29 ноября 2010 г., 25 марта 2011 г.
В целях стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики Шелеховского района, руководствуясь статьей 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", от 01.06.2010 N 391 "О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования", Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Постановлением Мэра Шелеховского муниципального района от 24.11.2008 N 923-п "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Шелеховского района", ст.ст.30, 31 Устава Шелеховского района, постановляет:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Шелеховском районе на 2010-2015 годы".
2. Финансирование муниципальной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Шелеховском районе на 2010-2015 годы" осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете района на соответствующий финансовый год.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Шелеховский вестник".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Мэр Шелеховского муниципального района |
Ю.А.Сюсин |
Муниципальная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Шелеховском районе на 2010-2015 годы"
(утв. Постановлением администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 2 августа 2010 г. N 776-ПА)
29 ноября 2010 г., 25 марта 2011 г.
Постановлением администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 29 ноября 2010 г. N 1362-ПА в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт долгосрочной целевой программы
Наименование программы |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Шелеховском районе на 2010 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон); Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Постановление Правительства РФ от 01.06.2010 N 391 "О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования"; Приказ Министерства экономического развития РФ от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Распоряжение Администрации Шелеховского муниципального района от 25.01.2010 N 13ра "О создании рабочей группы по разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышение энергетической эффективности Шелеховского района" |
Разработчик Программы |
Администрация Шелеховского муниципального района |
Цель Программы |
Цель Программы - стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности экономики Шелеховского района |
Задачи Программы |
Задачи Программы: 1) реализация организационных, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение потребления используемых энергетических ресурсов, в том числе на снижение в сопоставимых условиях объема потребления энергетических ресурсов муниципальными учреждениями в течении пяти лет не менее чем на 15 процентов от объема фактически потребленных в 2009 году каждого из энергетических ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3 %; 2) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры; 3) повышение уровня оснащенности организаций с участием муниципального образования приборами учета используемых энергетических ресурсов, совершенствование системы учета потребляемых энергетических ресурсов; 4) сокращение расходов бюджета Шелеховского района (далее - район) на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений, органов местного самоуправления с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов; 5) внедрение энергоэффективных устройств (оборудования и технологий); 6) развитие образовательных программ, повышение эффективности пропаганды энергосбережения. |
Сроки реализации Программы |
2010-2015 годы |
Куратор и исполнители Программы |
Куратор Программы - Управление по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района, Управление по экономике Администрации Шелеховского муниципального района Исполнители Программы - структурные подразделения Администрации Шелеховского района (Управление по распоряжению муниципальным имуществом, Управление по экономике, Управление образования, молодежной политики и спорта, отдел по здравоохранению и социальной поддержке населения, отдел культуры, отдел градостроительной деятельности, административно-хозяйственный отдел, отдел информационных технологий, отдел по развитию потребительского рынка), муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы из бюджета района составляет 139087,9 тыс.руб., в т.ч.: 2010 год - 0,0 тыс.руб., 2011 год - 4 000,0 тыс. руб., 2012 год - 26822,6 тыс.руб., 2013 год - 55 042,3 тыс.руб., 2014 год - 24 150,4 тыс.руб., 2015 год - 29 072,6 тыс.руб. Объем финансирования из внебюджетных источников 28 351,1 тыс.руб. |
Методы реализации Программы |
Программой предусмотрена реализация системы мероприятий: 1. Мероприятий по энергосбережению в организациях с участием муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций; 2. Мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры; 3. Мероприятий по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов; 4. Мероприятий по иным вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Сокращение расходов бюджета района на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений, органов местного самоуправления. 2. Повышение уровня оснащенности организаций с участием муниципального образования приборами учета используемых энергетических ресурсов; 3. Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры; 4. Сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Управление реализацией Программы осуществляется соответствующими структурными подразделениями Администрации Шелеховского муниципального района Контроль за реализацией Программы осуществляется Управлением муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района, Управлением по экономике Администрации Шелеховского муниципального района |
Целевые показатели Программы |
Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: доля объемов электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) в Шелеховском районе - 100 % доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) в Шелеховском районе - 90 % доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) в Шелеховском районе - 100 % объем внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в общем объеме финансирования муниципальной программы - 25203,1 тыс.руб. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов): экономия электрической энергии в натуральном выражении 3295,2 тыс.кВт/ч. экономия электрической энергии в стоимостном выражении 6928,7 тыс.руб. экономия тепловой энергии в натуральном выражении 7478,8 Гкал экономия тепловой энергии в стоимостном выражении 8865,9 тыс.руб. экономия горячей воды в натуральном выражении 7193,2 м3 экономия горячей воды в стоимостном выражении 151,2 тыс.руб. экономия холодной воды в натуральном выражении 14985,6 м3 экономия холодной воды в стоимостном выражении 199,7 тыс.руб. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе: 1) удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади) 2010 г. - 0,27; 2011 г. - 0,261; 2012 г. - 0,253; 2013 г. - 0,245; 2014 г. - 0,238; 2015 г. - 0,231 2) удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 кв. метр общей площади); 2010 г. - 0,27; 2011 г. - 0,27; 2012 г. - 0,26; 2013 г. - 0,26; 2014 г. - 0,25; 2015 г. - 0,24 3) изменение удельного расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади); 2010 г. - 0; 2011 г. - 0,009; 2012 г. - 0,017; 2013 г. - 0,025; 2014 г. - 0,032; 2015 г. - 0,039 4) изменение удельного расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 кв. метр общей площади); 2010 г. - 0; 2011 г. - 0; 2012 г. - 0,01; 2013 г. - 0,01 2014 г. - 0,02 2015 г. - 0,03 5) изменение отношения удельного расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета; 2010 г. - 1; 2011 г. - 1,03; 2012 г. - 1,028; 2013 г. - 1,061; 2014 г. - 1,05; 2015 г. - 1,039 6) удельный расход холодной воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека); 2010 г. - 8,0; 2011 г. - 7,8; 2012 г. - 7,6; 2013 г. - 7,3; 2014 г. - 7,1; 2015 г. - 6,9 7) удельный расход холодной воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека); 2010 г. - 3,05 8) изменение удельного расхода холодной воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека); 2010 г. - 0; 2011 г. - 0,2; 2012 г. - 0,4; 2013 г. - 0,6; 2014 г. - 0,9; 2015 г. - 1,1 9) изменение удельного расхода холодной воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека); 2011 г. - 3,5 10) изменение отношения удельного расхода холодной воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета; 2010 г. - 0,44 11) удельный расход горячей воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека); 2010 г. - 4,59; 2011 г. - 3,8; 2012 г. - 3,7; 2013 г. - 3,6; 2014 г. - 3,5; 2015 г. - 3,3. 12) удельный расход горячей воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека); 2010 г. -4,4; 13) изменение удельного расхода горячей воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека); 2010 г. - 0; 2011 г. - 0,79; 2012 г. - 0,89; 2013 г. - 0,99; 2014 г. - 1,09; 2015 г. - 1,29 14) изменение удельного расхода горячей воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека); 2011 г. - 4,4 15) изменение отношения удельного расхода горячей воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета; 2010 г. - 0,496 16) удельный расход электрической энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади) 2010 г. - 0,4; 2011 г. - 0,39; 2012 г. - 0,37; 2013 г. - 0,36; 2014 г. - 0,35; 2015 г. - 0,34. 17) изменение удельного расхода электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека); 2010 г. - 0; 2011 г. - 0,01; 2012 г. - 0,03; 2013 г. - 0,04; 2014 г. - 0,05; 2015 г. - 0,06. 18) доля расходов бюджета Шелеховского района на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений (для фактических и сопоставимых условий): 2010 г. - 0; 2011 г. - 4,6 % 2012 г. - 4,4 % 2013 г. - 4,3 % 2014 г. - 4,25 % 2015 г. - 4,0 % 19) динамика расходов бюджета Шелеховского района на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений (для фактических и сопоставимых условий): 2010 г. - 0; 2011 г. - 34170 тыс.руб. 2012 г. -37587,7 тыс.руб. 2013 г. - 41346,5 тыс.руб. 2014 г. - 45481,7 тыс.руб. 2015 г. - 50229,3 тыс.руб. 20) доля бюджетных учреждений, финансируемых за счет бюджета Шелеховского района, в общем объеме бюджетных учреждений, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование: 2011 г. - 50 % 2012 г. - 50 %; 21) число энергосервисных договоров (контрактов), заключенных муниципальными заказчиками: 2013 г. - 15, 2014 г. - 15 2015 г. - 15; 22) доля муниципальных заказчиков в общем объеме муниципальных заказчиков, которыми заключены энергосервисные договоры (контракты): 2013 г. - 0,27; 2014 г. - 0,54 ; 2015 г. - 0,82 23) доля товаров, работ, услуг, закупаемых для муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности в общем объеме закупаемых товаров, работ, услуг для муниципальных нужд - 10 % Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры: изменение удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии 2010 г. - 0; 2011 г. - 0,179 т.у.т./Гкал 2012 г. - 0,185 т.у.т./Гкал 2013 г. - 0,189 т.у.т../Гкал 2014 г. - 0,186 т.у.т../Гкал 2015 г. - 0,186 т.у.т./Гкал динамика изменения фактического объема потерь тепловой энергии при ее передаче (МУП "Шелеховские отопительные котельные") 2010 г. - 0; 2011 г. - 884,18 Гкал 2012 г. - 848,8 Гкал 2013 г. - 814,8 Гкал 2014 г. - 784,2 Гкал 2015 г. - 442 Гкал |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Муниципальная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Шелеховском районе на 2010 - 2015 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Иркутской области.
В основе Программы - системный, комплексный подход к созданию условий для энергосбережения, сокращения энергетических затрат организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, организаций с участием муниципального образования, использования собственного энергетического потенциала района, обеспечения его энергетической безопасности.
В основу реализации Программы заложены следующие принципы:
1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий;
2) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
3) планирование показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности.
Реализация Программы предусматривает использование комплекса организационных, правовых, технических, экономических механизмов, необходимых для претворения в жизнь мероприятий, направленных на повышение энергосбережения на территории Шелеховского района. При этом основой для реализации энергосберегающих мероприятий служит программно-целевой метод, который определяет целевые механизмы реализации энергосберегающих мероприятий.
В ситуации, когда энергоресурсы становятся рыночным фактором и формируют значительную часть затрат бюджета, возникает необходимость в энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий, находящихся в муниципальной собственности и, как следствие, в выработке алгоритма эффективных действий по проведению политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Данная политика должна предусматривать необходимость следующих подходов:
1) оценка состояния эффективности использования энергоресурсов путем проведения энергетических обследований, которые выявят источники непроизводительных потерь энергоресурсов, определения оптимальных путей их устранения;
2) создание системы энергетического менеджмента;
3) обеспечение последовательного внедрения механизмов энергосбережения;
4) обеспечение постоянного контроля эффективности проводимых энергосберегающих мероприятий;
5) внедрение в муниципальных учреждениях системы поощрительных мер в целях стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В Шелеховском районе существует значительный потенциал энергосбережения в зданиях школ, больницы, детских садов, а также в административных зданиях. Данный потенциал энергосбережения по предварительной оценке может достигать 20 процентов. Для обеспечения эффективного использования энергоресурсов необходимо комплексно и системно подходить к решению финансовых, организационно-методических, технических вопросов.
Состояние и потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Шелеховского района характеризуется следующими показателями:
N п/п |
Показатели |
Ед.изм. |
Годы |
|
2008 |
2009 |
|||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
1 |
Выручка от реализации продукции на территории района (муниципальный продукт) |
млрд.ру. |
39,376 |
29,564 |
2 |
Потребление топливно-энергетических ресурсов в муниципальном образовании |
тыс.т.у.т. |
69,75 |
70,37 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
Объем потребления электрической энергии |
тыс. т.у.т. |
18,3 |
18,29 |
|
Объем потребления тепловой энергии |
тыс. т.у.т. |
51,45 |
52,08 |
3 |
Объем потребления электрической энергии |
тыс. кВтч |
148900,1 |
148738,5 |
4 |
Объем потребления тепловой энергии |
тыс. Гкал |
359,834 |
364,231 |
5 |
Объем потребления холодной воды |
тыс. куб.м. |
9915,8 |
8294,3 |
6 |
Объем потребления воды горячей воды |
тыс. куб.м. |
1551,1 |
1428,8 |
7 |
Объем потребления электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
тыс.кВтч |
136430,3 |
132569,4 |
8 |
Объем потребления тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
тыс.Гкал |
51,337 |
53,220 |
9 |
Объем потребления холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
тыс. куб.м. |
7557,3 |
6022 |
10 |
Объем потребления горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
тыс. куб.м. |
184,0 |
203,4 |
11 |
Тариф на электрическую энергию по Шелеховскому району |
руб./ кВтч |
0,7 |
1,03 |
12 |
Тариф на тепловую энергию по Шелеховскому району |
руб./ Гкал |
494 |
573,2 |
13 |
Тариф на холодную воду по Шелеховскому району |
руб./куб.м |
7,60 |
7,60 |
14 |
Тариф на горячую воду по Шелеховскому району |
руб./куб.м |
8,86 |
9,46 |
15 |
Объем производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и/или вторичных энергетических ресурсов |
т.у.т. |
0 |
0 |
16 |
Общий объем энергетических ресурсов, производимых на территории муниципального образования |
т.у.т. |
51456,3 |
52085,2 |
17 |
Общий объем финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности |
млрд.руб. |
0 |
0 |
18 |
Объем внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности |
млрд.руб. |
0 |
0 |
19 |
Расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
Гкал |
8758,56 |
10858,97 |
20 |
Площадь бюджетных учреждений, в которых расчеты за тепловую энергию осуществляют с использованием приборов учета |
кв.м. |
35032,7 |
44145,7 |
21 |
Расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов |
Гкал |
25948,8 |
23889 |
22 |
Площадь бюджетных учреждений, в которых расчеты за тепловую энергию осуществляют с применением расчетных способов |
кв.м. |
97591,3 |
88478,3 |
23 |
Расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
куб.м. |
144472,6 |
132761 |
24 |
Численность потребителей бюджетного сектора, в котором расходы холодной воды осуществляют с использованием приборов учета |
чел. |
12563 |
12600 |
25 |
Расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов |
куб.м |
5998,1 |
5310,4 |
26 |
Численность потребителей бюджетного сектора, в котором расходы воды осуществляют с применением расчетных способов |
чел. |
1169 |
1165 |
27 |
Расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
кВтч |
7737390 |
5893850 |
28 |
Площадь бюджетных учреждений, в которой расчеты за электрическую энергию осуществляют с использованием приборов учета |
кв.м. |
132624 |
132624 |
29 |
Расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов |
кВтч |
0 |
0 |
30 |
Площадь бюджетных учреждений, в котором расчеты за электрическую энергию осуществляют с применением расчетного способа |
кв.м. |
0 |
0 |
31 |
Бюджет Шелеховского района |
тыс.руб. |
765 822 |
674482 |
32 |
Расходы бюджета Шелеховского района на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений |
тыс.руб. |
28478 |
32025 |
33 |
Расходы Шелеховского района на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива |
тыс.руб. |
5582 |
- |
34 |
Общее количество бюджетных учреждений Шелеховского района |
шт. |
49 |
49 |
35 |
Количество бюджетных учреждений, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование |
шт. |
0 |
0 |
36 |
Число энергосервисных договоров (контрактов), заключенных муниципальными заказчиками |
шт. |
0 |
0 |
37 |
Общее количество муниципальных заказчиков |
шт. |
55 |
55 |
38 |
Количество муниципальных заказчиков, заключившие энергосервисные договоры (контракты) |
шт. |
0 |
0 |
39 |
Объем товаров, работ, услуг, закупаемых для муниципальных нужд |
тыс.руб. |
134 |
94,9 |
40 |
Объем товаров, работ, услуг, закупаемых для муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности |
тыс.руб. |
0 |
0 |
41 |
Удельный расход топлива на выработку тепловой энергии |
т.у.т./Гкал |
0,135 |
0,171 |
42 |
Объем потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям |
кВтч |
24943340 |
22261570 |
43 |
Объем потерь тепловой энергии при ее передаче |
Гкал |
82236,7 |
88407,6 |
44 |
Объем потерь холодной воды при ее передаче |
куб.м. |
1324811 |
1296000 |
45 |
Объем потерь горячей воды при ее передаче |
куб.м. |
134645 |
134638 |
Энергоснабжение зданий, строений, сооружений, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организациям с участием муниципального образования и муниципальному образованию Шелеховский район (далее - муниципальные здания) осуществляется от централизованных теплоисточников и от локальных систем теплоснабжения. Основным поставщиком тепловой энергии от централизованных теплоисточников является ОАО "Иркутскэнерго". Выработка тепловой энергии локальными теплоисточниками осуществляется МУП "Шелеховские отопительные котельные", Иркутской КЭЧ. Основным поставщиком объектов района электрической энергией являются ООО "Иркутская Энергосбытовая компания", МУП "Шелеховский ЭнергоСбыт", ООО "РусЭнергоСбыт". Эксплуатация электрических сетей осуществляется ООО "Шелеховская ЭнергоСетевая компания". Основным поставщиком холодной воды является МУП "Водоканал".
В районе имеет место тенденция повышения стоимости энергетических ресурсов. Рост тарифов на электрическую энергию за период 2008-2009 г.г. составил в среднем по всем группам потребителей 147 %, на тепловую энергию 116 %, на горячую воду 107 %. Расходы бюджета Шелеховского района на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений возросли за период 2008-2009 г.г. на 3,5 млн. рублей или на 112,5 %, при этом доля расходов бюджета Шелеховского района на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений за этот период выросла с 3,7 % до 4,7 %.
В условиях роста стоимости энергоресурсов, дефицита бюджетных ресурсов, экономического кризиса, крайне важным становится обеспечение эффективного использования энергоресурсов в муниципальных зданиях.
Основными проблемами низкой энергоэффективности муниципального сектора экономики Шелеховского района являются:
1) неполная оснащенность приборами учета, особенно учета тепловой энергии для целей отопления;
2) потери теплого воздуха через чердачные и оконные проемы, систему вентиляции, неплотности перекрытий, стен, трубопроводов и арматуры;
3) изношенность систем коммунальной инфраструктуры;
4) недостаточный контроль соответствующих служб (как ответственных за эксплуатацию здания, так и энергоснабжающих организаций) за соблюдением необходимых параметров работы систем;
5) отсутствие автоматизированного отпуска тепловой энергии в тепловых узлах управления.
В результате, в муниципальных зданиях наблюдаются потери энергетических ресурсов и неэффективная теплоотдача отопительных приборов. Главными недостатками являются потери тепловой энергии и увеличение расходов на теплоснабжение.
Во многих муниципальных зданиях остается устаревшая система освещения помещений, что приводит к большому расходу электроэнергии.
В числе основных причин, по которым энергосбережение муниципальных зданий выходит на первый план является необходимость:
1) снижения расходов бюджета на оплату энергетических ресурсов и поддержания систем ресурсоснабжения в рабочем состоянии;
2) уменьшения роста затрат на оплату энергетических ресурсов в муниципальном секторе экономики района при неизбежном увеличении тарифов.
Процесс энергосбережения можно обеспечить только программно-целевым методом. Наибольший и быстрый эффект могут дать мероприятия по установке современных автоматизированных систем тепло- и электроснабжения. Окупаемость данных мероприятий составляет 5-6 лет в зависимости от типа и объема зданий. Вместе с тем, данные мероприятия необходимо проводить параллельно с подготовкой обслуживающего персонала или передачей муниципальных зданий на обслуживание энергосервисным организациям.
Процесс по повышению энергоэффективности в муниципальных зданиях должен иметь постоянный характер, а не ограничиваться отдельными, разрозненными мероприятиями.
Такой процесс энергосбережения можно обеспечить только программно-целевым методом, в рамках которого необходимо в течение 2010 года сформировать структуру управления, нормативно-правовую основу и финансово-экономические механизмы, способствующие развитию энергосбережения и приступить к реализации программных мероприятий.
При реализации Программы достигаются конкретные результаты в повышении эффективности использования всех видов энергоресурсов при производстве, распределении и потреблении энергии за счет:
- внедрения учета потребления энергетических ресурсов;
- проведения обязательных энергетических обследований организаций с участием муниципального образования;
- проведения программных мероприятий по внедрению энергосервисных услуг;
- сокращения удельных показателей потребляемых энергетических ресурсов;
- вовлечения в процесс энергосбережения всей инфраструктуры района в целом за счет активизации пропаганды и формирования реального механизма стимулирования энергосбережения.
Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода.
Без использования программно-целевого метода, из-за отсутствия четко определенных практических механизмов проведения энергосберегающей политики и неопределенности полномочий в части обеспечения контроля над осуществлением энергосберегающих проектов и мероприятий невозможно осуществлять скоординированные в масштабах района целенаправленные действия, организовать оптимальное расходование материальных и трудовых ресурсов, направленных на решение проблемы повышения энергетической эффективности муниципальной экономики и сократить энергетические издержки в бюджетной сфере. Отсутствие программно-целевого метода вызовет серьезные трудности и при создании системы мониторинга Программы, что, в конечном итоге, предопределит не менее серьезные трудности в развитии процесса повышения энергетической эффективности муниципальной экономики.
Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
В качестве альтернативных рассматриваются два варианта развития процесса повышения энергетической эффективности экономики Шелеховского района и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере: инерционный и базовый.
При инерционном варианте средства в повышение энергетической эффективности экономики Шелеховского района и сокращение энергетических издержек в бюджетной сфере практически не вкладываются, имеющийся потенциал энергосбережения не реализуется, в результате не снижается удельная энергоемкость муниципального продукта. Кроме того, при этом варианте экономика ориентирована на энергоемкий путь развития, что приведет к увеличению потребления первичных энергетических ресурсов и, как следствие, к значительному росту новых энергетических мощностей и ухудшению экологической ситуации Инерционный вариант противоречит положениям Федерального закона, которые предполагают перевод экономики на энергоэффективное развитие.
При базовом варианте развитие процесса повышения энергетической эффективности экономики Шелеховского района и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере ведется одновременно в двух основных направлениях:
Первое направление - проведение энергосберегающих мероприятий (организационных, экономических и технических) для уже существующего энергопотребляющего и энергогенерирующего оборудования. В этом направлении основной потенциал повышения эффективности работы уже существующего энергопотребляющего оборудования заключен в последовательной замене энергорасточительных технологий, внедрении различного рода энергосберегающих мероприятий (организационных, экономических и технических), разработанных на базе существующего опыта различных регионов России и зарубежного опыта, а также на базе последних достижений науки и техники. Большое значение в этом случае имеет повсеместная организация учета энергетических ресурсов, проведение энергетических обследований и энергетических аудитов, направленных на принятие оптимальных решений при разработке организационных, экономических и технических энергосберегающих мероприятий.
Второе направление - использование исключительно энергоэффективных технологий на базе последних достижений науки и техники при внедрении нового энергопотребляющего и энергогенерирующего оборудования в социальной сфере и коммунальном комплексе. Здесь необходима организация экспертизы и контроля реализации проектов внедрения энергопотребляющего и энергогенерирующего оборудования на предмет соответствия энергетических характеристик оборудования и схемных решений на основе проведения энергоаудита и заключения энергосервисных договоров.
Система мониторинга базового варианта предполагает непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в энергопотреблении и выполнением Программы повышения энергетической эффективности экономики Шелеховского района и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере.
Риски, возникающие при решении проблемы
Реализация решения проблемы в значительной степени зависит от правильной оценки и определения оптимальных путей преодоления негативных последствий возникающих при этом рисков (проблем и диспропорций в развитии).
Риски реализации Программы:
Риск низкого качества программно-целевого планирования и его увязки с тактическими задачами и показателями экономического и социального развития Шелеховского района.
Риск низкого качества разработки организационных, экономических и технических мероприятий Программы.
Риск низкого качества мониторинга Программы.
Риск неоптимального управления бюджетными средствами.
Риск недостаточного финансирования из внебюджетных источников (собственные средства предприятий, внешние инвестиции, внебюджетные фонды).
Риск нехватки собственных бюджетных средств района для мероприятий, предусмотренных Программой, финансирование которых предполагается осуществлять за счет бюджета района.
Раздел 2. Цели и задачи Программы
Главная цель Программы - стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности экономики муниципального образования "Шелеховский район".
Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) реализация организационных, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение потребления используемых энергетических ресурсов, в том числе снижение в сопоставимых условиях объема потребления энергетических ресурсов муниципальными учреждениями в течение пяти лет не менее чем на 15 процентов от объема фактически потребленных в 2009 году каждого из энергетических ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3 % в сопоставимых условиях;
2) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
3) повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, совершенствование системы учета потребляемых энергетических ресурсов;
4) сокращение расходов бюджета района на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений, органов местного самоуправления с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов;
5) внедрение энергоэффективных устройств (оборудования и технологий);
6) развитие образовательных программ, повышение эффективности пропаганды энергосбережения.
Раздел 3. Сроки реализации Программы
Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2010 по 2015 год и осуществляется в два этапа.
Первый этап (2010-2012 годы) включает в себя:
1) установку приборов учета энергетических ресурсов в организациях с участием муниципального образования;
2) организацию постоянного энергомониторинга муниципальных зданий, создание базы данных по всем организациям с участием муниципального образования;
3) проведение энергетических обследований муниципальных зданий;
4) обучение сотрудников организаций с участием муниципального образования по вопросам создания систем энергомониторинга зданий;
5) проведение капитального ремонта и модернизации муниципальных зданий и их инженерных систем с учетом результатов энергетических обследований.
На первом этапе предполагается до 2013 года обеспечить снижение среднего удельного потребления энергетических ресурсов в муниципальных зданиях на 5 процентов к уровню 2009 года.
На втором этапе (2013-2015 годы) Программа предполагает:
1) организацию постоянного энергомониторинга муниципальных зданий, ведение баз данных;
2) увеличение объемов капитального ремонта и модернизации муниципальных зданий и их инженерных систем;
3) заключение энергосервисных договоров, направленных на рациональное использование энергоресурсов.
По итогам второго этапа реализации Программы к 2015 году среднее удельное потребление энергоресурсов в муниципальных зданиях, где реализованы мероприятия, должно снизиться на 15 процентов к уровню 2009 года в сопоставимых условиях.
Постановлением администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 29 ноября 2010 г. N 1362-ПА раздел 4 настоящей Программы изложен в новой редакции
Раздел 4. Объемы и источники финансирования Программы
Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета района, а также за счет внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), средств энергоснабжающих организаций.
К реализации мероприятий могут привлекаться средства областного и федерального бюджетов в рамках финансирования областных и федеральных программ по энергосбережению и энергоэффективности и внебюджетные источники.
Общий объем финансирования Программы из бюджета Шелеховского района составляет 139087,9 тыс.руб., в т.ч.:
2010 год - 0,0 тыс.руб.,
2011 год - 4000,0 тыс.руб.,
2012 год - 26822,6 тыс.руб.,
2013 год - 55042,3 тыс.руб.,
2014 год - 24150,4 тыс.руб.,
2015 год - 29072,6 тыс.руб.
Объем финансирования из внебюджетных источников 28351,1 тыс.руб.
Объемы финансирования Программы за счет средств бюджета Шелеховского района носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании и утверждении проекта бюджета Шелеховского района на очередной финансовый год.
Раздел 5. Методы реализации Программы и ожидаемые результаты
Программа включает реализацию следующих мероприятий:
1) Мероприятий по энергосбережению в организациях с участием муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;
2) Мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры;
3) Мероприятий по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;
4) Мероприятий по иным вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Мероприятия Программы подлежат уточнению:
1) в ходе мониторинга и корректировки планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которая проводится ежегодно с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы и изменения социально-экономической ситуации;
2) по результатам проведенных энергетических обследований;
3) при экономии средств бюджета Шелеховского района при реализации Программы, в том числе в результате экономии энергоресурсов.
Перечень мероприятий Программы, с указанием объемов финансирования, исполнителей Программы и сроков приведен в Приложении N 1. Перечень мероприятий Программы сформирован на основании программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработанных муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями.
Результаты реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
1) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
2) сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
3) повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
4) сокращение расходов бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений, органов местного самоуправления;
5) увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Раздел 6. Система управления реализацией Программы
Реализация Программы осуществляется структурными подразделениями Администрации Шелеховского муниципального района (далее - структурные подразделения), которые контролируют выполнение программных мероприятий, целевое и эффективное использование средств, направляемых на реализацию Программы, готовят ежеквартальные и ежегодные отчеты Финансовому управлению Администрации Шелеховского муниципального района, Управлению по экономике Администрации Шелеховского муниципального района, Мэру Шелеховского муниципального района о реализации Программы, ежегодно осуществляют оценку достигнутых целей и эффективности реализации
Управление Программой и контроль за ходом выполнения мероприятий Программы, а также за проведением оценки эффективности реализации Программы осуществляет Управление по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района (далее - УМИ), Управление по экономике Шелеховского муниципального района.
Проверка целевого использования средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляется путем:
1) координации действий всех субъектов Программы;
2) ежегодного уточнения перечня и затрат по программным мероприятиям, состава исполнителей;
3) обеспечения эффективного и целевого использования финансовых средств, качества проводимых мероприятий и выполнения сроков реализации;
4) регулярного мониторинга целевых показателей и анализа эффективности;
5) предоставления в установленном порядке отчетов Финансовому управлению Администрации Шелеховского муниципального района, Управлению по экономике Администрации Шелеховского муниципального района, Мэру Шелеховского муниципального района о ходе реализации Программы.
На основании предварительных результатов выполнения Программы представленных структурными подразделениями УМИ уточняет промежуточные сроки реализации мероприятий Программы и объемы финансирования.
При текущем управлении Программой УМИ выполняет следующие задачи:
1) осуществляет мониторинг выполнения целевых показателей Программы;
2) обеспечивает согласованные действия структурных подразделений по подготовке и реализации мероприятий, целевому и эффективному использованию средств;
3) на основании информации, полученной от структурных подразделений, готовит сводные отчеты о ходе реализации Программы.
УМИ организует:
1) подготовку предложений по корректировке Программы на соответствующий финансовый год в части планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, объемов финансирования и предлагаемых к реализации мероприятий;
2) мониторинг выполнения мероприятий Программы;
3) формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий Программы.
Оценка хода реализации Программы производится ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и по итогам очередного финансового года, в срок до 10 апреля года, следующего за отчетным.
УМИ на основании предоставленных структурными подразделениями отчетов анализирует ход выполнения мероприятий, готовит ежегодный отчет о ходе выполнения Программы и вносит предложения по совершенствованию механизма реализации Программы.
Раздел 7. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - целевой показатель), определяется путем сравнения базовых значений целевых показателей с текущими (на этапе реализации) и завершающими (по окончании реализации Программы). Оценка эффективности реализации Программы производится ежегодно на основе использования целевых показателей, которые обеспечивают мониторинг динамики результатов реализации Программы за оцениваемый период с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Программы.
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутого показателя за соответствующий год с его прогнозным значением, утвержденным Программой.
Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевого показателя по формуле:
где:
E - эффективность реализации Программы (в процентах);
If - фактический показатель, достигнутый в ходе реализации Программы;
In - нормативный показатель, утвержденный Программой.
Критерии оценки эффективности реализации Программы:
1) Программа реализуется эффективно (за отчетный год, за весь период реализации), если ее эффективность составляет 80 процентов и более;
2) Программа нуждается в корректировке и доработке, если эффективность реализации Программы составляет 60 - 80 процентов;
3) Программа считается неэффективной, если мероприятия Программы выполнены с эффективностью менее 60 процентов.
Корректировка планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности проводится ежегодно с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы и изменения социально-экономической ситуации.
Начальник управления по экономике |
Ю.С.Матвеева |
Постановлением администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 25 марта 2011 г. N 366-ПА в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
Перечень мероприятий программы
29 ноября 2010 г., 25 марта 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 2 августа 2010 г. N 776-ПА "Об утверждении муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Шелеховском районе на 2010-2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Шелеховский вестник" от 13 августа 2010 г. N 31
Постановлением администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 15 декабря 2014 г. N 1340-ПА настоящее постановление отменено с 1 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 15 декабря 2014 г. N 1337-ПА
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 23 октября 2014 г. N 1085-ПА
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 4 августа 2014 г. N 881-ПА
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 27 июня 2014 г. N 738-ПА
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 20 января 2014 г. N 50-ПА
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 19 сентября 2013 г. N 1764-ПА
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 22 мая 2013 г. N 886-ПА
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 17 декабря 2012 г. N 1926-ПА
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 20 ноября 2012 г. N 1687-ПА
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 18 ноября 2011 г. N 1483-ПА
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 25 марта 2011 г. N 366-ПА
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 29 ноября 2010 г. N 1362-ПА