Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 апреля 2007 г. N Ф09-3031/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги"), Министерства финансов Российской Федерации на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2007 по делу N А60-10635/06-С3 по иску ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству финансов Свердловской области, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Свердловской области, Министерству социальной защиты населения Российской Федерации по Свердловской области о взыскании 56140430 руб. 02 коп.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства финансов Свердловской области - Сураев П.Н. (доверенность от 09.01.2007 N 13-08);
Министерства финансов Российской Федерации - Плинч Н.Г. (доверенность от 12.01.2007);
Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Свердловской области - Плинч Н.Г. (доверенность от 12.01.2007);
ОАО "Российские железные дороги" - Ахметзянова Н.А. (доверенность от 02.04.2007); Панфилова В.Ф. (доверенность от 22.12.2006).
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, другие представители в судебное заседание не явились.
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству финансов Свердловской области, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Свердловской области, Министерству социальной защиты населения Российской Федерации по Свердловской области о взыскании 56140430 руб. 02 коп. убытков, причиненных в результате невозмещения расходов, связанных с предоставлением в 2003-2004 гг. льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
До принятия судом решения истец заявил об увеличении суммы иска и просил взыскать убытки в размере 57816750 руб. 75 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.10.2006 взыскано с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Российские железные дороги" 57816750 руб. 75 коп. В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Свердловской области, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Свердловской области, Министерству социальной защиты населения Российской Федерации по Свердловской области отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2007 решение изменено, взыскано с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Российские железные дороги" 48358899 руб. 48 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Министерство финансов Российской Федерации с постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда не согласно в части возврата ОАО "Российские железные дороги" из федерального бюджета государственной пошлины в размере 83600 руб., просит в указанной части постановление изменить, при этом ссылается на нарушение арбитражным апелляционным судом абз. 5 п.п. 1 п. 1 ст. 333.21, п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ОАО "Российские железные дороги" с постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда не согласно, просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Обжалуя судебный акт, заявитель кассационной жалобы ссылается на нарушение арбитражным апелляционным судом ст. 38, 154, 157 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2003-2004 гг. ОАО "Российские железные дороги" предоставляло отдельным категориям граждан предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте, сведения о предоставленных льготах и понесенных в связи с этим расходах подтверждаются данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (далее - АСУ "Экспресс"), которые содержат информацию о фамилии граждан, основании предоставления льготы, ее размере, маршруте следования, номере льготного удостоверения.
Согласно п. 22 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте соответствующая распечатка из АСУ "Экспресс" подтверждает факт продажи проездного документа.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании убытков за счет средств казны Российской Федерации, суды обеих инстанций обоснованно исходили из того, что наличие не возмещенных истцу расходов подтверждается материалами дела и государство не исполнило своей обязанности по компенсации затрат транспортной организации.
Данный вывод судов обеих инстанций является правильным, основан на материалах дела и требованиях закона.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией.
Согласно п. 5 ст. 780 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим транспортной организацией расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 5 статьи 790 Гражданского Кодекса РФ
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей на дату оказания истцом услуг, предусмотрено, что расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов данным Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации; для отдельных категорий граждан предусматривалось предоставление льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Изменяя решение суда первой инстанции и исключая из суммы, взыскиваемой с Российской Федерации в пользу ОАО "Российские железные дороги" НДС в сумме 9457851 руб. 27 коп., арбитражный апелляционный суд исходил из того, что соответствующая сумма НДС была включена ОАО "Российские железные дороги" в тарифы на перевозку железнодорожным транспортом пассажиров, в том числе пользующихся льготами.
Согласно п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров, исчисленная из фактических цен их реализации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно исключил из расчета взыскиваемой суммы иска сумму НДС и взыскал с ответчика 48358899 руб. 48 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Распределение судебных расходов по уплате государственной пошлины произведено арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями ст. 333.37, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемое постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда является законным и отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационных жалоб ОАО "Российские железные дороги", Министерства финансов Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2007 по делу N А60-10635/06-С3 оставить без изменения, кассационные жалобы ОАО "Российские железные дороги", Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей на дату оказания истцом услуг, предусмотрено, что расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов данным Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации; для отдельных категорий граждан предусматривалось предоставление льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
...
Согласно п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров, исчисленная из фактических цен их реализации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 апреля 2007 г. N Ф09-3031/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника