Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 апреля 2007 г. N Ф09-2746/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.01.2007 по делу N А47-9358/06.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Оренбургэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившееся в отказе произвести возврат ошибочно перечисленных страховых взносов в сумме 349606 руб. К участию в деле привлечено третье лицо - государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Оренбурга.
Решением суда от 10.01.2007 (резолютивная часть от 26.12.2006) заявленные требования общества удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом положений ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество перечислило платежным поручением от 14.04.2006 страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 349606 руб., указав ошибочно код бюджетной классификации. В связи с этим общество обратилось в инспекцию с заявлениями о возврате ошибочно уплаченных сумм страховых взносов или зачете в счет будущих платежей.
В письмах от 02.05.2006 N 09-58/31502 и от 16.08.2006 N 09-58/52244 инспекцией было отказано в возврате либо зачете названных страховых взносов на том основании, что ей не предоставлено право на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку страховые взносы не являются налоговыми платежами, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.
Считая отказ инспекции в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд.
Признавая незаконным бездействие инспекции, выразившееся в отказе произвести возврат либо зачет страховых взносов, и возлагая на нее обязанность произвести зачет обществу излишне уплаченных страховых взносов, суд исходил из того, что в силу ст. 78 Кодекса возврату налоговым органом подлежат и платежи во внебюджетные фонды.
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что у общества имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 349606 руб., за возвратом которой оно обратилось в инспекцию.
Факт излишней уплаты страховых взносов в указанной сумме инспекцией не оспаривается.
Таким образом, бездействие инспекции в части отказа возвратить ошибочно перечисленные взносы правомерно признано судом незаконным как нарушающее права и законные интересы общества.
Доводы инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании соответствующих норм Закона и Кодекса.
С учетом изложенного судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.01.2007 по делу N А47-9358/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
...
Доводы инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании соответствующих норм Закона и Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 апреля 2007 г. N Ф09-2746/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника