Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 мая 2007 г. N Ф09-3412/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Оренбургэнерго" (далее - общество "Оренбургэнерго") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.10.2006 по делу N А47-4592/2005 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Оренбургэнерго" - Садчикова Е.А. (доверенность от 05.10.2006 N 170-23).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество "Оренбургэнерго" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Роснедвижимости по Оренбургской области (далее - управление), открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога", Оренбургское отделение (далее - общество "РЖД") о признании недействительными результатов межевания, произведенного обществом с ограниченной ответственностью "Альтерна", незаконными действий управления по утверждению документов и согласованию землеустроительного дела, обязании общества "РЖД" изменить сведения государственного кадастра о ранее учтенном земельном участке по Бузулукскому району. Третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Альтерна", Государственное предприятие "Земля", Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области филиал по Бузулукскому району и г. Бузулуку, общество с ограниченной ответственностью "Кадастровый центр".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.10.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Оренбургэнерго" просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О землеустройстве". Как считает заявитель, судами не исследовались доказательства и доводы о нарушении его прав как смежного землепользователя, а именно землеустроительное дело общества "РЖД" и акт согласования границ со смежными землепользователями. Также, по мнению общества "Оренбургэнерго", необоснован вывод апелляционного суда о том, что управление не имело сведений о правах заявителя на земельный участок, поскольку к моменту создания управления имелась информационная база о землепользователях, а заявителем ставился в известность Комитет по земельным ресурсам и землеустройству администрации района о предоставлении ему земельного участка.
В отзывах на кассационную жалобу управление и общество "РЖД" возражают против доводов, изложенных в ней, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты, полагают, что они вынесены в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, на основании распоряжения администрации Бузулукского района от 30.09.1993 N 719 обществу "Оренбургэнерго" выдано свидетельство от 04.10.1993 N 89-п о праве постоянного пользования земельным участком, предоставленным для несельскохозяйственного использования (т. 1, л.д. 15, 16). На указанном земельном участке расположены объекты электроэнергетики, принадлежащие обществу "Оренбургэнерго" на праве собственности, в том числе линия электропередач ВЛ-35 кВ Бузулук-Элеватор 2-цепная отпайка на п.с. "Красногвардейская".
Между обществом "Оренбургэнерго" и государственным предприятием "Земля" 15.01.2004 заключен договор N 15/03/04/9 на выполнение работ по инвентаризации земельно-имущественного комплекса и сопровождению документов по постановке линейных и площадных объектов общества "Оренбургэнерго" на кадастровый учет. Работы по землеустройству земельного участка под линией электропередач на основании договора субподряда выполняло общество с ограниченной ответственностью "Кадастровый центр".
Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области сначала приостановлено проведение государственного кадастрового учета данного земельного участка, а затем принято решение об отказе заявителю в проведении кадастрового учета (т. 1, л.д. 13, 14).
Основанием для обращения общества "Оренбургэнерго" с заявлением в арбитражный суд послужило то обстоятельство, что управлением было утверждено и согласовано землеустроительное (межевое) дело по земельному участку, принадлежащему обществу "РЖД" без согласования границ со смежными землепользователями, в том числе с обществом "Оренбургэнерго", что привело к наложению границ земельных участков общества "РЖД" и общества "Оренбургэнерго", приостановлению и отказу в кадастровом учете земельного участка общества "Оренбургэнерго".
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ст. 17 Федерального закона "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения, осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра и включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности, их согласование, изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В силу ст. 19, 22 Федерального закона "О землеустройстве" землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы, в том числе материалы межевания объектов землеустройства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что по заказу общества "РЖД" землеустроительные работы спорного земельного участка проводило общество с ограниченной ответственностью "Альтерна" (далее - общество "Альтерна"). На день обращения общества "Альтерна" в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Оренбургской области с заявлением о предоставлении сведений о спорном земельном участке, в том числе о правах смежных землепользователей, в кадастровом деле указанные данные отсутствовали. При таких обстоятельствах в описании земельного участка общества "РЖД", представленном на согласование, информация о правах общества "Оренбургэнерго" также не была отражена. Управление при утверждении и согласовании обществу "РЖД" землеустроительного дела не было осведомлено о нарушении прав смежных землепользователей при межевании данного земельного участка.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области (далее - Положение) в функции управления входит организация, координация и контроль за выполнением топографических, геодезических, картографических и других обследовательских, землеустроительных и других проектно-изыскательных работ специального назначения для обеспечения ведения государственного земельного кадастра, землеустройства и других работ; утверждение карт и материалов по межеванию объектов землеустройства.
При отсутствии сведений о земельном участке общества "Оренбургэнерго" под опорой линии электропередач в кадастровом деле и неотражении таких сведений в описательной части пояснительной записки к проекту границ земельного участка общества "РЖД" у управления отсутствовала реальная возможность контроля, возложенного на него в соответствии с Положением.
Вместе с тем в функции управления не входит проверка правильности производства работ по оформлению землеустроительной документации и проведению межевания конкретных объектов землеустройства.
Кроме того, отсутствие согласования границ не является безусловным основанием для признания недействительными результатов межевания, если при этом не нарушены права заявителя. Судом сделан обоснованный вывод том, что проведенное землеустройство общества "РЖД" не нарушает права собственности общества "Оренбургэнерго" на принадлежащие ему объекты (опоры) и не создает препятствий для их использования и обслуживания линий электропередач.
Апелляционным судом также сделан вывод о том, что, поскольку общество "РЖД" не относится к государственным органам, органам местного самоуправления, иным органам и должностным лицам, действия которых могут быть оспорены в порядке, предусмотренном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оно является ненадлежащим ответчиком по требованию о признании незаконными действий по утверждению результатов межевания. Кроме того, общество "РЖД" не наделено полномочиями по изменению сведений в государственном земельном кадастре, в связи с чем заявленные требования в части обязания общества "РЖД" изменить сведения в государственном кадастре о ранее учтенном земельном участке удовлетворению не подлежат.
Данные выводы судов являются правомерными, так как основаны на фактических обстоятельствах дела, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и приведенным нормам права.
Доводы общества "Оренбургэнерго" о том, что у управления имелись сведения о правах заявителя на земельный участок, в материалы дела не представлены, землеустроительное дело общества "РЖД" и акт согласования границ со смежными землепользователями были предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для их переоценки.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.10.2006 по делу N А47-4592/2005 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Оренбургэнерго" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Оренбургэнерго" просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О землеустройстве". Как считает заявитель, судами не исследовались доказательства и доводы о нарушении его прав как смежного землепользователя, а именно землеустроительное дело общества "РЖД" и акт согласования границ со смежными землепользователями. Также, по мнению общества "Оренбургэнерго", необоснован вывод апелляционного суда о том, что управление не имело сведений о правах заявителя на земельный участок, поскольку к моменту создания управления имелась информационная база о землепользователях, а заявителем ставился в известность Комитет по земельным ресурсам и землеустройству администрации района о предоставлении ему земельного участка.
...
На основании ст. 17 Федерального закона "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения, осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра и включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности, их согласование, изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В силу ст. 19, 22 Федерального закона "О землеустройстве" землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы, в том числе материалы межевания объектов землеустройства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 мая 2007 г. N Ф09-3412/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника