Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 апреля 2007 г. N Ф09-2743/07-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 августа 2007 г. N 9732/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации (далее - служба судебных приставов) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.10.2006 по делу N А60-11166/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
службы судебных приставов - Корноухов Е.А. (доверенность от 16.01.2007);
Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области - Корноухов Е.А. (доверенность от 18.01.2007 N 28);
Федерального казначейства Российской Федерации - Павленко А.Е. (доверенность от 02.02.2007);
Министерства финансов Российской Федерации - Павленко А.Е. (доверенность от 12.01.2007);
Управления федерального казначейства по Свердловской области - Павленко А.Е. (доверенность от 31.08.2002 N 13-17/347);
закрытого акционерного общества "Страховая группа "Спасские ворота" (далее - общество) - Рублева Е.В. (доверенность от 01.07.2006 N 2006/386-с);
Министерства финансов по Свердловской области - Иванова О.А. (доверенность от 09.01.2007 N 13-06);
Министерства юстиции Российской Федерации по Уральскому федеральному округу - Кадцына С.Д. (доверенность от 01.03.2007).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Процессуальные права и обязанности разъяснены, отводов составу суда не заявлено, ходатайств не поступило.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Федеральному казначейству Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Свердловской области, службе судебных приставов, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Октябрьскому отделу г. Екатеринбурга Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации по Уральскому округу, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов по Свердловской области о взыскании убытков, причиненных действиями судебного пристава-исполнителя в результате незаконного взыскания исполнительского сбора в размере 57827 руб. 64. коп.
Решением суда от 05.10.2006 в пользу общества за счет казны Российской Федерации взыскан ущерб в сумме 57872 руб. 64 коп., а из дохода федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 2240 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2007 решение суда изменено, с службы судебных приставов за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 57872 руб. 64 коп. в счет возмещения ущерба и 2240 руб. в счет возмещения расходов по государственной пошлине. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, служба судебных приставов просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) ст. 9, 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в целях исполнения исполнительных документов: от 19.04.2005 N 2-221/2004, выданного Верх-Исетским районным судом г. Екатеринбурга на взыскание с общества в пользу Челикова В.А. 179417 руб., от 01.03.2005 и от 12.04.2005 N 2-457, выданных Октябрьским районным судом г. Екатеринбурга на взыскание с общества в пользу Садыковой Г.В. 583112 руб. и 64223 руб., судебным приставом-исполнителем Сосниным А.В. вынесены постановления о возбуждении исполнительного производства: от 03.05.2005 N 8313/16-05 и от 02.06.2005 N 8980/16-05, 8981/16-05. Постановлением от 02.06.2005 N 8313/16/05-С данные исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство, общая сумма взыскания по которому составила 826752 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 06.06.2005 наложен арест на счета общества в сумме 826752 руб., а 08.06.2005 вынесены постановления о взыскании с общества исполнительского сбора в размере 7% от общей суммы задолженности, что составило 57872 руб. 64 коп. (12559,19 + 4495,61+40817,84).
Обществом в добровольном порядке 07.06.2005 перечислено в пользу Садыковой Г.В. 384142 руб. 84 коп. (по исполнительному производству N 8980/16-05) и 64223 руб. (по исполнительному производству N 8981/16-05). Оставшаяся сумма задолженности, а также общая сумма исполнительского сбора были списаны с арестованного счета общества. Постановлениями от 17.06.2005 судебный пристав-исполнитель окончил исполнительные производства N 8313/16/05, 8980/16/05, 8981/16/05.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 10.06.2005 признаны незаконными действия судебного пристава-исполнителя по взысканию с общества исполнительского сбора в общей сумме 57872 руб. 64 коп. и по принудительному исполнению исполнительского документа в отношении Челикова В.А..
Общество, полагая, что данными незаконными действиями судебного пристава-исполнителя ему причинен ущерб в размере взысканного исполнительского сбора в сумме 57872 руб. 64, на основании ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обратилось в арбитражный суд с заявлением о его возмещении.
Суд первой инстанции признал факт причинения обществу ущерба действиями судебного пристава-исполнителя и, сославшись на преюдициальность решения Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 10.06.2005, удовлетворил заявленные требования общества, взыскав в его пользу за счет казны Российской Федерации 57872 руб. 64 коп. в счет возмещения ущерба.
Апелляционный суд согласился с выводом о причинении обществу ущерба в указанной сумме, однако решение суда первой инстанции изменил, признав надлежащим ответчиком по делу службу судебных приставов, с которой причиненный обществу ущерб подлежит взысканию за счет казны Российской Федерации.
Выводы апелляционного суда являются правильными и соответствуют материалам дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.
Согласно п. 2 ст. 90 Закона, ст. 330 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вред, причиненный судебным приставом-исполнителем в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по исполнению исполнительного документа, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, то есть ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответственность, предусмотренная ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает при наличии вреда, противоправности поведения причинителя вреда, причинной связи между его противоправными действиями и наступившими последствиями, а также при наличии вины причинителя вреда.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что постановление от 03.05.2005 N 8313/16-05 о возбуждении исполнительного производства в пользу Челикова В.А., а также постановление от 02.06.2005 о возбуждении сводного исполнительного производства обществу не вручались и по почте ему не высылались, о существовании сводного исполнительно производства обществу стало известно лишь 06.06.2005 после ареста его денежных средств, в силу чего общество было лишено возможности в добровольном порядке исполнить обязательства перед взыскателем.
Кроме того, для добровольной уплаты взыскиваемых сумм судебный пристав-исполнитель установил обществу трехдневный срок, включавший в себя два выходных дня, в течение которых отсутствовала возможность для проведения банковских операций.
При таких обстоятельствах судами правильно определено, что судебный пристав-исполнитель установил для общества заведомо невыполнимые сроки для добровольного исполнения требований исполнительных документов и этим нарушил законные права и интересы общества. В свою очередь общество в добровольном порядке произвело уплату части задолженности в пятидневный срок, установленный Законом.
Судами также обоснованно сделан вывод о том, что факт незаконности действий судебного пристава-исполнителя по взысканию с общества исполнительского сбора в общей сумме 57872 руб. 64 коп. установлен вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 10.06.2005, которое для службы судебных приставов имеет преюдициальное значение.
Также правильными являются выводы апелляционного суда о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является служба судебных приставов и соответственно убытки, причиненные обществу, подлежат взысканию со службы судебных приставов за счет казны Российской Федерации в сумме 57872 руб. 64 коп.
Согласно ст. 16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с п. 1 ст. 125 Кодекса от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц органов, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Главным распорядителем средств по ведомственной принадлежности является служба судебных приставов (Положение о Федеральной службе судебных приставов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, Положение о территориальном органе федеральной службы судебных приставов).
Соответственно государственная пошлина в сумме 2240 руб. обоснованно взыскана апелляционным судом в пользу общества со службы судебных приставов.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2007 по делу N А60-11166/06 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с п. 1 ст. 125 Кодекса от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц органов, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Главным распорядителем средств по ведомственной принадлежности является служба судебных приставов (Положение о Федеральной службе судебных приставов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, Положение о территориальном органе федеральной службы судебных приставов)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 апреля 2007 г. N Ф09-2743/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника