Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации города Мичуринска Тамбовской области от 2 июня 2015 г. N 1209 приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению
администрации города
от 30 сентября 2014 г. N 2384
Муниципальная программа
города Мичуринска "Развитие культуры города Мичуринска" на 2015 - 2020 годы (далее - Муниципальная программа)
2 июня 2015 г., 25 марта 2016 г.
Постановлением администрации города Мичуринска Тамбовской области от 25 марта 2016 г. N 567 в паспорт внесены изменения
Паспорт
муниципальной программы
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление по развитию культуры и спорта администрации города Мичуринска |
Соисполнители муниципальной программы |
Муниципальные бюджетные учреждения культуры: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N 1 города Мичуринска" (далее по тексту МБОУ ДОД "ДМШ N 1"); муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Мичуринская детская школа искусств" (далее по тексту МБОУ ДОД "МДШИ"); муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Мичуринская детская хореографическая школа" (далее по тексту МБОУ ДОД "МДХШ"); муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Кочетовская детская школа искусств города Мичуринска" (далее по тексту МБОУ ДОД "КДШИ"); муниципальное бюджетное учреждение культуры "Дом культуры "Авангард" (далее по тексту МБУК "ДК "Авангард"); муниципальное бюджетное учреждение культуры "Парк культуры и отдыха" (далее по тексту МБУК "ПКиО"); муниципальное бюджетное учреждение культуры Центр досуга молодежи "Октябрь" (далее по тексту МБУК ЦДМ "Октябрь"); муниципальное бюджетное учреждение культуры "Мичуринский краеведческий музей" (далее по тексту МБУК "МКМ"); муниципальное бюджетное учреждение культуры "Литературно-музыкальный музей г. Мичуринска" (далее по тексту МБУК "ЛММ"); муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система города Мичуринска" (далее по тексту МБУК "ЦБС"); муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная бухгалтерия управления по развитию культуры и спорта администрации города Мичуринска" (далее по тексту МБУ "ЦБ УРКС"; Отдел бухгалтерского учета и отчетности администрации города Мичуринска |
Подпрограммы муниципальной программы |
"Наследие" (приложение N 5); "Искусство" (приложение N 6); "Обеспечение условий реализации муниципальной программы" (приложение N 7) |
Программно целевые инструменты (ведомственные целевые программы) |
Отсутствуют |
Цель муниципальной программы |
Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и общества через сохранение, эффективное использование и пополнение культурного потенциала города Мичуринска Тамбовской области. |
Задачи муниципальной программы |
Сохранение, пополнение и использование историко-культурного наследия города, обеспечение равного доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, создание эффективной системы поддержки культурных инициатив, в том числе в деле сохранения и развития традиций народной культуры, поддержки детского и молодежного творчества, образования в сфере культуры; создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры города Мичуринска Тамбовской области; обеспечение эффективного управления муниципальной программой и повышение эффективности работы подведомственных учреждений. |
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы, их значение на последний год реализации |
Доля населения, систематически участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, в общей численности населения - 82 %; прирост количества культурно-просветительских мероприятий, концертов по сравнению с 2013 годом - 15 %; прирост количества посещений учреждений культуры по отношению к уровню 2013 года - 55 %; рост количества обучающихся в учреждении дополнительного образования по отношению к 2013 году - 10 %; прирост числа лауреатов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2013 году - 9 %; повышение уровня удовлетворенности жителей города качеством предоставления муниципальных услуг в сфере культуры - 95 %; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений, подведомственных управлению по развитию культуры и спорта администрации города - 100 % |
Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
На постоянной основе (без определения этапов) 2015 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования муниципальной программы |
Общие затраты на реализацию муниципальной программы в 2015 - 2020 годах за счет всех источников финансирования - 622617,7 тыс. рублей: 2015 год - 111645,3 тыс. рублей; 2016 год - 111773,3 тыс. рублей; 2017 год - 98810,3 тыс. рублей; 2018 год - 100129,6 тыс. рублей; 2019 год - 100129,6 тыс. рублей; 2020 год - 100129,6 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 76,2 тыс. рублей; 2015 год - 29,7 тыс. рублей; 2016 год - 13,5 тыс. рублей; 2017 год - 33,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей, областной бюджет - 373,7 тыс. рублей: 2015 год - 298,1 тыс. рублей; 2016 год - 37,9 тыс. рублей; 2017 год - 37,7 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей, бюджет города - 535172,5 тыс. рублей; 2015 год - 94772,2 тыс. рублей; 2016 год - 94701,9 тыс. рублей; 2017 год - 85389,6 тыс. рублей; 2018 год - 86769,6 тыс. рублей; 2019 год - 86769,6 тыс. рублей; 2020 год - 86769,6 тыс. рублей, внебюджетные средства - 86995,3 тыс. рублей: 2015 год - 16545,3 тыс. рублей; 2016 год - 17020,0 тыс. рублей; 2017 год - 13350,0 тыс. рублей; 2018 год - 13360,0 тыс. рублей; 2019 год - 13360,0 тыс. рублей; 2020 год - 13360,0 тыс. рублей. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
В условиях новой общественной системы кардинально изменилось отношение к культуре, получившей признание в качестве одного из важнейших факторов социально-экономического становления и гуманизации общества, творческой самореализации личности, организации духовной жизни народа. Осознана роль культуры в формировании образа жизни и определении качества жизни.
Ключевым понятием современного общества стала культурная среда, представляющая собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
Город Мичуринск обладает развитой культурной средой, значительным культурным потенциалом, который вместе с тем до сих пор используется не в полной мере. Следует отметить, что в последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990-ые годы. В соответствии со "Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.07.2009 N 537, главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, а также противоправные посягательства на объекты культуры.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного Указа вместо "от 12.07.2009" следует читать "от 12.05.2009"
На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть существующих учреждений культуры и художественного образования города, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие региональной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете определяя лицо того общества, в котором предстоит жить человечеству.
Город Мичуринск - один из наиболее развитых и интересных в культурном отношении городов Тамбовской области. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качественные показатели культурной жизни города, обладающего бесспорными достижениями в различных областях профессионального и самодеятельного творчества, признанными и за пределами Тамбовщины.
Культурная жизнь города Мичуринска отличается своей разноплановостью. Сфера культуры в городе представлена:
МБОУ ДОД "ДМШ N 1"
МБОУ ДОД "МДШИ"
МБОУ ДОД "МДХШ"
МБОУ ДОД "КДШИ"
МБУК "ДК "Авангард"
МБУК "ПКиО"
МБУК ЦДМ "Октябрь"
МБУК "МКМ"
МБУК "ЛММ"
МБУК "ЦБС"
которые обеспечивают создание условий для сохранения, развития и совершенствования профессионального искусства, народного творчества, развития сферы досуга, обеспечения разнообразия культурного досуга различных слоев населения.
Общая численность работающих в отрасли составляет более 400 человек.
В городе Мичуринске учебно-образовательный процесс обеспечивают 4 муниципальных бюджетных образовательных учреждения дополнительного образования детей (МБОУДОД) отрасли культуры, ориентированных на развитие инновационной образовательной практики:
МБОУДОД "Детская музыкальная школа N 1 города Мичуринска";
МБОУДОД "Мичуринская детская школа искусств";
МБОУДОД "Мичуринская детская хореографическая школа города Мичуринска";
МБОУДОД "Кочетовская детская школа искусств города Мичуринска".
Выявление художественно одаренных детей и молодежи является задачей образовательных учреждений дополнительного образования детей. Регулярное обновление образовательных программ, базирующихся на традициях российского художественного образования, является задачей, как отдельных образовательных учреждений, так и их методических объединений.
Работа всех МБОУДОД направлена на сохранение и увеличение контингента обучающихся, качественное улучшение образовательного процесса, поиск новых форм методической работы, внедрение опытно-экспериментальной деятельности и реализацию новых образовательных проектов.
Вместе с тем в образовательных учреждениях остро стоят проблемы обновления материально-технической базы учреждений; повышения профессионального уровня педагогических кадров; представительства МОУДОД в выездных конкурсах и фестивалях. Вследствие этого сужается и обедняется художественная и музыкальная среда, наличие которой является одним из важнейших условий начального профессионального и общего эстетического образования детей.
Ситуация на рынке труда в сфере культуры является одной из актуальных проблем и связана с вопросом сохранения и воспроизводства кадров в отрасли.
В настоящее время налицо тенденция старения кадрового состава работников всех МБОУДОД: 80 % работников - это преподаватели в возрасте свыше 50 лет, а доля молодых специалистов составляет всего 20 %.
Культурно-досуговую деятельность в отрасли культуры города Мичуринска осуществляют 3 подведомственных муниципальных бюджетных учреждений культуры:
МБУК "Дом культуры "Авангард";
МБУК "Парк культуры и отдыха";
МБУК Центр досуга молодежи "Октябрь"
Базовым элементом в создании услуг муниципальных культурно-досуговых учреждений являются самодеятельные объединения граждан - клубные формирования по всем направлениям творческой и социокультурной деятельности.
Клубные формирования отрасли культуры проводят свою работу в таких формах, как творческие коллективы, кружки и прочие клубные формирования в виде творческих объединений, студий, центров эстетического и языкового развития.
В городской отрасли культуры насчитывается 84 клубных формирования. Среди них 9 вокально-хоровых коллективов, 11 вокально-инструментальных ансамблей, 2 оркестра, 6 танцевальных коллективов, 8 коллективов самодеятельной авторской песни, 5 муниципальных профессиональных творческих коллективов и пр.
Основной проблемой развития деятельности муниципальных учреждений клубного типа является жёсткая конкуренция со стороны коммерческих организаций, предоставляющих услуги по организации досуга жителей города, деятельность которых, в общем, сводится к производству и распределению продуктов культуры.
В городе Мичуринске обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям посредством предоставления музейных услуг обеспечивают 2 муниципальных бюджетных учреждения культуры:
МБУК "Мичуринский краеведческий музей";
МБУК "Литературно-музыкальный музей города Мичуринска".
Актуальными проблемами организации деятельности музеев на сегодняшний день являются:
комплектование фондов музеев экспонатами и уникальными документами;
формирование имиджа музеев, как культурных, многофункциональных информационных центров, решающих задачи сохранности, исследования и презентации историко-культурного наследия, поддержания социальной стабильности, воспитания и образования населения;
расширение спектра услуг, предоставляемых музеями, расширение разнообразия форм деятельности и её актуализация в соответствии с выявленными интересами и потребностями реальных и потенциальных посетителей;
обеспечение адекватного развития процессов информатизации, связанных как с оцифровкой наиболее значимых музейных предметов и коллекций, так и с ведением комплектования, учёта и хранения музейных фондов и др.
Библиотечное обслуживание населения города осуществляет МБУК "Централизованная библиотечная система города Мичуринска", в состав которого входят Центральная городская библиотека, центральная детская библиотека и 12 филиалов.
Значительную часть культурного наследия города составляют фонды библиотек, которые включают значительное количество книжных памятников общероссийского значения, уникальных краеведческих изданий, которые, кроме научной, культурно-исторической и информационной ценности, имеют огромную материальную ценность.
Совершенствование комплектования документных фондов общедоступных (публичных) библиотек, обеспечение их сохранности и использования, популяризация знаний по истории и культуре Тамбовщины являются приоритетными направлениями в деятельности библиотек.
В целом динамика обновления библиотечных фондов ЦБС новыми экземплярами является положительной. Обеспеченность новыми поступлениями населения города остается постоянной, но не достигает нормативных показателей (50 экз., при норме 250 экз. на 1000 человек), 40% от общего числа составляют подписные периодические издания, которые очень важны для пользователей библиотек ЦБС, но являются документами временного хранения. Из года в год сохраняется положительная динамика обновления фонда документами последних 2-х и 5-ти лет издания в общем количестве библиотечного фонда ЦБС, что позволяет говорить об улучшении его качества.
В связи с быстрым распространением информационно-коммуникационных технологий, а также с ростом числа активных интернет-пользователей и увеличением количества оцифрованных полнотекстовых изданий, размещённых в сети Интернет, возможно сокращение числа пользователей и посещений библиотек. Следовательно, в муниципальных библиотеках возникает необходимость развития системы обмена информацией с получателями услуг при помощи глобальных компьютерных сетей через создание электронной библиотеки. Для предоставления электронных услуг пользователям: доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных, оцифрованным изданиям, в ЦБС производится перевод информационных ресурсов библиотек в цифровую форму, развиваются технологии использования сводного электронного каталога. С помощью данного каталога интернет-пользователи смогут легко и быстро получить необходимую им информацию, не выходя из дома.
Библиотечная система города обеспечивает бесплатный, свободный доступ к библиотечным фондам и справочно-поисковому аппарату; ориентирована в обслуживании на все социальные группы; предлагает разнообразный спектр библиотечных и сервисных услуг; гарантирует высокий уровень проводимых культурно-досуговых мероприятий.
В публичной деятельности учреждений сделан акцент на увеличение количества массово-зрелищных и социально-значимых мероприятий. Наблюдается профессиональный рост исполнительского мастерства коллективов, что улучшает качество культурно-просветительской деятельности.
Предлагаемые учреждениями культуры услуги востребованы горожанами, о чем свидетельствует рост посетителей на городских мероприятиях. Увеличивается доходная составляющая в деятельности учреждений культуры.
Ремонтные работы, выполненные за последние годы, позволили существенно улучшить содержание зданий и помещений. Проведён ремонт фасадов, кровель, тепло- и водоснабжения, внутренних помещений ряда учреждений культуры.
Вместе с тем, многие проблемы сферы культуры Тамбовской области пока остаются нерешенными.
В деятельность учреждений культуры не внедряются современные автоматизированные системы на основе программного обеспечения.
Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности учреждений культуры.
Также наболевшей проблемой является высокая степень износа парков музыкальных инструментов, компьютеров, оргтехники, кино-, видео - и аудио оборудования. Средств на их обновление недостаточно.
Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - недофинансирование отрасли.
Использование программно-целевого метода при реализации мероприятий муниципальной программы позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на основных направлениях деятельности, что является необходимым условием дальнейшего развития учреждений культуры города.
На сегодняшний день учреждения культуры города испытывают острый дефицит в квалифицированных кадрах, обусловленный низким общественным престижем профессий клубного, библиотечного и музейного работников, низким уровнем оплаты труда. Уход специалистов из сферы культуры и слабый приток молодежи снижают эффективность работы. В учреждениях культуры наблюдается ярко выраженная тенденция старения кадров, низкий процент работников с высшим образованием.
Модернизация сферы культуры должна коснуться всех направлений, начиная от кадровой политики и заканчивая укреплением материальной базы и реализацией новых творческих инициатив.
Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности культуры города на внутреннем и внешнем рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в сфере культуры.
Многообразие и тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требует широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов сферы культуры, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.
Требуется переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное, архивное дело, концертную и театральную деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также значительному укреплению потенциала города в сфере культуры.
Реализация муниципальной программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.
К числу частично управляемых рисков относится дефицит в отрасли культуры высококвалифицированных кадров для внедрения программно-целевых методов и механизмов управления, ориентированных на результат на местном уровнях.
2. Приоритеты развития муниципального образования в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации муниципальной программы
Приоритетные направления реализации муниципальной программы в сфере культуры установлены с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровней:
Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761);
Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы (одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1244-р);
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р);
Государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2567-р);
Концепцией сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы (утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2008 N 267);
Законом Тамбовской области от 21.06.1996 N 67-З "О библиотечном деле в Тамбовской области";
Законом Тамбовской области от 28.06.2005 N 332-З "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области";
Законом Тамбовской области от 29.04.2009 N 512-З "О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года";
постановлением администрации Тамбовской области от 07.06.2010 N 664 "Об организации доступа к информации о деятельности органов государственной власти Тамбовской области";
постановлением администрации Тамбовской области от 06.07.2010 N 794 "Об обязательном экземпляре Тамбовской области";
постановлением администрации Тамбовской области от 28.10.2011 N 1481 "Об организации центров общественного доступа к официальным сайтам органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и к государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронном виде, и об организации регионального центра телефонного обслуживания граждан и организаций по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг".
Реализация и изучение вышеперечисленных стратегических документов и нормативных правовых актов позволила наметить пути решения многих проблем сферы культуры и решить некоторые из них.
Реализация муниципальной программы будет осуществляться по следующим направлениям:
укрепление единого культурного пространства города Мичуринска на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций;
обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства;
создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга;
усиление присутствия учреждений культуры в цифровой среде, создание необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности в сфере культуры;
совершенствование организационных механизмов, оптимизация деятельности организаций и учреждений, государственное поощрение меценатства, спонсорства и благотворительности;
укрепление имиджа города с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры; повышение социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное признание);
развитие системы подготовки кадров.
Приоритеты деятельности в отдельных секторах сферы культуры описаны в соответствующих подпрограммах муниципальной программы.
Главной целью муниципальной программы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и общества через сохранение, эффективное использование и пополнение культурного потенциала города Мичуринска Тамбовской области.
Формулировка цели определяется приоритетами муниципальной политики, ключевыми проблемами в рассматриваемой сфере.
Достижение данной цели предполагается посредством решения двух взаимосвязанных и взаимодополняющих задач, отражающих установленные полномочия государственных органов власти в сфере культуры.
Задача 1. Сохранение, пополнение и использование историко-культурного наследия города, обеспечение равного доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, создание эффективной системы поддержки культурных инициатив, в том числе в деле сохранения и развития традиций народной культуры, поддержки детского и молодежного творчества, образования в сфере культуры.
Данная задача ориентирована на реализацию прав граждан в области культуры, установленных в положениях статьи 44 Конституции Российской Федерации.
Решение первой задачи будет обеспечено посредством осуществления подпрограмм "Наследие", "Искусство", включающих:
оказание муниципальных услуг (выполнение работ) библиотеками, музеями, архивом, учреждениями культурно-досугового типа и дополнительного образования детей;
развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности;
создание условий для сохранения и развития исполнительских, хореографических и изобразительных искусств;
проведение крупномасштабных мероприятий межрегионального и регионального значения, посвященных значимым событиям отечественной и мировой культуры, а также мероприятий по развитию межрегионального и регионального сотрудничества в сфере культуры; сохранение и развитие традиций города.
Задача 2. Создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры города Мичуринска Тамбовской области.
Данная задача выполняется в рамках подпрограммы "Обеспечение условий реализации муниципальной программы" и включает формирование нормативно-правовых, организационных, экономических, финансовых, кадровых, научных, материально-технических, информационных, методических и иных условий, необходимых для обеспечения устойчивого развития сферы культуры на период до 2020 года.
Для решения задачи планируется:
выполнение муниципальных функций по выработке и реализации государственной региональной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере культуры;
осуществление инвестиций в строительство объектов культурной инфраструктуры;
реализация мер по развитию информатизации отрасли; управление реализацией и изменениями муниципальной программы. Задача 3. Обеспечение эффективного управления муниципальной программой и повышение эффективности работы подведомственных учреждений.
Реализация муниципальной программы реализуется на постоянной основе (без определения этапов) 2015 - 2020 годы, что обеспечит преемственность выполнения основных мероприятий и позволит последовательно решить поставленные на долгосрочную перспективу задачи.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы
Система показателей (индикаторов) муниципальной программы включает взаимодополняющие друг друга индикаторы цели и индикаторы входящие в муниципальную программу подпрограмм и приведена в приложении N 1 к муниципальной программе.
Данная система сформирована с учетом требований постановления администрации города от 17.02.2014 N 355 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ города Мичуринска" и обеспечивает возможность проверки и подтверждения достижения установленных плановых значений рассматриваемых показателей (индикаторов).
Показатели (индикаторы) муниципальной программы связаны с основными мероприятиями и позволяют оценить ожидаемые результаты и эффективность ее реализации на период до 2020 года.
С учетом специфики сфер культуры достижение цели муниципальной программы косвенно оценивается следующими ключевыми показателями (индикаторами):
Индикатор 1. "Доля населения, систематически участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, в общей численности населения" (в процентах).
Данный индикатор отражает удовлетворение потребностей личности населения в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей.
Индикатор 2. "Прирост количества культурно-просветительских мероприятий, концертов по сравнению с 2013 годом" (в процентах).
Показатель (индикатор) демонстрирует успешность создания условий для вовлечения населения в культурную деятельность.
При расчете значений рассматриваемого показателя (индикатора) учитывается количество культурно-просветительских мероприятий, проведенных учреждениями культуры.
Индикатор 3. "Прирост количества посещений учреждений культуры по сравнению с 2013 года (в процентах).
Увеличение количества посещений организаций культуры (библиотек, музеев, учреждений культурно-досугового типа), является одним из целевых ориентиров развития сферы культуры, установленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Данный индикатор отражает востребованность у населения муниципальных услуг в сфере культуры.
Индикатор 4. Рост количества обучающихся в учреждении дополнительного образования по отношению к 2013 году (человек).
Увеличение количества обучающихся в учреждении дополнительного образования является важнейшей задачей по охвату детей.
Показатель (индикатор) демонстрирует увеличение количества обучающихся в учреждении дополнительного образования и успешность создания условий для вовлечения учащихся (воспитанников) образовательных учреждений в исполнительскую деятельность.
Индикатор 5. "Прирост числа лауреатов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2013 году" (в процентах).
Индикатор позволяет определить динамику числа лауреатов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2013 году. Положительная динамика значений индикатора будет свидетельствовать о повышении уровня профессионального мастерства участников конкурсов и фестивалей, укреплении престижа отечественной школы в сфере культуры, расширении пространства профессионального художественного творчества, развитии потенциала искусства города.
Индикатор 6. "Повышение уровня удовлетворенности жителей города качеством предоставления муниципальных услуг в сфере культуры" (в процентах).
Данный индикатор отражает достижение целей и реализацию поставленных перед учреждениями культуры задач, направленных на улучшение качества предоставляемых ими муниципальных услуг.
Индикатор 7. "Соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений,
подведомственных управлению по развитию культуры и спорта администрации города".
Набор индикаторов сформирован таким образом, чтобы обеспечить охват наиболее значимых результатов программы. Перечень индикаторов носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателя.
Перечень и сведения о плановых значениях показателей (индикаторов) муниципальной программы и подпрограмм (с расшифровкой плановых значений по годам реализации) представлены в приложении N 1 к муниципальной программе города Мичуринска "Развитие культуры города Мичуринска" на 2015 - 2020 годы.
В качестве показателей (индикаторов) успешности решения задач муниципальной программы предусматривается использование показателей (индикаторов), характеризующих выполнение входящих в нее подпрограмм.
Описания показателей (индикаторов) подпрограмм представлены в соответствующих разделах муниципальной программы.
Показатели (индикаторы) муниципальной программы имеют запланированные по годам количественные значения.
При определении плановых значений показателей (индикаторов) муниципальной программы использовались:
данные государственной статистики;
данные финансового управления администрации города о бюджетном финансировании сферы культуры.
Улучшение значений целевых показателей (индикаторов) в рамках реализации муниципальной программы предполагается за счет:
повышения прозрачности и открытости деятельности учреждений культуры;
роста качества и эффективности муниципального управления в сфере культуры;
повышения мотивации работников культуры;
внедрения современных информационных и инновационных технологий в сфере культуры;
увеличения объемов бюджетного и внебюджетного финансирования сферы культуры.
Важнейшими условиями успешной реализации муниципальной программы являются:
признание стратегической роли и приоритета культуры для обеспечения социальной и межнациональной стабильности города Мичуринска;
повышение заработной платы работников учреждений культуры;
качественное изменение подходов к оказанию услуг и развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала;
повышение эффективности управления отраслью, внедрение программно-целевых механизмов на всех уровнях управления сферой культуры;
расширение использования современных информационно-коммуникационных технологий и электронных продуктов;
создание условий для развития многофункциональных центров развития культуры, придание нового современного облика учреждениям культуры;
оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов в сфере культуры, внедрение современных подходов бюджетного планирования, контроля;
повышение качества финансового управления в сфере культуры, в т.ч. путем совершенствования системы государственных закупок.
Решение задач и достижение главной цели муниципальной программы позволит к 2020 году достигнуть следующих основных результатов:
укрепление единого культурного пространства города Мичуринска, как духовного единства и социальной стабильности города;
укрепление межнационального согласия на основе единых культурных ценностей;
перевод отрасли на инновационный путь развития, превращение культуры в наиболее современную и привлекательную сферу общественной деятельности;
широкое внедрение информационных технологий в сферу культуры;
повышение качества муниципального управления и эффективности расходования бюджетных средств;
достижение необходимого уровня эффективности государственно-правового регулирования отрасли;
принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих деятельность отрасли;
выравнивание уровня доступности культурных благ и художественного образования независимо от размера доходов, социального статуса и места проживания;
формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры;
создание доступных условий для участия всего населения в культурной жизни, а также привлечения детей, молодежи, лиц с ограниченными возможностями и ветеранов в активную социокультурную деятельность;
создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепления материально-технической базы отрасли, развитие самодеятельного художественного творчества;
обеспечение широкого, без каких-либо ограничений, доступа каждого гражданина к региональным, национальным и мировым культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек, музейных Интернет-ресурсов;
увеличение уровня социального обеспечения работников культуры, финансовой поддержки творческих коллективов, социально значимых проектов;
качественное изменение подходов к оказанию услуг и выполнению работ в сфере культуры, а также к развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала отрасли;
преодоление значительного отставания учреждений культуры в использовании современных информационных технологий, создании электронных продуктов культуры, а также в развитии отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь обеспечивающей новые возможности использования фондов музеев и библиотек;
увеличение объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в сферу культуры;
повышение эффективности управления отраслью культуры на всех уровнях;
осуществление комплексного решения задач реализации государственной политики в области культуры в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников культурного процесса, включая общественные и иные негосударственные организации;
обеспечение поддержки инновационных и инвестиционных проектов, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры;
развитие системы социальной поддержки работников сферы культуры, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области культуры.
Ежегодно будет увеличиваться процент охвата детей, привлеченных к занятиям творчеством.
Одной из первоочередных задач финансового менеджмента в сфере культуры останется поэтапное повышение заработной платы работникам учреждений культуры.
Ежегодную материальную поддержку будут получать лучшие работники культуры и педагоги дополнительного образования.
В целях преодоления дефицита специалистов кадровый менеджмент займет особое место в современных технологиях управления в сфере культуры.
Продолжится модернизация учреждений культуры, в т.ч. обновление материально-технической базы, специального оборудования.
Материальная поддержка будет оказываться на конкурсной основе лучшим муниципальным учреждениям культуры.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.
4. Обобщенная характеристика подпрограмм и мероприятий муниципальной программы
В рамках муниципальной программы не предусмотрена реализация ведомственных целевых программ. При этом предполагается реализация основных мероприятий, выделенных в структуре подпрограмм "Наследие", "Искусство", "Обеспечение условий реализации муниципальной программы".
Для решения по сохранению, пополнению и использованию культурного и исторического наследия города Мичуринска, обеспечению равного доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, развитию и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности предусматривается реализация подпрограмм "Наследие" и "Искусство".
Подпрограмма "Наследие" включает следующие основные мероприятия:
организация библиотечного обслуживания населения муниципальными библиотеками
предоставление муниципальных услуг муниципальными музеями.
Подпрограмму "Искусство" составляют следующие основные мероприятия:
предоставление услуг дополнительного образования в городе в сфере художественно-эстетического образования в 2015 - 2020 годах; организация культурно-досуговой деятельности в городе.
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации муниципальной программы" включает следующие основные мероприятия:
финансовое обеспечение деятельности муниципальных услуг по организации и ведению бухгалтерского и налогового учета и отчетности учреждений, подведомственных управлению по развитию культуры и спорта администрации города.
Реализация подпрограммы "Обеспечение условий реализации муниципальной программы" способствует также решению задач остальных подпрограмм.
Решение задач в рамках муниципальной программы будет обеспечено комплексом мероприятий, подробное описание которых приведено в приложении N 2 к муниципальной программе.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий в рамках реализации муниципальной программы
В рамках реализации муниципальной программы планируется оказание муниципальными учреждениями культуры следующих муниципальных услуг (выполнение работ):
предоставление библиотечных услуг;
публикация музейных предметов, музейных коллекций путём публичного показа;
показ концертов и концертных программ, иных зрелищных программ;
работа по организации досуга и созданию условий для массового отдыха;
предоставление дополнительного образования детям;
организация и ведение бухгалтерского учета и отчетности муниципальных учреждений города.
Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города по муниципальной программе приведен в приложении N 3 к муниципальной программе.
Постановлением администрации города Мичуринска Тамбовской области от 25 марта 2016 г. N 567 раздел 6 изложен в новой редакции
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
В соответствии с бюджетом действующих расходных обязательств общий объем финансирования муниципальной программы из всех источников предусматривается в размере 622617,7 тыс. рублей, в том числе:
2015 год - 111645,3 тыс. рублей;
2016 год - 111773,3 тыс. рублей;
2017 год - 98810,3 тыс. рублей;
2018 год - 100129,6 тыс. рублей;
2019 год - 100129,6 тыс. рублей;
2020 год - 100129,6 тыс. рублей,
федеральный бюджет - 76,2 тыс. рублей;
2015 год - 29,7 тыс. рублей;
2016 год - 13,5 тыс. рублей;
2017 год - 33,0 тыс. рублей;
2018 год - 0,0 тыс. рублей;
2019 год - 0,0 тыс. рублей;
2020 год - 0,0 тыс. рублей,
областной бюджет - 373,7 тыс. рублей:
2015 год - 298,1 тыс. рублей;
2016 год - 37,9 тыс. рублей;
2017 год - 37,7 тыс. рублей;
2018 год - 0,0 тыс. рублей;
2019 год - 0,0 тыс. рублей;
2020 год - 0,0 тыс. рублей.
Общий объем бюджетных ассигнований бюджета города предусматривается в размере 535172,5 тыс. рублей, в том числе:
2015 год - 94772,2 тыс. рублей;
2016 год - 94701,9 тыс. рублей;
2017 год - 85389,6 тыс. рублей;
2018 год - 86769,6 тыс. рублей;
2019 год - 86769,6 тыс. рублей;
2020 год - 86769,6 тыс. рублей.
Общий объем внебюджетных средств предусматривается в размере 86995,3 тыс. рублей, в том числе:
2015 год - 16545,3 тыс. рублей;
2016 год - 17020,0 тыс. рублей;
2017 год - 13350,0 тыс. рублей;
2018 год - 13360,0 тыс. рублей;
2019 год - 13360,0 тыс. рублей;
2020 год - 13360,0 тыс. рублей.
7. Механизмы реализации муниципальной программы
Механизмами реализации муниципальной программы являются:
комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов. Цель муниципальной программы предполагается к достижению через всю сеть учреждений культуры, расположенных в городе и предоставляющих услуги в сфере культуры. Такой подход позволяет поддерживать позитивную конкуренцию, эффективно использовать ресурсы, обмениваться лучшими практиками, создавать максимальные возможности для развития культуры;
взаимодействие с потребителями услуг в сфере культуры. Важным ресурсом успеха муниципальной программы должно стать улучшение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, их востребованность населением города;
опора на лучшую практику. Ключевым принципом реализации муниципальной программы станет опора на лучшую практику и инициативу, на профессионализм работников отрасли, на основе анализа деятельности которых будут определены требования к результатам, процессу и условиям предоставления услуг в сфере культуры;
финансовые стимулы. Новые финансово-экономические механизмы, устанавливающие зависимость объемов финансирования от качества и результативности оказания услуг, предоставляющие учреждениям культуры больше самостоятельности в финансово-экономической сфере, обеспечат рациональное и справедливое распределение финансового ресурса, стимулируют рост качества оказываемых услуг и эффективности деятельности учреждений культуры;
развитие обратной связи. Широкое использование инструментов объективного, независимого, прозрачного контроля качества оказываемых услуг в сочетании с расширением общественного участия в управлении даст возможность жителям города значительно улучшить работу сферы культуры. В комплексную систему оценки качества работы учреждений культуры войдут мониторинг востребованности услуг учреждений культуры, инструменты информационной прозрачности (сайты, публичные доклады).
Муниципальная программа предусматривает персональную ответственность исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий.
Для единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий муниципальной программы, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, необходимо четкое взаимодействие между всеми исполнителями программы.
Ответственный исполнитель:
обеспечивает совместно с соисполнителями разработку проекта муниципальной программы (внесения изменений), его согласование и внесение в установленном порядке в финансовое управление администрации города;
организует и координирует реализацию муниципальной программы, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий, принимает решение о внесении изменений в муниципальную программу в соответствии с установленными настоящим Порядком требованиями и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей муниципальной программы в целом и в части его касающейся, а также конечных результатов ее реализации;
с учетом результатов оценки эффективности муниципальной программы и выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств, уточняет целевые индикаторы, программные мероприятия, затраты по ним, механизм реализации муниципальной программы, разрабатывает и представляет для согласования и утверждения в установленном порядке соответствующие изменения в муниципальную программу;
предоставляет по запросам в финансовое управление администрации города сведения о реализации муниципальной программы;
запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы;
разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств из федерального бюджета и внебюджетных источников;
подготавливает отчеты и пояснительную записку по установленным формам, представляет их в финансовое управление администрации города.
Соисполнители:
разрабатывают и осуществляют реализацию подпрограмм и/или основных мероприятий муниципальной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
обеспечивают целевое и эффективное использование средств;
несут ответственность за целевые индикаторы в части их касающихся;
представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы финансового управления администрации города, а также отчеты о ходе реализации мероприятий муниципальной программы;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчетов о ходе реализации муниципальной программы;
представляют ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным муниципальным контрактам в рамках реализации мероприятий муниципальной программы.
Внесение изменений в муниципальную программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений администрации города, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации муниципальной программы.
Приобретение материальных средств, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд осуществляется на основании законодательства в данной сфере.
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.