Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к муниципальной программе
"Развитие образования города
Рассказово" на 2014 - 2020 годы"
Подпрограмма
"Развитие общего и дополнительного образования"
21 апреля 2015 г., 9 февраля, 2 августа, 22 сентября, 8, 30 декабря 2016 г., 18 мая 2017 г.
Постановлением администрации города Рассказово Тамбовской области от 18 мая 2017 г. N 815 в паспорт внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Развитие общего и дополнительного образования"
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма "Развитие общего и дополнительного образования" |
Заказчик подпрограммы |
Администрация г. Рассказово |
Разработчик программы |
Отдел образования администрации г. Рассказово |
Основания для разработки подпрограммы |
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Государственная программа Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы" |
Цель подпрограммы |
Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития города Рассказово |
Задачи подпрограммы |
1. Обеспечение доступности общего образования. 2. Повышение качества общего образования. 3. Создание условий для повышения эффективности системы общего и дополнительного образования. 4. Создание условий для обеспечения школьников области полноценным, сбалансированным, качественным питанием |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы, их значения на последний год реализации |
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста (2020 год - 75%). Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (2020 год - 50%). Доля руководителей и учителей учреждений общего образования, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей учреждений общего образования (2020 год - 100%). Отношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования (из всех источников) к средней заработной плате в соответствующем регионе (2020 год - 100%). Удельный вес численности педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, прошедших аттестацию на высшую и первую квалификационные категории и на соответствие занимаемой должности, в общей численности педагогических работников муниципальных образовательных учреждений (2020 год - 98%). Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях (2020 год - 7%). Доля зданий муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, которые находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общей численности зданий муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы общего образовании (2020 год - 0%). Доля учащихся 10 - 11 классов в общеобразовательных учреждениях, обучающихся в классах с профильным изучением отдельных предметов, в общей численности обучающихся 10 - 11 классов (2020 год - 88%). Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений (2020 год - 1,5%). Доля обучающихся, охваченных мониторингами учебных и внеучебных достижений, общероссийскими, международными исследованиями, от общего количества обучающихся (2020 год - до 70%). Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования в учреждениях общего и дополнительного образования (2020 год - 82,2%). Доля обучающихся, участвующих в олимпиадах, творческих конкурсах, конференциях, соревнованиях различного уровня (2020 год - до 55%). Удельный вес численности учителей, имеющих стаж работы до 5 лет, в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений (2020 год - 11,5%). Доля обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, охваченных горячим питанием, в общей их численности (2020 год - 85,8%) |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в два этапа: 01.01.2014 - 31.12.2015; 01.01.2016 - 31.12.2020 |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общие затраты на реализацию подпрограммы в 2014 - 2020 гг. из всех источников финансирования - 1 768 723,2 тыс. рублей: 2014 год - 157014,7 тыс. рублей; 2015 год - 172155,3 тыс. рублей; 2016 год - 177287,5 тыс. рублей; 2017 год - 775334,1 тыс. рублей; 2018 год - 161899,4 тыс. рублей; 2019 год - 162516,1 тыс. рублей; 2020 год - 162516,1 тыс. рублей. В том числе областной бюджет: - 1 415 862,2 тыс. руб.: 2014 год - 113710,6 тыс. рублей; 2015 год - 117857,0 тыс. рублей; 2016 год - 130952,5 тыс. рублей; 2017 год - 717 973,0 тыс. рублей; 2018 год - 111514,9 тыс. рублей; 2019 год - 111927,1 тыс. рублей; 2020 год - 111927,1 тыс. рублей; из средств местного бюджета - 352 861,0 тыс. руб.: 2014 год - 43304,1 тыс. рублей; 2015 год - 54298,3 тыс. рублей; 2016 год - 46335,0 тыс. рублей; 2017 год - 57 361,1 тыс. рублей; 2018 год - 50384,5 тыс. рублей; 2019 год - 50589,0 тыс. рублей; 2020 год - 50589,0 тыс. рублей. |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, основные проблемы и прогноз развития
Подпрограмма устанавливает меры, направленные на развитие общего и дополнительного образования детей.
В течение ряда лет в городе проводится политика, направленная на реструктуризацию всей системы образовательных учреждений, на создание как можно большему количеству детей условий для получения полноценного качественного образования.
В городе завершена работа по формированию сети образовательных учреждений. На 01 сентября 2013 г. система общего образования представлена 2 муниципальными образовательными учреждениями, в которых обучается более 4 тысяч учеников.
Проведенная реорганизация школ позволила довести показатели до нормативных:
наполняемость классов - 25 человек, соотношение учитель-ученик - 16,2;
в штатном режиме введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
реализуются различные модели профильного обучения (по программам профильного обучения занимается 87,8% старшеклассников);
развиваются формы дистанционного образования (в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе N 4 создан центр дистанционного образования;
развиваются механизмы реализации программ допрофессиональной и профессиональной подготовки (в 2013 году по программам профессиональной подготовки обучалось 4,5% учеников 10 - 11 классов;
на базе МБОУ СОШ N 4 корпус 6 созданы условия для беспрепятственного доступа к образовательным и другим услугам детей-инвалидов;
организуется участие в областном проекте "Дистанционное обучение детей-инвалидов";
совершенствуется материально-техническая база учреждений. В оборудованных школах, отвечающих всем современным требованиям, обучаются 60% школьников.
Показателями результативности деятельности системы общего образования являются качественные результаты. По данным мониторинга Минрегионразвития России удовлетворенность населения качеством общего образования составляет 57,4%.
В городе создана муниципальная система оценки качества образования, которая строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования, участия в построении этой системы (в части, касающейся общего образования) муниципального органа управления и непосредственно образовательных учреждений.
Ключевой процедурой оценки учебных достижений обучающихся стал единый государственный экзамен. Процедура проведения единого государственного экзамена продолжает совершенствоваться, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. В первую очередь, это касается системы общественного наблюдения, которая с 2011 года введена на законодательной основе. В 2013 году системой общественного наблюдения были охвачены все пункты проведения единого государственного экзамена.
Проводятся государственная (итоговая) аттестация выпускников, освоивших основные образовательные программы основного общего образования, в новой форме; независимая внешняя экспертиза учебных достижений обучающихся 1, 4, 5 классов; мониторинги готовности детей 1-х классов к обучению в школе, международные сравнительные исследования PISA, PIRLS и TIMSS.
В городе продолжается апробация различных форм и механизмов учета внеучебных достижений обучающихся, таких как портфолио, участие обучающихся в олимпиадах, творческих конкурсах, исследовательских проектах, ежегодно облучающиеся города становятся призерами регионального этапа всероссийской олимпиады школьников.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование (внеурочная деятельность) является обязательной частью образовательной программы учреждения.
Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются более 3 тысяч детей или 78% детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Возможность получения дополнительного образования детьми в городе обеспечивают 4 муниципальных учреждения дополнительного образования детей (из них 2 являются базовыми). Кроме того, с 2008 года дополнительное образование детей предоставляется на базе школ (из расчета 4 часов на каждого обучающегося в неделю).
Получили дальнейшее развитие современные формы организации творческой деятельности: школьные научные общества, олимпиадное и конкурсное движение; детское общественное движение, волонтерское движение.
В рамках межведомственного взаимодействия в школах работают выездные классы, в которых дополнительные образовательные программы реализуют педагоги учреждений культуры.
Ежегодно проводятся около 35 муниципальных предметных олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов, интеллектуальных турниров, фестивалей, спортивных соревнований, в которых принимают участие более 2 тысяч человек.
Отмечается рост доли участников творческих конкурсов от общего количества школьников (2012 год - 18%, 2011 год - 12,2%, 2010 год - 11,9%), спортивных соревнований (2012 год - 50 %, 2011 год - 46%, 2010 год - 44%).
Эффективность участия в региональных, международных и всероссийских творческих конкурсах в 2012 году составила 70% от общего количества конкурсов, в которых участвовали обучающиеся города.
В системе образования города работает около 300 педагогических работников, из них более 250 учителей. 90 процентов педагогических работников имеют высшее образование, 0,3 процента педагогических работников имеют ученую степень кандидата наук. Средний возраст педагогических работников области - 44 года. Количество педагогических работников пенсионного возраста составляет 12,8 процента от общей численности педагогов.
В соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в целях создания привлекательных рабочих мест в системе общего образования и, как следствие, повышения качества образования предстоит обеспечить ежегодное соответствие заработной платы педагогов с заработной платой в регионе. Данное положение распространяется на всех педагогов системы общего образования детей. На начало 2014 года прогнозируется, что средняя заработная плата указанной категории работников будет составлять 19 000 рублей (2012 год - 13 959 рублей, 2011 год - 10 352 рублей, 2010 год - 8 829 рублей).
С 01 января 2011 г. введен в действие новый Порядок аттестации педагогических работников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений".
В 2012 году процедуры аттестации в полном объеме прошли 220 педагогических работников, из них: 146 человек прошли аттестационную процедуру с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) (у всех 146 человек уровень квалификации соответствует требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям 26 (11,8%) чел. - высшей квалификационной категории, 120 (54,5%) чел. - первой квалификационной категории). 48 человек прошли аттестационную процедуру с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. Из них 42 (87,5%) педагогических работников признаны соответствующими занимаемой должности.
Из педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, высшую квалификационную категорию имеют 8,7 процентов; первую квалификационную категорию - 44,6 процента; соответствуют занимаемой должности - 17,8 процента.
Совершенствование системы школьного питания является одним из приоритетов государственной политики как на федеральном, региональном так и на муниципальном уровне.
Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, увеличивает адаптационные возможности организма, оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.
В городе осуществляется комплексный подход к созданию целостной системы школьного питания в контексте положений Доктрины продовольственной безопасности, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120, Основ государственной политики в области здорового питания населения на период до 2020 года, утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 N 1873-р, приказа Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений".
В 2010 году город участвовал в реализации экспериментального проекта по модернизации системы школьного питания. В ходе проекта создана новая модель управления системой школьного питания. Отремонтировано и оснащено новым технологическим оборудованием 10 пищеблоков в школах муниципалитета.
Анализ состояния системы образования относительно требований инновационного развития социально-экономического развития города позволяет выделить следующие проблемы, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода:
несоответствие ресурсного обеспечения образовательных учреждений требованиям, обязательным при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленным федеральными государственными образовательными стандартами;
различный уровень доступности услуг и развития инфраструктуры дополнительного образования детей в муниципальных образованиях города;
низкие темпы обновления учебно-материальной базы и номенклатуры услуг учреждений дополнительного образования детей с учетом изменяющихся потребностей населения;
частичное несоответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;
низкая динамика кадрового обновления в системе общего и дополнительного образования.
Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем образования обеспечивает единство содержательной части подпрограммы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов её реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения подпрограммы.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков как:
нарушение сроков введения федеральных государственных стандартов общего образования;
сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье нации;
усиление несоответствия материальной инфраструктуры образования современным требованиям;
ротация кадров.
Для минимизации возможных отрицательных последствий решения проблемы программно-целевым методом необходимо предпринять ряд мер, таких как:
мониторинг хода реализации мероприятий и проектов подпрограммы, выполнения подпрограммы в целом;
широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к реализации и оценке результатов реализации подпрограммы;
публичность годовых докладов о ходе реализации подпрограмм.
2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Цель подпрограммы - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития города Рассказово.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
обеспечение доступности общего образования;
повышение качества общего образования;
создание условий для повышения эффективности системы общего и дополнительного образования;
создание условий для обеспечения школьников области полноценным, сбалансированным, качественным питанием.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Система показателей (индикаторов) подпрограммы сформирована по задачам.
Задача "обеспечение доступности общего образования":
доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста;
доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений;
доля руководителей и учителей учреждений общего образования, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей учреждений общего образования;
отношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования (из всех источников) к средней заработной плате в соответствующем регионе;
удельный вес численности педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, прошедших аттестацию на высшую и первую квалификационную категорию и на соответствие занимаемой должности, в общей численности педагогических работников муниципальных образовательных учреждений;
доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
доля зданий муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, которые находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общей численности зданий муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования.
Задача "повышение качества общего образования":
доля учащихся 10 - 11 классов в общеобразовательных учреждениях, обучающихся в классах с профильным изучением отдельных предметов, в общей численности обучающихся 10 - 11 классов;
доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений;
доля обучающихся, охваченных мониторингами учебных и внеучебных достижений, общероссийскими, международными исследованиями, от общего количества обучающихся.
Задача "создание условий для повышения эффективности системы общего и дополнительного образования":
охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования в учреждениях общего и дополнительного образования;
доля обучающихся, участвующих в муниципальных и региональных творческих конкурсах, конференциях, соревнованиях;
удельный вес численности учителей, имеющих стаж работы до 5 лет, в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений.
Задача "создание условий для обеспечения школьников города полноценным, сбалансированным, качественным питанием":
доля обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, охваченных горячим питанием, в общей их численности.
По итогам реализации подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
обеспечение условий для получения гражданами общедоступного и бесплатного общего образования;
совершенствование системы оценки качества образования и образовательных услуг;
формирование системы поддержки педагогических работников учреждений общего и дополнительного образования, направленной на обновление кадрового состава педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования;
развитие системы выявления и поддержки одаренных, высокомотивированных обучающихся;
развитие системы, обеспечивающей доступность качественных образовательных услуг общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение современных условий организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях;
создание условий для получения детьми и юношами, включая детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, качественного дополнительного образования, в том числе по программам физкультурно-спортивной направленности;
развитие новых моделей организации школьного питания, совершенствование форм и методов их функционирования.
4. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы
Перечень основных мероприятий сформирован таким образом, чтобы обеспечить решение конкретных задач подпрограммы.
Решению задачи "обеспечение доступности общего образования" способствуют основные мероприятия:
обеспечение муниципальных образовательных учреждений учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими рекомендациями, наглядно-иллюстративными пособиями, учебно-методическими комплектами.
Решению задачи "повышение качества общего образования" способствуют основные мероприятия:
организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов, в т.ч. в форме единого государственного экзамена и других формах;
организация системы мониторингов учебных и внеучебных достижений обучающихся и участие в общероссийских и международных исследованиях;
организация и проведение аттестации руководящих кадров.
Решению задачи "создание условий для повышения эффективности системы общего и дополнительного образования" способствуют следующие мероприятия:
обновление содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
проведение муниципальных олимпиад, творческих конкурсов, интеллектуальных соревнований, научно-практических конференций и обеспечение участия в региональных, международных, межрегиональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах в рамках общего и дополнительного образования;
организация и проведение городских массовых мероприятий для педагогов города (научно-практических конференций, круглых столов, семинаров и других мероприятий).
Решению задачи "создание условий для обеспечения школьников города полноценным, сбалансированным, качественным питанием" способствуют следующие мероприятия:
обеспечение питанием (в том числе молоком) обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений;
проведение мероприятий, направленных на развитие новых моделей организации школьного питания.
Постановлением администрации города Рассказово Тамбовской области от 18 мая 2017 г. N 815 в раздел 5 внесены изменения
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Объем финансирования подпрограммы составляет 1 768 723,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 1 415 862,2 тыс. руб., за счет средств местного бюджета составляет 352 861,0 тыс. рублей.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании муниципального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.