Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 мая 2007 г. N Ф09-3439/07-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы городского округа Красноуральск на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.12.2006 по делу N А60-33279/06-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2007 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя - Ларина Л.В., старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе (удостоверение N 137050);
заинтересованного лица - Медведев А.В. (доверенность от 18.08.2006);
третьего лица - муниципального учреждения "Муниципальный заказчик" (далее - МУ "Муниципальный заказчик") - Медведев А.В. (доверенность от 05.12.2006).
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с заявлением к главе городского округа Красноуральск, третьи лица: МУ "Муниципальный заказчик", общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Энергия" (далее - ООО "ЖКХ-Энергия"), общество с ограниченной ответственностью "Полистрой" (далее - ООО "Полистрой"), о признании недействительным ненормативного правового акта - постановления главы городского округа Красноуральск от 01.08.2006 N 663 "О заключении договора на оказание комплекса коммунальных услуг населению в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод".
Решением суда первой инстанции от 08.12.2006 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление главы городского округа Красноуральск от 01.08.2006 N 663 "О заключении договора на оказание комплекса коммунальных услуг населению в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" признано недействительным в части заключения договора на эксплуатацию и техническое обслуживание комплекса с ООО "ЖКХ-Энергия" сроком до пяти лет на период подготовки технической документации (разработки, согласования) на объекты водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для последующего проведения конкурса на концессионной основе, а также в части подготовки необходимых документов для передачи муниципального имущества ООО "ЖКХ-Энергия" на период подготовки технической документации на безвозмездной основе. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. На главу городского округа Красноуральск возложена обязанность отменить постановление в указанной части.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.02.2007 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, глава городского округа Красноуральск просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части признания недействительным постановления главы городского округа Красноуральск от 01.08.2006 N 663 "О заключении договора на оказание комплекса коммунальных услуг населению в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", направить дело на новое рассмотрении, ссылаясь на применение судами не подлежащего применению к спорным правоотношениям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", нарушение судами норм процессуального права (ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, главой городского округа Красноуральск было принято постановление от 01.08.2006 N 663 "О заключении договора на оказание комплекса коммунальных услуг населению в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод".
Данным постановлением предписано временно, на период подготовки технической документации (разработка, согласования) на объекты водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для последующего проведения конкурса, на концессионной основе заключить договор на эксплуатацию и техническое обслуживание комплекса с ООО "ЖКХ-Энергия" сроком до пяти лет. Также указанным постановлением на МУ "Муниципальный заказчик" возложена обязанность по подготовке необходимых документов для передачи муниципального имущества (объектов комплекса) ООО "ЖКХ-Энергия" на период подготовки технической документации на безвозмездной основе.
Во исполнение постановления МУ "Муниципальный заказчик" заключило с ООО "ЖКХ-Энергия" договор от 01.08.2006 N 27 на оказание услуг (выполнение работ) по эксплуатации и техническому обслуживанию систем и сооружений водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которым МУ "Муниципальный заказчик" передает, а ООО "ЖКХ-Энергия" принимает исключительное право пользования и управления объектами имущественного комплекса в виде сетей водоснабжения, сетей водоотведения и канализации, очистных сооружений, находящихся в муниципальной собственности, при условии осуществления ООО "ЖКХ-Энергия" инвестиций и исполнения обязательств по оказанию услуг, техническому обслуживанию и эксплуатации этого имущества. На протяжении всего срока действия договора ООО "ЖКХ-Энергия" получает исключительное право осуществлять деятельность по оказанию абонентам услуг водоснабжения и водоотведения, приему и очистке канализационных вод с использованием переданных объектов имущественного комплекса.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании постановления главы городского округа Красноуральск от 01.08.2006 N 663 недействительным, заместитель прокурора Свердловской области сослался на то, что оспариваемое постановление не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", поскольку размещение заказа на эксплуатацию и техническое обслуживание имущественного комплекса в целях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод произведено без проведения торгов.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что оспариваемым постановлением фактически дается указание на заключение с ООО "ЖКХ-Энергия" договора об оказании населению городского округа услуг по водоснабжению, водоотведению, приему и очистке сточных вод путем эксплуатации объектов, передаваемых ООО "ЖКХ-Энергия" в безвозмездное пользование.
Согласно ч. 1 ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения.
Обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых в том числе для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в редакции, действовавшей в спорный период).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действовавшей в спорный период) данный Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (60000 руб. согласно Указанию Центрального банка Российской Федерации от 14.11.2001 N 1050-У).
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что размещение заказа на оказание населению городского округа комплекса коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод должно осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно ст. 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" во всех случаях размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона), за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. При этом аукцион проводится при размещении заказов в отношении товаров, работ, услуг, поименованных в утвержденных Правительством Российской Федерации перечнях.
Порядок размещения заказа путем проведения конкурса установлен в ст. 20-31 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что конкурс на оказание комплекса услуг по водоснабжению и водоотведению на территории городского округа Красноуральск учреждением "Муниципальный заказчик" объявлялся, однако ни одной заявки на участие в конкурсе не поступило. При таких обстоятельствах в соответствии с ч. 11 ст. 25 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурс следовало признать несостоявшимся.
Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случаях, если конкурс признан несостоявшимся, заказчик вправе объявить о проведении повторного конкурса либо направить документы о проведении конкурса и признании его несостоявшимся в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Порядок согласования возможности заключения государственного или или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) утвержден приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 N 124.
С учетом того, что доказательства соблюдения установленного Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" порядка размещения заказа заинтересованным лицом в материалы дела представлены не были, суды пришли к правомерному выводу о признании недействительным в названной части постановления главы городского округа Красноуральск от 01.08.2006 N 663 о заключении с ООО "ЖКХ-Энергия" договора на эксплуатацию и техническое обслуживание комплекса - систем и сооружений водоснабжения и канализации, а также о передаче ООО "ЖКХ-Энергия" объектов комплекса на безвозмездной основе.
Обоснованным является и вывод суда апелляционной инстанции о нарушении принятием оспариваемого постановления главы городского округа Красноуральск от 01.08.2006 N 663 о размещении муниципального заказа в нарушение установленного порядка (без проведения торгов) прав и законных интересов жителей муниципального образования.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными; нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и для удовлетворения кассационной жалобы главы городского округа Красноуральск судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.12.2006 по делу N А60-33279/06-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2007 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу главы городского округа Красноуральск - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случаях, если конкурс признан несостоявшимся, заказчик вправе объявить о проведении повторного конкурса либо направить документы о проведении конкурса и признании его несостоявшимся в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Порядок согласования возможности заключения государственного или или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) утвержден приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 N 124.
С учетом того, что доказательства соблюдения установленного Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" порядка размещения заказа заинтересованным лицом в материалы дела представлены не были, суды пришли к правомерному выводу о признании недействительным в названной части постановления главы городского округа Красноуральск от 01.08.2006 N 663 о заключении с ООО "ЖКХ-Энергия" договора на эксплуатацию и техническое обслуживание комплекса - систем и сооружений водоснабжения и канализации, а также о передаче ООО "ЖКХ-Энергия" объектов комплекса на безвозмездной основе."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 мая 2007 г. N Ф09-3439/07-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника