Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Наименование изменено с 8 октября 2018 г. - Постановление администрации города Мичуринска Тамбовской области от 8 октября 2018 г. N 1944
Приложение
к постановлению
администрации города
от 30 сентября 2014 г. N 2384
Муниципальная программа
города Мичуринска "Развитие культуры города Мичуринска" (далее - Муниципальная программа)
2 июня 2015 г., 25 марта 2016 г., 16 марта, 27 декабря 2017 г., 19 февраля, 8 октября 2018 г.
Паспорт изменен с 8 октября 2018 г. - Постановление администрации города Мичуринска Тамбовской области от 8 октября 2018 г. N 1944
Паспорт
муниципальной программы
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление по развитию культуры и спорта администрации города Мичуринска |
Соисполнители муниципальной программы |
Муниципальные бюджетные учреждения сферы культуры: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа N 1 города Мичуринска" (далее по тексту МБУ ДО "ДМШ N 1"); муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Мичуринская детская школа искусств" (далее по тексту МБУ ДО "МДШИ"); муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Мичуринская детская хореографическая школа" (далее по тексту МБУ ДО "МДХШ"); муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Кочетовская детская школа искусств города Мичуринска" (далее по тексту МБУ ДО "КДШИ"); муниципальное бюджетное учреждение культуры "Дом культуры "Авангард" (далее по тексту МБУК "ДК "Авангард"); муниципальное бюджетное учреждение культуры Центр досуга молодежи "Октябрь" (далее по тексту МБУК ЦДМ "Октябрь"); муниципальное бюджетное учреждение культуры "Парк культуры и отдыха" (далее по тексту МБУК "ПКиО"); муниципальное бюджетное учреждение культуры "Мичуринский краеведческий музей" (далее по тексту МБУК "МКМ"); муниципальное бюджетное учреждение культуры "Литературно-музыкальный музей города Мичуринска" (далее по тексту МБУК "ЛММ"); муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система города Мичуринска" (далее по тексту МБУК "ЦБС"); муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная бухгалтерия управления по развитию культуры и спорта администрации города Мичуринска" (далее по тексту МБУ "ЦБ УРКС"); отдел бухгалтерского учета и отчетности администрации города Мичуринска; муниципальное бюджетное учреждение "Центр патриотического воспитания им. Н.Е. Рогожкина" (далее по тексту МБУ "ЦПВ им. Н.Е. Рогожкина"); |
Подпрограммы муниципальной программы |
"Наследие" (приложение N 5); "Искусство" (приложение N 6); "Обеспечение условий реализации муниципальной программы" (приложение N 7) "Патриотическое воспитание населения города Мичуринска Тамбовской области" (приложение N 8) |
Программно-целевые инструменты (ведомственные целевые программы) |
Отсутствуют |
Цель муниципальной программы |
Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и общества через сохранение, эффективное использование и пополнение культурного потенциала города Мичуринска Тамбовской области. |
Задачи муниципальной программы |
Сохранение, пополнение и использование историко-культурного наследия города, обеспечение равного доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, создание эффективной системы поддержки культурных инициатив, в том числе в деле сохранения и развития традиций народной культуры, поддержки детского и молодежного творчества, образования в сфере культуры; создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры города Мичуринска Тамбовской области; обеспечение эффективного управления муниципальной программой и повышение эффективности работы учреждений культуры; создание благоприятных условий для патриотического воспитания населения города Мичуринска. |
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы, их значение на последний год реализации |
Доля населения, систематически участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, в общей численности населения - 82%; прирост количества посещений учреждений культуры по сравнению с 2013 годом - 55%; рост количества обучающихся в учреждении дополнительного образования по отношению к 2013 году - 10 человек; прирост числа лауреатов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2013 году - 9%; повышение уровня удовлетворенности жителей города качеством предоставления муниципальных услуг в сфере культуры - 95%; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений, подведомственных управлению по развитию культуры и спорта администрации города - 100%; увеличение количества участников мероприятий, направленных на пропаганду патриотизма - 4400 чел. |
Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
На постоянной основе (без определения этапов) 2015 - 2024 годы |
Объемы и источники финансирования муниципальной программы |
Общие затраты на реализацию муниципальной программы в 2015 - 2024 годах за счёт всех источников финансирования -1 166 647,5 тыс. рублей: 2015 год - 111 645,3 тыс. рублей; 2016 год - 134 214,5 тыс. рублей; 2017 год - 129 572,9 тыс. рублей; 2018 год - 153 653,0 тыс. рублей; 2019 год - 106 260,3 тыс. рублей; 2020 год -106 260,3 тыс. рублей; 2021 год - 106 260,3 тыс. рублей; 2022 год - 106 260,3 тыс. рублей; 2023 год - 106 260,3 тыс. рублей; 2024 год - 106 260,3 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 97,4 тыс. рублей: 2015 год - 29,7 тыс. рублей; 2016 год - 11,8 тыс. рублей; 2017 год - 26,9 тыс. рублей; 2018 год - 29,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; 2021 год - 0,0 тыс. рублей; 2022 год - 0,0 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей, областной бюджет - 75 576,3 тыс. рублей: 2015 год - 298,1 тыс. рублей; 2016 год - 35 439,2 тыс. рублей; 2017 год - 27 709,5 тыс. рублей; 2018 год - 11 830,7 тыс. рублей; 2019 год - 49,8 тыс. рублей; 2020 год - 49,8 тыс. рублей; 2021 год - 49,8 тыс. рублей; 2022 год - 49,8 тыс. рублей; 2023 год - 49,8 тыс. рублей; 2024 год - 49,8 тыс. рублей, бюджет города - 933 038,5 тыс. рублей: 2015 год - 94 772,2 тыс. рублей; 2016 год - 81 615,1 тыс. рублей; 2017 год - 86 374,9 тыс. рублей; 2018 год - 126 253,3 тыс. рублей; 2019 год - 90 670,5 тыс. рублей; 2020 год - 90 670,5 тыс. рублей; 2021 год - 90 670,5 тыс. рублей; 2022 год - 90 670,5 тыс. рублей; 2023 год - 90 670,5 тыс. рублей; 2024 год - 90 670,5 тыс. рублей, внебюджетные средства - 157 935,3 тыс. рублей: 2015 год - 16 545,3 тыс. рублей; 2016 год - 17 148,4 тыс. рублей; 2017 год - 15 461,6 тыс. рублей; 2018 год - 15 540,0 тыс. рублей; 2019 год - 15 540,0 тыс. рублей; 2020 год - 15 540,0 тыс. рублей; 2021 год - 15 540,0 тыс. рублей; 2022 год - 15 540,0 тыс. рублей; 2023 год - 15 540,0 тыс. рублей; 2024 год - 15 540,0 тыс. рублей |
Раздел 1 изменен с 27 декабря 2017 г. - Постановление администрации города Мичуринска Тамбовской области от 27 декабря 2017 г. N 2932
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
В условиях новой общественной системы кардинально изменилось отношение к культуре, получившей признание в качестве одного из важнейших факторов социально-экономического становления и гуманизации общества, творческой самореализации личности, организации духовной жизни народа. Осознана роль культуры в формировании образа жизни и определении качества жизни.
Ключевым понятием современного общества стала культурная среда, представляющая собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
Город Мичуринск обладает развитой культурной средой, значительным культурным потенциалом, который вместе с тем до сих пор используется не в полной мере. Следует отметить, что в последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990-е годы. В соответствии со "Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.07.2009 N 537, главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, а также противоправные посягательства на объекты культуры.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного Указа Президента Российской Федерации вместо "от 12.07.2009" следует читать "от 12.05.2009"
На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть существующих учреждений культуры и художественного образования города, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие региональной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете определяя лицо того общества, в котором предстоит жить человечеству.
Город Мичуринск - один из наиболее развитых и интересных в культурном отношении городов Тамбовской области. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качественные показатели культурной жизни города, обладающего бесспорными достижениями в различных областях профессионального и самодеятельного творчества, признанными и за пределами Тамбовщины.
Культурная жизнь города Мичуринска отличается своей разноплановостью. Сфера культуры в городе представлена: МБУ ДО "ДМШ N 1", МБУ ДО "МДШИ", МБУ ДО "МДХШ", МБУ ДО "КДШИ", МБУК "ДК "Авангард", МБУК ЦДМ "Октябрь", МБУК "ПКиО", МБУК "МКМ", МБУК "ЛММ", МБУК "ЦБС", которые обеспечивают создание условий для сохранения, развития и совершенствования профессионального искусства, народного творчества, развития сферы досуга, обеспечения разнообразия культурного досуга различных слоев населения. Общая численность работающих в отрасли составляет более 400 человек.
В городе Мичуринске учебно-образовательный процесс обеспечивают 4 муниципальных бюджетных образовательных учреждения дополнительного образования отрасли культуры, ориентированных на развитие инновационной образовательной практики:
МБУ ДО "Детская музыкальная школа N 1 города Мичуринска";
МБУ ДО "Мичуринская детская школа искусств";
МБУ ДО "Мичуринская детская хореографическая школа";
МБУ ДО "Кочетовская детская школа искусств города Мичуринска".
Выявление художественно одаренных детей и молодежи является задачей образовательных учреждений дополнительного образования.
Работа всех образовательных учреждений направлена сохранение и увеличение контингента обучающихся, качественное улучшение образовательного процесса, поиск новых форм методической работы, внедрение опытно-экспериментальной деятельности и реализацию новых образовательных проектов.
Вместе с тем в образовательных учреждениях остро стоят проблемы обновления материально-технической базы учреждений; повышения профессионального уровня педагогических кадров; представительства учреждений дополнительного образования в выездных конкурсах и фестивалях. Вследствие этого сужается и обедняется художественная и музыкальная среда, наличие которой является одним из важнейших условий начального профессионального и общего эстетического образования детей.
Ситуация на рынке труда в сфере культуры является одной из актуальных проблем и связана с вопросом сохранения и воспроизводства кадров в отрасли. В настоящее время налицо тенденция старения кадрового состава работников всех МБУ ДО: 80% работников - это преподаватели в возрасте свыше 50 лет, а доля молодых специалистов составляет всего 20%.
Культурно-досуговую деятельность в отрасли культуры города Мичуринска осуществляют 3 муниципальных бюджетных учреждения культуры:
МБУК "Дом культуры "Авангард";
МБУК Центр досуга молодежи "Октябрь";
МБУК "Парк культуры и отдыха".
Базовым элементом в создании услуг муниципальных культурно-досуговых учреждений являются самодеятельные объединения граждан - клубные формирования по всем направлениям творческой и социокультурной деятельности.
Клубные формирования отрасли культуры проводят свою работу в таких формах, как кружки, студии и прочие клубные формирования и любительские объединения. В учреждениях культурно-досугового типа города насчитывается 33 клубных формирования и творческих коллективов.
В городе Мичуринске права граждан на доступ к культурным ценностям посредством предоставления музейных услуг обеспечивают 2 муниципальных бюджетных учреждения культуры:
МБУК "Мичуринский краеведческий музей";
МБУК "Литературно-музыкальный музей г. Мичуринска".
Актуальными проблемами организации деятельности музеев на сегодняшний день являются:
комплектование фондов музеев экспонатами и уникальными документами;
формирование имиджа музеев, как культурных, многофункциональных информационных центров, решающих задачи сохранности, исследования и презентации историко-культурного наследия, поддержания социальной стабильности, воспитания и образования населения;
расширение спектра услуг, предоставляемых музеями, расширение разнообразия форм деятельности и её актуализация в соответствии с выявленными интересами и потребностями реальных и потенциальных посетителей;
обеспечение адекватного развития процессов информатизации, связанных как с оцифровкой наиболее значимых музейных предметов и коллекций, так и с ведением комплектования, учёта и хранения музейных фондов и др.
Библиотечное обслуживание населения города осуществляет МБУК "Централизованная библиотечная система города Мичуринска", в состав которого входят Центральная городская библиотека, центральная детская библиотека и 11 библиотек-филиалов.
Значительную часть культурного наследия города составляют фонды библиотек, которые включают большое количество книжных памятников общероссийского значения, уникальных краеведческих изданий, которые, кроме научной, культурно-исторической и информационной ценности, имеют огромную материальную ценность.
Совершенствование комплектования документных фондов общедоступных (публичных) библиотек, обеспечение их сохранности и использования, популяризация знаний по истории и культуре Тамбовщины являются приоритетными направлениями в деятельности библиотек.
В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, идет переориентация на иные, чем раньше ценности. И новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании военно-патриотического и гражданского сознания населения города.
Поэтому на сегодня главная проблема заключается в создании современной системы гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, способного обеспечить целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения, сохранения, формирования в новых условиях преданности чувства любви к Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства, уверенности в великом будущем России.
В целом динамика обновления библиотечных фондов ЦБС новыми экземплярами является положительной. Обеспеченность новыми поступлениями населения города остается постоянной, 40% от общего числа составляют подписные периодические издания, которые очень важны для пользователей библиотек ЦБС, но являются документами временного хранения. Сохраняется положительная динамика обновления фонда документами последних лет издания в общем количестве библиотечного фонда ЦБС.
В связи с быстрым распространением информационно-коммуникационных технологий, а также с ростом числа активных интернет-пользователей и увеличением количества оцифрованных полнотекстовых изданий, размещённых в сети Интернет, возможно сокращение числа пользователей и посещений библиотек. Следовательно, в муниципальных библиотеках возникает необходимость развития системы обмена информацией с получателями услуг при помощи глобальных компьютерных сетей через создание электронной библиотеки. Для предоставления электронных услуг пользователям: доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных, оцифрованным изданиям, в ЦБС производится перевод информационных ресурсов библиотек в цифровую форму, развиваются технологии использования сводного электронного каталога. С помощью данного каталога интернет-пользователи смогут легко и быстро получить необходимую им информацию, не выходя из дома.
Библиотечная система города обеспечивает бесплатный, свободный доступ к библиотечным фондам и справочно-поисковому аппарату; ориентирована в обслуживании на все социальные группы; предлагает разнообразный спектр библиотечных и сервисных услуг; гарантирует высокий уровень проводимых культурно-досуговых мероприятий.
В публичной деятельности учреждений сделан акцент на увеличение количества массово-зрелищных и социально-значимых мероприятий. Наблюдается профессиональный рост исполнительского мастерства коллективов, что улучшает качество культурно-просветительской деятельности.
Предлагаемые учреждениями культуры услуги востребованы горожанами, о чем свидетельствует рост посетителей на городских мероприятиях. Увеличивается доходная составляющая в деятельности учреждений культуры.
Ремонтные работы, выполненные за последние годы, позволили существенно улучшить содержание зданий и помещений. Проведён ремонт фасадов, кровли зданий, систем тепло- и водоснабжения, внутренних помещений ряда учреждений культуры.
Вместе с тем, многие проблемы сферы культуры пока остаются нерешенными. В деятельность учреждений культуры не внедряются современные автоматизированные системы на основе программного обеспечения. Неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности учреждений культуры.
Наболевшей проблемой является высокая степень износа музыкальных инструментов, компьютеров, оргтехники и оборудования. Средств на их обновление недостаточно.
Использование программно-целевого метода при реализации мероприятий муниципальной программы позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на основных направлениях деятельности, что является необходимым условием дальнейшего развития учреждений культуры города.
На сегодняшний день учреждения культуры города испытывают острый дефицит в квалифицированных кадрах, обусловленный низким общественным престижем профессий клубного, библиотечного и музейного работников, низким уровнем оплаты труда. Уход специалистов из сферы культуры и слабый приток молодежи снижают эффективность работы. В учреждениях культуры наблюдается ярко выраженная тенденция старения кадров, низкий процент работников с высшим образованием.
Модернизация сферы культуры должна коснуться всех направлений, начиная от кадровой политики и заканчивая укреплением материальной базы и реализацией новых творческих инициатив.
Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности культуры города на внутреннем и внешнем рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в сфере культуры.
Требуется переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное, архивное дело, концертно-театральную деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также значительное укрепление потенциала города в сфере культуры.
Реализация муниципальной программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. В этой связи важное значение имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели, решением задач программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
В рамках реализации муниципальной программы могут быть выделены финансовые и административные риски ее реализации.
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным, вследствие этого, уровнем бюджетного финансирования сферы культуры, отсутствием устойчивого источника финансирования деятельности организаций, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают:
ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий программы, в зависимости от достигнутых результатов;
определение приоритетов для первоочередного финансирования;
привлечение внебюджетного финансирования, в том числе выявление и внедрение лучшего опыта привлечения внебюджетных ресурсов в сферу культуры.
Административные риски связаны с неэффективным управлением реализацией программы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой нарушение планируемых сроков реализации программы, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий программы.
Основными условиями минимизации административных рисков являются:
формирование эффективной системы управления реализацией программы;
проведение систематического аудита результативности реализации программы;
регулярная публикация отчетов о ходе реализации программы;
повышение эффективности взаимодействия участников реализации программы;
создание системы мониторингов реализации программы.
Раздел 2 изменен с 8 октября 2018 г. - Постановление администрации города Мичуринска Тамбовской области от 8 октября 2018 г. N 1944
2. Приоритеты развития муниципального образования в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации муниципальной программы
Приоритетные направления реализации муниципальной программы в сфере культуры установлены с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровней:
Государственной программой Тамбовской области "Развитие институтов гражданского общества" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 28.10.2013 N 1206;
Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761);
Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы (одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1244-р);
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р);
Государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2567-р);
Концепцией сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы (утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2008 N 267);
Законом Тамбовской области от 21.06.1996 N 67-З "О библиотечном деле в Тамбовской области";
Законом Тамбовской области от 29.04.2009 N 512-З "О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года";
постановлением администрации Тамбовской области от 07.06.2010 N 664 "Об организации доступа к информации о деятельности органов государственной власти Тамбовской области";
постановлением администрации Тамбовской области от 06.07.2010 N 794 "Об обязательном экземпляре Тамбовской области";
постановлением администрации Тамбовской области от 28.10.2011 N 1481 "Об организации центров общественного доступа к официальным сайтам органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и к государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронном виде, и об организации регионального центра телефонного обслуживания граждан и организаций по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг".
Реализация вышеперечисленных стратегических документов и нормативных правовых актов позволила наметить пути решения многих проблем сферы культуры и решить некоторые из них.
Реализация муниципальной программы будет осуществляться по следующим направлениям:
укрепление единого культурного пространства города Мичуринска на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций;
обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства;
создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации дополнительного
художественного образования и культурного досуга;
создание необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности в сфере культуры;
совершенствование организационных механизмов, оптимизация деятельности организаций и учреждений культуры;
укрепление имиджа города с традиционной и развивающейся современной культурой;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры; повышение социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное признание);
развитие системы подготовки кадров.
Приоритеты деятельности в отдельных секторах сферы культуры описаны в соответствующих подпрограммах муниципальной программы.
Главной целью муниципальной программы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и общества через сохранение, эффективное использование и пополнение культурного потенциала города Мичуринска Тамбовской области.
Формулировка цели определяется приоритетами муниципальной политики, ключевыми проблемами в рассматриваемой сфере. Достижение данной цели предполагается посредством решения взаимосвязанных и взаимодополняющих задач.
Задача 1. Сохранение, пополнение и использование историко-культурного наследия города, обеспечение равного доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, создание эффективной системы поддержки культурных инициатив, в том числе в деле сохранения и развития традиций народной культуры, поддержки детского и молодежного творчества, образования в сфере культуры.
Данная задача ориентирована на реализацию прав граждан в области культуры, установленных в положениях статьи 44 Конституции Российской Федерации.
Решение первой задачи будет обеспечено посредством осуществления подпрограмм "Наследие", "Искусство", включающих:
оказание муниципальных услуг библиотеками, музеями, архивом, учреждениями культурно-досугового типа и дополнительного образования;
развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности;
создание условий для сохранения и развития исполнительских, хореографических и изобразительных искусств;
проведение крупномасштабных мероприятий муниципального и регионального значения, посвященных значимым событиям отечественной культуры;
сохранение и развитие традиций города.
Задача 2. Создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры города Мичуринска Тамбовской области.
Данная задача выполняется в рамках подпрограммы "Обеспечение условий реализации муниципальной программы" и включает формирование нормативно-правовых, организационных, экономических, финансовых, кадровых, научных, материально-технических, информационных, методических и иных условий, необходимых для обеспечения устойчивого развития сферы культуры на период до 2020 года.
Для решения задачи планируется:
выполнение муниципальных функций по выработке и реализации государственной региональной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере культуры;
осуществление инвестиций в строительство объектов культурной инфраструктуры;
реализация мер по развитию информатизации отрасли;
управление реализацией и изменениями муниципальной программы.
Задача 3. Обеспечение эффективного управления муниципальной программой и повышение эффективности работы учреждений культуры.
Решение данной задачи способствует развитию системы управления в сфере культуры, а также содействие развитию учреждений сферы культуры города.
Задача 4. Развитие и совершенствование системы патриотического воспитания населения города.
Решение этой задачи способствует развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания детей и молодежи, обеспечивает развитие у граждан чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации.
Муниципальная программа реализуется на постоянной основе (без определения этапов) 2015 - 2024 годы, что обеспечивает преемственность выполнения основных мероприятий и позволяет последовательно решить поставленные на долгосрочную перспективу задачи.
Раздел 3 изменен с 8 октября 2018 г. - Постановление администрации города Мичуринска Тамбовской области от 8 октября 2018 г. N 1944
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы
Система показателей (индикаторов) муниципальной программы включает взаимодополняющие друг друга индикаторы цели и индикаторы входящие в муниципальную программу подпрограмм и приведена в приложении N 1 к муниципальной программе.
Данная система сформирована с учетом требований постановления администрации города от 17.02.2014 N 355 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ города Мичуринска" и обеспечивает возможность проверки и подтверждения достижения установленных плановых значений рассматриваемых показателей (индикаторов).
Показатели (индикаторы) муниципальной программы связаны с основными мероприятиями и позволяют оценить ожидаемые результаты и эффективность ее реализации на период до 2024 года.
С учетом специфики сфер культуры достижение цели муниципальной программы косвенно оценивается следующими ключевыми показателями (индикаторами):
Индикатор 1. Доля населения, систематически участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, в общей численности населения (в процентах).
Данный индикатор отражает удовлетворение потребностей личности населения в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей.
Индикатор 2. Увеличение количества участников мероприятий, направленных на пропаганду патриотизма (чел.).
Индикатор демонстрирует увеличение количества жителей города, вовлеченных в мероприятия патриотической направленности.
Индикатор 3. Прирост количества посещений учреждений культуры по сравнению с 2013 годом (в процентах).
Увеличение количества посещений организаций культуры (библиотек, музеев, учреждений культурно-досугового типа), является одним из целевых ориентиров развития сферы культуры, установленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года.
Индикатор 4. Рост количества обучающихся в учреждении дополнительного образования по отношению к 2013 году (человек).
Увеличение количества обучающихся в учреждении дополнительного образования является важнейшей задачей по охвату детей.
Показатель (индикатор) демонстрирует увеличение количества обучающихся в учреждении дополнительного образования и успешность создания условий для вовлечения учащихся (воспитанников) образовательных учреждений в исполнительскую деятельность.
Индикатор 5. Прирост числа лауреатов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2013 году (в процентах).
Индикатор позволяет определить динамику числа лауреатов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2013 году. Положительная динамика значений индикатора будет свидетельствовать о повышении уровня профессионального мастерства участников конкурсов и фестивалей, укреплении престижа отечественной школы в сфере культуры, расширении пространства профессионального художественного творчества, развитии потенциала искусства города.
Индикатор 6. Повышение уровня удовлетворенности жителей города качеством предоставления муниципальных услуг в сфере культуры (в процентах).
Данный индикатор отражает достижение целей и реализацию поставленных перед учреждениями культуры задач, направленных на улучшение качества предоставляемых ими муниципальных услуг.
Индикатор 7. Соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений, подведомственных управлению по развитию культуры и спорта администрации города (в процентах)
Набор индикаторов сформирован таким образом, чтобы обеспечить охват наиболее значимых результатов программы. Перечень индикаторов носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателя.
Перечень и сведения о плановых значениях показателей (индикаторов) муниципальной программы и подпрограмм (с расшифровкой плановых значений по годам реализации) представлены в приложении N 1 к муниципальной программе города Мичуринска "Развитие культуры города Мичуринска".
В качестве показателей (индикаторов) успешности решения задач муниципальной программы предусматривается использование показателей (индикаторов), характеризующих выполнение входящих в нее подпрограмм.
Описания показателей (индикаторов) подпрограмм представлены в соответствующих разделах муниципальной программы.
Показатели (индикаторы) муниципальной программы имеют запланированные по годам количественные значения.
При определении плановых значений показателей (индикаторов) муниципальной программы использовались: данные государственной статистики;
данные финансового управления администрации города о бюджетном финансировании сферы культуры.
Улучшение значений целевых показателей (индикаторов) в рамках реализации муниципальной программы предполагается за счет:
повышения прозрачности и открытости деятельности учреждений культуры;
развитие и совершенствование системы патриотического воспитания населения города;
роста качества и эффективности муниципального управления в сфере культуры;
повышения мотивации работников культуры;
внедрения современных информационных и инновационных технологий в сфере культуры;
увеличения объемов бюджетного и внебюджетного финансирования сферы культуры.
Важнейшими условиями успешной реализации муниципальной программы являются:
признание стратегической роли и приоритета культуры для обеспечения социальной стабильности города Мичуринска;
повышение заработной платы работников учреждений культуры;
качественное изменение подходов к оказанию услуг и развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала;
повышение эффективности управления отраслью, внедрение программно-целевых механизмов на всех уровнях управления сферой культуры;
расширение использования современных информационно-коммуникационных технологий и электронных продуктов;
оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов в сфере культуры, внедрение современных подходов бюджетного планирования, контроля;
повышение качества управления в сфере культуры, в т.ч. путем совершенствования системы государственных закупок.
Решение задач и достижение главной цели муниципальной программы позволит к 2020 году достигнуть следующих основных результатов:
укрепление единого культурного пространства города Мичуринска; перевод отрасли на инновационный путь развития, превращение культуры в наиболее современную и привлекательную сферу общественной деятельности;
широкое внедрение информационных технологий в сферу культуры; повышение качества управления и эффективности расходования бюджетных средств;
принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих деятельность отрасли;
выравнивание уровня доступности культурных благ и художественного образования независимо от размера доходов, социального статуса;
формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры;
создание доступных условий для участия всего населения в культурной жизни, а также привлечения детей, молодежи, лиц с ограниченными возможностями и ветеранов в активную социокультурную деятельность;
создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепления материально-технической базы отрасли, развитие самодеятельного художественного творчества;
обеспечение широкого, без каких-либо ограничений, доступа каждого гражданина к региональным, национальным и мировым культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек, музейных Интернет-ресурсов;
увеличение уровня социального обеспечения работников культуры, финансовой поддержки творческих коллективов, социально значимых проектов;
качественное изменение подходов к оказанию услуг и выполнению работ в сфере культуры, а также к развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала отрасли;
преодоление значительного отставания учреждений культуры в использовании современных информационных технологий, создании электронных продуктов культуры, а также в развитии отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь обеспечивающей новые возможности использования фондов музеев и библиотек;
увеличение объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в сферу культуры;
осуществление комплексного решения задач реализации государственной политики в области культуры в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников культурного процесса, включая общественные и иные негосударственные организации;
обеспечение поддержки инновационных и инвестиционных проектов, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры;
развитие системы социальной поддержки работников сферы культуры, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области культуры.
Одной из первоочередных задач финансового менеджмента в сфере культуры останется поэтапное повышение заработной платы работникам учреждений культуры. В целях преодоления дефицита специалистов кадровый менеджмент займет особое место в современных технологиях управления в сфере культуры.
Продолжится модернизация учреждений культуры, в т.ч. обновление материально-технической базы, специального оборудования.
Материальная поддержка будет оказываться на конкурсной основе лучшим муниципальным учреждениям культуры.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.
Раздел 4 изменен с 27 декабря 2017 г. - Постановление администрации города Мичуринска Тамбовской области от 27 декабря 2017 г. N 2932
4. Обобщенная характеристика подпрограмм и мероприятий муниципальной программы
В рамках муниципальной программы не предусмотрена реализация ведомственных целевых программ. При этом предполагается реализация основных мероприятий, выделенных в структуре подпрограмм "Наследие", "Искусство", "Обеспечение условий реализации муниципальной программы", "Патриотическое воспитание населения города Мичуринска Тамбовской области".
Для решения задач по сохранению, пополнению и использованию культурного и исторического наследия города Мичуринска, обеспечению равного доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, развитию и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности предусматривается реализация подпрограмм "Наследие" и "Искусство".
Подпрограмма "Наследие" включает следующие основные мероприятия: развитие библиотечного дела; развитие музеев, развитие архивного дела.
Подпрограмма "Искусство" предусматривает в качестве основного мероприятия организацию культурно-досуговой деятельности и дополнительного образования.
На решение задачи создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры города Мичуринска Тамбовской области направлена подпрограмма "Обеспечение условий реализации муниципальной программы", основным мероприятием которой выступает финансовое обеспечение деятельности муниципальных услуг по организации и ведению бухгалтерского и налогового учета и отчетности учреждений.
Реализация подпрограммы "Обеспечение условий реализации муниципальной программы" способствует также решению задач остальных подпрограмм.
Подпрограмма "Патриотическое воспитание населения города Мичуринска Тамбовской области" предусматривает в качестве основного мероприятия пропаганду патриотизма.
Решение задач в рамках муниципальной программы будет обеспечено комплексом мероприятий, подробное описание которых приведено в приложении N 2 к муниципальной программе.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий в рамках реализации муниципальной программы
В рамках реализации муниципальной программы планируется оказание муниципальными учреждениями культуры следующих муниципальных услуг (выполнение работ):
предоставление библиотечных услуг;
публикация музейных предметов, музейных коллекций путём публичного показа;
показ концертов и концертных программ, иных зрелищных программ;
работа по организации досуга и созданию условий для массового отдыха;
предоставление дополнительного образования детям;
организация и ведение бухгалтерского учета и отчетности муниципальных учреждений сферы культуры города.
Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города по муниципальной программе приведен в приложении N 3 к муниципальной программе.
Раздел 6 изменен с 8 октября 2018 г. - Постановление администрации города Мичуринска Тамбовской области от 8 октября 2018 г. N 1944
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Реализация мероприятий муниципальной программы осуществляется за счет средств федерального, областного, городского бюджетов и внебюджетных источников. Внебюджетными источниками являются средства, привлекаемые муниципальными учреждениями от оказания платных услуг (работ), за счет прочих безвозмездных поступлений, а также за счет средств, поступающих от сдачи в аренду имущества.
В соответствии с бюджетом действующих расходных обязательств общий объем финансирования муниципальной программы из всех источников предусматривается в размере 1166647,5 тыс. рублей, в том числе:
2015 год - 111 645,3 тыс. рублей;
2016 год - 134 214,5 тыс. рублей;
2017 год - 129 572,9 тыс. рублей;
2018 год - 153 653,0 тыс. рублей;
2019 год - 106 260,3 тыс. рублей;
2020 год - 106 260,3 тыс. рублей
2021 год - 106 260,3 тыс. рублей;
2022 год - 106 260,3 тыс. рублей;
2023 год - 106 260,3 тыс. рублей;
2024 год - 106 260,3 тыс. рублей,
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета - 97,4 тыс. рублей в том числе:
2015 год - 29,7 тыс. рублей;
2016 год - 11,8 тыс. рублей;
2017 год - 26,9 тыс. рублей;
2018 год - 29,0 тыс. рублей;
2019 год - 0,0 тыс. рублей;
2020 год - 0,0 тыс. рублей;
2021 год - 0,0 тыс. рублей;
2022 год - 0,0 тыс. рублей;
2023 год - 0,0 тыс. рублей;
2024 год - 0,0 тыс. рублей.
Общий объем бюджетных ассигнований областного бюджета - 75576,3 тыс. рублей в том числе:
2015 год - 298,1 тыс. рублей;
2016 год - 35 439,2 тыс. рублей;
2017 год - 27 709,5 тыс. рублей;
2018 год - 11 830,7 тыс. рублей;
2019 год - 49,8 тыс. рублей;
2020 год - 49,8 тыс. рублей;
2021 год - 49,8 тыс. рублей;
2022 год - 49,8 тыс. рублей;
2023 год - 49,8 тыс. рублей;
2024 год - 49,8 тыс. рублей.
Общий объем бюджетных ассигнований бюджета города предусматривается в размере 933038,5 тыс. рублей, в том числе:
2015 год - 94 772,2 тыс. рублей;
2016 год - 81 615,1 тыс. рублей;
2017 год - 86 374,9 тыс. рублей;
2018 год - 126 253,3 тыс. рублей;
2019 год - 90 670,5 тыс. рублей;
2020 год - 90 670,5 тыс. рублей;
2021 год - 90 670,5 тыс. рублей;
2022 год - 90 670,5 тыс. рублей;
2023 год - 90 670,5 тыс. рублей;
2024 год - 90 670,5 тыс. рублей.
Общий объем внебюджетных средств предусматривается в размере 157935,3 тыс. рублей, в том числе:
2015 год - 16 545,3 тыс. рублей;
2016 год - 17 148,4 тыс. рублей;
2017 год - 15 461,6 тыс. рублей;
2018 год - 15 540,0 тыс. рублей;
2019 год - 15 540,0 тыс. рублей;
2020 год - 15 540,0 тыс. рублей;
2021 год - 15 540,0 тыс. рублей;
2022 год - 15 540,0 тыс. рублей;
2023 год - 15 540,0 тыс. рублей;
2024 год - 15 540,0 тыс. рублей.
Объем финансовых ресурсов из средств бюджета города на реализацию мероприятий муниципальной программы подлежит уточнению при формировании проектов бюджета города на очередной финансовой год и плановый период, в установленном порядке.
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования представлено в приложении N 4 к муниципальной программе.
7. Механизмы реализации муниципальной программы
Механизмами реализации муниципальной программы являются: комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов. Цель муниципальной программы предполагается к достижению через всю сеть учреждений культуры, расположенных в городе и предоставляющих услуги в сфере культуры. Такой подход позволяет поддерживать позитивную конкуренцию, эффективно использовать ресурсы, обмениваться лучшими практиками, создавать максимальные возможности для развития культуры;
взаимодействие с потребителями услуг в сфере культуры. Важным ресурсом успеха муниципальной программы должно стать улучшение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, их востребованность населением города;
опора на лучшую практику. Ключевым принципом реализации муниципальной программы станет опора на инициативу, профессионализм работников отрасли, на основе анализа деятельности которых будут определены требования к результатам, процессу и условиям предоставления услуг в сфере культуры;
финансовые стимулы. Новые финансово-экономические механизмы, устанавливающие зависимость объемов финансирования от качества и результативности оказания услуг, предоставляющие учреждениям культуры больше самостоятельности в финансово-экономической сфере, обеспечат рациональное и справедливое распределение финансового ресурса, стимулируют рост качества оказываемых услуг и эффективности деятельности учреждений культуры;
развитие обратной связи. Широкое использование инструментов объективного, независимого, прозрачного контроля качества оказываемых услуг в сочетании с расширением общественного участия в управлении даст возможность жителям города значительно улучшить работу сферы культуры. В комплексную систему оценки качества работы учреждений культуры войдут мониторинг востребованности услуг учреждений культуры, инструменты информационной прозрачности (сайты, публичные доклады).
Муниципальная программа предусматривает персональную ответственность исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий.
Для единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий муниципальной программы, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, необходимо четкое взаимодействие между всеми исполнителями программы.
Ответственный исполнитель:
обеспечивает совместно с соисполнителями разработку проекта муниципальной программы (внесения изменений), его согласование и внесение в установленном порядке в финансовое управление администрации города;
организует и координирует реализацию муниципальной программы, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий, принимает решение о внесении изменений в муниципальную программу в соответствии с установленными требованиями и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей муниципальной программы в целом и в части его касающейся, а также конечных результатов ее реализации;
с учетом результатов оценки эффективности муниципальной программы и выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств, уточняет целевые индикаторы, программные мероприятия, затраты по ним, механизм реализации муниципальной программы, разрабатывает и представляет для согласования и утверждения в установленном порядке соответствующие изменения в муниципальную программу;
предоставляет по запросам в финансовое управление администрации города сведения о реализации муниципальной программы;
запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы;
разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств из федерального бюджета и внебюджетных источников;
подготавливает отчеты и пояснительную записку по установленным формам, представляет их в управление экономики и внутреннего финансового контроля администрации города.
Соисполнители:
разрабатывают и осуществляют реализацию подпрограмм и/или основных мероприятий муниципальной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
обеспечивают целевое и эффективное использование средств; несут ответственность за целевые индикаторы в части их касающихся; представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы финансового управления администрации города, а также отчеты о ходе реализации мероприятий муниципальной программы;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчетов о ходе реализации муниципальной программы;
представляют ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным муниципальным контрактам в рамках реализации мероприятий муниципальной программы.
Внесение изменений в муниципальную программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений администрации города, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации муниципальной программы.
Приобретение материальных средств, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд осуществляется на основании законодательства в данной сфере.
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.