Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 мая 2007 г. N Ф09-3381/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Оренбургрегионгаз") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2006 по делу N А47-6125/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2007 по тому же делу по иску ООО "Оренбургрегионгаз" к администрации г. Оренбурга, Финансовому управлению администрации г. Оренбурга, Министерству финансов Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 27191 руб. 54 коп.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. ООО "Оренбургрегионгаз" заявлено письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.
ООО "Оренбургрегионгаз" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к администрации г. Оренбурга, Финансовому управлению администрации г. Оренбурга, Министерству финансов Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, Минфину России о взыскании 27191 руб. 54 коп. убытков (с учетом налога на добавленную стоимость), возникших в результате невозмещения расходов, связанных с предоставлением в 2004 году отдельным категориям граждан льгот по оплате газа на основании Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Решением суда первой инстанции от 26.10.2006 (резолютивная часть от 20.10.2006) с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Оренбургрегионгаз" взыскано 23043 руб. 68 коп. убытков. В удовлетворении остальной части исковых требований и в иске к другим ответчикам отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2007 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ООО "Оренбургрегионгаз" просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований (взыскании 4147 руб. 86 коп.), полагая, что вывод судов о невключении в состав убытков суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), подлежащего уплате истцу из бюджетных источников, не соответствует положениям ст. 40, 154 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В подтверждение своей позиции кассатор ссылается на постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 28.05.2003 N 42-э/3 "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на природный газ, реализуемый населению", письмо Минфина России от 11.07.2005 N 03-04-11/151, постановление администрации Оренбургской области от 31.12.2003 N 231-п "О розничных ценах на природный газ для населения".
Законность решения и постановления в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Оренбургрегионгаз" в течение 2004 года предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате газа, предусмотренные Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (в редакции, действовавшей в спорный период) указанные категории граждан и совместно проживающие с ними члены их семей освобождаются от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение, центральное отопление). Расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией этого Закона, возмещаются местными финансовыми органами за счет средств федерального бюджета Российской Федерации (статья 11 данного Закона).
Аналогичные положения содержатся и в п. 2 ст. 3, ст. 7 Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (в редакции, действовавшей в спорный период).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы". Действие указанных Правил постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80 продлено на 2004 год.
В силу названных Правил расходы, связанные с реализацией перечисленных законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций.
Полагая, что в результате неоплаты фактически предоставленных в 2004 году льгот по оплате газа, у ООО "Оренбургрегионгаз" образовались убытки в сумме 27191 руб. 54 коп., последнее обратилось в арбитражный суд с данным иском.
Удовлетворяя заявленные требования в сумме 23043 руб. 68 коп., суды исходили из того, что поскольку наличие и размер не возмещенных истцу расходов, связанных с предоставлением льгот, подтверждаются материалами дела, то в силу ст. 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации данные расходы составляют его убытки, которые в связи с неисполнением государством обязанности по их компенсации подлежат взысканию с Минфина России за счет казны Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении остальной части иска, суды указали на то, что согласно пп. 1 п. 1 ст. 146, абз. 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по действующему федеральному законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС.
Данные выводы судов являются законными и обоснованными.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В п. 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (действовавших на момент оказания услуг), разъяснено, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных организацией убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу по НДС.
Следовательно, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС. Соответственно недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что в сумму убытков, возникших в результате невозмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате газа, предусмотренных Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", НДС не включается.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного судом кассационной инстанции отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы как основанные на неправильном толковании норм материального права, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой части являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2006 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2007 по делу N А47-6125/06 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская региональная компания по реализации газа" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (действовавших на момент оказания услуг), разъяснено, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных организацией убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу по НДС.
Следовательно, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС. Соответственно недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что в сумму убытков, возникших в результате невозмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате газа, предусмотренных Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", НДС не включается."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 мая 2007 г. N Ф09-3381/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника