Правовая виктимологическая политика России: концептуальные аспекты
Аннотация. Рассматривая уголовную политику как основное направление и средство воздействия на преступность, специалисты выделяют ее различные отраслевые направления - криминологическое, уголовно-правовое, уголовно-превентивное, уголовно-организационное и т.д. Авторами же предлагаемой статьи обращено внимание еще на одно, не менее важное направление в реализации уголовной политики нашего государства - виктимологическое. Отмечается, что такой подход находится в русле мировых тенденций развития виктимологического воздействия на преступность, инициирующую роль в котором выполняют институты гражданского общества.
В статье указывается, что на сегодня в нашей стране имеется всесторонне разработанная теоретическая база для формирования системы виктимологической профилактики и законодательно закрепленная нормативно-правовая база для защиты прав потерпевших и жертв преступлений; среди государственных органов определены субъекты, деятельность которых направлена на обеспечение защиты потерпевших и иных лиц, подлежащих защите; созданы общественные организации виктимологической направленности (общества, комитеты, движения и т.п.). Несмотря на то что в современной юридической литературе сформировалась точка зрения, согласно которой виктимологическое направление есть лишь часть деятельности по определению стратегии и тактики предупреждения преступности и уголовно-правовой защиты граждан, авторы статьи считают, что по содержанию, предмету регулирования, субъектному составу виктимологическая политика несколько шире научно обоснованной стратегии и тактики предупреждения преступности и регулирования уголовно-правовых отношений, реализующихся в современной уголовной политике.
Исходя из обобщенного анализа нормативно-правовой базы Российской Федерации, существующих теоретических взглядов и высказанных авторских замечаний, предлагаем концептуально новый подход к определению виктимологической политики Российской Федерации в сфере противодействия преступности, сущность которого (в обобщенном виде) отражается в положениях настоящей статьи.
Последовательное обновление российской правовой системы предполагает доктринальное и законодательное обеспечение прав и свобод человека как высшей ценности государства, реализацию практических мер по укреплению законности и правопорядка [19, p. 17]. В равной мере это касается защиты интересов тех граждан, которые стали жертвами противоправных деяний.
Существующие предпосылки создания системы виктимологического противодействия преступности [11], применяемые меры виктимо-логической профилактики и защиты потерпевших от преступлений, реализуемые механизмы компенсации жертвам преступлений позволяют говорить об определенном направлении в деятельности государства, а именно о виктимо-логической политике [13, c. 11]. Актуальность предлагаемой для рассмотрения темы, на наш взгляд, не вызовет сомнений, тем более для нашей страны, которая, как пишет С.Л. Сибиряков, находится "в достаточно непростой социально-демографической, этнокультурологической, нравственно-психологической, криминальноаномической ситуации" [12, c. 28].
Совершенно очевидно, что в реальной действительности существует более широкое явление (и понятие)- уголовная политика России, главной целью которой выступает максимально эффективное обеспечение правопорядка и воздействие на преступность. В широком плане она представляет собой совместную деятельность государства и субъектов гражданского общества, которая, основываясь на принципах и предписаниях политико-правового характера, имеет целью обеспечение не только правопорядка и предупреждения преступности, но и должного уровня безопасности личности, а также национальной безопасности.
Но, как справедливо отмечает Г.Ю. Лесников, "политика должна быть одна, а формы и методы ее реализации могут быть разными" [9, с. 6]. Рассматривая уголовную политику как "генеральную линию, определяющую основные направления, цели и средства воздействия на преступность", специалисты выделяют ее отраслевые направления - криминологическое, уголовно-правовое, уголовно-превентивное, уголовно-организационное и т.д. [9, с. 6]. Не ставя под сомнение ни одно из отраслевых направлений реализации уголовной политики нашего государства, хотелось бы обратить внимание и еще на одно, не менее важное, направление - виктимологическое. Наряду с выполнением обязанностей субъектов обеспечения безопасности, "в условиях, когда государство в состоянии оказывать эффективное противодействие наиболее опасным проявлениям преступности" [9, с. 7], использование средств уголовной политики является одновременно активным способом защиты и обеспечения законных интересов самих граждан.
Кстати, следует отметить, что подобный подход находится в русле мировых тенденций. В зарубежных странах в рамках реализации уголовной политики большое внимание уделяется не только виктимологической профилактике, но и различным способам виктимологического воздействия на преступность. Зарубежные ученые уделяют особое внимание виктимологическим исследованиям не только в рамках изучения виктимизации [15; 16], но и в области борьбы с преступностью [17], изучают особенности и потребности потерпевших, вносят законопроекты в области уголовной политики [18]. Причем зарубежный опыт свидетельствует о том, что в развитии виктимологического воздействия на преступность инициирующую роль выполняют институты гражданского общества. Однако в России, в условиях их слабости и неразвитости, "становится очевидной задача опережающего формирования и реализации государственной виктимологической политики" [2, c. 143]. Не случайно на важность выделения именно виктимологического аспекта в уголовной политике России указано в работах А.А.Гаджиевой [3], Г.Н. Горшенкова [4], К.В. Вишневецкого и А.С. Палазяна [2], П.А. Кабанова [6], С.Л. Сибирякова [12] и других исследователей, изучающих специфику криминальной виктимологии.
В целом можно отметить, что на сегодня в нашей стране имеется всесторонне разработанная теоретическая база для формирования системы виктимологической профилактики и законодательно закрепленная нормативноправовая база для защиты прав потерпевших и жертв преступлений; среди государственных органов определены субъекты, деятельность которых направлена на обеспечение защиты потерпевших и иных лиц, подлежащих защите; созданы общественные организации виктимологической направленности (общества, комитеты, движения и т.п.). Однако, как справедливо отмечает В.А. Туляков, виктимологическая политика - это не только деятельность по созданию адекватной правовой базы, правоприменительной практики, правовой идеологии и их ресурсного обеспечения, но и "деятельность, направленная на ограничение виктимизации граждан, снижение конфликтности и девиантности в обществе и на интеграцию потенциальных потерпевших от преступлений и актов злоупотребления властью в нормальную жизнь" [14, с. 258]. Таким образом, автор указывает не только на правовой аспект виктимологической политики государства, но и на социальный, который имеет немаловажное значение в управленческой деятельности.
Несмотря на то что в современной юридической литературе сформировалась точка зрения, согласно которой виктимологическое направление есть лишь часть деятельности по определению стратегии и тактики предупреждения преступности и уголовно-правовой защиты граждан, представляется, что по содержанию, предмету регулирования, субъектному составу виктимологическая политика несколько шире научно обоснованной стратегии и тактики предупреждения преступности и регулирования уго ловно-правовых отношений, реализующихся в современной уголовной политике. Так, Е.Н.Клещина утверждает, что виктимологическую политику следует определять как государственную деятельность по созданию и совершенствованию законодательства, правоприменительной практики, правовой идеологии, направленных на защиту прав и законных интересов потерпевших, на снижение уровня виктимности в обществе [7, с. 195]. Мы разделяем позицию, высказанную Е.Н.Клещиной, так как считаем, что в рамках виктимологического противодействия преступности законодательная деятельность государства и правоприменительная практика имеют особое значение. Анализ уголовно-правовой, криминологической и виктимологической ситуации в современной России является необходимым элементом формирования уголовной политики. Также стоит отметить, что приоритетным направлением в уголовной политике России следует признать повышение качества принимаемых законов и эффективности содержащихся в них норм.
Несмотря на то что "современная уголовная политика требует новых идей в теории стратегии и тактики разрешения социальных конфликтов с помощью внеправовых методов" [10, с. 129], особое внимание следует уделить правовому аспекту рассматриваемого направления политической деятельности государства. Именно правовая база является основополагающим элементом для создания необходимого уровня правовой идеологии и социального развития в обществе, а также для обеспечения в процессе правотворческой деятельности неуклонного соблюдения разработанных наукой приемов и средств юридической техники. В связи с этим считаем, что первостепенной задачей в области реализации виктимологической политики должна быть именно законотворческая деятельность государства в сфере защиты жертв преступности, основанная на научных разработках отечественной и зарубежной виктимологии. Не случайно на необходимость законотворческой деятельности государства в сфере виктимологической политики уже указывалось в работах ряда исследователей.
Например, В.А. Туляков, описывая основные принципы развития виктимологической деятельности государства, указывает на совершенствование действующих институтов права (международного права, конституционного права, административного права, уголовного и уголовно-исполнительного права, уголовно-процессуального права), имеющих отношение к проблемам защиты жертв преступления [14, с. 258-260].
В целях законодательного закрепления виктимологической политики государства Е.Н.Клещина предлагает утвердить Концепцию защиты потерпевших от преступлений в Российской Федерации, воплощение которой следует возложить на Правительство Российской Федерации, а в структуре административного департамента необходимо образовать управление и постоянно действующую комиссию по исполнению этого документа [7, с. 196]. Также Е.Н.Клещина отмечает, что информирование потерпевших от преступлений и помощь им являются приоритетной задачей правоохранительных органов и общественных организаций.
А.А.Гаджиева обосновывает необходимость учета виктимологических аспектов при разработке целей и задач уголовной политики в современной России и предлагает обозначить уголовно-политические сферы, которые следует наполнить виктимологическим содержанием [3, с. 87-89]. В их числе называются законотворческий, правоприменительный уровни и сфера предупреждения преступлений.
Приоритетными направлениями виктимо-логической политики, по мнению К.В. Вишневецкого, являются работа с общественными объединениями и усиление виктимологической составляющей в предупредительной деятельности органов внутренних дел [1, с. 330-332]. Одним из направлений виктимологической политики автор видит использование общественного потенциала, возможностей институтов гражданского общества, религиозных объединений, социальных фондов, органов местного самоуправления для снижения уровня криминальных угроз населению, для пропагандистской работы, для оказания оперативной моральной, организационной и по возможности материальной помощи жертве преступления.
Анализируя научные идеи в области развития виктимологической политики нашего государства, можно выделить ее основные элементы. Во-первых, это признание и поддержание в виктимологической идеологии приоритетности защиты прав жертвы преступления; во-вторых,
создание и совершенствование системы исполнения законодательства, направленного на обеспечение прав жертв преступлений и организацию единой системы материальных компенсаций и реституций жертве в целях ее социальной реабилитации; в-третьих, укрепление взаимодействия между гражданами и системой уголовной юстиции, обеспечение процессуальных гарантий соблюдения прав человека; в-четвертых, законодательная и финансовая поддержка использования общественного потенциала, возможностей институтов гражданского общества, религиозных объединений, социальных фондов, органов местного самоуправления для снижения уровня виктимизации населения; в-пятых, обобщение и использование зарубежного опыта, научных разработок и поддержание практических рекомендаций по противодействию преступности с использованием виктимологического потенциала.
Во всей этой совокупности прослеживаются три основных блока, в целом составляющих вик- тимологическую политику государства: правовой, социальный и финансовый. Соответственно, считаем возможным условно обозначить правовую виктимологическую политику, социальную виктимологическую политику и финансовую виктимологическую политику. Все указанные составляющие образуют в своей совокупности единое направление государственной деятельности - государственную виктимологическую политику. Каждая из них нуждается в достаточно глубокой проработке. Но в рамках данной статьи остановимся лишь на рассмотрении правового аспекта реализации государственной виктимологической политики в России.
В этом ракурсе правовая виктимологическая политика включает законотворческую деятельность государства, совершенствование правоприменительной практики и правовой идеологии, направленных на защиту прав и законных интересов жертв преступности, на обеспечение правовых гарантий компенсации понесенного ущерба и снижение уровня виктимности в обществе. Рассматривая тенденции развития правового аспекта виктимологической политики в России, можно утверждать, что именно правовая основа является тем фундаментом, на котором можно реализовать весь накопленный опыт отечественных исследователей, используя научный потенциал отечественной виктимологии, и достичь максимального снижения уровня виктимности в обществе и реального воздействия на процесс его виктимизации.
Признавая основные международные стандарты, касающиеся защиты и соблюдения прав и свобод человека, а также защиты жертв (потерпевших) от преступлений, Российская Федерация закрепляет виктимологические принципы на законодательном уровне. Так, Конституция РФ, закрепляя права и свободы человека в России, устанавливает основы и принципы деятельности органов государственной власти по обеспечению безопасности личности (ч. 2 ст. 7, ст. 20-24, 29, 34, 35 и т.д.) [8].
В уголовном законодательстве РФ виктимо - логический потенциал проявляется в обеспечении безопасности личности, непосредственно вытекает из задач и принципов, изложенных в Общей части, а также из многих других норм уголовного законодательства, содержащихся в Особенной части Уголовного кодекса РФ. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, в свою очередь, регламентирует правовое положение потерпевших, в том числе порядок возмещения причиненного преступлением ущерба.
Особого внимания заслуживает Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ, вступивший в действие с 1 января 2005 г., который утвердил основы системы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Этим законом установлены принципы осуществления и виды государственной защиты, включающие меры безопасности и социальной поддержки, определены органы, обеспечивающие государственную защиту, и порядок применения мер.
В российском законодательстве можно выделить ряд других федеральных законов, иных нормативных актов и актов судебного толкования, направленных на защиту жертв преступлений ("О безопасности" от 28 декабря 2010 г., "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 30 апреля 1992 г., "Об оружии" от 13 декабря 1996 г., "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г., "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ, "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ); постановления Правительства РФ ("Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" от 27 октября 2006 г. N 630, "Об утверждении Правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом" от 12 января 2007 г. N 6 и др.); постановление Пленума Верховного Суда РФ "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 г. N 10, а также иные ведомственные документы.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 30 апреля 1992 г." следует читать как "от 11 марта 1992 г."
Кроме того, В.И. Задорожный выделяет блок нормативно-правовых актов, определяющих правовую основу предупредительной деятельности органов внутренних дел, и в частности регулирующих виктимологический аспект данной деятельности. К числу последних он предлагает отнести следующие нормативные акты: регламентирующие общие положения виктимологической профилактики преступлений; регламентирующие отдельные направления деятельности, в частности индивидуальную виктимологическую профилактику, осуществляемую различными службами и подразделениями органов внутренних дел; регламентирующие методы, средства, приемы и способы осуществления виктимологической профилактики; определяющие обязанности сотрудников, служб и подразделений органов внутренних дел по осуществлению виктимологических функций. В своем исследовании автор приходит к выводу, что "...ведомственные нормативные правовые акты обеспечивают правовое регулирование виктимологической профилактики в основном по разным направлениям деятельности органов внутренних дел, при этом косвенно (поверхностно) затрагивают вопросы виктимологической профилактики преступлений, не конкретизируя те или иные моменты указанной деятельности" [5, с. 273].
В целом же изучение и анализ российского законодательства позволяют выделить определенную систему нормативно-правовых актов и определить их функции в рамках виктимологического противодействия преступности. С учетом концептуального подхода к виктимологической модели противодействия преступности нормативно-правовые акты указанной системы должны выполнять следующие функции по защите жертв преступности:
- гарантирующую - Конституция РФ (закрепляет права и свободы человека и гражданина, гарантирует безопасность и т.д.);
- охраняющую - Уголовный кодекс РФ (содержит запреты в целях защиты и охраны жизни и здоровья, прав и свобод личности, ее собственности; содержит превентивные нормы, дающие право на активную защиту прав и интересов личности, общества и государства);
- определяющую - Уголовно-процессуальный кодекс РФ (закрепляет процессуальный статус участников, определяет порядок и принципы судебного разбирательства и т.д.);
- исполнительную - Уголовно-исполнительный кодекс РФ (определяет порядок и гарантирует исполнение назначенного судом наказания, обеспечивает изоляцию осужденного от общества, способствует возмещению вреда); Гражданско-процессуальный кодекс РФ (предусматривает порядок возмещения вреда и компенсации морального ущерба, причиненного в результате противоправного деяния);
- обеспечивающую - федеральные законы "О полиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О безопасности", "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", "О судебных приставах", а также законы, предусматривающие противодействие различным видам преступной деятельности и обеспечивающие отдельные виды безопасности.
Такая система нормативно-правовых актов виктимологического противодействия преступности служит основой комплексного подхода к исследованию проблемы правовой и социальной защищенности жертв преступности, обеспечения их безопасности и реализации положений о возмещении вреда, причиненного преступлением. Совокупность отдельных норм и нормативно-правовых актов, выполняющих самостоятельно свою функцию по защите жертв преступности (потерпевших от преступлений), образует систему правовых источников виктимологического противодействия.
Таким образом, из обобщенного анализа нормативно-правовой базы Российской Федерации, существующих теоретических взглядов и высказанных авторских замечаний, на наш взгляд, вытекает концептуально новый подход
к определению виктимологической политики Российской Федерации в сфере противодействия преступности. Его сущность (в обобщенном виде) отражают следующие положения:
1. Государственная политика в сфере виктимологического противодействия преступности (виктимологическая политика) является частью внутренней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных политических, организационных, социально-экономических, правовых, идеологических, информационных и иных предпринимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по совершенствованию законодательной базы, правоприменительной практики, правовой идеологии, направленных на защиту прав и законных интересов жертв преступности, выявление и устранение факторов виктимизации и снижение уровня вик- тимности в обществе, обеспечение должного уровня правовой защищенности и компенсации понесенного ущерба лицам, ставшим жертвами преступности.
2. Изучение российского законодательства показывает, что большинство нормативно-правовых документов регулирует деятельность по обеспечению защиты прав жертв преступности косвенным образом, воздействуя на участников общественных отношений превентивно, самим фактом своего существования. Почти все федеральные законы, регулирующие отношения в сфере соблюдения и защиты прав жертв преступлений, носят многоцелевой характер и определяют преимущественно правовой порядок осуществления организационной и уголовнопроцессуальной деятельности по обеспечению государственной защиты прав и нарушенных интересов потерпевших.
3. Отсутствие на федеральном уровне отдельного законодательного акта, регулирующего вопросы организации системы виктимологического воздействия на преступность, утрата веры в правосудие и справедливость со стороны населения, недооценка со стороны государства профилактической роли общества в борьбе с преступностью в конечном счете обусловливают низкий уровень защищенности граждан и, как следствие, высокий уровень виктимности.
Считаем, что указанные выше обстоятельства предопределяют необходимость разработки современной виктимологической политики России в рамках противодействия преступности и принятие Концепции о защите жертв преступности в России, которая должна быть направлена на совершенствование правовой системы, правоприменительной практики и правовой идеологии, определять принципы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов жертв преступности. Полагаем, что принятие такой концепции обусловлено негативными тенденциями в состоянии преступности и связанной с ней криминальной виктимизацией населения, а также необходимостью разработки комплекса системных мер, направленных на повышение уровня защищенности общества. Не стоит забывать, что защита жертв преступности является первостепенной, законодательно закрепленной задачей, стоящей перед правоохранительными органами, решение которой в максимально сжатые сроки с наибольшей эффективностью позволит снизить криминогенную напряженность (виктимизацию) в обществе, обусловленную множеством негативных факторов социального, экономического и политического характера. Реализация положений предлагаемой концепции будет способствовать целенаправленному воздействию на преступность со стороны как государства, так и общества, а также минимизации последствий преступной деятельности и обеспечению должного уровня защищенности жертв преступности.
Список литературы
1. Вишневецкий К.В. Криминогенная виктимизация социальных групп в современном обществе: дис. _ д-ра юрид. наук / К.В.Вишневецкий. - М., 2008. - 399 с.
2. Вишневецкий К.В. Формирование системы виктимологической защиты населения в Российской Федерации / К.В.Вишневецкий, А.С.Палазян // Общество и право. - 2012. - N 2 (39). - С. 142-146.
3. Гаджиева А.А. Виктимологические аспекты уголовной политики / А.А.Гаджиева // Юридический вестник ДГУ. - 2013. - N 3. - С. 85-89.
4. Горшенков Г.Н. Защита от преступности (виктимологический аспект) / Г.Н.Горшенков // Юридическая наука и практика: вестн. Нижегород. акад. МВД России. - 2012. - N 17. - С. 106-110.
5. Задорожный В.И. Концептуальные основы виктимологической профилактики преступлений: дис. д-ра юрид. наук / В.И.Задорожный. - М., 2006. - 606 с.
6. Кабанов П.А. Криминальная политическая виктимология как межотраслевое направление криминологических знаний: понятие и попытка определения предметного поля [Электронный ресурс] / П.А.Кабанов. - Режим доступа: http://sartraccc.ru/print.php?print_file=Pub/kabanov(12-12-05).htm.
7. Клещина Е.Н. Криминологическое учение о жертве преступления и проблемы его реализации в законодательстве и деятельности органов внутренних дел: дис. ... д-ра юрид. наук / Е.Н.Клещина. - М., 2010. - 446 с.
8. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 25 дек.
9. Лесников Г.Ю. Уголовная политика России: институциональные проблемы / Г.Ю.Лесников // Научный портал МВД России. - 2014. - N 4. - С. 5-8.
10. Лесников Г.Ю. Уголовная политика Российской Федерации: (проблемы теории и практики) / Г.Ю.Лесников. - М.: Закон и право: Юнити-Дана, 2004. - 200 с.
11. Майоров А.В. Виктимологическая модель противодействия преступности / А.В.Майоров. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 224 с.
12. Сибиряков С.Л. Обеспечение прав жертв криминального насилия - одно из приоритетных направлений реализации уголовной политики России / С.Л.Сибиряков // Вестник Владимирского юридического института. - 2007. - N 1 (2). - С. 28-30.
13. Ситковский А.Л. Уникальная специфика криминальной виктимологии / А.Л.Ситковский // Профессионал. - 2007. - N 2. - С. 11-12.
14. Туляков В.А. Виктимология: социальные и криминологические проблемы / В.А.Туляков. - Одесса: Юридична лiтература, 2000. - 336 с.
15. Aaltonen M. Socioeconomic differences in violent victimization: Exploring the impact of data source and the inclusivity of the violence concept / M. Aaltonen, J. Kivivuori, P. Martikainen, R. Sirn // European Journal of Criminology. - 2012. - Nov. - N 9. - Р. 567-583.
16. Hawdon J. Social responses to collective crime: Assessing the relationship between crime-related fears and collective sentiments / J. Hawdon, P. Rasanen, A. Oksanen, M. Vuori // European Journal of Criminology. - 2014. - Jan. - N 11. - Р. 39-56.
17. Heber A. Good versus bad? Victims, offenders and victim-offenders in Swedish crime policy / A. Heber // European Journal of Criminology. - 2014. - July. - N 11. - Р. 410-428.
18. San-Juan C. Self-protective behaviours against crime in urban settings: An empirical approach to vulnerability and victimi-zation models / C. San-Juan, L. Vozmediano, A. Vergara // European Journal of Criminology. - 2012. - Nov. - N 9. - Р. 652-667.
19. Voronin Yu.A. Crime, Corruption and Violence: The Threat to Democratic Governance in Contemparary Russia / Yu.A. Voronin // Crime and the Threat to Democratic Governance. - Washington, D.C.: Woodrow Wilson International Center, 2003. - P. 16-20.
Ю.А.Воронин,
Уральский финансово-юридический институт,
г. Екатеринбург, Российская Федерация
А.В.Майоров
Южно-Уральский государственный университет,
г.Челябинск, Российская Федерация
"Криминологический журнал БГУЭП" N 2 (32), II квартал 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Криминологический журнал БГУЭП"
Учредитель и издатель: ГОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права"
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-28576 от 9 июня 2007 г.
Адрес: 664003, г.Иркутск, ул.Ленина, 11
Тел.: (3952) 21-18-16, 24-00-14
E-mail: irkcenter@isea.ru
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте http://cj.isea.ru