Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 мая 2007 г. N Ф09-3879/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (далее - ФНС России) на определение Арбитражного суда Пермского края от 27.02.2007 по делу N А50-2470/2007-Б2 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2007 по указанному делу о возвращении заявления ФНС России о признании отсутствующего должника закрытого акционерного общества "Асгард" (далее - общество "Асгард") несостоятельным (банкротом).
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
ФНС России обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании отсутствующего должника общества "Асгард" несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 27.02.2007 заявление и приложенные к нему документы возвращены заявителю.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.03.2007 указанное определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ФНС России просит отменить определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов положениям п. 4 ст. 61, ст. 65 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель ссылается на невозможность исключения общества "Асгард" из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в административном порядке в связи с наличием у него задолженности по обязательным платежам, полагая, что общество "Асгард" может быть ликвидировано только путем признания его несостоятельным (банкротом) в порядке, установленном ст. 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием для предъявления в арбитражный суд заявления о признании отсутствующего должника общества "Асгард" несостоятельным (банкротом) послужило прекращение им своей деятельности, что выразилось в непредставлении должником в налоговый орган по месту учета налоговой и бухгалтерской отчетности начиная с 3 квартала 2002 г., отсутствии открытых банковских счетов, невыполнении обязанности по уплате обязательных платежей. Задолженность общества "Асгард" по обязательным платежам по состоянию на 06.02.2007 составила 501027 руб., из них недоимка - 254644 руб., пени - 242260 руб., налоговые санкции - 4123 руб.
Возвращая заявление, судебные инстанции установили, что ФНС России не представлено доказательств невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими нормам права.
В силу ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом). Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке на основании решения регистрирующего органа.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании представленных ФНС России документов установили, что общество "Асгард" имеет признаки недействующего юридического лица, так как не представляет в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую и налоговую отчетность и не осуществляет операции по расчетным счетам в течение последних двенадцати месяцев.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" разъяснено, что при поступлении заявления налогового органа о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица, налоговым органом должны быть представлены доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке (п. 2 Постановления).
ФНС России не представила доказательства невозможности исключения общества "Асгард" из ЕГРЮЛ в административном порядке.
Поскольку сам факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 1 названного Постановления), суд первой инстанции правомерно возвратил заявление ФНС России применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы ФНС России о невозможности исключения общества "Асгард" из ЕГРЮЛ в административном порядке в связи с наличием у него задолженности по обязательным платежам и о том, что общество "Асгард" может быть ликвидировано только путем признания его несостоятельным (банкротом), судом кассационной инстанции отклоняются как противоречащие изложенным выше положениям действующего законодательства.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Пермского края от 27.02.2007 по делу N А50-2470/2007-Б2 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2007 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом). Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке на основании решения регистрирующего органа.
...
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" разъяснено, что при поступлении заявления налогового органа о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица, налоговым органом должны быть представлены доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке (п. 2 Постановления)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 мая 2007 г. N Ф09-3879/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника