Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации г.Иркутска от 7 декабря 2016 г. N 031-06-1075/6 в раздел I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г. и применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджета г.Иркутска, начиная с бюджета г.Иркутска на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Актуальность муниципальной программы "Строительство объектов социальной сферы на 2013 - 2019 годы" (далее - программа) обусловлена увеличением рождаемости, усилением миграционных процессов в городе Иркутске, большой нагрузкой существующих учреждений социальной сферы в связи с точечной застройкой старых районов и появлением на карте города новых микрорайонов, а также ростом потребности населения в получении разнообразных услуг социальной сферы.
В настоящее время в социальной сфере города Иркутска сложилась следующая ситуация.
Сеть общеобразовательных учреждений города Иркутска в 2011 - 2012 учебном году представлена 74 муниципальными общеобразовательными учреждениями (далее - МОУ), в том числе:
- МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 2;
- МОУ "Общеобразовательная школа-интернат" - 2;
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа" - 54;
- МОУ "Лицей" - 4;
- МОУ "Гимназия" - 4;
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов" - 6;
- МОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа" - 2.
В 74 общеобразовательных учреждениях обучается 61 051 человек.
За последние три года наблюдается увеличение численности обучающихся, количество же общеобразовательных учреждений сократилось на 4 МОУ (в связи с оптимизацией сети образовательных учреждений были ликвидированы авиалицей, центр образования N 14, открытая (сменная) общеобразовательная школа N 2, начальная школа-интернат N 16).
Данные о численности обучающихся представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Учебный год |
Численность обучающихся в дневных и вечерних МОУ (человек) |
2009 - 2010 |
58 058 |
2010 - 2011 |
59 117 |
2011 - 2012 |
61 051 |
За последние три года произошло увеличение количества первоклассников в среднем на тысячу человек. Если в 2009 - 2010 учебном году первоклассников было 6 427, то в 2011 - 2012 учебном году их количество составило 7 329 человек.
Увеличение количества первоклассников ведет к нарушению предельной наполняемости классов, установленной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).
В нарушение гигиенических требований, предъявляемых СанПиН 2.4.2.2821-10 к режиму образовательного процесса в дневных общеобразовательных учреждениях, сохраняется многосменность занятий в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, где обучение должно проводиться только в первую смену.
Так, обучение осуществляется в одну смену только в 6 (8,3 %) школах города, в две смены - в 55 (76,4 %) школах и в три смены - в 11 (15,3 %), хотя СанПиН 2.4.2.2821-10 не допускают обучение в три смены в общеобразовательных учреждениях.
В сложившейся ситуации количество школ, вынужденных заниматься в три смены, увеличивается, так как здания действующих ныне школ города строились в разное время и были рассчитаны на требования, которые предъявлялись к школам во времена их строительства.
Информация о годах постройки школ города Иркутска представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Временной период |
Количество объектов |
Здания школ, построенные до 1917 года |
4 |
Здания школ, построенные в 30 - 50-е годы 20 века |
17 |
Здания школ, построенные в 60 - 70-е годы 20 века |
28 |
Здания школ, построенные в 80 - 90-е годы 20 века |
17 |
Здания школ, построенные в 2000-е годы |
2 |
В зданиях школ, построенных в разное время, в соответствии с современными требованиями должны быть кабинеты, которые ранее не были предусмотрены проектами: кабинеты информатики, логопеда, психолога, медицинские кабинеты, кабинеты для внеучебной деятельности и т.д. Предоставление помещений для этих кабинетов, организация дополнительных мини-спортзалов в связи с введением третьего часа физкультуры на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" влечет за собой сокращение количества классных комнат, что неизбежно приводит к увеличению количества обучающихся во вторую и третью смены, а также к превышению предельной наполняемости классов.
Требуют решения и сходные проблемы в системе дополнительного образования детей. Так, из 6 детско-юношеских спортивных школ (далее - ДЮСШ) 5 располагаются в приспособленных помещениях. Не имеют собственной базы для проведения учебно-тренировочного процесса ДЮСШ N 3 (легкая атлетика), ДЮСШ N 4 (баскетбол, волейбол), ДЮСШ N 6 (конькобежный спорт, греко-римская борьба), ДЮСШ N 7 (фигурное катание, хоккей). В настоящее время встает вопрос о необходимости выделения дополнительных площадей для проведения спортивных занятий.
Система дошкольного образования города Иркутска представлена детскими садами общеразвивающего назначения, с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений в развитии ребенка, комбинированного и компенсирующего видов, что позволяет учитывать социальный заказ общества на воспитание, обучение и развитие детей. В то же время общее количество действующих детских садов не удовлетворяет потребность населения города Иркутска в определении в них детей и, как следствие, не в полной мере обеспечивает государственные гарантии доступности дошкольного образования.
В последнее время наблюдается нарастающее противоречие между емкостью сети образовательных учреждений, предоставляющих комплексные услуги по образованию и содержанию детей дошкольного возраста, и реальным количеством детей, нуждающихся в получении данных услуг.
По состоянию на 1 июля 2012 года в системе дошкольного образования города Иркутска функционирует 115 муниципальных дошкольных образовательных учреждений на 18 622 места, которые посещают 24 363 ребенка.
Количество детей в возрасте от 1,5 до 7 лет в г.Иркутске по состоянию на 1 января 2012 года составило 47 440 человек.
В настоящее время количество детей, стоящих на очереди для получения места в детском саду, в возрасте от 0 до 7 лет составляет 33 130 детей (от 1,5 до 7 лет - 23 176 детей). Из них:
- до 1,5 лет - 9 954 ребенка;
- от 1,5 до 3 лет - 12 013 детей;
- от 3 до 5 лет - 9 374 ребенка;
- от 5 до 7 лет - 1 789 детей.
В таблице 1.3 представлена информация по количеству детских садов, количеству мест в детских садах и общему количеству детей, стоящих на очереди в дошкольных образовательных учреждениях города Иркутска по состоянию на 1 июля 2012 года.
Таблица 1.3
Округ |
Количество детских садов |
Количество мест в детских садах |
Детей в очереди, чел. |
В том числе льготников, чел. |
Октябрьский |
22 |
4 056 |
7 250 |
514 |
Ленинский |
27 |
4 491 |
8 413 |
584 |
Правобережный |
25 |
3 580 |
9 930 |
688 |
Свердловский |
41 |
6 495 |
7 537 |
711 |
Итого: |
115 |
18 622 |
33 130 |
2 497 |
На территории города Иркутска располагается 29 муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе: 27 - лечебно-профилактических, муниципальное учреждение здравоохранения г.Иркутска "Автохозяйство санитарного автомобильного транспорта" и муниципальное учреждение здравоохранения г.Иркутска "Детская молочная кухня".
Каждый год в муниципальных стационарах получают лечение порядка 110 тысяч больных, в том числе 26 тысяч детей. В муниципальных поликлиниках ежегодно регистрируется почти 5,5 млн. посещений пациентов к врачам, из них более 30 % с профилактической целью.
Муниципальные учреждения здравоохранения (далее - МУЗ), их подразделения и службы располагаются в 220 отдельно стоящих зданиях с разными сроками эксплуатации, средний процент износа которых составляет 32,95 %, из них 141 здание является приспособленным и составляет 64,09 % от общего количества зданий. Следует отметить, что четыре лечебно-профилактических учреждения располагаются в арендуемых зданиях (МУЗ г.Иркутска "Медико-санитарная часть N 2", МУЗ "Городская поликлиника N 11", филиал МУЗ "Клиническая больница N 1 г.Иркутска", детская поликлиника МУЗ г.Иркутска "Городская клиническая больница N 8"). В зданиях, построенных до 1930 года, располагаются восемь муниципальных учреждений здравоохранения; пять лечебно-профилактических учреждений находятся в зданиях, построенных в 19 веке, со сроком эксплуатации более 100 лет (2,27 %), которые являются объектами культурного наследия (МУЗ "Детская поликлиника N 3", МУЗ г.Иркутска "Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница", МУЗ "Городская поликлиника N 2", МУЗ "Городская больница N 5", Куйбышевская подстанция МУЗ "Городская станция скорой медицинской помощи").
В целом среди муниципальных учреждений здравоохранения города Иркутска со сроком эксплуатации зданий:
- до 10 лет - 7 зданий (3,18 %);
- от 10 до 25 лет - 56 зданий (25,45 %);
- от 25 до 50 лет - 81 здание (36,82 %);
- от 50 до 100 лет - 71 здание (32,27 %).
Анализ состояния зданий лечебных учреждений показал, что 34,5 % зданий имеют износ более 40 %.
Уровень развития и доступности физической культуры и спорта является заметным социальным фактором, определяющим общее качество и степень комфортности среды обитания людей. При этом важнейшим фактором является доступность спортивных занятий вне зависимости от места проживания или уровня доходов. В этом отношении ситуация в городе Иркутске далека от оптимальной.
Общее состояние сферы физической культуры и спорта в городе Иркутске с учетом накопившихся проблем характеризуется:
1. недостаточно высоким процентом занимающихся физической культурой и спортом, особенно среди социально незащищенных слоев населения;
2. низким процентом обеспеченности спортивными сооружениями.
При сохранении сложившихся тенденций в развитии физической культуры и спорта в городе Иркутске в дальнейшем неизбежны:
1. ограничение возможности реализации большей частью населения права на занятия физической культурой и спортом, особенно среди малообеспеченных категорий граждан;
2. недостаточное привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, что негативно отразится на состоянии здоровья подрастающего поколения, а также приведет к росту асоциальных явлений в детской и молодежной среде (алкоголизм, наркомания, преступность);
3. отсутствие у населения возможностей и желания проводить активный отдых с использованием физической нагрузки.
Ситуация по обеспеченности объектами физической культуры и спорта в городе Иркутске по состоянию на 31.12.2012 представлена в таблице 1.4.
Таблица 1.4
N п/п |
Название норматива |
Единица измерения |
Нормативное значение |
Фактическое значение |
Отклонение от нормативного значения |
1. |
Плоскостные спортсооружения |
тыс. кв. м/10 тыс. чел. |
19,5 |
5,41 |
14,09 |
2. |
Спортивные залы |
тыс. кв. м/10 тыс. чел. |
3,5 |
2,17 |
1,33 |
3. |
Бассейны |
кв. м зеркала воды/10 тыс. чел. |
750 |
132,23 |
617,77 |
Таким образом, в настоящее время существует необходимость строительства муниципальных спортивных комплексов с бассейнами и спортзалами, а также плоскостных спортсооружений в каждом округе города Иркутска.
На территории города Иркутска имеется значительное количество микрорайонов с большим числом жителей, где практически отсутствуют какие-либо спортсооружения, либо имеется их тотальный дефицит (мкр. Первомайский, мкр. Университетский, мкр. Юбилейный, предм. Рабочее, предм. Марата, Ново-Ленино и др.). Учитывая эти факты, необходимо рассматривать строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и плоскостных спортсооружений в городе Иркутске применительно не столько к округам города, сколько к отдельным микрорайонам.
Особого внимания требует проблема строительства бассейнов. На сегодняшний момент при подсчете общего количества бассейнов в городе Иркутске учитываются все существующие бассейны (общая площадь водного зеркала), в том числе в данную статистику попадают школьные бассейны, ведомственные бассейны ("Кристалл", "Изумруд") и бассейны частных фитнес-клубов. Вышеуказанные бассейны ни в коей мере нельзя назвать общедоступными: в школьные бассейны допускаются только учащиеся данной школы, а ценовая политика частных фитнес-клубов в большей степени рассчитана на наиболее обеспеченные слои населения. Особенную проблему представляют собой муниципальные детские бассейны, которые могут работать на безвозмездной основе по программе спортивного плавания. На территории города Иркутска находится всего один подобный бассейн - бассейн "Юность" в переулке Кооперативный, в котором занимается около 620 детей.
В настоящее время в городе Иркутске развивается более 50-ти видов спорта, и практически все виды имеют дефицит спортивной базы. В большинстве российских регионов данная проблема решается путем строительства универсальных спортивных комплексов с учетом сходства потребностей определенных групп видов спорта. Так, к примеру, целесообразно строительство физкультурно-оздоровительных комплексов с универсальным спортивным залом, где могут расположиться площадки для волейбола, баскетбола, мини-футбола; многофункциональных спортивных комплексов с бассейном, ледовым залом и др.
Комплексной стратегической целью социально-экономического развития города Иркутска является значительное повышение уровня и качества жизни населения.
Исходя из поставленной цели, важнейшим приоритетом развития города является создание комфортной городской среды, обеспечивающей горожанам высокие стандарты повседневной жизни, в том числе удовлетворение потребительского спроса на получение услуг социальной сферы.
Проблемы реализации данной программы носят комплексный характер, они не могут быть решены на уровне одного структурного подразделения администрации города Иркутска. Их решение займет длительное время (больше одного финансового года) и окажет существенное положительное влияние на социальную сферу города Иркутска. Таким образом, наиболее целесообразно применить для реализации программы программно-целевой метод.
Благодаря применению программно-целевого метода возможно скоординировать проведение организации мероприятий по реализации программы со всеми ее участниками.
Вопросы о необходимости решения задач вышеизложенных направлений программно-целевым методом отражены в Программе комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 06.07.2012 N 005-20-360588/2, а также затронуты в Стратегии социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года, одобренной решением Думы города Иркутска от 06.07.2012 N 005-20-360579/2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.