работы в животноводстве (увеличение надоев молока, привесов КРС, выхода телят на 100 коров, уменьшение падежа скота и др.) стало возможным благодаря:
а) приобретению племенного поголовья скота;
б) внедрению новых технологий;
в) улучшению трудовой и технологической дисциплины.;
г) заготовке достаточного количества кормов (24 ц.к.ед. грубых и сочных кормов на 1 условную голову при использовании биоконсервантов при заготовке силоса, сенажа из посевов многокомпонентных смесей;
д) реконструкции и восстановлению заброшенных ферм с установкой новейшего оборудования;
е) работе по борьбе с болезнями животных (17 ветеринарных учреждений), недопущению инфекционных заболеваний, санитарно-ветеринарной экспертизе и др.;
ж) проведению мероприятий по укреплению материально-технической базы, улучшению сервисного обслуживания машинно-тракторного парка сельскохозяйственной техники, орудий и механизмов, внедрению низкозатратных технологий и др.
Но, несмотря на наблюдаемый экономический рост в сельском хозяйстве, развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности.
Развитие рекреации
Иркутский район уникален туристско-рекреационными ресурсами. Особую привлекательность природе Прибайкалья придают ненарушенные естественные ландшафты.
Оценка рекреационной емкости природных комплексов позволяет выделить зоны с различными направлениями использования. Высока чувствительность природных биотопов к рекреационному воздействию, что требует разработки экологических технологий и рекреационного использования. По мере рекреационного обустройства территории рекреационные нагрузки будут увеличиваться с учетом как природных, так и психофизических факторов.
В результате чрезмерной концентрации отдыхающих в наиболее живописных местах на берегу Байкала происходит захламление и вытаптывание территории стояночных полян, обезображивание природных достопримечательностей и, как следствие, перегрузка и дигрессия ландшафтов, утрата их эстетической ценности и уникальности.
В целевые установки использования территории должны закладываться оптимальные соотношения экологических и рекреационных приоритетов.
Рекреационная значимость природного комплекса оценивается путем качественного и количественного измерения его комфортности (медико-физиологический аспект), степенью пригодности для организации конкретных видов рекреации (технологический аспект) и оценки психологического воздействия (психологический аспект).
Для рекреационной деятельности в Прибайкалье характерны три основных вида рекреационного воздействия - площадное (стационарные объекты рекреации и зоны отдыха), линейное (туристские маршруты разного назначения), точечное (например, пикниковый отдых в воскресные дни).
В целом рекреационный потенциал района складывается из ресурсов:
- экскурсионно-познавательного туризма;
- спортивного пешего, водного, горного, спелеотуризма;
- спортивно-промыслового (охота, рыбная ловля);
- лечебно-оздоровительного отдыха;
- массового отдыха - пикникового, пляжно-купального, спортивно-оздоровительного;
- прогулочно-промыслового отдыха (сбор лекарственных трав, грибов, ягод, орехов);
- автомототуризма.
Можно сделать выводы, что основные конфликты использования ландшафтов связаны с возрастающим в последние годы уровнем рекреации на территории планирования. Причинами их возникновения являются отсутствие целевого рекреационного использования территории, отсутствие или низкий уровень развития рекреационной инфраструктуры, ненормируемое и неконтролируемое использование рекреационных ресурсов, низкая экологическая культура населения и посетителей.
Одним из перспективных путей снижения ущерба может стать создание рекреационных зон. В этом случае все бытовые вопросы решаются в зонах, а естественные территории используются в щадящем режиме только для прогулок и общения с природой.
Схемой территориального планирования предусматривается организация развития рекреации на локальных территориях (в зонах максимальной концентрации уже сформированных рекреационных объектов и возможности дальнейшего использования данных участков в рекреационных целях). Это зоны в районах населенных пунктов п.Новая Разводная, п.Молодежный, п.Новолисиха, п.Патроны, в районе зал. Уладова и Бурдаковского, п.Бутырки, п.Тальцы, п.Большая Речка, п.Никола, р.п.Листвянка, п.Мельничная Падь, д.Новогрудинина, д.Грановщина, с.Хомутово, д.Куда и т.д. В таких зонах обслуживания необходимо говорить о нормах экономической емкости, определяемой транспортной доступностью мест отдыха, числом мест в рекреационных учреждениях, площадью пляжей и прогулочных зон, разнообразием рекреационных услуг, развитием индустрии развлечений.
На территории прилегающей с восточной стороны к с.Большое Голоустное формируется туристско-рекреационная ОЭЗ.
Учитывая, что Иркутский район входит в центральную экологическую зону байкальской природной территории, в соответствии с Законом об охране оз. Байкал как уникального природного объекта и участка всемирного наследия, на байкальской природной территории устанавливается особый режим природопользования, в котором предусмотрен приоритет видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера и окружающих его природных ландшафтов.
Природные парки
Природные парки - это одна из категорий ООПТ, представляющая собой природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
В Иркутском районе планируется организация двух природных парков - "Голоустный" и "Иркутский", которые вошли в перечень планируемых ООПТ согласно Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Иркутской области.
Основными регламентирующими мероприятиями для размещения рекреационных объектов на территории Иркутского района являются меры, направленные на максимальное сохранение природных компонентов, а также инженерное обустройство территорий рекреации.
Предусматривается максимальное сохранение лесов, расположенных в 1 и 2 поясах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, запретных полос лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, запретных полос лесов, расположенных вдоль водных объектов, зеленых зон, орехово-промысловых зон, защитных полос вдоль основных магистралей. Проведение мероприятий в водоохранных и прибрежных полосах рек и озера Байкал.
Туристско-рекреационные ОЭЗ
В 2006 году вступили в действие два Федеральных закона N 76-ФЗ и N 75-ФЗ от 3 июня 2006 г. Закон N 76-ФЗ дополнил положения Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ), изменениями введен новый вид особых экономических зон (ОЭЗ) - туристско-рекреационные особые экономические зоны, целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в РФ.
В Иркутской области предусматривается развивать преимущественно деловой туризм.
Рекреационный потенциал района характеризуется относительно благоприятным климатом, наличием озера Байкал, что является предпосылкой развития различных видов отдыха на воде. Богатый животный мир Байкала и его побережья, наличие редких и исчезающих видов растений, обилие памятников природы (мысы, утесы, скалы, пещеры, острова и пр.), истории и культуры, разнообразие ресурсов способствуют формированию высокого туристско-рекреационного потенциала. В Иркутском районе имеется множество ведомственных баз отдыха, профилакториев, турбаз, детских лечебно-, спортивно-оздоровительных учреждений, яхт-клубов, велолыжных баз. Большой популярностью пользуется музейный комплекс "Тальцы". Часть территории района входит в Прибайкальский национальный парк, функционирует Кочергатский заказник областного значения по охране соболя.
Концепция развития туризма в Иркутской области (Иркутский район) предполагает создание к 2015 г. конкурентоспособного всесезонного курорта мирового уровня для различных сегментов туристов из России, стран СНГ и Европы на побережье озера Байкал, а также на горных территориях вблизи поселка Большое Голоустное.
Проектируемый район расположен в юго-восточной части Иркутского муниципального района Иркутской области на землях Голоустненского сельского поселения и включает дельту р.Голоустная с прилегающими территориями.
Поселок Большое Голоустное - привлекательный прибрежный поселок с постоянным населением 0,9 тыс. человек, расположенный в 114 км к юго-востоку от Иркутска, лежит на участке побережья озера Байкал. Поселок связан с областным центром автомобильной дорогой.
Создание особой экономической туристско-рекреационной зоны на территории Иркутского района в Голоустненском муниципальном образовании (с восточной стороны п.Б.Голоустное) позволит не только повысить популярность развитого в настоящее время в Иркутской области экскурсионного, санаторно-курортного, рекреационного и горнолыжного туризма, но также значительно улучшить качество предоставляемых услуг, развить новые виды туризма и, тем самым, повысить экономическую эффективность туристической деятельности, в том числе за счет снижения сезонности, и превратить побережье озера Байкал Иркутской области в многопрофильный всесезонный курорт международного класса популярный во все времена года.
Строительство объектов туризма предполагается осуществлять на территории ОЭ ТРЗ в п.Б.Голоустное в три очереди с 2008 по 2015 г. Очередность освоения территории особой экономической зоны строится на последовательном наращивании объемов гостиничного строительства законченными комплексами ландшафтных и рекреационных общественных комплексов, жилой застройки с опережающим формированием инженерно-транспортной инфраструктуры.
Природные парки
Природные парки - природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
В Иркутском районе планируется организация природного парка "Голоустный", который войдет в перечень особо охраняемых и предлагаемых к охране природных территорий в Иркутской области.
Основными регламентирующими мероприятиями для размещения рекреационных объектов на территории Иркутского района являются меры, направленные на максимальное сохранение природных компонентов, а также инженерное обустройство территорий рекреации.
Предусматривается максимальное сохранение лесов 1 и 2 поясов санитарной охраны источников водоснабжения, запретных полос лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, запретных полос лесов по берегам рек, озер, и других водных объектов, лесов зеленых зон поселений и хозяйственных объектов, орехово-промысловых зон, защитных полос вдоль магистралей. Проведение мероприятий в водоохранных и прибрежных полосах рек и оз. Байкал.
Охрана и сохранение объектов историко-культурного наследия
Историко-культурная оценка территории Иркутского района
В состав Иркутского районного муниципального образования входит 3 городских и 18 сельских поселений, объединяющих 25 поселков, 11 сел, 42 деревни и 3 заимки. В 39 населенных пунктах района в соответствии с представленной информацией региональным органом по охране объектов культурного наследия (N 76-37-3317/7 от 03.10.2007), на государственном учете состоит 251 объект культурного наследия (не включающих объектов археологического наследия).
Земли объектов культурного наследия используются в особом режиме. Изъятие этих земель для нужд, противоречащих их основному целевому назначению, и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму, не допускается. Установление порядка и режим охраны возложен на уполномоченные государственные органы на основании предварительно разработанных проектов зон охраны объектов культурного наследия, в том числе и определение территорий памятников (ФЗ-73). Учитывая масштаб данной работы (СТП М 1:100000), даны рекомендации по видам научно-исследовательских и проектных работ по объектам культурного наследия, разрабатываемых в установленном порядке на последующих стадиях разработки градостроительной документации (генплан, проекты планировки).
Технико-экономическое обоснование
Использование территории
Площадь Иркутского муниципального района составляет 1167,2 тыс. га. В соответствии с потребностями развития населенных пунктов предусматривается расширение их территории до 23,9 тыс. га (на 12,5 тыс. га, или почти в 2,1 раза), что составит 2,1% всех земель. Территория городских населенных пунктов (рабочих поселков) увеличивается на 1,5 тыс. га, или почти в 2,7 раза. Значительно увеличивается территория сельских населенных пунктов, рост происходит главным образом путем расширения селитебной зоны, прежде всего за счет земель лесного фонда и сельскохозяйственного назначения.
Площадь межселенных территорий энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения увеличивается на 3,3 тыс. га (на 28,4%) прежде всего за счет строительства аэропорта "Иркутск-Новый" и сопутствующей инфраструктуры. Преобладающая часть территории приходится на рекреационную зону (85,5%), в которой доминируют леса (707,9 тыс. га, или 60,6% всех земель) и акватории (265,5 тыс. га, или 22,7% всех земель). В соответствии с основными направлениями перспективного функционального развития территории предусматривается существенный рост площади земель рекреационного назначения с 0,7 тыс. га до 3,4 тыс. га, или почти в 5 раз. Площадь земель особо охраняемых территорий почти не изменяется, она уменьшается всего на 2,5 тыс. га, или на 0,5%. Территории сельскохозяйственного назначения сокращаются на 11,9 тыс. га (на 8,4%) вследствие изъятия земель под развитие населенных пунктов.
Предлагаемые изменения в использовании территории служат повышению его эффективности, упорядочивается функциональное зонирование, повышается плотность постоянного населения как в среднем на территории района с 5,9 чел./км2 до 26,6 чел./км2, так и для сельского населения (с 4,9 чел./км2 до 19,1 чел./км2). Предусмотрено существенное повышение эффективности использования территории населенных пунктов, их площадь в расчете на 1 жителя сокращается по рабочим поселкам с 0,08 до 0,02 га/чел., по сельским населенным пунктам с 0,18 га/чел. до 0,08 га/чел., в среднем с 0,17 га/чел. до 0,07 га/чел.
Жилищное строительство
Существующий жилищный фонд в границах района составляет 1140,4 тыс.м2 общей площади, в целом отличается удовлетворительным техническим состоянием и, в значительной части, подлежит сохранению на расчетный срок в качестве опорного.
К сносу предлагаются главным образом изношенные малоэтажные жилые дома, общий объем убыли жилищного фонда составит 43,9 тыс.м2 общей площади, или 3,8% существующего. Ветхий жилой фонд в объеме 22,1 тыс.м2 убывает по техническому состоянию. Предусматривается снос пригодного для проживания жилищного фонда в связи с реконструктивными мероприятиями, при организации санитарно-защитных зон и выносе жилья из зоны риска затопления 1% обеспеченности. Общий объем убыли пригодного для проживания жилья составит 21,8 тыс.м2 общей площади, или 1,9% существующего жилищного фонда. Сохраняемый опорный фонд на расчетный срок Схемы территориального планирования составит 1096,5 тыс.м2 общей площади.
Схемой территориального планирования предусмотрено жилищное строительство главным образом на свободной от застройки территории. Средняя жилищная обеспеченность на расчетный срок принята в размере 25 м2 общей площади на одного жителя. Соответственно, жилищный фонд составит 9050 тыс.м2 общей площади, а объем дополнительной потребности 7953,5 тыс.м2 общей площади.
В соответствии со сложившимся спросом подавляющую часть нового жилищного строительства составит жилищный фонд в 1 - 2-этажном исполнении в усадебной застройке. Его общая площадь составит 5073,5 тыс.м2, или 63,8% нового жилищного фонда.
При средней жилищной обеспеченности 16,6 м2/чел. население в сносимом жилищном фонде (21,8 тыс.м2 общей площади) составляет 1,3 тыс. чел. Для расселения их на перспективу при средней жилищной обеспеченности 25 м2/чел. потребуется 32,5 тыс.м2 общей площади жилья. Этот жилищный фонд и принят как объем государственного и муниципального жилищного строительства на расчетный срок. Предполагается, что замену ветшающих индивидуальных жилых домов население будет производить самостоятельно.
Благоустройство жилищного фонда предусматривается на разном уровне в соответствии с условиями расселения. Многоквартирный жилищный фонд (многоэтажные, 4 - 5-этажные, малоэтажные блокированные жилые дома) полностью обеспечивается всеми основными видами инженерного благоустройства. Поскольку треть проектируемого многоквартирного жилья размещается на территории сельских населенных пунктов уровень благоустройства жилья в сельской местности существенно повышается. В связи с низкой плотностью усадебной застройки развитие централизованного отопления не предусматривается. В то же время схемой территориального планирования предлагается обеспечение проектируемого жилья электробойлерными установками, что при отсутствии централизованного отопления позволит снабдить новые жилые дома горячим водоснабжением. Газоснабжение в настоящее время осуществляется за счет привозного баллонного газа, объем газифицированного жилищного фонда сохраняется до расчетного срока на современном уровне. Впоследствии по мере освоения Ковыктинского месторождения возможно развитие газификации жилья от магистральных трубопроводов.
Культурно-бытовое строительство
Основной вклад в совершенствование объектов обслуживания (учреждения торговли, бытового обслуживания, зрелищные и др.) вносит рыночный сектор экономики, развитие которого можно только прогнозировать. При этом в качестве ориентира может быть использована расчетная потребность в учреждениях и предприятиях обслуживания, определенная на основании нормативов СНиП и социальных нормативов.
Реализация предложений по развитию территории потребует больших объемов культурно-бытового строительства, осуществить которое предлагается в системе межселенного обслуживания. При этом на организацию системы обслуживания существенное влияние оказывает пригородное положение Иркутского района. Предусматривается обеспечение постоянного населения полным набором объектов социального и культурно-бытового обслуживания. В то же время на территории района учитывается размещение временного населения - городских жителей, постоянно проживающих за границей района. Для них предусматривается обеспечение потребностей по сокращенному перечню объектов, из которого исключаются учреждения дошкольного и школьного образования, больничные стационары, учреждения культуры. Предполагается, что этими видами услуг они будут обеспечиваться в полном объеме по месту постоянного жительства.
Предусматривается трехступенчатая организация системы культурно-бытового обслуживания.
В связи со значительным ростом численности населения предлагается существенная реконструкция территориальной системы медицинского обслуживания. Для обеспечения доступности медицинского обслуживания необходимо развитие участковых больниц (в большинстве случаев с заменой зданий) в р.п.Большая Речка, с.Горохово, р.п.Листвянка, п.Малое Голоустное, с.Оек. Новые комплексы стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений предлагается разместить в р.п.Марково, п.Молодежном, с.Мамоны, с.Пивовариха и с.Урик. В с.Никольск планируется размещение поликлиники (амбулатория). Для обеспечения потребности в скорой медицинской помощи (в т.ч. временного населения в летний период на территории садоводств) предлагается размещение сети из 9 станций скорой помощи, каждая из которых рассчитана на обслуживание жителей прилегающей территории.
В Схеме территориального планирования учитывается размещение научно-образовательного центра в р.п.Листвянка, реализация проектов Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в районе п.Большое Голоустное.
Перечень мероприятий по территориальному планированию
Жилищное строительство
Существующий жилищный фонд в границах района отличается удовлетворительным техническим состоянием и в значительной части подлежит сохранению на перспективу в качестве опорного.
К сносу на I очередь строительства предлагаются изношенные малоэтажные жилые дома, общий объем убыли жилищного фонда составит 13,4 тыс.м2 общей площади ветхого жилья, или 1,2% существующего. Сохраняемый опорный фонд составит 1127,0 тыс.м2 общей площади.
В Схеме территориального планирования предусматривается жилищное строительство на свободной от застройки территории. Средняя жилищная обеспеченность на I очередь принята в размере 20 м2 общей площади на одного жителя. Соответственно, жилищный фонд составит 4224,0 тыс.м2 общей площади, а объем дополнительной потребности 3097,0 тыс.м2 общей площади.
В соответствии со сложившимся спросом подавляющая часть нового жилищного строительства придется на жилищный фонд в 1-2-этажном исполнении в усадебной застройке. Его общая площадь составит 1917,0 тыс.м2, или 61,9% нового жилищного фонда.
Размещение нового жилищного строительства по населенным пунктам учитывает предложения по изменению границ населенных пунктов.
Культурно-бытовое строительство
Расчет потребности в объектах культурно-бытового назначения на I очередь строительства произведен аналогично разработкам на расчетный срок Схемы территориального планирования.
На основании расчета нормативной потребности и с учетом существующих объектов определена дополнительная потребность в объектах социального и культурно-бытового обслуживания для постоянного населения и для всего населения района (с учетом временного).
Предусматривается обеспечение постоянного населения полным набором объектов социального и культурно-бытового обслуживания. В то же время на территории района учитывается размещение временного населения - городских жителей, постоянно проживающих за границей района. Для них предусматривается обеспечение потребности по сокращенному перечню объектов, из которого исключаются учреждения дошкольного и школьного образования, больничные стационары, учреждения культуры. Предполагается, что этими видами услуг они будут обеспечиваться в полном объеме по месту постоянного жительства.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Иркутского района от 25 ноября 2010 г. N 15-101/РД "Об утверждении схемы территориального планирования муниципального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.